Фрагмент для ознакомления
2
Предприятия оптовой торговли осуществляют куплю-продажу товаров с целью их последующей перепродажи для предпринимательских целей и оказывают услуги по организации оптового оборота товаров. Как правило, цена единицы товара в оптовой торговле ниже его розничной цены[ Фридман А. М. Экономика организации : учеб. М.: ИНФРА-М, 2022. С. 56.].
Оптовые торговые предприятия классифицируют следующим образом:
- по видам их специализации (предприятия, выполняющие весь комплекс закупочно-сбытовых операций - оптовые базы, склады); торговые посредники - дистрибьюторы, брокеры, агенты, торговые дома и др.; организаторы оптового оборота (оптовые ярмарки, товарные биржи, аукционы);
- по объему поставок (крупнооптовые, мелкооптовые);
- по товарному ассортименту (узкоспециализированные, смешанные; продовольственные, непродовольственные);
- по масштабу деятельности (федерального, регионального, внутриотраслевого уровней);
- по степени самостоятельности (независимые организации сбытовые структуры производителей, представительства, филиалы) и пр.
Рассмотрим особенности оптовой торговли отличают ее от розничной торговли. В таблице 1 наглядно продемонстрированы главные признаки оптовой торговли: реализация товара для его использования в предпринимательских целях, а не для личного потребления; заключение договора поставки, сторонами которого являются юридические лица, индивидуальные предприниматели[ Управление закупками в коммерческой деятельности : учеб. пособие / Т. Е. Евтодиева, Н. В. Иванова, Д. В. Ралык. Самара, 2022. С. 38.].
Как видно из таблицы 1, оба вида торговли представляют собой разновидности коммерческой деятельности, но различны по своей сущности, цели, кругу потребителей и другим особенностям (ценообразованию, масштабам, юридическому сопровождению). Одним из основных отличий оптовой торговли являются ее объемы - это всегда крупные партии товара, а не поштучная его продажа, что характерно для розничной торговли.
Таблица 1
Отличия оптовых и розничных продаж
Специфика Оптовая продажа товаров Розничная продажа товаров
Сущность Разновидность предпринимательской деятельности Разновидность предпринимательской деятельности
Цель Реализация товара для предпринимательских целей Реализация товара для личных целей
Потребители Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, реже - физическое лицо Физическое лицо, реже - индивидуальный предприниматель
Договорные отношения Договор поставки товара (разновидность договора купли-продажи) Договор розничной купли-продажи товара
Объем реализации товара Большой объем товара Поштучная продажа, небольшая партия
Цена товара Ниже розничной Выше оптовой цены
Если главной целью розничной торговли является обслуживание конечного потребителя, то оптовая торговля охватывает иные сферы обслуживания. Предприятия оптовой торговли осуществляют посредническую роль между производством и розничной торговлей, способствуя, таким образом, выполнению основной экономической функции торговли - поставке товаров от производства к потребителю с целью удовлетворения их платежеспособного спроса, одновременно обеспечивая получение предприятиями прибыли.
Вследствие изменения рыночных отношений в развитии способов ведения торговли, в России повышается актуальность коммерческой и деятельности.
В целом, коммерческая деятельность - это самостоятельный вид деятельности, базирующийся на рыночных принципах и законах, он проявляется в разных формах, занимая в сфере обращения важное место. К субъектам коммерческой деятельности предприятий торговли относят юридических и физических лиц, которые наделены правом ее осуществления. Объекты коммерческой деятельности - это конкурентоспособные товары и услуги, востребованные на потребительском рынке.
С целью правильного выстраивания каналов распределения и более успешной деятельности предприятия оптовой торговли должны:
- изучать рынок;
- соблюдать баланс расходов по закупке продукции, ее содержанию и рациональному использованию трудовых ресурсов;
- соблюдать нормы прибыли при закупке, хранении и продаже товаров;
- формировать благоприятную репутацию компании на рынке.
В. Даненбург, Р. Монкриф, В. Тейлор подчеркивают, что соблюдение этих принципов обеспечивает реализацию продукции производителя по удовлетворяющим покупателя ценам.
Оптовая продажа товаров осуществляется в двух формах: складской и транзитной.
Основная форма оптовой торговли предполагает продажу товара со склада торговой организации - продавца. Возможен также так называемый транзитный способ продажи, при котором приобретенный оптовым продавцом товар, минуя его собственный склад, доставляется непосредственно покупателю. Такой способ продажи предпочтителен в отношении товаров, которые производятся и потребляются в одном месте, например, продовольственных товаров, которые не нуждаются в доработке, расфасовке и других промежуточных манипуляциях. Крупные оптовые продавцы могут торговать транзитным способом и непродовольственными товарами (мебелью, тканями, бытовой техникой и др.). Такая форма продажи удобна тем, что позволяет значительно сократить затраты продавца, в том числе на персонал и на содержание складов, когда на товар уже имеется покупатель[ Воробьева И. П. Экономика и управление производством: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2022. С. 64.].
Транзитная форма торговли типична для длительных отношений между партнерами. Транзитный продавец приобретает и продает товары, как правило, в рамках договоров поставки, являющихся разновидностью договора купли-продажи. При этом следует отметить, что транзитный продавец становится собственником приобретенного товара, несмотря на то, что приобретенный им товар фактически не завозится на его склад. Поэтому при транзитной продаже товаров, бухгалтерский учет транзитного продавца производится в порядке, аналогичном при продаже со складов.
