Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Одним из элементов планомерной кадровой работы по формированию квалифицированного состава персо-нала является управление лидерством [1].
Управление лидерством осуществляется специалистами, которыми производится определение квалификации, уровня знаний и умений работ-ника или учащегося; форма комплексной оценки сотрудника, на основе ко-торой принимается решение о его соответствии занимаемой должности, дальнейшем служебном росте, повышении заработной платы, понижении заработной платы, увольнении [61].
Внедрение новой системы аттестации лидеров позволит повысить эф-фективность деятельности специалистов, их ротации, профессионального развития сотрудников в зависимости от сложности осуществляемой дея-тельности.
Проблема исследования. Низкая эффективность деятельности пред-приятий на сегодняшний день является одним из основных препятствий на пути развития общества и экономики. Для решения данной проблемы сле-дует принимать меры, среди которых – управление лидерством [66].
Актуальность проблемы и недостаточная степень ее разработанности определили в итоге тему данного исследования.
Объектом исследования является Ламода. Предметом исследования является авторитет и лидерство в системе менеджмента.
Цель исследования заключается в том, чтобы выявить особенности ав-торитета и лидерства в системе менеджмента. Выдвижение данной цели обусловило постановку следующих исследовательских задач:
исследовать сущность лидерства;
определить понятие и содержание лидерства;
провести описание теорий лидерства;
исследовать лидерство на примере Ламода;
выработать рекомендации по совершенствованию лидерства.
Гипотеза исследования заключается в предположении того, что эф-фективность управления лидерством повысится, если включить в данную систему личностно ориентированную модель, направленную на выявление личностно-профессиональных особенностей персонала [28].
Теоретико-методологической основой исследования стали научные работы отечественных специалистов области менеджмента. В работе при-менялись следующие общенаучные методы эмпирического и теоретическо-го этапов исследования: наблюдение, описание, сравнение, анализ, синтез, аналогия и некоторые другие [64].
Эмпирическую базу исследования составили результаты анализа нормативно-правовых актов, регулирующих кадровую политику, резуль-таты анализа материалов периодической печати, которые отражают со-временное состояние проблемы и ее актуальность, а так же открытых ин-формационных источников глобальной сети Интернет; результаты анализа документов компании “Ламода”, результаты анализа данных статистики, законов Российской Федерации, постановлений и документов по вопросам управления лидерством.
Научно-практическая значимость исследования. Материалы исследо-вания, а также его общие выводы свидетельствуют о возможности их ис-пользования в компании “Ламода”, а также в других организациях.
Практическое значение исследования заключено в возможности раз-работки и использования практических рекомендаций, направленных на развитие управления лидерством [32].
Структура работы состоит из введения, двух глав, в которых решают-ся поставленные исследовательские задачи, заключения, списка источников и литературы.
1. Сущность лидерства
1.1. Понятие и содержание лидерства
В процессе развития стратегического менеджмента ведутся дискуссии относительно определения сущности руководства и лидерства. Американ-ские ученые придерживаются мнения, что каждый руководитель уже явля-ется лидером [26].
В российской литературе по менеджменту персонала эти два понятия обоснованно различают. Большинство людей не замечают различий между понятиями «лидерство», «руководство» и «власть» и считают, что, нахо-дясь на руководящей должности, менеджер автоматически имеет власть над подчиненными и является лидером коллектива.
Формально это так, но на практике соотношение этих трех составных частей управленческого воздействия чрезвычайно разнообразно, посколь-ку оно формируется под влиянием многих факторов, к которым относятся тип организации, ее масштабы, направление деятельности, место в иерар-хии управления, личностные черты руководителя и прочее [61].
Понятие «лидер» по сравнению с понятием «руководитель» является более емким, поскольку охватывает черты личности как руководителя, так и лидера, а это значит, что руководитель, который обладает качествами лидера, может влиять на работников с целью внедрения изменений в орга-низации, выхода на более высокий, качественно новый уровень.
Как лидерство, так и руководство имеют управленческий статус. Об-щими для лидера и руководителя есть возможность применять власть, то есть влиять на поведение других людей или на ситуацию с помощью раз-личных средств: авторитета, принуждения, традиций, экономических, со-циально-психологических механизмов [36].
Различия между лидером и руководителем вытекают из функций, ко-торые они выполняют. Руководитель осуществляет управление на основе принятых решений и контролирует их выполнение. Лидер дает право при-нимать решения каждому сотруднику, концентрируется на согласовании противоположных интересов работников [29].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахмед А.Х.А. Связь между стратегическим лидерством и до-стижением конкурентного превосходства // В сборнике: современная эко-номика: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей XXV Международной научно-практической конференции. 2019. С. 9-11.
