Фрагмент для ознакомления
2
Николай Михайлович Карамзин — одна из самых значительных фигур в русской литературе и историографии конца XVIII — начала XIX века. Его творчество и идеи оказали глубокое влияние на формирование русской культурной и политической мысли, а также на развитие исторической науки в России. Карамзин стал не только основоположником русской исторической прозы, но и важным мыслителем, чьи взгляды на общественные и политические процессы претерпели значительные изменения на протяжении его жизни. В данной работе мы сосредоточимся на эволюции взглядов Карамзина, начиная с его ранних либеральных идей и заканчивая его поздними консервативными убеждениями, что позволит нам глубже понять не только его личную философию, но и контекст, в котором она развивалась.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что Карамзин, как один из первых русских мыслителей, начал осмыслять уникальность России в контексте западной цивилизации. Его критика либеральных концепций, заимствованных из Европы, и стремление к формированию нового исторического нарратива, основанного на культурных и социальных особенностях России, представляют собой важный аспект его наследия. В условиях современного общества, где продолжается дискуссия о путях развития России и ее места в мире, идеи Карамзина могут служить ценным источником для анализа и понимания текущих процессов.
Объект исследования – место Н.М. Карамзина в истории критики либеральных концепций управления.
Предмет исследования - критика Н. Карамзиным либеральных концепций управления.
Взгляды Н.М. Карамзина на либерализм изучались такими исследователями, как Н.В. Кувшинова, Л.Е. Шапошников и т.д. Они отмечали, что взгляды Карамзина эволюционировали, а критика либерализма неизменно основывалась на историческом опыте России.
Первые оценки творчества Карамзина появились еще при его жизни. Его современники, как, например, А.С. Пушкин, высоко ценили его литературный талант и вклад в развитие русского языка. Однако, уже тогда возникли дискуссии о его исторических и политических взглядах. Одни видели в нем просвещенного монархиста, стремящегося к гармонии между традицией и прогрессом, другие – апологета самодержавия, игнорирующего интересы народа.
Подобная двойственность в восприятии Карамзина во многом обусловлена противоречивым характером его консерватизма. С одной стороны, он выступал за сохранение незыблемости монархических устоев, с другой – признавал необходимость реформ, направленных на улучшение управления и смягчение нравов. Он критиковал крепостное право, но считал, что его отмена должна быть постепенной и осуществляться по инициативе правительства.
В советской историографии Карамзин рассматривался преимущественно как реакционер и апологета самодержавия. Подчеркивалась его идеализация прошлого, игнорирование классовой борьбы и стремление оправдать крепостничество. Его «История государства Российского» критиковалась за тенденциозность и искажение исторических фактов в угоду политической конъюнктуре.
Однако, даже в рамках советской историографии признавался вклад Карамзина в развитие русской культуры и литературы. Отмечалось его стремление создать национальную историю, воспитать патриотизм и пробудить интерес к прошлому. При этом, акцент делался на классовой обусловленности его взглядов и ограниченности его исторического кругозора.
В современной историографии наблюдается более многоаспектный подход к оценке консервативной идеологии Карамзина. Исследователи стремятся понять его взгляды в контексте эпохи, учитывая политические, социальные и культурные реалии России конца XVIII – начала XIX веков.
Одним из ключевых аспектов современных исследований является анализ влияния европейской консервативной мысли на формирование идеологии Карамзина. Исследователи отмечают его знакомство с трудами Э. Бёрка, Ж. де Местра и других европейских консерваторов. При этом, подчеркивается, что Карамзин адаптировал европейские идеи к российским условиям, создавая уникальную версию русского консерватизма.
Другой важный аспект – изучение роли Карамзина в формировании национального самосознания. Оценка консервативной идеологии Н.М. Карамзина представляет собой сложную и многогранную задачу. Его взгляды оказали огромное влияние на формирование русской национальной идентичности и развитие консервативной мысли в России. Современные исследователи стремятся к объективному анализу его творчества, учитывая контекст эпохи и влияние европейской консервативной мысли.
Цель работы – анализ критики Н.М. Карамзиным либеральных концепций управления.
