Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В Российской Федерации Основным Законом государства является Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном голосова-нии 12 декабря 1993 года (далее – Конституция РФ). В Конституции нашей страны зафиксированы ключевые правовые нормы, обладающие наивыс-шей юридической силой. Эти нормы определяют основные принципы устройства и работы государственных органов, местного самоуправления, а также базовые элементы экономической и правовой систем. Основной Закон устанавливает правовой статус государства и граждан, их взаимные права и обязанности. Конституция провозглашает Российскую Федерацию как социальное, светское и демократическое государство, организованное на федеральных принципах с республиканской формой управления.
Форма государства определяет, как государственная власть взаимо-действует с народом, и служит основой для внутренней структуры обще-ства. Этот аспект зависит от исторических условий, в которых государство возникло и развивалось, и отражает его сущность и тип. Политические си-лы оказывают значительное влияние на формирование данной формы. Также важны территориальные размеры, этнический состав населения, ис-торические традиции и другие факторы, которые могут оказывать воздей-ствие на это взаимодействие.
Государственно-территориальная структура — это ключевой компо-нент формы государства. Вкупе с формой управления и политическим ре-жимом, она демонстрирует уникальные черты организации власти в каждой стране.
Элементы государственной формы:
Государственно-территориальная структура. Определяет, как распре-деляется власть между различными регионами страны.
Форма правления. Определяет, каким образом осуществляется руко-водство страной.
Политический режим. Определяет, каким образом реализуется власть и соблюдаются права граждан. Эти три аспекта в совокупности дают пол-ное представление о характере и специфике государственной власти в конкретной стране.
Изучение структуры власти активно ведут юристы, политики и историки. На протяжении всей истории ведутся разработки методов улучшения управления национальными регионами, поиск эффективных способов согласования интересов федеральных и местных властей.
Можно констатировать, что современная Россия, в основном, преодо-лела административно-командную систему. Но переход должен завер-шиться федерализацией определенной совокупности общественных отно-шений, установлением системы федеративного регулирования политиче-ских, социально-экономических и этнических процессов в государстве.
Необходимость анализа современного состояния государственного устройства Российской Федерации, потребность разработки мер по со-вершенствованию системы правового регулирования управления обусло-вили актуальность и выбор темы исследования.
Целью данной работы является рассмотрение конституционно-правового статуса субъектов РФ.
рассмотреть понятие и содержание конституционно правового статуса субъектов Российской Федерации;
рассмотреть особенности конституционно-правового статуса субъектов в составе Российской Федерации.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, скла-дывающиеся в процессе становления и развития государственного устрой-ства Российской Федерации.
Предметом курсовой работы являются законодательство, регламен-тирующее государственное устройство РФ, а именно: Конституция Россий-ской Федерации, федеральное законодательство, теоретико-правовые ис-следования.
Методологическую основу исследования составляют а) общенаучные методы: диалектический; б) специальные методы: структурно-системный, сравнительный, метод комплексного подхода, технико-юридический, и иные методы. Указанные методы использовались для познания и объясне-ния основных закономерностей государственно-правовых явлений.
1. Понятие и содержание конституционно правового статуса субъектов Российской Федерации
Советский период характеризуется тем, что, несмотря на провозглашение федеративного устройства в конституциях РСФСР и СССР, фактически эти государства функционировали как унитарные. Они представляли собой совокупность административно-территориальных единиц. Хоть и было две ступени управления, настоящую власть удержи-вала главенствующая партия с её ключевыми структурами. Впрочем, в ответ на опасения распада страны, партийные дебаты привели к признанию этнического фактора как фундаментального для государ-ственного строя. Это обусловило появление и укрепление национальных руководящих сил.
Во времена Советского Союза территориальные приобретения часто следовали за военными столкновениями и обычно оформлялись через ди-пломатические каналы. Это процесс рассматривался как восстановление правды в историческом контексте. В результате, структура страны разви-валась путём добавления новых республик и областей, при этом иногда происходили изменения в границах уже существующих единиц. С момента основания СССР до весны 1940 года количество союзных республик уве-личилось вчетверо. Внутренние границы менялись, в основном, для реше-ния экономических задач. Национальный принцип устройства и право на выход из состава государства впоследствии стали основой для усиления сепаратистских настроений.
Как отмечается в научной литературе «процесс формирования новой российской государственности начался на рубеже 80–90-х годов минувше-го века, когда на повестку дня, наряду с другими, встал вопрос о расши-рении самостоятельности РСФСР в рамках союзного государства. В по-становке этого вопроса самые различные политические силы – от комму-нистов до их противников, от либералов до демократов и т. п. – были на удивление едины» .
Некоторые авторы справедливо отмечают, что «принятие на первом Съезде народных депутатов РСФСР Декларации о суверенитете породило и недовольство центра, и «войну законов» между ним и РСФСР. Вырази-лось это в том, что российские власти отменяли действие союзных законов на своей территории, союзные – действие законов российских, и дало до-полнительный импульс дальнейшей активизации сепаратистских настрое-ний национальных элит других союзных республик. Референдум в марте 1991 г. остановил, было, центробежные тенденции, но августовские собы-тия их ускорили» .