2. Боровкова А.С. Взращивание эффективных менеджеров по-средством формирования системы управления лидерством // Наука и об-разование транспорту. 2018. № 2. С. 239-242.
3. Вавилова А.В. Речевое воздействие посредством топосов (на примере речи В.В. Путина) // В сборнике: Эволюция, прогресс и модерни-зация сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. НОО «Профессиональная наука». 2017. С. 307-312.
4. Винокурова О.А. «Безбюджетная» концепция: современный ме-тод финансового контроля в управлении организацией // Экономика и предпринимательство. 2017. № 1 (78). С. 1094-1097.
5. Головкина С.И. Позиции Германии в международной и регио-нальной торговле: анализ доминирования - 2009-2014 гг. // Практический маркетинг. 2017. № 2-1 (240). С. 19-25.
6. Гончарова А.М., Соловьева С.Н. Политическое лидерство в демократии // В сборнике: проблемы развития современного общества сборник научных статей 4-й Всероссийской научно-практической конфе-ренции. Юго-Западный государственный университет. 2019. С. 43-44.
7. Гумерова Г.И., Шаймиева Э.Ш. Интеллектуальное лидерство в цифровой экономике (на основе концепции лидерства в экономике знаний) // В сборнике: Россия: тенденции и перспективы развития Ежегодник. Ин-ститут научной информации по общественным наукам Российской акаде-мии наук; Ответственный редактор В.И. Герасимов. 2018. С. 486-490.
8. Гумерова Г.И., Шаймиева Э.Ш. Концепция "обслуживающего" лидерства в составе национальной концепции интеллектуального лидер-ства экономики знания: обзор, направления исследований // Российский экономический журнал. 2018. № 2. С. 68-87.
9. Гумерова Г.И., Шаймиева Э.Ш. Разработка концепции лидер-ства для достижения интеллектуального лидерства нации: этапы, институ-ционализация (на примере концепции "обслуживающего" лидерства) // В сборнике: Современные научные исследования в сфере экономики Сбор-ник результатов научных исследований. Киров, 2018. С. 416-426.
10. Давыдова Т.Ю., Арсеньев Ю.Н. Лидерство в управлении каче-ством // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2019. № 1. С. 20-35.
11. Ильина О.Г. Роль лидера в организации в условиях турбулент-ной внешней среды // В сборнике: Научный форум: экономика и менедж-мент сборник статей по материалам VI международной заочной научно-практической конференции. 2017. С. 18-24.
12. Кипень А.В., Ильясова А.Н. Маркетинг: анализа конкурентно-го положения предприятия на рынке // В сборнике: Современная экономи-ка: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей победи-телей VI Международной научно-практической конференции. 2017. С. 32-35.
13. Куренкова Е.А. Применение коучинговых технологий в разви-тии лидерского потенциала студентов // Успехи современной науки и обра-зования. 2017. Т. 2. № 2. С. 82-84.
14. Ли А.Ю. Основы лидерства. Подходы к изучению лидерства // В сборнике: Актуальные проблемы социальной и экономической психоло-гии: методология, теория, практика Сборник научных статей. Москва, 2018. С. 82-88.
15. Лукичева Н.М. О лидерстве и стиле руководства при управле-нии организациями // В сборнике: Теория и практика эффективности госу-дарственного и муниципального управления Юго-Западный государствен-ный университет Кафедра международных отношений и государственного управления. Курск, 2019. С. 217-220.
16. Перспективы исследования современных проблем педагогики / Козлова С.А., Коджаспирова Г.М., Азарова Л.Н., Артамонова Е.И., Боди-на Е.А., Виноградова Н.Ф., Горлова Н.А., Конышева Н.М., Корешков В.В., Курочкина И.Н., Ромашина С.Я., Савенков А.И., Савостьянов А.И., Тарева Е.Г., Чумаков Б.Н., Шахманова А.Ш. Коллективная монография / Ответственный редактор С.А. Козлова. Составитель Г.М. Коджаспирова. Москва, 2017.
17. Политическая воля в системе эффективного государственного управления / Баев В.Г., Никулин В.В., Мещерякова С.В. // Современное право. 2017. № 3. С. 5-11.
18. Попова А.В. Лидер на государственной службе: понимание се-бя и команды через методологию и. Адизеса // Теория и практика совре-менной науки. 2016. № 1 (7). С. 276-283.
19. Попова Е.А. Тема "лидерство" на занятиях по иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2019. № 2. С. 8-15.
20. Попова Е.О. Сравнение стандартов для разработки руковод-ства по качеству предприятий // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 8-5. С. 119-121.
21. Проблемы и направления стратегического развития промыш-ленных предприятий / Алехина О.Ф., Воронов Н.А., Задумин А.В., Удалов О.Ф. // Вестник НГИЭИ. 2017. № 1 (68). С. 83-91.