Задачи исследования:
1. Изучить исторический контекст жизни и творчества Н.М. Карамзина
2. Выявить особенности либеральных концепций управления.
3. Провести анализ критики Н.М. Карамзиным либеральных концепций управления
4. Определить влияние критики Карамзина на последующее развитие российской политики.
Хронологические рамки исследования охватывают годы жизни и деятельности Н.М. Карамзина, а именно: 1766-1826 гг.
Источник - «Записка о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях» (1811) Н.М. Карамзина. В своей «Записке о древней и новой России» (1811) Карамзин выразил несогласие с либеральными реформами, представив свое видение идеальной самодержавной модели правления.
Основные моменты критики либеральных идей Карамзиным охватывают следующие аспекты: 1.Разделение полномочий. По мнению Карамзина, разграничение власти в стране неприемлемо, поскольку может спровоцировать постоянные разногласия, "раздоры и беспорядки". 2.Стремление возвысить закон над монархом. Карамзин утверждал, что это приведет к появлению неких институтов, противостоящих государю, что трансформирует монархическую систему в аристократию и пагубно отразится на социальном порядке. 3. Преобразования государственного аппарата Сперанского. Карамзин считал, что эта реформа разрушает самодержавную систему, выстроенную Петром Великим и Екатериной II. 4.Введение единых законов для всей России. Карамзин выступал против поспешного принятия законов без учета особенностей многонациональной структуры Российского государства.
Николай Михайлович Карамзин, один из выдающихся мыслителей и писателей своего времени, жил и творил в условиях сложной исторической обстановки, характеризующейся социальными, политическими и культурными преобразованиями. Его творчество нельзя рассматривать вне контекста эпохи, что оказала значительное влияние на его философские и исторические взгляды. Он стал свидетелем трансформаций, связанных с европейскими революциями, кризисом традиционных институтов и изменением философских подходов к истории и обществу.
Николай Михайлович Карамзин (годы жизни 1766-1826) родился в Симбирской губернии, в аристократической и состоятельной дворянской семье. Размышляя о жизненном пути будущего историка, В.В. Розанов справедливо подметил, что "истинные патриоты России – это обязательно люди, глубоко связанные со своей родной губернией". И действительно, годы детства, проведённые в Симбирском крае, оказали заметное влияние на формирование мировоззрения Карамзина: даже в зрелости он говорил о "благотворном воздействии на душу" как чистого воздуха полей и лесов, так и самого облика сельской природы. После получения качественного домашнего образования, Карамзин продолжил обучение в нескольких частных пансионах и даже слушал лекции в Московском университете. Несмотря на отсутствие формального высшего образования, его врождённые способности и тяга к самообразованию сделали его одним из самых просвещённых людей своего времени в России .
В течение жизни убеждения Н.М. Карамзина претерпели значительную эволюцию. В письме к князю П.А. Вяземскому он замечает, что если в молодости люди часто бывают "либералистами", то есть либералами, стремящимися к переменам, то зрелые мужи, к которым историк причисляет и себя, наслаждаются "деятельностью душевных сил своих, в полной независимости духа, поклоняясь не идолам, а лишь Господу". Однако, Н.М. Карамзин не был сторонним наблюдателем за событиями в Российском государстве, а напротив, до конца своих дней занимал активную гражданскую позицию, стремясь влиять на политику властей.
Существенное значение в формировании взглядов мыслителя сыграла его поездка по Европе, состоявшаяся в 1789-1790 годах. В этот период он разделял либерально-просветительские идеи, а Европа представлялась ему центром искусств и наук, "источником полезных изобретений". Лишь русские оставались в стороне от этого общего прогресса, и заслуга Петра I заключалась в том, что он сорвал "покров, скрывавший от нас достижения человеческого разума". При этом у реформатора не было иного выбора, поскольку история развивается поступательно, и народы следуют друг за другом. На этом пути одни достигают больших успехов, другие же отстают, как это произошло с русскими, которые оказались позади Европы "как минимум на шесть столетий". Ввиду этого обстоятельства восточные славяне должны приобщиться к европейским ценностям, поскольку "всё национальное ничто по сравнению с общечеловеческим". Поэтому мыслитель полагал: "что хорошо для людей в целом, то не может быть плохо для русских" .
