Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С РЕБЁНКОМ 5
1.1 Понятие и виды жестокого обращения с детьми 5
1.2 Признаки жестокого обращения с ребенком. Поведенческие особенности детей, подвергшихся жестокому обращению 10
1.3 Система работы по предупреждению жестокого обращения с детьми в семье и детском саду 17
Выводы по 1 главе 20
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С РЕБЁНКОМ 21
2.1 Методы и подходы к выявлению детей, страдающих от жестокого обращения, в условиях дошкольной образовательной организации 21
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 36
Фрагмент для ознакомления
2
Проблема жестокого обращения с детьми остается актуальной и важной. Детство — это ключевой этап в жизни человека, когда формируется личность и закладываются основы характера. Для ребенка важны поддержка, любовь, забота и внимание родителей. Эти отношения помогают малышу адаптироваться в мире и развиваться. Если между родителями и ребенком возникает отчуждение, это может привести к серьезным психологическим последствиям. Недостаток любви и внимания в раннем возрасте может вызвать отклонения в психическом развитии. В будущем такие дети могут столкнуться с трудностями в общении и построении отношений. Некоторые из них становятся преступниками, что связано с отсутствием эмоциональной поддержки в детстве.
Поэтому важно уделять внимание эмоциональным потребностям детей и обеспечивать им заботу и любовь. Это поможет им вырасти здоровыми и счастливыми людьми.
Современные родители понимают, что семейное воспитание играет ключевую роль в формировании характера и ценностей будущего поколения. Однако некоторые взрослые считают, что дети должны безоговорочно подчиняться родителям, а власть старших должна быть абсолютной.
В современном мире, с одной стороны, наблюдается высокий уровень развития цивилизации, а с другой — жестокость в отношениях между людьми, включая насилие над детьми с самого раннего возраста.
Многие эксперты изучают проблему жестокого обращения с детьми и разрабатывают методы её решения. Известный детский психиатр А. Миллер исследовала влияние физического наказания на психику ребёнка. Т. М. Журавлёва, Т. Я. Сафонова и Е. И. Цымбал описали основные виды и последствия насилия над детьми, а также предложили подходы к работе с детьми в приютах и детских домах, которые стали жертвами насилия. Они также проанализировали, как оказывать таким детям психологическую и правовую помощь. М. О. Егорова помогает родителям, склонным к агрессивному поведению, управлять своим гневом. Н. Е. Атаева, С. И. Афанасьева, А. В. Исламова и Е. И. также внесли свой вклад в эту область.
В разных частях России специалисты разрабатывают и внедряют программы по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми. Например, педагоги используют программу «Маленьким детям – большие права» Л. К. Мячиной и пособие «Беседы о правах ребенка» Т. А. Шорыгиной для обучения дошкольников их правам.
Е. Н. Дронова и О. В. Керат подчеркивают важность диагностики отношений между детьми и родителями как части социально-педагогической работы по предотвращению насилия. В. К. Криворученко объясняет, как международное и российское законодательство защищает детей от жестокого обращения.
Р. Р. Каримов, Р. В. Нигматуллин и А. А. Романов также занимаются вопросами защиты прав детей. Их методические материалы доступны на сайте Уполномоченного по правам ребенка в Республике Башкортостан М. М. Скоробогатовой.
Скоробогатова подчеркивает, что важно повышать правовую культуру и навыки личной безопасности у детей и подростков. Она также напоминает о личной ответственности каждого человека за защиту детей, которые являются самым ценным в жизни.
Цель исследования: обобщить опыт работы по предотвращению жестокого обращения с детьми дошкольного возраста в детском саду и семье.
Объект исследования: проблема жестокого обращения с детьми.
Предмет исследования: деятельность педагогических работников по предотвращению жестокого обращения с дошкольниками в детском саду и семье.
Для достижения этой цели и в соответствии с объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
• проанализировать проблему жестокого обращения с детьми в современном обществе;
• дать определение жестокому обращению с детьми;
• классифицировать виды и формы жестокого обращения с детьми;
• выявить признаки жестокого обращения;
• изучить особенности поведения детей, которые подверглись насилию;
• описать систему работы по предотвращению таких случаев в детских садах и семьях.
В работе использовались теоретические и эмпирические методы исследования. Теоретические включали анализ психолого-педагогической литературы и интернет-ресурсов, а также изучение документов. Эмпирические методы охватывали обобщение опыта и создание методических рекомендаций. Для обработки данных применялись количественные и качественные методы.
Структура исследования выстроена логично и включает введение, две главы с выводами, заключение и список литературы.
