Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема задержки речевого развития у детей раннего возраста является одной из наиболее актуальных в современной педагогике и психологии. Своевременное выявление и коррекция речевых нарушений играют важную роль в дальнейшем интеллектуальном и эмоциональном развитии ребёнка. Недостаточное внимание к этой проблеме может привести к серьёзным трудностям в обучении и социальной адаптации. Поэтому изучение особенностей задержки речевого развития и разработка эффективных методов её коррекции становятся первоочередными задачами специалистов.
Актуальность исследования особенностей задержки речевого развития (ЗРР) у детей раннего возраста имеет несколько ключевых аспектов:
ЗРР — одно из наиболее частых нарушений развития у маленьких детей. Согласно различным источникам, от 3 до 15% детей дошкольного возраста испытывают трудности с развитием речи. В некоторых случаях эта цифра достигает даже 20%. Столь высокий процент распространённости требует пристального внимания к изучению данного явления.
Речь играет ключевую роль в когнитивном, социальном и эмоциональном развитии ребёнка. Она является основным средством коммуникации, познания мира и самовыражения. Задержка в речевом развитии может негативно сказаться на формировании важных психических функций: мышления, памяти, воображения, восприятия и внимания. Без своевременной помощи такие дети рискуют отставать в интеллектуальном и личностном плане.
Дети с ЗРР часто испытывают сложности в установлении контактов со сверстниками и взрослыми. Они могут сталкиваться с трудностями в дошкольных учреждениях и школе, что снижает их шансы на полноценную социальную интеграцию. Такие дети нередко становятся замкнутыми, раздражительными или агрессивными, что ещё больше усугубляет ситуацию.
Нарушения речи могут препятствовать успешному обучению в школе. У детей с ЗРР возникают трудности с чтением, письмом, пониманием инструкций и выполнением заданий. Если вовремя не принять меры, это может привести к проблемам с успеваемостью, сниженной мотивации к учёбе и, как следствие, к ограниченным карьерным перспективам во взрослой жизни.
Часто ЗРР сопутствуют различные медицинские и неврологические патологии, такие как аутизм, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), эпилепсия, церебральный паралич и другие. Тщательное изучение связи между этими заболеваниями и речевыми нарушениями помогает врачам точнее диагностировать и лечить детей.
Чем раньше выявлены причины задержки речевого развития и начата соответствующая коррекционная работа, тем лучше прогноз для ребёнка. Исследования показывают, что раннее вмешательство значительно повышает шансы на полное восстановление речевой функции и предотвращает вторичные психологические и социальные последствия.
Своевременная диагностика и коррекция ЗРР позволяют снизить затраты семьи на последующее обучение и реабилитацию ребёнка. Поздние попытки исправить ситуацию требуют гораздо больших ресурсов, включая специализированные образовательные программы, дополнительное медицинское обслуживание и поддержку социальных служб.
Настоящее исследование отличается акцентом на комплексный подход к изучению задержки речевого развития, учитывающий как биологические, так и социальные факторы. В отличие от традиционных подходов, где основное внимание уделяется медицинским аспектам, данное исследование рассматривает влияние психолого-педагогических условий на развитие речи у детей раннего возраста. Это позволяет разработать более эффективные стратегии профилактики и коррекции речевых нарушений.
Объектом исследования являются дети раннего возраста с задержкой речевого развития.
Предмет исследования — особенности проявления и механизмы формирования задержки речевого развития у детей раннего возраста.
Цель исследования — выявить специфику задержки речевого развития у детей раннего возраста и разработать методические рекомендации по её коррекции.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы задержки речевого развития;
- проанализировать причины возникновения задержки речевого развития;
- определить нормативные этапы речевого развития у детей раннего возраста и определить границу с ЗРР;
- провести экспериментальное исследование для выявления особенностей задержки речевого развития;
- разработать методические рекомендации по коррекции задержек речевого развития.
