Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Профориентационная работа с младшими школьниками является важным аспектом их образовательного процесса, так как позволяет формировать у детей представления о мире профессий и помогать им в выборе будущей специальности.
Актуальность темы определяется несколькими ключевыми аспектами:
первое, важность раннего знакомства детей с профессиями позволяет им с ранних лет начать осознанно подходить к своему будущему;
второе, внеурочная деятельность создает возможности для практического применения знаний и навыков, что способствует более глубокому пониманию выбранной профессии;
третье, развитие навыков социализации и командной работы через игровые и другие формы взаимодействия в рамках профориентации помогает в формировании значимых личностных качеств у детей.
В характеристике личностных результатов ФГОС НОО отражена важность профориентационной работы: «осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.» [13].
Таким образом, изучение педагогических условий для эффективной организации профориентационной работы становится актуальным и необходимым процессом в системе образования.
Объект исследования: организация профориентационной работы с младшими школьниками
Предмет исследования: педагогические условия организации профориентационной работы с младшими школьниками во внеурочной деятельности
Цель: выявить и практически обосновать педагогические условия организации профориентационной работы с младшими школьниками
Задачи:
1. Рассмотреть сущность и особенности организации внеурочной деятельности в начальных классах
2. Выявить методы и формы организации профориентационной работы с младшими школьниками во внеурочной деятельности
3. Рассмотреть сущность и особенности организации внеурочной деятельности в начальных классах.
4. Выявить методы и формы организации профориентационной работы с младшими школьниками во внеурочной деятельности.
5. Обобщить опыт организации профориентационной работы с младшими школьниками во внеурочной деятельности.
6. Разработать программу внеурочного объединения профориентационной работы с младшими школьниками.
Методами данного исследования послужили:
• теоретические методы: анализ, синтез, сравнение.
• эмпирические методы: изучение психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение, обобщение опыта.
ГЛАВА 1 Теоретические основы организации профориентационной работы с младшими школьниками во внеурочной деятельности
1.1 Сущность и особенности организации внеурочной деятельности в начальных классах
Цель настоящего параграфа заключается в рассмотрении сущности и особенностей внеурочной деятельности в начальных классах.
Актуальность темы организации внеурочной деятельности в начальных классах обусловлена необходимостью обеспечения всестороннего развития младших школьников. Внеурочная деятельность позволяет ученикам раскрыть свой потенциал в различных сферах, не ограничиваясь рамками учебной программы. Она способствует формированию личностных качеств, развитию творческих способностей, социализации и укреплению здоровья детей.
Обратим внимание на характеристику основного понятия темы нашей курсовой работы, такого как «внеурочная деятельность». В словарных источниках существуют различные подходы к определению понятия «внеурочная деятельность». Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. [13]. В педагогическом терминологическом словаре понятие «внеурочная деятельность» трактуется как «часть деятельности учащихся в школе. Это самообслуживвающий труд школьников, их участие в кружках и спортивных секциях, в конкурсах, олимпиадах, диспутах, в школьных и классных вечерах, в играх и походах, занятия в библиотеке. Эта деятельность, организуемая и направляемая педагогами, является весомым средством воспитания школьников» [12].
По мнению Н.И. Астаховой, Л.Н., Гиенко, Л.Г. Куликовой, А.В. Маланичевой, Г.П. Трофимовой, М.П. Тыриной, Е.А.Шаталовой, «внеурочная деятельность - это образовательная активность, которая выходит за рамки урока (учебного занятия) и может проходить вне класса, но направлена на содержание материала, заложенного в основной образовательной программе» [1].
О.В. Лингевич пишет, что внеурочная деятельность - это последовательная и целенаправленная образовательно-воспитательная деятельность, реализующаяся в формах, в большинстве своем отличных от классно-урочных, и ориентированная на многогранное выявление индивидуальных способностей учащихся, формирование интереса различным видам деятельности, развития навыков самоорганизации свободного времени. Автор подчеркивает, что ключевой особенностью внеурочной деятельности является ее способность к совершенствованию навыков групповой работы [6].
