Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Организация BRICS была образована 16 июня 2009 года. Изначально в неё входили 4 страны, первые буквы названия которых и составили аббревиатуру объединения: Бразилия (Brazil), Россия (Russia), Индия (India), Китай (China) – BRIC. Немного позже (в 2010) к странам-участницам присоединилась Южная Африка (South Africa), в результате чего к сокращению BRIC добавилась S, отсюда и образовалось окончательное название созданной организации – BRICS. В настоящее время в состав BRICS входит 11 стран. К государствамоснователям в 2024 году присоединились Эфиопия, Аргентина, Иран, ОАЭ, Египет и Саудовская Аравия
Актуальность темы обусловлена рядом причин. Организация БРИКС на сегодняшний день является одним из стремительно укрепляющих позиции на мировой арене интеграционных объединений, фокус которого направлен на справедливое сотрудничество государств в рамках меняющейся системы международных отношений. С учетом активного поиска новых форматов межгосударственного взаимодействия можно ожидать, что БРИКС станет одним из ключевых факторов в формировании многополярного миропорядка.
Цель исследования — рассмотрение исторических аспектов и современности деятельности БРИКС. Подобная постановка цели определила необходимость решить несколько задач:
1. Изучить историческую справку, повествующую о предпосылках создания союза BRICS;
2. Охарактеризовать описание целей BRICS и деятельности, как международного объединения;
3. Рассмотреть вопросы перспектив BRICS и возможных направлений развития на современном этапе с учетом особенностей экономических и политических амбиций каждой страны.
Объектом исследования является BRICS и его деятельность.
Хронологические рамки исследования охватывают c 2001 года по настоящее время.
Методами исследования в данной работе являются сбор информации об институтах развития, анализ их деятельности и обобщение ключевых механизмов и инструментов в достижении основных макроэкономических целей.
Говоря о степени разработанности темы, необходимо отметить, что зарубежные и отечественные исследователи делают акцент на обзоре истории, развития и перспектив объединения BRICS на мировой политической арене, что также обуславливает научную новизну настоящего исследования. Тем не менее, автор опирался на ряд научных трудов, посвященных изучаемой проблематике.
Обзор источников и литературы. В работе использовались публикации Shitova S. A., Сыначева Н. И., Кочеткова Е. Е., Dmitrieva, V. A., Цзи, К., Иванова, С. В., Маслова, А. А., Малышев, Д. В, в которых приводится историческая справка, повествующая о предпосылках создания союза BRICS, говорится о проблемах стран BRICS как во взаимоотношениях между собой, так и во внутренней структуре отдельных государств, представлены ключевые конфликты союзнических стран на политической арене, которые вредят развитию организации, большое внимание уделяется сильному различию интересов, которое напрямую негативно сказывается на дальнейшем развитии организации, представлены перспективы развития, которые ожидают организацию в ближайший период.
Структура работы выстроена в соответствии с поставленными задачами и включает в себя три главы, заключение, список литературы и источников.
Глава I. История создания БРИКС
1.1 Идея создания интеграционного объединения трех стран
БРИКС выступает на международной арене как новый политический игрок, благодаря которому интеграционные процессы перешли на новый качественный уровень. Поэтому история возникновения этого объединения и перспективы дальнейшего сотрудничества в настоящее время являются актуальными вопросами для различных исследователей. Целью объединения является концепция построения глобальной экономики, основоположником которой стал Джим О’Нил, являющийся британским финансистом и представителем американского инвестиционного банка Goldman Sachs. В 2001 году вышла его аналитическая статья Building Better Global Economic BRICs1 (Построение более эффективной глобальной экономики BRICs), где говорилось о таких государствах, как Китай, Россия, Индия и Бразилия, скорость развития которых значительно превышала темп остальных держав. Даже при самом неблагоприятном раскладе мировой процент доли ВВП стран BRIC окажет значительное влияние на экономическую политику. Отсюда следует, мнение этих стран при решении общеполитических вопросов также необходимо учитывать. Джим О’Нил считал необходимым переформировать объединение G7 и включить в союз Китай, Россию, Индию и Бразилию. Таким образом проведение глобальной политики было бы более выгодным и эффективным.
Еще в 1998 году Е. Примаков высказал идею создания интеграционного объединения трех стран. Он предложил начать сотрудничество в рамках треугольника Россия-Индия-Китай (РИК), который со временем трансформировался в объединение БРИК. Этот термин, аббревиатура БРИК, была предложена в 2001 году Джимом О'Нилом для обозначения четырех экономик мира с наиболее динамично растущими объемами ВВП – Бразилии, России, Индии и Китая.
