Фрагмент для ознакомления
2
На протяжении всего существования школы решается одна и та же задача, а именно повышение эффективности образования.
Современная учебная программа рассчитана на среднестатистического школьника и определяется государственными образовательными стандартами. Индивидуальное время, затрачиваемое обучающимися на изучение этого массива знаний, не соответствует среднему значению, указанному в официальной учебной программе. Преодоление этого противоречия является конечной целью технологии индивидуализированного обучения.
Изучение вопросов дифференциации образовательного процесса занимались И. Э. Унт, А. А. Кирсанов, Г.К. Селевко, Е. С. Рабунский, Т.Е. Крыжановская и др. Данная область знания максимально исследована. Однако остаётся ряд нерешенных вопросов в области индивидуального подхода в массовом обучении при реализации учётных дисциплин естественно-научного направления.
В учебном процессе важен не только процесс усвоения содержания, но и процесс оценки качества обучения учащихся. Индивидуализация основана не только на распределении учебных материалов по определенным критериям, но и на дифференциации средств контроля и оценки, направленных на каждого обучающегося.
Таким образом, актуальность темы нашего исследования объясняется несколькими аспектами:
- социальный - требования к образовательным результатам выпускников школ предопределяют сложность образовательного процесса, расширение содержания и способов оценки знаний. В результате уровень учащихся внутри одного класса значительно различается;
- педагогический – наблюдается снижается не только уровня академической грамотности обучающихся, но и мотивации к обучению. Эта ситуация создает необходимость в модели обучения, ориентированной на каждого школьника в особенности при изучении естественно-научных дисциплин, таких как биология;
- методический – между потребностью в использовании индивидуализированного подхода в обучении биологии и необходимостью разработки вариативных заданий при изучении раздела «Ботаника».
Объект: образовательный процесс по биологии в 5-6 классе.
Предмет: методические условия вариативных заданий при изучении раздела «Ботаника».
Цель: выявление особенностей использования вариативных заданий при изучении раздела «Ботаника» на кошках биологии в 5-6 классах.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности индивидуализации образовательного процесса;
2.Дать психолого–педагогическую характеристику обучающимся подросткового возраста;
3. Дать характеристику вприативным средствам обучения;
4. Рассмотреть и обобщить методические условия развития логического мышления при обучении биологии.
5. Исследовать методику организации вариативного обучения;
6. Предложить комплекс вариативных заданий для обучающихся 5-6 класса при изучении раздела «Ботаника».
Методы исследования: анализ психолого–педагогической и методической литературы, рабочих программ по исследуемой проблеме.
Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты курсовой работы могут быть применяемы в учебно–воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.
Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, выводы по работе, список использованных источников. В первой главе исследования выделены особенности индивидуализации образовательного процесса, раскрыты психолого-педагогические особенности подросткового возраста, представлена характеристика вариативным средствам обучения. Во второй главе раскрывается методика использования вариативных средств обучения как средства индивидуализации образовательного процесса на уроках биологии при изучении раздела «Ботаника».
В условиях перехода системы общего образования на федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС) эффективным механизмом обеспечения достижения каждым обучающимся планируемых результатов освоения основных образовательных программ становится индивидуализация обучения [7].
Рассмотрим понятие об индивидуализации и индивидуальном обучении.
Ссылаясь на концепцию индивидуализации И.Э Уэнта, можно получить достаточно краткий вариант определения индивидуализации образования:
1) организация учебного процесса, при которой выбор методов, приемов обучения, темпа обучения определяется индивидуальными особенностями обучающихся;
2) учебно-методическая, психолого-педагогическая и организационная управленческая деятельность, обеспечивающая индивидуальный подход к обучению [19].
Г.К. Селевко в своей монографии «Современные образовательные технологии» определяет «индивидуализацию» как «организацию учебного процесса, в котором выбор способов, приемов, методов обучения зависит от индивидуальных особенностей учащихся» [14, с.58]
А.А. Кирсанов считает индивидуализацию обучения как «систему учебно-дидактической деятельности, соответствующей целям деятельности и реальным познавательным возможностям коллектива класса, отдельных учащихся и групп учащихся, обеспечивающей поддержку учащихся, развитие его потенциальных способностей с учетом целей обучения» [10, с.203].
