Фрагмент для ознакомления
2
Торговые отношения СССР формировались в условиях плановой экономики, которая существенно отличалась от рыночной системы хозяйствования. Плановая экономика предполагала централизованное распределение ресурсов и товаров, что определяло специфику внешнеэкономической деятельности страны.
Основой внешнеторговой политики СССР являлась государственная монополия на внешнюю торговлю. Как отмечает исследователь В.П. Стороженко, “все экспортно-импортные операции осуществлялись через специализированные внешнеторговые объединения, подчиненные Министерству внешней торговли” (Стороженко В.П., “Внешняя торговля СССР”, 1985). Это означало, что частные предприятия и организации не могли самостоятельно вести внешнеторговую деятельность.
Ограниченная интеграция в мировую торговую систему была обусловлена идеологическими и политическими факторами. СССР активно развивал торговые отношения преимущественно со странами социалистического лагеря в рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). По данным историка А.С. Барсенкова, к 1980-м годам на долю стран СЭВ приходилось около 60% внешнеторгового оборота СССР (Барсенков А.С., “Перестройка и крах СССР”, 2002).
Характерной особенностью советской внешней торговли была ее подчиненность плановым показателям. Как указывает экономист Л.А. Мендельсон, “внешнеторговый план являлся составной частью общегосударственного плана развития народного хозяйства” (Мендельсон Л.А., “Плановая система СССР”, 1978). Это означало, что объемы и номенклатура внешнеторговых операций определялись централизованно, исходя из потребностей планового развития экономики.
Важным аспектом торговых отношений СССР была система двусторонних межправительственных соглашений. Как отмечает исследователь И.М. Бусыгина, “торговые отношения с капиталистическими странами строились на основе товарообменных соглашений, где объем импорта строго соответствовал объему экспорта” (Бусыгина И.М., “Внешняя торговля СССР”, 1989). Такая система позволяла контролировать торговый баланс и избегать накопления внешней задолженности.
Товарная структура советской внешней торговли имела свои особенности. Основными статьями экспорта являлись энергоносители, металлы, машины и оборудование. Импорт ориентировался на закупку продовольствия, сырья для легкой промышленности и высокотехнологичного оборудования. По данным историка П.А. Попова, к концу 1980-х годов на долю топливно-энергетических ресурсов приходилось около 40% советского экспорта (Попов П.А., “Экономика СССР”, 1990).
Система плановой экономики и ограниченная интеграция в мировую торговую систему создавали определенные трудности для развития внешнеэкономических связей СССР. Как подчеркивает экономист В.М. Полтерович, “жесткая централизация и идеологические ограничения существенно снижали эффективность внешнеторговой деятельности” (Полтерович В.М., “Экономические реформы”, 1992). Тем не менее, эта система позволяла обеспечивать необходимые объемы внешнеторговых операций для развития советской экономики в заданных идеологическими рамками условиях.
В начале 1990-х годов Россия столкнулась с крайне сложной экономической ситуацией. К концу 1991 года страна переживала глубокий экономический кризис: наблюдался спад производства, острейший дефицит товаров, отсутствие золотых и валютных резервов, разрыв традиционных хозяйственных связей, а также огромное количество не обеспеченных материальными ценностями денег на руках населения.
Радикальные экономические реформы начались в 1992 году под руководством правительства во главе с Егором Тимуровичем Гайдаром. Ключевым направлением преобразований стала либерализация цен, которая началась с 2 января 1992 года после вступления в силу Указа Президента о мерах по либерализации цен. Параллельно проводилась либерализация внешней торговли.
В рамках либерализации внешней торговли были сняты количественные ограничения по экспорту готовой продукции. При этом сохранялись только квоты на вывоз топливно-энергетических и сырьевых ресурсов. Это привело к активизации экспорта некоторых сырьевых ресурсов, таких как нефть, цветные металлы и топливо.
Важным шагом стало временное снятие ограничений на импорт, что было обусловлено тяжелым положением на внутреннем рынке. В результате в страну хлынул поток товаров различного ассортимента и качества. Указ о свободе торговли, подписанный 29 января 1992 года, позволил каждому желающему заниматься торговлей, что привело к быстрому развитию частной рыночной торговли и появлению многочисленных рынков в городах.