В ходе исследования использовались следующие методы: теоретический анализ научной литературы, наблюдение за детьми, тестирование уровня речевого развития с помощью специализированных методик, статистический анализ полученных данных.
Теоретическая значимость: результаты данного исследования имеют важное значение для теории и практики дефектологии, логопедии и педагогики. Они могут быть использованы специалистами для разработки программ ранней помощи детям с задержками речевого развития, а также для повышения квалификации педагогов и родителей.
Практическая значимость заключается в возможности внедрения предложенных методических рекомендаций в образовательный процесс дошкольных учреждений и центров коррекционной педагогики.
1 Теоретические основы задержки речевого развития у детей раннего возраста
1.1 Определение, виды и причины задержки речевого развития
Актуальность проблемы задержки речевого развития у детей раннего возраста обусловлена важностью своевременного формирования речи для полноценного интеллектуального и социального развития ребёнка. Речь играет ключевую роль в познавательной активности, общении и эмоциональной сфере, поэтому любое отклонение от норм может стать препятствием для успешного освоения ребёнком окружающего мира и подготовки к дальнейшему обучению.
Задержка речевого развития (ЗРР) представляет собой сложное явление, которое требует внимательного изучения и комплексного подхода к диагностике и коррекции, так как раннее выявление и устранение проблем в речевом развитии способствует предотвращению более серьёзных трудностей в будущем.
Задержка речевого развития (ЗРР) является предметом внимания многих учёных и исследователей в области детской психологии, неврологии и логопедии.
Впервые понятие «задержка речевого развития» было введено в логопедии: в 1973 г. Е. М. Мастюкова, Н. С. Жукова и Т. Б. Филичева издали книгу «Преодоление задержки речевого развития у дошкольников».
Так, Ю.Ф. Гаркуша выделяет задержку речевого развития как системное нарушение, которое затрагивает высшие психические функции, развитие анализаторных систем и предполагает различные причины и механизмы его возникновения [7].
Л. С. Волкова, Н. С. Жукова рассматривают ЗРР как замедление темпа речевого развития, при котором уровень развития речи не соответствует возрасту ребёнка [10].
Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова, М. Ф. Фомичева считают, что ЗРР — это атипичное развитие речи, выраженное в отставании развития всех структурных компонентов речевой функции (в фонетике, лексике, грамматике). По их мнению, вне зависимости от степени выраженности, ЗРР носит временный характер и относительно просто устраняется в ходе логопедической работы [29].
Ю. А. Покровская рассматривает ЗРР как системный дефект, где, по её мнению, страдают не только компоненты речи, но и психические процессы [12].
Проанализировав понятие «задержка речевого развития», которое дают авторы можно сделать вывод о том, что задержка речевого развития (ЗРР)- системное нарушение, характеризующееся замедленным темпом формирования речи по сравнению с возрастной нормой, оно проявляется в отставании развития всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики и грамматики, влияющее на высшие психические функции и анализаторные системы.
Несмотря на разнообразие возможных причин и механизмов возникновения, ЗРР имеет временный характер и может быть успешно преодолена благодаря своевременной коррекционной работе.
Существует несколько классификаций задержки речевого развития (ЗРР) у разных авторов.
О. Е. Гренкова предлагает выделять виды ЗРР согласно социальным условиям, в которых находится ребёнок:
Задержка на стадии эмоционального общения. Общение сводится к выражению взаимной любви, ласки, объятий. Речь в таком случае для ребёнка становится ненужной, и он ей не пользуется.
Исключительная ориентация на предметный мир. Ребёнок не нуждается во взрослом как в партнёре по совместной деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Бадалян Л.О. Детская неврология. М.: МЕДпресс-информ, 2010. 608 с.
2.Бобылова М. Ю., Браудо Т. Е., Казакова М. В., Винярская И. В. Задержка речевого развития у детей: введение в терминологию // Русский журнал детской неврологии. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zaderzhka-rechevogo-razvitiya-u-detey-vvedenie-v-terminologiyu (дата обращения: 28.03.2025).