22. Продвижение инновационной технологии управления электро-потреблением в системе smartgrid на международный рынок / Клавсуц И.Л., Абдулов Р.М., Жданов Д.В. // В сборнике: Наука. Промышленность. Оборона труды XVII Всероссийской научно-технической конференции: в 4 томах. Под редакцией С.Д. Саленко. 2016. С. 91-98.
23. Прока Н.И., Кузнецова Т.М. Практикум по дисциплине «управление человеческими ресурсами». для практической и самостоя-тельной работы обучающихся очно, заочной и очно-заочной форм обуче-ния по направлению 38.03.02 - Менеджмент / Орел, 2016.
24. Пряжников Н.С. Мотивация и стимулирование трудовой дея-тельности: Учебник и практикум / Москва, 2017. Сер. 58 Бакалавр. Акаде-мический курс.
25. Психологические факторы эмоционального интеллекта / Тихо-нова И.Б., Ударцева С.М., Чаусова Т.А., Готтинг В.В. // Актуальные науч-ные исследования в современном мире. 2017. № 1-3 (21). С. 98-103.
26. Работа с резервом как способ повышения потенциала руково-дящих кадров / Князев А.А., Лохтина Л.К., Мирошникова Ю.В. // Соци-альные аспекты здоровья населения. 2016. Т. 51. № 5. С. 8.
27. Развитые страны и их роль в мировой экономике / Логинова Я.А., Шабалина Т.В., Тельнова Н.Н. // Экономика и социум. 2017. № 1-1 (32). С. 1137-1139.
28. Родин А.В. Менеджмент качества как инновационный ресурс развития туристского комплекса Краснодарского края // В сборнике: Про-блемы и перспективы развития туризма в Южном федеральном округе сборник научных трудов. Симферополь, 2016. С. 326-331.
29. Рубаев Э.Х. Спорт и лидерские качества личности // Террито-рия науки. 2017. № 1. С. 53-60.
30. Руководство и лидерство в инновационном проекте / Аксёнова Л., Муратова Н.К., Троицкая Н.Г. // Инновационная экономика и совре-менный менеджмент. 2019. № 1. С. 19-23.
31. Рябова Е.Л., Нечипоренко В.С. Политическое лидерство как ресурс эффективного государственного управления // Этносоциум и меж-национальная культура. 2017. № 1 (103). С. 9-18.
32. Саипова М.Л. Макиавеллизм как личностная черта лидера // Наука и Мир. 2017. Т. 2. № 3 (43). С. 76-78.
33. Салимуллина Е.В. Лидерские качества учителя как фактор успешной профессиональной деятельности // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2017. Т. 8. № 2-2. С. 198-202.
34. Самосудова Н.В., Николаева Д.А. Современные подходы к ру-ководству и лидерству в управлении девелоперскими организациями // Экономика и предпринимательство. 2017. № 2-1 (79-1). С. 423-430.
35. Сафиулина Р.М. Имидж-ресурс стратегического развития Мос-ковской области: управление символами // Стратегии бизнеса. 2017. № 2. С. 12-15.
36. Свистак А., Кот Я.И. Управление волонтерами и лидерство // В сборнике: Развитие молодёжного добровольчества: современное состоя-ние, проблемы и перспективы Материалы Международной заочной науч-но-практической конференции. Под редакцией В.И. Спириной. Ответ-ственный редактор И.В. Герлах. 2016. С. 53-57.
37. Селиванов В.В. Неформальное лидерство как феномен в систе-ме управления // NovaInfo.Ru. 2017. Т. 1. № 60. С. 128-132.
38. Семушина О.А. Кейс-метод как интерактивный метод обучения при изучении дисциплины «управление человеческими ресурсами» // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. 2016. № 1 (16). С. 46-48.
39. Сиваков Ю.Л. Создание условий для обеспечения гражданско-правовой и морально-психологической устойчивости сотрудников ОВД и инновационные интеллектуальные технологии // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2017. № 1 (39). С. 165-174.
40. Сидоров А.А. Выдающие результаты деятельности лидеров мировой биоэкономики // Региональное развитие. 2016. № 1. С. 10.
41. Смирнова Е.Г. Саморегулирование как перспективное направ-ление развития лидерства России в рекламной деятельности. В книге: Гу-манитарные технологии и интеллектуальное лидерство сборник тезисов докладов международной научно-практической конференции. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова. 2017. С. 99-103.
42. Современные стили и методы управления персоналом в России / Гладкова В.Е., Жариков В.В., Зинюк А.И. // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2016. № 48. С. 45-56.
43. Соколова Е.А. Глава 4. Психолого-педагогические характери-стики феномена «лидерство» как типа отношений в управлении // В книге: педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании монография. Пенза, 2016. С. 61-71.