К моменту распада СССР казалось, что все условия для быстрого формирования новой российской государственности уже созданы. Однако процесс затянулся до конца 1993 года. Одной из причин этого стала по-пытка некоторых политических сил адаптировать советскую систему управления к новым условиям России. Несмотря на ожидания, что переход к новому политическому устройству будет стремительным, реальность оказалась иной. Часть политического спектра пыталась найти компромисс между устаревшими советскими структурами и новыми требованиями времени, что значительно замедлило процесс становления нового государ-ства. Таким образом, стремление некоторых политиков сохранить элемен-ты советской системы в условиях новой действительности стало важным фактором, повлиявшим на задержку формирования современной россий-ской государственности.
В период с 1991 по 1993 годы Российская Федерация столкнулась с угрозой распада, подобной той, что пережила в 1917 году. Эта проблема возникла после распада СССР, и некоторые республики и административные единицы внутри России начали заявлять о своих стремлениях
Фрагмент для ознакомления
3
I. Нормативные правовые акты
1. Международный пакт об экономических, социальных и куль-турных правах: принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496–ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН. URL: https://www.consultant.ru/ doc– ument/cons_doc_LAW_5429 (дата обраще-ния: 19.03.2025).
2. Конституция Российской Федерации : (принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. : с учетом поправок, внес. законами Рос. Фе-дерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г.
№ 6–ФКЗ, от 30 дек.2008 г. № 7–ФКЗ, от 05 фев. 2014 г. № 2–ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11–ФКЗ, от 1 июля 2020 г. № 1–ФКЗ) // Рос. газ. – 2020. – 04 июля.
3. О статусе столицы Российской Федерации: закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 года №4802–1 //Ведомости СНД РФ и ВС РФ. – 1993. –№ 19.–ст. 683.
II. Основная и специальная литература
4. Архипова, Т.Г. Государственное устройство современной Рос-сии в контексте истории ее государственности / Т.Г. Архипова, А.С. Сенин // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отноше-ния. – 2023. – № 4–2. – С. 254–270.
5. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М.В. Баглай. – 12– е изд., изм. и доп. – Москва : Норма: ИНФРА– М, 2017.– 561 с.
6. Байрамова, Н.Ю. Зарубежный опыт разграничения предметов веде-ния и полномочий Федерации и ее субъектов / Н.Ю. Байрамова // Пробелы в российском законодательстве. – 2019. – № 2. – С. 1617.
7. Бекиш, А.В. Политико–правовой анализ государственного устройства Российской Федерации и США / А.В. Бекиш // Вопросы устой-чивого развития общества. – 2022. – № 8. – С. 615–617.
8. Кадаев, А.А. Конституционно–правовой статус автономной об-ласти в Российской Федерации: история, текущее состояние и перспективы развития / А.А. Кадаев // Школа науки. – 2020. – № 6. – С.67.
9. Колмычек, П.И. О некоторых аспектах конституционно–правового статуса автономной области и автономных округов / П.И. Кол-мычек, В.Н. Опарин // В сборнике: Научное обеспечение агропромыш-ленного комплекса. Сборник статей по материалам 76–й научно–практической конференции студентов по итогам НИР за 2020 год. В 3–х частях. Отв. за выпуск А.Г. Кощаев. – Краснодар, 2021. – С. 245–247.
10. Конституционное право. Часть 1 : учебное пособие / сост. С. А. Буданов, В. В. Карпунина, А. А. Косых [и др.] ; ФКОУ ВО Воронежский институт ФСИН России. – Воронеж, 2022. – 160 с.
11. Кочев, В.А. Понятие и принципы федеративного устройства / В.А. Кочев // Пенитенциарная система и общество: опыт взаимодействия: сб. научных трудов по материалам VI Междунар. науч.–практ. конф. (2–4 апреля 2019 г.). – Пермь: Пермский институт Федеральной службы испол-нения наказаний, 2019. – C. 130–135.
12. Кошокова, С.Я. Принципы и особенности построения и разви-тия федеративного устройства в современной России / С.Я. Кошокова, А.А. Скичко // Эпоха науки. – 2022. – № 30. – С. 294–298
13. Прудников, А.С. Статус республики в составе Российской Фе-дерации: конституционно–правовой аспект / А.С. Прудников, В.П. Мала-хов // Вестник Московского университета МВД России. – 2021. – № 4. – С. 37–39.
14. Шамаева, К.В. Некоторые методологические подходы к изуче-нию конституционно–правового статуса субъекта в составе Российской Федерации / К.В. Шамаева // Конституционное и муниципальное право. – 2021. – № 4. – С. 36 – 39.
15. Шахрай, С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4–е изд., изм. и доп. / С.М. Шахрай. – М.: Статут, 2017. – 624 с.
III. Материалы судебной практики
16. Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 № 10–П. URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 19.03.2025).