Разумеется, подобные утверждения могут быть однозначно интерпретированы как прозападные взгляды. Однако в "Письмах русского путешественника" присутствуют и положения, выходящие за эти рамки. Так, Н.М. Карамзина возмущает пренебрежительное отношение так называемого образованного общества к родному русскому языку; в этом, по его мнению, проявляется недостаток "национальной гордости". В анализируемом произведении содержится также весьма примечательное рассуждение об отечественной истории: "больно" от того, что "у нас до сих пор нет достойной Российской Истории, то есть написанной с философским осмыслением, с критическим подходом, с благородным красноречием". Причем в ней следует "все особенности, характеризующие народ русский, изобразить живо, выразительно".
Стоит отметить, что язык и историческая память являются важнейшими компонентами национального самосознания. Следовательно, уже в начале творческого пути Карамзина заметны определённые противоречия в его взглядах, поскольку, с одной стороны, утверждается авторитет европейских принципов, а с другой – присутствует идея о необходимости сохранения и развития самобытных российских ценностей .
На плечи Карамзина легла ноша осмысления истории России на фоне бурных изменений в Европе. В его произведениях ярко проявляется интерес к западным моделям, стремление соединить местные традиции с европейскими идеями. В этом контексте либеральные концепции, которые он воспринимал через призму своей эпохи, стали предметом его анализа и критики. Обстоятельства, в которых ему пришлось работать, подсказывали необходимость найти баланс между приверженностью традициям и открытостью новым идеям .
Карамзин часто обращался к вопросам, которые вызывали острые споры среди его современников. Темы, связанные с правами человека, свободой, личностью и ее значением в обществе, занимали серьезное место в его размышлениях. Однако, несмотря на свой либеральный подход к многим вопросам, он ставил под сомнение универсальность западных концепций, полагая, что не все принципы могут быть корректно применены в русской действительности. Стремление к созданию новой социальной структуры на основе западных либеральных идей на практике сталкивалось с уникальными условиями и традициями отечественной жизни.
Карамзин высказывал непосредственную критику под флагом разума и прогресса, выделяя важность исторического контекста и культурной среды. Он признавал, что либеральные идеи, возникшие в Европе на основе специфических условий, не всегда могут быть адаптированы к российской действительности. Его критика западных концепций сообщала о том, что, опираясь на чуждые модели, можно оказаться в ситуации, где настоящая суть отечественных проблем останется невыясненной. Он подчеркивал необходимость осознания исторического контекста, который формирует уникальные проблемы России, требующие глубинного анализа и осмысления.
В рамках своих работ Карамзин также уделял внимание вопросу о месте личности в истории. Он считал, что действия отдельных людей могут оказывать значительное влияние на исторический процесс, но подчеркивал, что эти действия не происходят в вакууме. Личность, на его взгляд, формируется под влиянием обстоятельств, традиций и культуры своей страны. В этом контексте он выступал против абсолютизации индивидуализма, который часто фигурирует в западных концепциях, акцентируя внимание на важности коллективной идентичности и контекста.
Критика, адресованная Карамзиным либеральным идеям, не была односторонней и однозначной. Во многом он пытался найти пути конструктивного диалога между западным и отечественным опытом. В его произведениях присутствует глубинное понимание уникальности российской исторической траектории, что, в свою очередь, побуждало его к написанию работ, демонстрирующих поиск решений, соответствующих конкретным условиям страны .
Отдельно следует отметить, что выводы Карамзина о природе исторического изменения и о возможности возникновения либо заведомо неудачных, либо успешных проектов основывались на детальном анализе и синтезе исторических фактов. Он не ограничивался лишь критикой, но и предлагал видение, как можно было бы адаптировать потенциальные идеи западного мира в российскую реальность. Именно этот подход отличал его от более радикально настроенных мыслителей, которые отказывались видеть любые возможности для синтеза .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Карамзин Н. М. Избранные труды. М.: РОССПЭН, 2010. 488 с.
2. Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях [Электронный ресурс] // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamzin/zapiska-o-drevnej-i-novoj-rossii-v-ee-politicheskom-i-grazhdanskom-otnoshenijah/#source (дата обращения 30.03.2025)
Литература
3. Баринов Д.А., Ростовцев Е.А. Коркунов Николай Михайлович [Электронный ресурс] // URL: http://bioslovhist.history.spbu.ru/component/fabrik/details/1/139.html (дата обращения 30.03.2025)
4. Блудилина Н.Д. Публицистический диалог России с Западом о «духе нового времени» в статьях Н. М. Карамзина журнала «Вестник Европы» // Язык и текст. 2017. Том 4. № 2. С. 62–74.
5. Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX - начала ХХ веков // Вопросы философии. 1991. № 8.
6. Верещагин А. Н. Борис Чичерин - российский политолог // Вестник Российской Академии Наук. 1995. Т. 65, № 12. С. 1085-1093.
7. Галкин A. A., Рахшмир П. Ю. Консерватизм в прошлом и настоящем. — М. : Наука, 1987. 189 с.
8. Есюков, А.И., Честнейшин, Н.В., Честнейшина, Д.А. Социальная философия русского консерватизма: учебное пособие. Архангельск, Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2009. 276 с.
9. Зорькин В. Д. Теория права Н. М. Коркунова // Правоведение. 1978. № 3. С. 80-86.
10. Карамзин: pro et contra. СПб.: Изд-во РХГА, 2006. 1080 с.
11. Ключевский В.О. Н. М. Карамзин // Ключевский В. О. Неизданные произведения. М., 1983.
12. Козлов В. П. «История государства Российского» Н. М. Карамзина в оценке современников. М., 1989.
13. Коюшева В. В. Зарождение либерализма в России: дискуссии в современной историографии / В. В. Коюшева // Молодой ученый. 2022. № 23 (418). С. 393-395.
14. Коюшева, В. В. Зарождение либерализма в России: дискуссии в современной историографии / В. В. Коюшева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 393-395. — URL: https://moluch.ru/archive/418/92865/ (дата обращения: 06.04.2025).
15. Кувшинова Н. В. Нравственные основания мировоззренческих идей Н. М. Карамзина //Автореферат диссертации кандидата философских наук. ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет», 2009.
16. Кудрявцева В. В. Сравнительный анализ российского и австрийского консерватизма (на примере работ Н. М. Карамзина и К. Меттерниха) / В. В. Кудрявцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 16 (411). — С. 294-296.
17. Куприн Л.Ю. Был ли Карамзин консерватором? Консервативно-монархическая концепция Н. М. Карамзина в современной историографии. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/byl-li-karamzin-konservatorom-konservativno-monarhicheskaya-kontseptsiya-n-m-karamzina-v-sovremennoy-istoriografii?ysclid=m95ir9hc9r763389651 (дата обращения 06.04.2025)
18. Леонтович В. В. История либерализма в России. 1762–1914. М., 1995
19. Минаков А.Ю. Русский консерватизм 1-й четверти XIX века. Воронеж, Воронежский государственный университет, 2010. 134 с.
20. Минаков А.Ю. Опыт типологии течений в русском консерватизме первой четверти XIX в. // Российская империя: стратегии стабилизации и опыты обновления. Воронеж, 2004. С. 267-28
21. Пивоваров Ю. С. Время Карамзина и «Записка о древней и новой России» // Карамзин Н. М. Записка о древней и новой России. М., 1991. С. 13
22. Родионова И.В. Русский консерватизм XIX века (историографический обзор). М., Московский государственный институт электроники и математики (технический университет), 2008. 16 с.
23. Федотов Г. П. Судьба и грехи России (избранные статьи по философии русской истории и культуры): примеч. В. Ф. Бойкова. СПб., 1991 Т. 1
24. Шапошников Л.Е. Н.М. Карамзин: от либерального западничества к отечественному консерватизму [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/n-m-karamzin-ot-liberalnogo (дата обращения 30.03.2025)
25. Ширинянц А. А., Ермашов Д. В. «Хранительство» Н. М. Карамзина // Тетради по консерватизму. 2016. № 4. С. 11–28.
26. Шмидт С. О. История государства Российского в культуре дореволюционной России // Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. IV. Ключ П. Строева. М., 1988.