Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. В настоящее время государство усиливает интерес к качеству образовательного процесса. Все это напрямую определяется организацией преемственности обучения в дошкольных и школьных образовательных учреждениях, а также учете особенностей каждого ребенка в процессе обучения.
В современной практике особую значимость приобретает формирование письменных и каллиграфических навыков.
Письмо – трудная, систематическая, умственная и произвольная работа, которая базируется на работе структурных и функциональных компонентов и многими психологическими функциями. Письмо непосредственно связано с устной речью и реализуется только на основе достаточного уровня качества ее развития. Однако формирование устной речи является лишь одной из предпосылок успешного усвоения письма.
Процесс порождения письменной речи представляет собой сложную многокомпонентную деятельность, в основе которой положена работа отдельных психофизиологических комплексов.
Нарушения процесса овладения письменной речью в настоящее время рассматривается во всевозможных аспектах: психологическом, психолингвистическом, клиническом, нейропсихологическом, педагогическом (Т. В. Ахутина, Л. Н. Ефименкова, А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, Е. А. Логинова, Н. А. Никашина, Л. Г. Парамонова, И. Н. Садовникова, Л. Ф. Спирова, О. А. Токарева, М. Е. Хватцев, С. Н. 4 Шаховская, А. В. Ястребова и другие).
Процесс обучения письму состоит из разных направлений, к которым относятся - правильное распределение мышечной нагрузки руки; слуховая речь; знание зрительных образов букв и умение ассоциировать звуки с буквами; четкая артикуляция родных звуков; развитие гибкости и точности движений рук, глазомера, чувства ритма особенно важных для овладения навыком письма.
Одной из важных проблем методики обучения русскому языку является не только развитие орфографических навыков, но и каллиграфических.
В основе современных теорий, разрабатываемых учеными, лежит концепция И. П. Павлова. Исследователь считал, что развитие мышц руки формирует не только речь, но и мышление. Хорошее развитие функций обеих рук и формирование речевых центров в обоих полушариях дает человеку преимущество в интеллектуальном развитии, поскольку речь тесно связана с моторикой.
Красивый и ровный почерк редко встречается среди детей младшего школьного возраста. Это объясняется целым рядом причин: сложностью процесса письма, отсутствием саморегуляции в процессе письма, присущих младшему школьному возрасту, слабость развития мелкой моторики в виду недостаточной подготовки руки к письму.
Формированию каллиграфического почерка младшего школьника способствует учёт учителем психофизиологических особенностей ребёнка и применение в своей педагогической деятельности совокупности разнообразных приёмов и упражнений, а также дополнительных способов обучения, облегчающих труд ученика.
Все это указывается на актуальность темы исследования. Грамотный почерк является важной частью орфографически правильного письма и выступает определяющим фактором уровня сформированности у обучающихся письменных навыков.
Актуальность исследования определяется разрешением противоречия между:
- необходимостью формирования каллиграфического письма у младших школьников и сложностью его формирования у обучающихся младшего школьного возраста;
- необходимостью выбора учителем эффективных методов исправления недостатков формирующего почерка у младших школьников и разработке методических материалов для решения данной проблемы.
Проблема исследования: каковы условия эффективного исправления недостатков формирующего почерка у младших школьников?
Цель исследования – рассмотреть особенности исправления недостатков формирующего почерка у младших школьников.
Объект исследования – процесс формирования почерка в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования – особенности исправления недостатков формирующего почерка у младших школьников.
Гипотеза исследования: исправление недостатков формирующего почерка в младшем школьном возрасте будет эффективным, если будут соблюдены следующие психолого-педагогические условия:
- если в процессе формирования почерка будут учтены все компоненты ее определяющие (пространственные и зрительные представления, мелкая моторика, графические навыки).
Задачи исследования:
1. Представить общую характеристику психофизиологических особенностей формирования почерка в младшем школьном возрасте;
2. Раскрыть методы исправления недостатков почерка в младшем школьном возрасте;
3. Выявить уровень сформированности почерка у младших школьников;
4. Описать особенности методики исправления недостатков почерка у младших школьников.
Методы исследования: описательный метод, сравнительно- сопоставительный анализ, обобщение педагогического опыта, реферирование, диагностические методики, математическая обработка эмпирических данных, графическое иллюстрирование.