3.Бурачевская, О. В. Возможности использования компьютерных технологий в работе с детьми с нарушениями речи / О. В. Бурачевская, Т. В. Бурачевская, Н. И. Бурачевская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3 (9). — С. 21-26. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/63/2608/ (дата обращения: 29.03.2025).
4.Волжанкина Н. В., Жулина Е. В. Исследование задержки речевого развития у детей раннего возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №64-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-zaderzhki-rechevogo-razvitiya-u-detey-rannego-vozrasta (дата обращения: 28.03.2025).
5.Волкова Л. С. «Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн. Кн. 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи» М.: Владос, 2004.
6.Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. —— М.: Лабиринт, 1999. — 352 с.
7.Гаркуша Ю.Ф. Конспекты логопедических занятий с детьми 2-3 лет: Учебное пособие. М.: ПАРАДИГМА, 2013. 160 c.
8.Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс ; Москва : Творческий центр Сфера, 2007. - 470, [1] с.; 27
9.Гирилюк Т. Н., Гончарова-Тверская О. Н. Теоретические аспекты коррекционно-развивающей работы по преодолению ЗРР в контексте применения АДК // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2024. №17. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-korrektsionno-razvivayuschey-raboty-po-preodoleniyu-zrr-v-kontekste-primeneniya-adk (дата обращения: 29.03.2025).
10.Голубева С. А., Чаркина Н. В. Исследование уровня развития речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития // Гуманитарные науки. 2019. №4 (48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-urovnya-razvitiya-rechi-detey-rannego-vozrasta-s-zaderzhkoy-rechevogo-razvitiya (дата обращения: 28.03.2025).
11.Горлова О. А. Профилактика коммуникативно-речевых отклонений у детей раннего возраста // Специальное образование. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-kommunikativno-rechevyh-otkloneniy-u-detey-rannego-vozrasta (дата обращения: 28.03.2025).
12.Городилова Светлана Александровна, Ульянова Алина Юрьевна Теоретическое изучение проблемы задержки речевого развития у детей раннего возраста // Современные образовательные практики в студенческих исследованиях. 2023. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskoe-izuchenie-problemy-zaderzhki-rechevogo-razvitiya-u-detey-rannego-vozrasta (дата обращения: 28.03.2025).
13.Григоренко, Н.Ю. Логопедическая работа в системе ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии (на базе Службы ранней помощи) / Н.Ю. Григоренко // Специальное образование. – 2011. – № 1. – С. 35-38.
14.Громова О. Е. Развитие речи ребенка: от первых слов до первых фраз. Рекомендации родителям Москва «Просвещение» 2007
15.Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки темпа психического развития у детей (обзор литературных данных) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 2011. № 3. С. 11-16.
16.Заваденко Н.Н. Расстройства развития речи у детей: ранняя диагностика и терапия. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2016;116(12):119‑125.
17.Зайцева, О. В. Игра как средство речевого развития дошкольников с задержкой речевого развития / О. В. Зайцева, А. Г. Дусаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46 (493). — С. 379-381. — URL: https://moluch.ru/archive/493/107754/ (дата обращения: 29.03.2025).
18.Карелина И. Б. Классификация задержек речевого развития различного генеза // Специальное образование. 2015. №XI. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-zaderzhek-rechevogo-razvitiya-razlichnogo-geneza (дата обращения: 28.03.2025).
19.Кузнецова Е. Задержка речевого развития: нейрофизиологический подход // Врач. 2017. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zaderzhka-rechevogo-razvitiya-neyrofiziologicheskiy-podhod (дата обращения: 29.03.2025).
20.Лахмоткина В. И., Ястребова Л. А. Психолого-педагогические аспекты характеристики детей с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №71-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-aspekty-harakteristiki-detey-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 28.03.2025).
21.Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М.: Альянс, 2017. - 368 с.
22.Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М., 1997.