Эти страны стремились развивать экономическое и дипломатическое сотрудничество. В период 2001-2005 гг. отношения между странами перешли на новый уровень. Значительные изменения претерпели отношения между Индией и Китаем. Особое место в этом объединении занимала Бразилия из-за своей удаленности от других стран-участниц. В начале XXI века Бразилия активизировала поиск новых партнеров для реализации различных интеграционных инициатив в формате межрегионального сотрудничества. В этой связи Бразилия начала активное политическое и экономическое сотрудничество с Россией, Италией и Китаем .
Но активные шаги к полномасштабной интеграции были сделаны благодаря инициативе российской стороны. Установление политических отношений в рамках БРИК началось в сентябре 2006 года, когда в Нью-Йорке в ходе 61-й сессии ООН состоялась встреча министров иностранных дел четырех стран. В ней приняли участие главы МИД России, Бразилии, Китая и министр обороны Индии. Участники выразили заинтересованность в расширении многостороннего сотрудничества.
Вторая встреча на уровне министров иностранных дел стран БРИК вновь состоялась на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке 24 сентября 2007 года. Было принято решение о проведении ежегодных полноформатных встреч глав внешнеполитических ведомств поочередно в каждой из стран, запуске совещательного механизма на уровне заместителей министров иностранных дел, а также об установлении регулярных контактов по линии посольств и постоянных представительств в ключевых для многосторонней дипломатии точках, прежде всего в Нью-Йорке. 16 мая 2008 года по инициативе России в Екатеринбурге состоялась встреча министров иностранных дел стран БРИК. По итогам встречи было принято совместное коммюнике, отражающее общие позиции сторон по актуальным вопросам мирового развития .
1.2 Расширение БРИКС
Идея расширения БРИКС возникла в 2017 году и получила название БРИКС+. Исследо¬вания концепции БРИКС+ были проведены Е. Араповой и Ю. Лисоволиком, которые под¬черкнули возможности сотрудничества между региональными интеграционными объединениями, в которых участвуют страны БРИКС . Некоторые российские ученые отметили, как возможности, так и проблемы внедрения такого формата, а также ведущую роль Китая в блоке в реализации его ключевых инициатив. Другое направление исследований было сосредоточено на отношениях между БРИКС и С20 в контексте трансформации глобального управления . Однако тема БРИКС+ остается недостаточно изученной и требует большего количества мнений от всехчленов БРИКС / БРИКС+.
16 июня 2009 года в Екатеринбурге состоялся первый саммит глав государств БРИК. В ходе саммита состоялись две встречи. От имени глав государств БРИК с заявлением выступил Дмитрий Медведев. По итогам саммита приняты два заявления (совместное заявление лидеров стран БРИК и совместное заявление стран БРИК о глобальной продовольственной безопасности). В этих заявлениях говорится, что обсуждалась ситуация в мировой экономике и другие актуальные вопросы мирового развития. Участники также обратили внимание на перспективы дальнейшего укрепления сотрудничества. Кроме того, указано, что страны БРИК поддерживают принятие широкого спектра среднесрочных и долгосрочные меры, направленные на решение проблемы продовольственной безопасности.
Второй саммит прошел в Бразилии 15–16 апреля 2010 года. По итогам саммита было подписано Совместное заявление, а также подписан ряд межгосударственных соглашений, в которых были подняты важнейшие вопросы: преодоление последствий кризиса и создание нового финансового порядка, в частности, в части права на большее влияние в таких международных организациях, как Всемирный банк и МВФ .
Присоединение ЮАР к этой организации началось в августе 2010 года, весь процесс интеграции занял около полугода, и в декабре 2010 года ЮАР официально стала членом организации. В связи с присоединением нового государства группа была переименована в БРИКС, где «С» стала обозначать ЮАР. А в апреле 2011 года президент ЮАР Джейкоб Зума принял участие в качестве полноправного члена в саммите БРИКС в Санье (Китай).
С самого начала существования объединения начала формироваться определенная система форматов взаимодействия стран БРИКС. Эта система включает в себя ежегодные плановые встречи на высшем уровне, встречи лидеров «на полях» G20, встречи высоких представителей, курирующих вопросы национальной безопасности, министров различных сфер.