Помимо понятия «индивидуализация», педагогическая наука часто использует понятие «дифференциация». Существует три подхода к взаимодействию этих процессов.
- во-первых, существует мнение, что понятия «индивидуализация» и «дифференциация» являются синонимами. Например, говоря об образовательном процессе, характеризующемся учетом типичных индивидуальных различий учащихся, Н.М. Шахмаев объясняет термин дифференциация так: «такая организация учебного процесса, при которой учитываются индивидуальные особенности учащихся, в условиях работы учителей в обычных классах. По сути, это не что иное, как индивидуализация образования» [18, с.139].
Такую точку зрения автор объясняет мнением другого исследователя – С. Е. Покровской, которая в понятие дифференциация включает: процесс организация особых условий обучения с целью развития индивидуально-личностных способностей школьников [12].
В заключение мы видим, что дифференциация обучения является условием индивидуализации всего педагогического процесса. Индивидуализация и дифференциация обычно относятся к различным способам реализации индивидуального подхода как дидактического принципа. И хотя индивидуализированное обучение может иметь смысл для отдельного учащегося, дифференцированное обучение предназначено для удовлетворения общих, типичных характеристик конкретной группы [3].
И.Э. Унт определяет понятие дифференциации следующим образом: «дифференциация — это группировка учащихся по определенным особенностям индивидуального обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся» [19].
Той же точки зрения придерживается и Е.С. Рабунский. По его словам, «дифференциация образования заключается в разделении учебных программ и программ в классах старших классов, которые выполняются на факультативах, в частных школах и в классах» [13, с. 179].
Таким образом, широко распространено мнение, что дифференциация и индивидуализация не являются синонимичными понятиями. При этом дифференциация считается основным типом индивидуализации [17].
В настоящее время дифференцированное обучение является эффективным средством организации образовательного процесса детей с особыми образовательными потребностями (одаренных учащихся, учащихся с особыми образовательными потребностями и т. д.).
Что касается третьего подхода к взаимодействию дифференциации и индивидуализации, то, по его мнению, дифференциация является общим понятием, а индивидуализация, в свою очередь, выражается видовым понятием [6].
Исходя из этого, Е.С. Рабунский продолжает по этому поводу «... образовательный процесс, характеризующийся учетом типичных индивидуальных различий учащихся, часто называют дифференциацией, а обучение в этом процессе называется дифференцированным обучением» [13, с. 76].
Сравнивая процессы индивидуализации и дифференциации, мы обнаружили, что как в практике дифференциации, так и в процессе индивидуализации процесс обучения непосредственно ориентирован на личностные, когнитивные и психологические особенности каждого обучающегося. И главное их отличие состоит в том, что при индивидуализированном подходе педагогическая деятельность направлена на конкретного учащегося, а при дифференцированном - на группы учащихся, сформированные по определенным признакам.
На основании этого можно сделать вывод, что индивидуализация обучения является неотъемлемой частью учебного процесса и ориентирована на каждого обучающегося. Основная цель индивидуализации – вызвать у учащихся интерес и желание изучать предмет, обеспечить максимальную продуктивность каждого из них, избежать пробелов в их знаниях.
Дифференциальное обучение согласно Н.К. Гончарову, позволяет обогащать воспитательную работу школы, выявлять и развивать интересы, стремления и способности учащихся, готовя школьников к выбору образовательной специальности [3].
Таким образом, мы определили, что во главе индивидуализации процесса обучения биологии лежит процесс вариативное обучение. В рамках отдельной дисциплины это выражается в выборе содержания материала, способов его изложения, а также форм контроля знаний.
1.2 Психологические особенности обучения подростков
По классификации Д.Б. Эльконина возрастным диапазоном подростка сейчас принято считать от 10-11 лет до 14-15 лет. А еще существует четко выраженный период от переходного возраста к подростковому возрасту в 14-16 лет, который некоторые авторы называют старшим подростковым возрастом (8-9 классы). Поэтому психологическое развитие подростков и уровень самосознания в этот период отличаются друг от друга.