Итак, изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволило установить, что внеурочная деятельность определяется как взаимодействие учащихся и педагогов в рамках образовательного процесса, которое происходит за пределами учебных занятий. Она включает в себя различные формы работы, направленные на развитие личностных, социальных и профессиональных навыков учеников. Внеурочная деятельность может принимать разнообразные формы: кружки, секции, фестивали, экскурсии и т.д. Она способствует углублению знаний, развитию творческих способностей и социализации учащихся, помогая им раскрыть свои таланты и интересы. Кроме того, эта деятельность создает возможность для укрепления отношений между учениками и педагогами, а также между самими учащимися. Таким образом, внеурочная деятельность является важным компонентом образовательного процесса, влияющим на всестороннее развитие личности ребенка.
Основное понятие нашего исследования – внеурочная деятельность в начальных классах - рассматривается как дополнительное образовательное пространство, которое способствует всестороннему развитию учащихся начальных классов. Внеурочная деятельность включает в себя разнообразные мероприятия, направленные на расширение кругозора, формирование социальных навыков, развитие творческих способностей и углубление учебных знаний. Она позволяет детям проявлять свои интересы, работать в команде и получать новые эмоции. [17]
Таким образом, внеурочная деятельность в начальных классах играет ключевую роль в формировании гармоничной личности, готовой к дальнейшему обучению и социализации.
Традиционно, среди направлений внеурочной деятельности выделяют следующие:
Духовно-нравственное. На таких занятиях в детях воспитывают бережное отношение к природе, патриотическое настроение, моральные нормы.
Физкультурно-спортивное и оздоровительное. Цель таких занятий — поддержать в детях любовь к здоровому образу жизни.
Социальное. Это направление внеурочной деятельности учит детей взаимодействовать друг с другом.
Общеинтеллектуальное. Такая внеурочная деятельность помогает дополнить программу школьного образования и получить более глубокие знания в разных науках.
Общекультурное. Благодаря этому направлению дети больше узнают про мировую историю и культуру.
Образовательные организации вправе сами определять направления внеурочной деятельности в соответствии с методическими рекомендациями, федеральной программой воспитания и пожеланиями родителей учеников.
Младший школьный возраст охватывает детей в возрасте от 6 до 10 лет. В этом периоде происходят интенсивные физические, когнитивные и социальные изменения. Дети начинают активно осваивать учебный материал, развивают навыки коммуникации и саморегуляции.
Особенности организации внеурочной деятельности в начальных классах включают разнообразие форм и методов. Это могут быть кружки, секции, творческие мастерские и спортивные мероприятия. Главное — создавать условия для проявления интересов и талантов ребенка.
Внеурочная деятельность способствует развитию личности, формирует навыки сотрудничества и ответственность. Она помогает углубить знания по предметам, улучшает общую мотивацию к обучению. Важно, чтобы занятия были увлекательными и отражали интересы детей, ведь это залог их успешной социализации и гармоничного развития.
Внеурочная деятельность в начальных классах играет ключевую роль в всестороннем развитии ребенка. Она обеспечивает возможность реализации личностных интересов и талантов, формирует важные навыки сотрудничества и самостоятельности. Основные особенности организации такой деятельности включают разнообразие форм – кружки, секции, мастерские и спортивные мероприятия, что позволяет каждому ребенку найти свое призвание.
Систематическое участие в внеурочных занятиях способствует углублению учебных знаний, повышает мотивацию и интерес к обучению, помогает социализации. Важно, чтобы внеурочная деятельность была организована с учетом потребностей и возрастных особенностей детей, что обеспечит их гармоничное развитие и удовлетворение от процесса обучения. В итоге, эффективная организация внеурочной деятельности создает условия для формирования компетентной, креативной и активной личности.