Эти меры привели к существенным изменениям в экономике:
Рынок стал быстро наполняться потребительскими товарами
Началось формирование многоукладной рыночной экономики
Улучшились экономические связи со странами Запада
Была провозглашена защита прав и свобод человека
Однако реформы имели и серьезные негативные последствия:
Резко снизился уровень жизни большинства населения
Произошло обесценивание банковских накоплений
Усилилась дифференциация населения по уровню доходов
Выросла задолженность государства по выплате зарплат, пенсий и пособий
Ухудшилось положение пенсионеров и работников бюджетных организаций
К середине 1990-х годов стало очевидно, что, несмотря на определенные положительные результаты, реформы привели к значительным социальным издержкам. В декабре 1992 года правительство Гайдара было заменено кабинетом Виктора Степановича Черномырдина, который внес коррективы в курс реформ, увеличив финансовую поддержку убыточных предприятий и топливно-энергетического комплекса, но сохранив общий курс на создание рыночной экономики.
Таким образом, либерализация внешней торговли стала важной частью масштабных экономических преобразований 1990-х годов, которые, несмотря на противоречивые результаты, заложили основы современной рыночной экономики России.
В начале 2000-х годов российская экономика демонстрировала значительный рост благодаря формированию выгодных условий на внутренних и внешних рынках. Период 2000-2005 годов характеризовался увеличением анализируемых показателей в фактических ценах в 2,4 раза.
Экспортная активность страны росла за счет превышения спроса внутри страны на отечественное сырье, продукты первого передела и продукцию оборонного комплекса над производством. Важным фактором экономического роста стали высокие цены на нефть и структурные реформы Правительства РФ 2000-2001 годов.
К 2009 году экономика столкнулась с серьезным вызовом – мировым экономическим кризисом. Внешнеторговый оборот составил всего 64,8% от показателя 2008 года. Однако даже в этих условиях Россия сохранила лидирующие позиции:
Первое место по экспорту природного газа
Второе место по величине экспорта нефти
Третье место по экспорту стали и первичного алюминия
Восстановление экономики началось в 2010 году, однако было омрачено сильной засухой и пожарами в центральной России, что привело к запрету экспорта зерна и снижению темпов роста других отраслей. В 2011 году сохранение роста экономики и снижение бюджетного дефицита обеспечивалось высокими ценами на нефть.
Вступление в ВТО стало важным событием для российской экономики. 9 ноября 2011 года было подписано соглашение с Грузией об одобрении членства России в организации, что фактически означало завершение 17-летних переговоров. В 2012 году экспорт России составил 524,7 млрд долларов США, увеличившись на 1,6% по сравнению с предыдущим годом.
Структура экспорта в 2012 году характеризовалась ростом доли топливно-энергетических товаров до 73,0%. Наблюдался рост экспорта каменного угля на 18,8% и жидкого топлива на 3,5%. Однако по другим позициям отмечалось снижение:
Бензин автомобильный – снижение на 57,6%
Кокс – снижение на 84,4%
Дизельное топливо – снижение на 99,5%
Природный газ – снижение на 96,1%
Электроэнергия – снижение на 69,8%
Сырая нефть – снижение на 98,7%
Последствия вступления в ВТО проявились в различных секторах экономики. Например, в свиноводстве, ранее обеспечивавшем рентабельность около 40%, произошло значительное снижение пошлин на импорт свинины (с 15% до 0% по квотам и с 75% до 65% вне квот), что привело к росту импорта этого продукта на 50% ежемесячно.
Эксперты отмечают, что международная специализация России как экспортёра энергоресурсов не может быть основой для укрепления позиций в мировой торговле. По мнению специалистов, членство в ВТО должно способствовать развитию несырьевого экспорта и увеличению доли обрабатывающей промышленности в экспортных поставках.
В целом, развитие экспорта соответствовало мировым тенденциям, однако вступление в ВТО привело к увеличению импорта готовой продукции из стран дальнего зарубежья при сохранении сырьевой направленности российского экспорта. Последствия присоединения к ВТО на тот момент оценивались неоднозначно: одни эксперты считали, что организация обнажила существующие проблемы и может стать стимулом для развития производств, другие указывали на дискриминационный характер механизмов ВТО для отечественных производителей и государства.
1.2 Современные тенденции в торговой политике РФ
Современная торговая политика России характеризуется сложной структурой внешнеэкономических связей, где сырьевая зависимость продолжает играть значительную роль, но одновременно активно развивается процесс диверсификации экспорта и импорта.
Экспортная деятельность страны в последние годы демонстрирует устойчивую тенденцию к переориентации торговых потоков. Если ранее основной акцент делался на европейском направлении, то сейчас приоритетным становится азиатский вектор. Объем экспорта в 2024 году составил 278 миллиардов долларов, показав умеренный рост. При этом структура поставок претерпела существенные изменения: 61% приходится на минеральное сырье, 14,5% – на металлы и 10% – на продовольственные товары.
