Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Необходимо отметить, что в последние годы преобразований реформы также затронули такой предмет, как теория государства и права. Довольно очевиден разрыв между традиционно сформировавшимся содержанием учебных пособий, монографий, а также теми реалиями права и государства, которые характеризуют современный уровень и развитие человеческого общества, а также российского общества. На данный период времени значительно обогатилось научное знание о наиболее важных сторонах развития и практического функционирования права и государства. Новейшие процессы в жизни государства и общества обусловили потребность пересмотра большинства привычных представлений.
Государство обязано играть наиболее важную роль в жизни любого общества. Развитие общества, любого из его институтов, государства, представляет из себя естественный процесс истории, который протекает по объективным законам мира. Одним из выражений действия данных законов признаются государственные функции, т.е. характерные признаки государства, по сравнению с иными элементами общественной системы.
Вопросы, связанные с государственными функциями, всегда носили дискуссионный характер, как в обществе, так и в правоведении, так как сущность государства непосредственно и напрямую затрагивают интересы разных социальных классов и слоев, а также политических слоев. Это и отражает актуальность рассматриваемой темы по теории государства и права. Этот вопрос в РФ весьма актуален при формировании правового государства, изменения приоритетов в социально-экономическом и культурном развитии общества, постановке новых стратегических целей и задач.
Государственные функции формируются при его возникновении, развитии и последующем укреплении. Последовательность формирования функций государства напрямую зависит от очередности задач, которые были поставлены перед обществом в определенный этап времени. Данные задачи напрямую зависят от реальных условий, в т. ч. интересов и потребностей населения, экономических возможностей общества, уровня его культурного и нравственного развития, профессионализма аппарата государства и т.д.
Значение проблем государственных функций определяется тем, что в них выражается его социальное предназначение и сущность, при реализации собственных функций государство осуществляет целенаправленное управленческое влияние на разных области жизни общества. Данное обстоятельство характеризует научный интерес к феномену государственных функций.
Однако, государственные функции не стоит рассматривать как что-то статичное и неизменное, наоборот, это явление крайне изменчиво, что характеризуется обусловленными самим ходом исторического развития общества, преобразованиями такого политического и правового института, как государство.
В условиях современности это наиболее актуально, так как процессы глобализации и интеграции региональной экономики, формирование новых, за исключением государства, транснациональных корпораций и иных международно-правовых субъектов, которые претендуют на политико-правовое преобладание, влекут за собой значительные преобразования в государстве.
Базовые положения учения о государственных функциях, сложившиеся в правоведении, до настоящего времени продолжают сохранять собственную методологическую и теоретическую значимость и роль, позволяя решить большинство важнейших проблем в науке. Вопрос о государственных функциях, обладающий как теоретическим в науке, так и политико-правовым значение на практике, по-прежнему продолжает оставаться одним из самых спорных и сложных.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с функциями государства.
Предмет исследования – особенности понятия и классификации функций государства.
Цель данной работы – комплексное исследование функций государства: понятия, содержания, классификации.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
1) рассмотреть определение функций государства;
2) изучить исторический аспект развития функций государства;
3) исследовать основные функции государства;
4) определить особенности реализации функций государства;
5) рассмотреть классификацию функций государства;
6) определить функции государства в современном обществе.
Методологическую основу составили общенаучные и специальные методы исследования: юридический, исторический, структурно-функционального анализа, системного анализа, формально-логический и иные.
Структура данной работы состоит из введения, трех глав основной части, заключения и списка использованной литературы.
1. Понятие функций государства
1.1. Определение функций государства
Понятие государственных функций, считающееся основой для функциональной характеристики государства, до настоящего времени не получило однозначного определения и поэтому требует уточнения.
Зачастую под государственными функциями следует понимать базовые направления государственной деятельности. Между тем, тот факт, что ни в одной иной области научного знания, помимо правоведения, понятие функций не применяется для установления направлений деятельности, ставит под сомнение возможность такой трактовки государственных функций.
Государственные функции определяют его динамические признаки. Они определяют, что должно делать государство для того, чтобы достичь и претворить в жизнь цели и задачи, поставленные перед ним в конкретный период истории. К тому же, государственные функции как базовые направления его деятельности не стоит сводить к самой деятельности по той причине, что в практической деятельности государство может уклоняться либо вовсе искажать данные направления.
Не стоит их приравнивать к целям и задачам, поставленным перед государством. Если цель отражает, к чему стремится государство, а задача – на способы и средства ее достижения в конкретных условиях, то функция определяет скоординированные направления деятельности аппарата государства. Одну задачу можно решить при помощи исполнения нескольких функций[ Романюк А.В. Функции государства: понятие и классификация // Журнал «Студенческий вестник». -2021. - № 22-3 (120). - С. 67-68.].
Функциями являются объективно необходимые направления государственной деятельности, без которых общество не может существовать и стабильно развиваться. Они устойчиво сформировались в определенных областях жизни общества, и требуют согласованных действий управленческого характера всех системных элементов механизма государства. По этой причине государственные функции не стоит приравнивать к функциям определенных органов государства.
При их реализации на практике колоссальное значение отводится субъективным факторам, т.к. лишь от самих людей зависит, как точно уяснены данные закономерности и насколько адекватно избраны способы и методы решения поставленных перед обществом проблем.
К тому же, каждая функция обладает собственным объектом (область жизни общества) и сущность (управленческие шаги и определенные действия, которые предпринимаются государством для достижения целей, полезных для общества).
Сущность и перечень функций любого государства характеризуется целой совокупностью внешних и внутренних факторов. Среди данных факторов особо необходимо выделить признаки содержания государства (чьи именно интересы оно отражает и обеспечивает), отличительные особенности и актуальность политических, национальных, экономических, экологических и иных проблем, поставленных перед обществом.
По этой причине на одном из этапов исторического развития государства приоритет может отдаваться экономическим функциям, а на другой – культурным и социальным, на третьем – обороне государств, на четвертом – политическим функциям. Между тем, сами функции обладает сравнительно постоянным характером, а методы и формы их осуществления на практике изменяются весьма существенно, принимая во внимание поставленные задачи перед обществом.
На истоках собственного существования государство исполняло весьма ограниченный перечень функций. Сущность большинства из них обладала ярко выраженным классовым характером. Государство активно поддерживало социальное расслоение общества и обеспечивало удовлетворение интересов господствующих социальных слоев населения.[ Протасов В. Н. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов / В. Н. Протасов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 455 с.]
К наиболее важным признакам функций государства относятся следующие:
— функции государства выражают и предметно конкретизируют социальную и политико-правовую сущность государства. При выполнении функций реализуется роль государства в качестве субъекта политической системы, осуществляется разносторонняя практическая государственная деятельность внутри страны и на международной арене;
— функции государства охватывают его деятельность в целом (в отличие от функций отдельных государственных и негосударственных органов). Общеобязательный характер функций государства закрепляется в понятии государственного суверенитета, исходящего из прерогативы государственной власти перед всеми остальными видами власти;
— государственные функции имеют комплексный и всеобъемлющий характер. На их содержание и характер реализации оказывают существенное влияние особенности и закономерности исторического развития, динамика социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества[ Гавриков В. П. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов / В. П. Гавриков. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 461 с.].