В 2009–2016 годах страны БРИКС сосредоточились на определенных совместных приоритетах. Была выработана общая позиция по некоторым региональным вопросам, достигнуто общее согласие по финансово-экономическим вопросам, в том числе по Всемирному банку и МВФ, мерам по обеспечению мобилизации достаточных ресурсов МВФ в целях усиления его антикризисного потенциала, созданию механизма межбанковского
Фрагмент для ознакомления
3
Отечественные исследования:
1. Shitova, S. A. History of creation and formation of BRICS / S. A. Shitova, G. V. Pokhodzey // Актуальные проблемы профессиональной сферы в современном мире : Материалы X международной научно-практической конференции молодых ученых на иностранных языках, Екатеринбург, 16 марта 2023 года / Под редакцией Н.Н. Сергеевой. Vol. Часть II. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2023. – P. 219-221.
2. Сыначев, Н. И. БРИКС плюс: новая веха развития / Н. И. Сыначев // Теория государства и права. – 2024. – № 3(38). – С. 220-228.
3. БРИКС-Плюс: Новая сила в глобальном управлении // Лисоволик Ярослав Д., РСМД, Москва, Россия // ЖУРНАЛ МЕЖДУНАРОДНОЙ АНАЛИТИКИ 134 (1): 2023.
4. Кочетков, Е. Е. Деятельность России в БРИКС: исторические аспекты и современность / Е. Е. Кочетков, П. А. Игнатюк // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. – 2024. – № 5(106). – С. 32-43.
5. Цзи, К. Внешнеполитический процесс институционализации интеграционной деятельности БРИКС / К. Цзи // Социально-гуманитарные знания. – 2024. – № 8. – С. 148-151.
6. Иванова, С. В. История, возможности и ограничения деятельности БРИКС / С. В. Иванова // Евразийский диалог. – 2024. – № 1. – С. 16-19.
7. Маслова, А. А. БРИКС: проблемы и перспективы развития / А. А. Маслова, А. П. Филиппова, Л. А. Чернышева // Молодежь и системная модернизация страны : Сборник научных статей 8-й Международной научной конференции студентов и молодых ученых. В 4-х томах, Курск, 16–17 мая 2024 года. – Курск: ЗАО "Университетская книга", 2024. – С. 46-49.
8. Малышев, Д. В. ШОС и БРИКС в условиях становления многополярного мирового порядка / Д. В. Малышев // Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. – 2024. – Т. 16, № 2. – С. 9-31.
9. Исаев, П. А. Тенденции и перспективы платежной системы БРИКС / П. А. Исаев, А. В. Федоринов // Исследование развития экосистем в цифровой экономике : сборник научных статей, Курск, 27 марта 2024 года. – Курск: ЗАО «Университетская книга», 2024. – С. 177-180.
Зарубежные исследования:
10. Dmitrieva, V. A. The Role of the IBSA Fund in Foreign Aid Policies of IBSA and BRICS Member States / V. A. Dmitrieva, D. A. Kuznetsov // MGIMO Review of International Relations. – 2024. – Vol. 17, No. 1. – P. 113-134.
11. Hooijmaaijers, Bas. "Внутренняя и внешняя институционализация стран БРИКС: случай Нового банка развития" International Political Science Review 43, №. 4 (2022): 481-494
12. . ԲՐԻԿՍ. ԲԱԶՄԱԲԵՎԵՌ ԱՇԽԱՐՀԻ ՆԱԽԵՐԳԱՆՔԸ // Ամբերդ Տեղեկագիր. – 2024. – No. 3(28). – P. 96-105.
13. Crowley-Vigneau, A. Diplomats on BRICS: Drawbacks and benefits of cooperation without integration / A. Crowley-Vigneau, A. Baykov, A. Gao // Terra Economicus. – 2024. – Vol. 22, No. 2. – P. 124-137.
14. Helleiner, E., Wang, H. (2018). Limits to the BRICS' Challenge: Credit rating reform and institutional innovation in global finance. // Review of International Political Economy 25(5), 573-595.
15. Hooijmaaijers, B. (2021). China, the BRICS, and the limitations of reshaping global economic governance. // The Pacific Review 34(1), 29-55.
16. Hooijmaaijers, B. (2022). The internal and external institutionalization of the BRICS countries: The case of the New Development Bank. // International Political Science Review 43(4), 481-494
17. Larionova, M., Shelepov, A. (2022). BRICS, G20 and global economic governance reform. // International Political Science Review 43(4), 512-530.