Основная особенность подросткового периода заключается в резких и качественных изменениях, которые охватывают все сферы развития. В этот период происходят преобразования не только физического роста и биологической зрелости, но также эмоционального, когнитивного и социального развития подростка. Эти изменения влияют на его самоощущение, взаимоотношения с окружающими, поиск своего места в обществе и формирование своей личности. Подростковый период является временем, когда происходят значительные трансформации, и понимание этих изменений имеет важное значение для поддержки и сопровождения подростков в их развитии. В средней школе мотивация к учебе у подростков начинает меняться. Теперь жажда новых знаний уходит на второй план, а на замену ей приходит желание самореализоваться в своей среде, быть признанным одноклассниками и друзьями.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Биология: 5 класс : базовый уровень: учебник / В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, З.Г. Гапонюк, Г.Г. Швецов; под редакцией В.В. Пасечника. – М.: Просвещение, 2023. – 160 с.
2. Биология: 6 класс : базовый уровень: учебник / В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, З.Г. Гапонюк, Г.Г. Швецов; под редакцией В.В. Пасечника. – М.: Просвещение, 2023. – 160 с.
3. Гончаров Н.К. Дифференциация и индивидуализация образования в современных условиях / Н. К. Гончаров // Проблемы социалистической педагогики. М., 1973.
4. Жукова Н.В. О реализации принципов индивидуализированного и дифференцированного обучения/ Н.В.Жукова, Е.Г.Садомская // Химия в школе. - 2018. - №1. - С. 34-39.
5. Комилова М. М. Анализ принципов индивидуализации и дифференциации обучения / М. М. Комилова // Проблемы Науки. 2022. №4 (173). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-printsipov-individualizatsii-i-differentsiatsii-obucheniya (дата обращения: 11.12.2024).
6. Коновальчук В. Н. Историко-педагогический анализ практики построения вариативного обучения / В.Н. Коновальчук // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2005. №S1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriko-pedagogicheskiy-analiz-praktiki-postroeniya-variativnogo-obucheniya (дата обращения: 26.03.2025).
7. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования ; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 39 с.
8. Малова Р.Е. Применение вариативных заданий в общеобразовательной школе на основе цифровых ресурсов / Р. Е. Малова, А. А. Хрусталев // Школьная педагогика. — 2023. — № 1 (27). — С. 1-2. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/239/7887/ (дата обращения: 26.03.2025).
9. Перевозный А. В. Дифференциация как путь совершенствования современного школьного образования / А. В. Перевозный // Профильная шк. : учеб.-метод. и науч.-практ. журн. - 2007. - №6. - С. 3-11.
10. Пикан В. В. Технология вариативного обучения / В. В. Пикан. — М.: Перспектива, 2008.
11. Полат Е.С. Разноуровневое обучение / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. – 2000. – №6. – С. 6
12. Покровская С. Е. Дифференцированное обучение учащихся в средних общеобразовательных школах: пособие для учителей и руководителей школ, практических школьных психологов / С.Е. Покровская. – Мн.: Бел. наука, 2002.
13. Рабунский Е. С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников / Е.С. Рабунский. - М: Педагогика, 1975.
14. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП : методический материал / Г.К. Селевко. - М. : НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с. - (Энциклопедия образовательных технологий).
15. Синицина И. А. Вариативность как системообразующий концепт постнеклассической образовательной парадигмы / И. А. Синицина // Современные проблемы науки и образования. — 2017. — № 3.
16. Суворова Г. Ф. Особенности индивидуального обучения при обучении / Г. Ф. Суворова // Начальная школа.- 1996, №11.- С. 54-58.
17. Темербекова А. А. История возникновения и развития идей дифференцированного обучения в России / А. А. Темербекова// Вестник ТГПУ. 2002. №2 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-vozniknoveniya-i-razvitiya-idey-differentsirovannogo-obucheniya-v-rossii (дата обращения: 01.02.2023).
18. Трихин В. В. Индивидуально-дифференцированный подход как средство преодоления школьной дезадаптации / В. В. Трихин // Время науки – The Times of Science. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualno-differentsirovannyy-podhod-kak-sredstvo-preodoleniya-shkolnoy-dezadaptatsii (дата обращения: 11.12.2024).
19. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И.Э. Унт. - М. : Педагогика, 1990.
20. Шахмаев Н. М. Учителю о дифференцированном обучении. Методические рекомендации / Н.М. Шахмаев. - М. : 1989.