Опытно-экспериментальная база:
Практическая значимость результатов исследования определяется возможностью использования результатов работы в работе учителем начальной работы в процессе исправления недостатков формирующего почерка.
Структура работа: работа состоит из введения, две главы, заключение, список литературы, приложение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Психофизиологические основы формирования почерка в младшем школьном возрасте
Формирование почерка является одной из сложных навыков в процессе обучения. Почерк является средством выражения пишущим письменных навыков. В связи с этим следует подробнее рассмотреть, как психофизиологические механизмы формирования письма и почерка.
Исследование особенности формирования и развития письма у детей разных видов патологии и на разных этапах возрастного развития является одной из самых актуальных и исследуемых тем в отечественной коррекционной педагогике. Многочисленные труды в области формирования навыков письма показали значительное развитие научных положений в данной области. Этими вопросами занимались Н. А. Агаркова, А. К. Аксёнова, М. М. Безруких, В. В. Воронкова, В. А. Илюхина, Р. И. Лалаева, А. Р. Лурия, В. Н. Потапова, С. П. Резодубов, И. Н. Садовникова, К. Д. Ушинский, Т. Е. Хохлов, Л. В. Щерба.
Процесс письма – сложная деятельность, включающая в свой состав ряд психофизиологических компонентов. В нём задействованы различные анализаторы. Это сложный процесс, который подразумевает последовательный алгоритм работы речезрительного, речеслухового, двигательного и речедвигательного анализаторов [Ахутина 2006].
В основе процесса формирования письменной речи положена двигательная деятельность.
А.К. Аксенова объясняла, что двигательный навык письма представляет собой сложное языково-двигательное действие, которое выражается в виде речи (разума), с одной стороны, и движения, с другой. По мнению Н.Г. Агарковой, моторика письма – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие описывать звуки и сочетания языка [Агаркова 1987].
Графические навыки – это автоматизированный метод различения и перекодирования фонем в соответствующие буквы, для создания контуров, которых используются определенные движения рук. Этот навык обеспечивается взаимосвязанной деятельностью слухового, суставного, зрительного и двигательного компонентов [Безруких 2009].
Графическая система представляет собой набор букв алфавита с определенной структурой, которая характеризуется структурными единицами постоянной формы и типом пространственно-числовой связи между ними. Традиционное определение «шрифт» относится только к определенному набору букв алфавита. Употребляется в сочетании со словами: печатный, письменный [Бреусова 2012].
Изучение характера нарушений позволило рассмотреть разные отделы коры головного мозга в отношении к развитию письменных навыков. Височные области левого полушария головного мозга связаны со слуховым анализом в процессе письма: их поражение в основном приводит к нарушению процесса письма, которое осуществляется на слух, но мало влияет на транскрипцию. Заднецентральные области левого полушария, синтезирующие кинестетические ощущения, также участвуют в процессе письма, т. е. в управлении движением через речевой артикуляционный аппарат. Затылочно-теменная область связана со зрительной организацией процесса письма. Его потеря вызывает пространственные искажения в процессе записи. Соблюдение порядка и последовательности повторения букв связано с премоторной областью коры и поддержанием двигательного образа слова. Левые лобные доли — моторный центр речи — связаны с сохранением намерения при письме. Их поражение приводит к невозможности последовательной записи [Семенова 2001].
По мнению И.Н. Садовниковой, процессом письма управляют различные отделы коры головного мозга, но они играют неодинаковую роль при разных видах письма. К старшему дошкольному возрасту лобные доли учащихся не
Фрагмент для ознакомления
3
Агаркова, Н. Г. Формирование графического навыка письма у младших школьников/ Н.Г. Агаркова. – М. : Просвещение, 1987. – 129 с.
Агаркова, Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников // Начальная школа. - 1999. - №4. - С. 36-39.
Агаркова Н. Г. Поэлементный принцип обучения букв в методике обучения письму [Электронный ресурс] // Вестник ТГУ. 1999. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poelementnyy-printsip-obucheniya-bukv-v-metodike-obucheniya-pismu (дата обращения: 28.03.2025).
Ахутина Т. В. Нейропсихологический подход к изучению трудностей письма и чтения // Ранняя диагностика, профилактика и коррекция нарушений письма и чтения: Материалы II международной конференции Российской ассоциации дислексии. М.: Издательство Московского социально–гуманитарного института, 2006. С. 14-23.