44. Соснина Е.Ю. Знания как фактор формирования ключевых компетенций эффективного промышленного предприятия // Вестник Уд-муртского университета. Серия Экономика и право. 2016. Т. 26. № 5. С. 68-72.
45. Стиль управления и лидерство / Радев Е., Жекова В., Горанова Р. // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2016. № 1. С. 102-109.
46. Стригалева А.В., Филиппова Е.А. Власть в профессиональной сфере: прошлое и настоящее // Наука и культура России. 2016. Т. 1. С. 31-34.
47. Сулимова Е.А., Лошкова И.В. Лидерство, как профессиональ-ное качество государственной кадровой политики // Инновации и инвести-ции. 2019. № 1. С. 255-257.
48. Султыгов А.Х.А. The united states transition from the paternal-istic hegemony to a balanced leadership // Вестник Российской нации. 2019. Т. 1. № 1-1 (65). С. 114-126.
49. Тайкова Л.В., Тайков С.М. Лидерство как инструмент эффек-тивного управления // Вестник Новгородского государственного универ-ситета им. Ярослава Мудрого. 2016. № 5 (96). С. 107-109.
50. Таможенный менеджмент / Мантусов В.Б., Эриашвили Н.Д., Прокопович Г.А., Соловьев Е.Н., Аминов И.И. Учебное пособие / Россий-ская таможенная академия. Москва, 2016.
51. Творческое лидерство педагога как ресурс педагогического влияния / Тимощенко А.С., Грязева-Добшинская В.Г., Кадышева М.В. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Пси-хология. 2019. Т. 12. № 1. С. 83-91.
52. Тодорова Р.В. Европа в 2025 году: негативные и позитивные сценарии // Filo Ariadne. 2017. № 1 (5). С. 262-275.
53. Усачёва О.Н. Социо-игровые технологии на занятии с детьми дошкольного возраста // В сборнике: Лучшая научная статья 2017 сборник статей победителей VI Международного научно-практического конкурса. 2017. С. 220-223.
54. Филинкова Е.Б. Представления руководителей-собственников и трудового коллектива о состоянии психологического климата на предпри-ятии и роли руководства в его регулировании // В сборнике: Интегратив-ный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей Материалы VI Всероссийской научно-практической (заочной) конферен-ции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. 2016. С. 137-144.
55. Формирование умений курсантов формировать психологиче-ски совместимые группы служащих / Черноиванов А.В., Гаврилов В.И., Мосин В.В. // Современные исследования социальных проблем (электрон-ный научный журнал). 2017. Т. 8. № 2-2. С. 260-262.
56. Форсайт технологического развития как инструмент поддержки процессов планирования заказов и поставок сложной наукоемкой продук-ции в рамках кооперационных цепочек ЕАЭС / Логинов Е.Л., Борталевич С.И., Борталевич В.Ю., Сорокин Д.Д. // Образование. Наука. Научные кадры. 2017. № 1. С. 96-100.
57. Фролов Ю.В. Управление эффективностью работы в организа-ции и процессы организационного поведения: Учебное пособие для бака-лавров / Москва, 2016. Том Часть III.
58. Чурянина Д.А., Борисенко Ю.Л. Проблема стирания границ между лидерством и руководством // Аллея науки. 2018. Т. 6. № 5 (21). С. 276-279.
59. Шилин И.А. Переосмысленный подход к понимаю "лидерство", как инструмент современного менеджмента // В сборнике: Социально-психологические, управленческие и маркетинговые направления развития цифровой экономики Сборник материалов международных научно-практических конференций по проблемам социальной психологии, управ-ления персоналом, менеджмента и маркетинга. Москва, 2019. С. 224-232.
60. Ширинкина И.Н. Принятие управленческих решений в области руководства предприятием // Научно-образовательный потенциал моло-дежи в решении актуальных проблем XXI века. 2016. № 4. С. 125-127.
61. Шишлова Е.Э. Организация научной- исследовательской рабо-ты студентов по гендерной проблематике // Человеческий капитал. 2017. № 2 (98). С. 44-47.
62. Шишлова Е.Э. Психология управления и лидерства в органи-зации. Москва, 2016.
63. Эксакусто Т.В. Основы психологии малых групп и управления коллективом. Таганрог, 2016.
64. Эффективное управление: лидерство, руководство, развитие // Материалы международной научно-практической конференции / 2016.
65. Юд А.П. После брекзита: десять тезисов о настоящем и буду-щем Европы // Актуальные проблемы Европы. 2017. № 1. С. 155-165.
66. Яхонтова Е. Лидерство как фактор роста производительности труда // Проблемы теории и практики управления. 2017. № 2. С. 98-105.