Таким образом, предназначение деятельности внеучебного характера состоит в формировании для обучающихся условия, позволяющие организовать их досуг, удовлетворить имеющуюся у обучающихся потребность в деятельности, являющейся социальной полезной, в самоуправлении.
Внеклассную работу следует рассматривать в качестве значимой составляющей образовательного процесса.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алссарм, Х. Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе / Х. Алссарм // Великие учителя и наставники: наследие через века. Педагогические чтения памяти И.Я. Лернера : Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции и Всероссийского конкурса научно- исследовательских работ студентов и аспирантов. Посвящается Году педагога и наставника в Российской Федерации, Владимир, 07 декабря 2023 года. – Владимир: Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, 2023. – С. 316-320.
2. Гайкова, Т. П. Современное состояние проблемы организации ранней профориентации младших школьников / Т. П. Гайкова, А. Р. Каримова, У. В. Пелевина // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – № 81-3. – С. 78-81.
3. Зеер Э. Ф., Крежевских О. В. Моделирование социальногуманитарной образовательной платформы развития транспрофессионализма у субъектов полидисциплинарных проектов // Образование и наука. 2018. № С. 90–108
4. Иваненко, В. В. Проблемные аспекты организации ранней профориентации младших школьников / В. В. Иваненко // Ratio et Natura. – 2022. – № 2(6).
5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д.: Изд-во "Феникс", 1996. – 512 с.
6. Лингевич, О. В. Этапы становления понятия "внеурочная деятельность" в России / О. В. Лингевич // Инновационные технологии в науке и образовании. – 2016. – № 4(8). – С. 110-111.
7. Мавлиева, И. Ф. Формирование интересов младших школьников в процессе профориентации / И. Ф. Мавлиева // Молодой ученый. – 2024. – № 3(502). – С. 172-174.
8. Мацнева, И. В. Социальное проектирование в ранней профориентации младших школьников / И. В. Мацнева // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт : МАТЕРИАЛЫ ШЕСТЬДЕСЯТ ВТОРОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ, Белгород, 25 декабря 2023 года. – Белгород: ООО ГиК, 2023. – С. 294-298.
9. Мустафина, К. И. Опыт работы с младшими школьниками по профориентации / К. И. Мустафина // Молодой ученый. – 2024. – № 11(510). – С. 247-248.
10. Нечаев М. П., Фролова С. Л., Куницына С. М. Проблема развития воспитывающего потенциала образовательной среды школы: от истории к современности: монография. М.: АСОУ, 2017. 100 с.
11. Никитина, Г. П. модель взаимодействия «Детский сад - школа» в формировании ранней профориентации младший школьников в рамках внеурочной деятельности / Г. П. Никитина, Г. Е. Мережко // Вестник науки. – 2023. – Т. 3, № 12(69). – С. 668-673.
12. Педагогический терминологический словарь : словарь : [12+] / И. А. Тютькова. - Москва : ИНФРА-М, 2025 (Москва). – 184 с.
13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (ред. от 17.02. 2023)
14. Проектные технологии в профориентации младших школьников / О. Г. Кошевая, В. И. Куриленко, Л. В. Скокова, А. А. Сыровацкий // Вестник научных конференций. – 2023. – № 3-4(91). – С. 62-63.
15. Пронькин В. Н. Профориентационный потенциал школы и его отражение в основной образовательной программе основного общего образования // Школа и производство. 2022. № 5. С. 53–60
16. Ранняя профориентация младших школьников через организацию внеурочной деятельности / С. О. Черкунова, А. В. Меркель, А. В. Калижникова, С. Ю. Шипилова // Вестник научных конференций. – 2023. – № 3-2(91). – С. 100-102.
17. Хабибуллина, В. Ю. Особенности организации внеурочной деятельности в условиях начальной школы / В. Ю. Хабибуллина, О. А. Еремеева // Вестник науки. – 2023. – Т. 5, № 4(61). – С. 188-192.