23.Макарова Н. В. Особенности коррекционно-диагностической помощи детям раннего возраста с недостатками речевого развития в условиях дошкольного образовательного учреждения // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2010. №2с. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-korrektsionno-diagnosticheskoy-pomoschi-detyam-rannego-vozrasta-s-nedostatkami-rechevogo-razvitiya-v-usloviyah (дата обращения: 29.03.2025).
24.Мартиросян А.А. Развитие речи детей раннего возраста в условиях детско-родительской группы // Современные научные исследования и инновации. 2023. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2023/04/100145 (дата обращения: 18.03.2025).
25.Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция.—М.: Просвещение, 1992.—95 с.: ил.—ISBN 5-09-004049-4.
26.Носова В. Р., Леонова М. Б. Развитие мелкой моторики рук, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста // Евразийский научный журнал. 2016. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-melkoy-motoriki-ruk-kak-sredstvo-korrektsii-rechevyh-narusheniy-u-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 29.03.2025).
27.Панкина Ю. М. Комплексная коррекционная работа по преодолению задержки речевого развития у детей третьего года жизни // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. №8-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnaya-korrektsionnaya-rabota-po-preodoleniyu-zaderzhki-rechevogo-razvitiya-u-detey-tretiego-goda-zhizni (дата обращения: 29.03.2025).
28.Платохина Н. А., Абашина Н. Н. Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с задержкой речевого развития в условиях дошкольной образовательной организации // Концепт. 2018. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-detey-rannego-vozrasta-s-zaderzhkoy-rechevogo-razvitiya-v-usloviyah-doshkolnoy (дата обращения: 29.03.2025).
29.Покровская Ю.А. Дефиниция «Задержка речевого развития» в современной логопедии./Специальная педагогика и специальная психология. Сборник научных статей участников V международного теоретико-методологического семинара 08 – 09 апреля 2013 года, ИСОиКР ГБОУ ВПО МГПУ. В 2 – х томах. Том 1. Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии. М.: ЛОГОМАГ, 2013 - 284 с.-с.211-218.
30.Поспелова, С. Н. Направления и методы изучения детской речи в отечественной и зарубежной лингвистике / С. Н. Поспелова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1432-1434. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18743/ (дата обращения: 28.03.2025).
31.Степанова О. И. Развитие речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития (ЗРР) // Информация и образование: границы коммуникаций INFO. 2018. №10 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-rechi-detey-rannego-vozrasta-s-zaderzhkoy-rechevogo-razvitiya-zrr (дата обращения: 29.03.2025).
32.Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2004.
33.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. -- М.: Профессиональное образование, 1993. - 232с.
34.Фуреева Е. П., Алпатова Н. С. Логопедическая абилитация как форма помощи в развитии речи в раннем детском возрасте // The Scientific Heritage. 2021. №58-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/logopedicheskaya-abilitatsiya-kak-forma-pomoschi-v-razvitii-rechi-v-rannem-detskom-vozraste (дата обращения: 29.03.2025).
35.Харенкова А. В. Анализ особенностей речевого развития детей-билингвов // Проблемы современного образования. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-osobennostey-rechevogo-razvitiya-detey-bilingvov (дата обращения: 28.03.2025).
36.Шарифгалиева А.С., Ахмедзянова Г.Ф. Особенности речевого и психомоторного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития современное дошкольное и начальное образование: традиции и инновации// Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции. Бирский филиал федерального государственного бюджетного образовательного университета высшего образования "Башкирский государственный университет". Бирск, 2022
37.Шемякина О. В. Комплексный подход в работе с детьми раннего возраста с задержкой речи как средство всестороннего развития // Преподаватель ХХI век. 2013. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnyy-podhod-v-rabote-s-detmi-rannego-vozrasta-s-zaderzhkoy-rechi-kak-sredstvo-vsestoronnego-razvitiya (дата обращения: 29.03.2025).
38.Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М.: Детство-пресс, 2015. – 417 с.