Байгиреева Ж. М., Воротынцева В. И., Исенова А. Д., Ошаева А. Е., Ческидова А. В., Савкина Н. Г. Формирование каллиграфических умений при нарушениях почерка у младших школьников [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. №2-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kalligraficheskih-umeniy-pri-narusheniyah-pocherka-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 28.03.2025).
Безруких, М.М. Регуляция темпа графических движений у детей 6-10 лет / М.М. Безруких // Развитие двигательных способностей у детей. - М., 1976. -С. 15-17.
Безруких М.М. Пишу красиво и правильно: Как помочь ребенку научиться писать, закрепить и скорректировать трудности. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. – 239 с.
Безруких М.М. Обучение письму. - Екатеринбург: Рама Паблишинг. - 2009. - 607 с.
Бреусова Е.И. Проявление свойств почерка в системе письма [Электронный ресурс] // Известия ВГПУ. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proyavlenie-svoystv-pocherka-v-sisteme-pisma (дата обращения: 28.03.2025).
Григоренко А.К. Роль каллиграфии в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс] // Скиф. 2022. №3 (67). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-kalligrafii-v-mladshem-shkolnom-vozraste (дата обращения: 28.03.2025).
Гурова Е.М. Подготовка руки ребенка к письму // Начальная школа. -2020.- № 5.- С. 61-62.
Желтовская Л.Я. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. - М.: просвещение, 2019. - 238 - с. 13.
Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. Спб :МиМ, 2010. 286 с.
Лебедева Н.А. Комплексный подход при формировании моторного праксиса у детей с дизартрией [Электронный ресурс] / Проблемы современного образования. 2023. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnyy-podhod-pri-formirovanii-motornogo-praksisa-u-detey-s-dizartriey (дата обращения: 14.03.2025).
Методы нейропсихологического обследования детей 6-8 лет / Т.В. Аху-тина, С.Ю. Игнатьева, М.Ю. Максименко и др. // Вестн. моск. ун-та. - 1996. -сер. 14, № 2. - С. 51-58.
Отыншинова М. Б., Усольцева Д. А., Лукина Н. В., Прокопова Я. И. Роль каллиграфии в начальной школе [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. №2-5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-kalligrafii-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 28.03.2025).
Педагогические условия формирования навыков грамотного письма младшего школьника [Электронный ресурс] // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2015. №46. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-navykov-gramotnogo-pisma-mladshego-shkolnika (дата обращения: 29.03.2025).
Проблема почерка в современной школе / А. С. Сахно, В. А. Каплан, М. Е. Гориш [и др.] [Электронный ресурс] // Юный ученый. — 2019. — № 6 (26). — С. 71-73. — URL: https://moluch.ru/young/archive/26/1574/ (дата обращения: 28.03.2025).
Прохорова Е.В. Трудности у младших школьников на уроках письма // Начальная школа, №5, 2019.
Савкина Н.Г. Дифференцированное обучение учащихся начальных классов с учётом разной функциональной асимметрии полушарий. - Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - Ишим, 2010.
Савкина Н. Г. Педагогическая помощь леворуким детям в первый год их обучения в школе М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО "Ишимский гос. пед. ин-т им. П. П. Ершова". Тюмень, 2009.106 с.
Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. М.: АРКТИ, 2005. 400с.
Семенова, О.А. Мозговые механизмы произвольной регуляции деятельности и формирование навыка письма у детей 7-8 лет / О.А. Семенова, Р.И. Мачинская, Т.В. Ахутина, Е.В. Крупская // Физиология человека. - 2001. - Т. 27, № 4. - С. 23.
Соловьева Е. Ю. Типичные каллиграфические ошибки и их исправления [Электронный ресурс] // Скиф. 2017. №16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipichnye-kalligraficheskie-oshibki-i-ih-ispravleniya (дата обращения: 28.03.2025).
Федосова Н.А. Особенности обучения письму шестилетних первоклассников // Начальная школа. 1987. №4
Физиология развития ребенка: Руководство по возрастной физиологии / Под.ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010. - 768 с.
Хорошилова Е.И. Характеристика специфических ошибок письма младших школьников // Начальная школа. - 2019. - №7. – С. 145-148.
Шевелева О.П. Формирование навыка чистописания у младших школьников // Начальная школа. – 2020. – С. 56-.59.
Яковлева Н.Н. Преодоление нарушений письменной речи. СПб.: КАРО, - 2011. 160 c.