При оптовой продаже товара происходит передача коносамента - товарораспорядительного документа на товар (товарной накладной), подтверждающего выполнение договора поставки товара. В результате реализации товара оптовый продавец получает доход, который он отражает в бухгалтерском и налоговом учете. Правила ведения бухгалтерского учета и выполнения отчетности устанавливаются федеральными стандартами. В транзитной торговле участвуют три субъекта - поставщик, транзитный продавец и конечный покупатель, а исполнение производится одновременно по двум договорам. Поэтому оформляются две товарные накладные. Первая поставщиком товара при исполнении договора, заключенного с транзитным продавцом, вторая - транзитным продавцом на основании договора с конечным покупателем.
Инфраструктура оптовой торговли представлена совокупностью организаций, которые крупными партиями приобретают, хранят товары и перепродают их организациям-потребителям, другим торговым организациям, включая розничную торговлю. Оптовой торговлей занимаются как сами производители товаров, так и торговые посредники, для которых эта деятельность является основной.
Существует множество видов торговых посредников, среди которых наиболее распространены:
- дилеры (покупают товары за свой счет у различных продавцов, и перепродают их от своего имени, сами выбирают клиентов и работают по их заказам, могут представлять крупных производителей в целях повышения своего имиджа). Дилерские компании могут выполнять дистрибьюторские функции крупных производителей, прежде всего зарубежных. Корпорации-производители создают сеть распределительных центров, которые сотрудничают с дистрибьюторами;
Фрагмент для ознакомления
3
1.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ [Электронный ресурс]. – URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/914c87
2.Боброва О. С. Организация коммерческой деятельности : учебник и практикум для среднего профессионального образования / О. С. Боброва, С. И. Цыбуков, И. А. Бобров. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 382 с.
3.Бороненкова С.А. Экономический анализ в управлении предприятием / С.А. Бороненкова. - Москва: Финансы и статистика, 2022. – 217 с.
4.Гутникова О. Н. Организация и технология торговой деятельности : учебник для вузов / О. Н. Гутникова. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 250 с.
5.Дашков Л. П. Коммерция и технология торговли : Учебник для бакалавров / Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц, О. В. Памбухчиянц. – 14-е издание. – Москва : Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2024. – 348 с.
6.Дорман, В. Н. Коммерческая деятельность : учебник для вузов / В. Н. Дорман ; под научной редакцией Н. Р. Кельчевской. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 103 с.
7.Казарова А. Я. Коммерческая деятельность в оптовой и розничной продаже товаров / А. Я. Казарова, А. А. Козеева // Актуальные проблемы и достижения региональных экономических систем : Сборник научных трудов по материалам IX Международной научно-практической конференции, Ставрополь, 19–20 апреля 2023 года. – Ставрополь: ООО "СЕКВОЙЯ", 2023. – С. 107-111.
8.Каменева С. Е. Организация коммерческой деятельности в сфере услуг : учебник для вузов / С. Е. Каменева. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 76 с.
9.Коммерческая деятельность : учебник и практикум для вузов / И. М. Синяева, О. Н. Жильцова, С. В. Земляк, В. В. Синяев. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 394 с.
10.Коречков Ю. В. Методы оценки эффективности коммерческой деятельности в оптовой торговле / Ю. В. Коречков, Д. И. Малеева // Интеллектуальный потенциал образовательной организации и социально-экономическое развитие региона : Сборник материалов международной научно-практической конференции Академии МУБиНТ, Ярославль, 06–07 апреля 2022 года / Международная академия бизнеса и новых технологий. – Ярославль: Международная академия бизнеса и новых технологий, 2022. – С. 53-56.
11.Левкин Г. Г. Коммерческая деятельность / Г. Г. Левкин, О. А. Никифоров. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Издательство ЮРАЙТ", 2023. – 247 с.
12.Левкин Г. Г. Коммерческая деятельность : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Г. Г. Левкин, О. А. Никифоров. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 265 с.
13.Магомедов А. М. Экономика организаций торговли : учебник для вузов / А. М. Магомедов. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 286 с.
14.Малеева Д. И. Особенности управления коммерческой деятельностью в оптовой торговле / Д. И. Малеева, Ю. В. Коречков // Институциональное обеспечение сбалансированного развития региона : Сборник материалов II Национальной (Всероссийской) научно-практической конференции (с международным участием), Ярославль, 22 ноября 2022 года / Международная академия бизнеса и новых технологий. – Ярославль: Редакционно-издательский отдел Международной академии бизнеса и новых технологий (МУБиНТ) , 2022. – С. 129-135.
15.Пахомова Н. Г. Организация деятельности торгового предприятия: оптовая торговля : Учебное пособие для СПО / Н. Г. Пахомова. – 2-е издание, исправленное. – Липецк : Липецкий государственный технический университет, 2022. – 89 с.
16.Ресурс БФО [Электронный ресурс]. – URL: https://bo.nalog.ru.
17.Шапиро Б. Л. Статистический анализ и оценка коммерческой деятельности в оптовой торговле / Б. Л. Шапиро // Актуальные проблемы развития экономики и управления в современных условиях : Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции, Москва, 29 ноября 2023 года. – Москва: Московский экономический институт, 2023. – С. 431-440.
18.Экономика предприятия : учебник для вузов / С. П. Кирильчук [и др.] ; под общей редакцией С. П. Кирильчук. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 458 с.
19.Экономика предприятия : учебник для среднего профессионального образования / С. П. Кирильчук [и др.] ; под общей редакцией С. П. Кирильчук. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 458 с.
20.Экономика предприятия. Учебник. / под общ. Ред. О.И. Волкова. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 470 с.