18. Pant, H. (2013). The BRICS fallacy. // The Washington Quarterly 36(3), 91-105.
19. Volynskiy, A., Kruglova, M., Nikitina, S., Slavinskaya, O. (2023). Yuanization of the Russian economy: Politicization of the discourse. // Terra Economicus 21(4), 69-79
20. Brosig, M. (2024). Has BRICS lost its appeal? The foreign policy value added of the group. // International Politics 61, 106-124
21. Assessment of Competitiveness Factors of an Agent of the Financial Environment: Methodology and Comparative Analysis / E. Sitnikova, T. Kolmykova, I. Tretyakova, D. Lobacheva // SHS Web of Conferences : International Conference on Economics, Management and Technologies 2021 (ICEMT 2021), Yalta, Russia, 17– 19 мая 2021 года. Vol. 110.
Источники:
22. История БРИКС [Электронный ресурс] // Национальный Комитет по исследования БРИКС, Россия. Режим доступа: https://nkibrics.ru/pages/history-brics (дата обращения: 25.03.2025).
23. История БРИКС [Электронный ресурс] // Совместный сайт министерств иностранных дел государств-членов БРИКС. Режим доступа: https://infobrics.org/page/history-of-brics/# (дата обращения: 25.03.2025).
24. Вудфорд И. Новый министр иностранных дел Аргентины заявил, что Аргентина не присоединится к блоку БРИКС [Электронный ресурс] // Reuters. 30.11.2023 // Режим доступа: http://www.reuters.com/world/americas/ argentinas-incoming-foreign-minister-says-country-will-not-join-brics-bloc-2023-11-30 (дата обращения: 25.03.2025).
25. О приоритетах работы финансового трека БРИКС в 2024 г. // Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=38849-o_prioritetakh_raboty_finansovogo_treka_briks_v_2024_godu (дата обращения: 25.03.2025).
26. Сайт российского МИДа [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mid.ru/ru/ foreign_policy/news/1959499/ (Дата доступа 25.0.2025)
27. Официальный сайт New Development Bank [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ndb.int/about-ndb/general-strategy/ (Дата доступа 25.03.2025)
28. Встреча «БРИКС плюс [Электронный ресурс].» // Официальный сайт Президента России. 24.06.2022. Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/68700 (дата обращения: 25.03.2025).
29. Участники встречи «БРИКС плюс» выступают за многополярный порядок [Электронный ресурс]. // TV BRICS. 24.06.2022. Режим доступ: https://tvbrics.com/news/uchastniki-vstrechi-briks-plyusvystupayut-za-mnogopolyarnyy-poryadok/ (дата обращения: 25.03.2025)
30. Расширение БРИКС поможет России в противостоянии с Западом [Электронный ресурс].» // Взгляд. 28.06.2022. Режим доступ: https://vz.ru/world/2022/6/28/1165185.html (дата обращения: 25.03.2025)
31. БРИКС становится реальным конкурентом G7 в мировой финансовой системе — эксперт [Электронный ресурс].» // Евразия Эксперт. 06.07.2022. Режим доступа: https://eurasia.expert/briksstanovitsya-realnym-konkurentom-g7-v-mirovoy-finansovoy-sisteme-ekspert/ (дата обращения: 25.03.2025)
32. Agreement on the New Development Bank. Fortaleza. 15.07.2014 [Электронный ресурс].» // New Development Bank. Режим доступа: www.ndb.int/wp-content/uploads/2022/11/ Agreement-on-theNew-Development-Bank.pdf (accessed: 25.03.2025).
33. Банк БРИКС отказался от новых инвестиций в Россию из-за санкций [Электронный ресурс].» // РБК. 27.07.2023. Режим доступа: https://www.rbc.ru/finances/27/07/2023/64c181429a79470005ae9 4e4 (дата обращения: 25.03.2025).
34. Рябков заявил о намерении почти 20 стран присоединиться к БРИКС [Электронный ресурс].» // ТАСС. 15.07.2023. Режим доступа: https://tass.ru/politika/18015097?utm_source=yxnews&utm_ medium=desktop (дата обращения: 25.03.2025).
35. Новые власти Аргентины исключили вступление в БРИКС [Электронный ресурс].» // РБК. 20.11.2023. Режим доступа: https://www.rbc.ru/politics/20/11/2023/655ae0639a794713656d8943 (дата обращения 25.03.2025).
36. Савинский С.П. Создание платежной системы БРИКС [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.bankdelo.ru/fingram/press-center/pub/8926 (дата обращения 26.03.2025).
37. ОБРАЩЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В.В.ПУТИНА В СВЯЗИ С НАЧАЛОМ ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВА РОССИИ В БРИКС [Электронный ресурс] - Режим доступа: - https://brics-russia2024.ru/ (дата обращения: 25.03.2025).