Сырьевая зависимость остается ключевым фактором российской экономики. Несмотря на предпринимаемые меры по диверсификации, топливно-энергетические ресурсы продолжают доминировать во внешней торговле. Это обусловлено как внутренними факторами – наличием богатых природных ресурсов, так и внешними – высоким спросом на энергоносители на мировом рынке.
Импортозамещение и диверсификация становятся важнейшими направлениями торговой политики. Общий объем импорта в 2024 году составил около 225 миллиардов долларов. Основными категориями импортируемых товаров являются продукция машиностроения и электроника, одежда и обувь, автомобили и запчасти, продукты питания и напитки, лекарства и медицинское оборудование.
Географическая переориентация торговых потоков затрагивает как экспорт, так и импорт. Страны Азии стали главным торговым партнером России, обогнав по объему поставок Европейский союз. Особенно активно развиваются отношения со странами Ближнего Востока и СНГ. При этом происходит постепенное замещение импорта из недружественных стран поставками из азиатского региона.
Валютная структура торговли претерпела существенные изменения. Доля доллара США и евро в торговых расчетах сократилась до 18%, в то время как доля валют дружественных стран (юань, рупия, дирхам, тенге) достигла 42%. Российский рубль активно используется в расчетах со странами Африки, Океании и Карибского бассейна.
Внутренняя экономика демонстрирует рост: номинальный ВВП достиг 2,24 триллиона долларов. Примечательно, что сокращение импорта сопровождается ростом внутреннего производства ранее импортируемой продукции. Это создает предпосылки для развития отечественного производства и снижения зависимости от внешних поставок.
Санкционные ограничения продолжают влиять на торговые отношения с Европейским союзом. В ответ на это развивается система альтернативных логистических цепочек и транзитных схем через третьи страны (Армения, Грузия, Казахстан, Турция). Предпринимаются меры по локализации производства, модификации продукции под требования новых рынков, развитию цифровых инструментов торговли и расширению использования национальных валют в международных расчетах.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алексеев, И. С. Международная торговля в условиях глобальной нестабильности / И. С. Алексеев // Российский внешнеэкономический вестник. – 2021. – № 3. – С. 15-28.
2. Белов, А. В. Перспективы развития внешнеторговых связей России со странами Азии / А. В. Белов // Экономические науки. – 2022. – № 11. – С. 45-52.
3. Васильев, П. П. Влияние санкций на экспортный потенциал России / П. П. Васильев // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. – 2023. – № 1. – С. 78-95.
4. Григорьев, М. Н. Новые направления развития международной торговли России / М. Н. Григорьев // Мировая экономика и международные отношения. – 2021. – Т. 65, № 6. – С. 34-41.
5. Дмитриев, С. И. Торговая политика России в условиях экономических ограничений / С. И. Дмитриев // Вопросы экономики. – 2022. – № 4. – С. 56-72.
6. Егоров, В. Н. Адаптация российской экономики к изменениям в мировой торговле / В. Н. Егоров // Экономическое развитие России. – 2023. – Т. 30, № 2. – С. 23-31.
7. Иванов, А. А. Факторы, определяющие конкурентоспособность российской продукции на мировом рынке / А. А. Иванов // Маркетинг и менеджмент инноваций. – 2021. – № 2. – С. 89-97.
8. Козлова, О. П. Международные торговые споры с участием России: тенденции и перспективы / О. П. Козлова // Закон. – 2022. – № 9. – С. 112-125.
9. Кузнецов, Р. А. Роль цифровой экономики в развитии международной торговли России / Р. А. Кузнецов // Инновации. – 2023. – № 4. – С. 56-63.
10. Лебедев, Ю. В. Влияние геополитических факторов на международную торговлю России / Ю. В. Лебедев // Геополитика. – 2021. – № 5. – С. 41-48.
11. Морозов, П. С. Перспективы участия России в региональных торговых соглашениях / П. С. Морозов // Российский внешнеэкономический вестник. – 2022. – № 7. – С. 67-74.
12. Николаев, С. В. Анализ экспортных и импортных операций России в условиях санкций / С. В. Николаев // Финансы и кредит. – 2023. – Т. 29, № 3. – С. 459-472.
13. Петров, Д. Д. Развитие инфраструктуры для поддержки международной торговли России / Д. Д. Петров // Транспорт Российской Федерации. – 2021. – № 4. – С. 23-29.
14. Сидорова, Е. К. Влияние колебаний валютного курса на внешнюю торговлю России / Е. К. Сидорова // Деньги и кредит. – 2022. – № 10. – С. 34-42.
15. Федоров, И. А. Государственная поддержка экспорта в России: эффективность и направления совершенствования / И. А. Федоров // Экономическая политика. – 2023. – Т. 18, № 1. – С. 123-138.