Тема домашнего насилия в России начала активно обсуждаться в начале 1990-х годов, после проведения «Всемирной конференции по положению женщин» в Пекине. В этот период начали появляться первые научные работы, посвященные жестокому обращению с детьми, и были предприняты попытки реформировать социальную политику и законодательство [7]. В 1995 году проблема защиты детей от семейного насилия стала предметом обсуждения в Комитете по делам женщин, семьи и молодежи при Государственной думе. Обсуждались вопросы улучшения работы кризисных центров и оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от насилия [38]. Гайдаренко Н.В. определяет жестокое обращение с детьми как умышленные действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, которые наносят вред физическому или психическому здоровью ребенка [11].
Термин «жестокое обращение с детьми» впервые был включён в Кодекс о браке и семье РСФСР в 1969 году (ныне документ утратил силу). В статье 59 этого кодекса говорилось, что родители могут быть лишены родительских прав, если они не выполняют свои обязанности по воспитанию детей, злоупотребляют своими правами, жестоко обращаются с детьми, оказывают на них негативное влияние своим аморальным или антиобщественным поведением, а также если родители страдают хроническим алкоголизмом или наркоманией. Однако само понятие «жестокое обращение с детьми» в кодексе не раскрывалось.
Жестокость — это умение причинять боль людям или животным [26]. В отношении детей понимание жестокости может различаться в зависимости от культурных и общественных традиций. Часто рациональные объяснения не только оправдывают грубое обращение с детьми, но и делают его нормой, что создает опасность. Сегодня во многих семьях применяют жестокость в воспитании, считая это «методом», хотя она существенно отличается от наказания.
Цымбал Е.И. определяет жестокость как отрицательное качество личности, проявляющееся в безразличии к страданиям других и превращении их причинения в самоцель [32]. Это качество часто формируется у детей из-за насилия в семье. Жестокое обращение с детьми включает не только физическое насилие, но и психологическое, унижение, издевательства и пренебрежение, которые наносят вред детской психике.
Пренебрежение интересами и потребностями ребенка — одна из самых распространенных форм жестокого обращения, которая не остается незамеченной. Это выражается в отсутствии заботы о базовых нуждах ребенка, таких как еда, одежда, жилье, воспитание, образование и медицинская помощь. Причины такого поведения могут быть разными: бедность, психические заболевания или недостаточный опыт родителей. Иногда это происходит без видимых причин [44]. Примером пренебрежения является оставление ребенка без присмотра, что может привести к серьезным травмам, отравлениям и другим угрозам для его жизни и здоровья.
Жестокое обращение с детьми часто связано с общей агрессивной атмосферой в обществе. Это явление можно описать как массовые враждебные действия, направленные на причинение страданий, физического или психического вреда, а иногда и на уничтожение других людей или групп. Жестокость по отношению к детям — это форма проявления агрессии. Агрессия, в свою очередь, означает мотивированное деструктивное поведение, которое нарушает нормы взаимодействия между людьми, наносит вред объектам или людям, а также вызывает психологический дискомфорт [7].
Когда говорят о насилии над детьми, часто используют термины «насилие над детьми» и «жестокое обращение с детьми». Эти понятия включены в Международную классификацию болезней и причин смерти, которая используется для кодирования медицинских данных в России.
В России не существует единого определения терминов «насилие» и «жестокое обращение». Вместо этого используются различные термины для описания одной и той же проблемы.
Жестокое обращение с детьми — это действия, которые нарушают права ребёнка, но не всегда являются уголовно наказуемыми.
Насилие — это форма принуждения, применяемая одной группой людей или человеком по отношению к другой с целью получения или сохранения определённых выгод и привилегий, а также для установления политического, экономического или иного господства [19]. Насилие может быть экономическим, социальным, политическим, идеологическим, физическим и т. д. Оно может проявляться в различных формах, включая физическое, эмоциональное, вербальное, психическое и сексуальное насилие, которые включают множество конкретных действий. Существуют понятия, описывающие основные виды насилия, факторы риска и жестокого обращения с детьми.
Насилие — это действия одного человека, которые нарушают право другого быть личностью. Домашнее насилие — это способ одного человека контролировать и подавлять другого, используя различные методы: изоляцию, запугивание, манипуляции, угрозы, эмоциональное, экономическое, физическое и сексуальное насилие [15].
Дети подвергаются риску насилия в трех основных сферах: в семье, в образовательных учреждениях, в интернатах и в кругу сверстников.
Жестокое обращение с детьми включает физическое и психологическое насилие, сексуальные домогательства, неприемлемые методы воспитания (грубость, унижение, оскорбления), эксплуатацию и плохое обращение, например, недостаточное питание.
Насилие может принимать различные формы: от уничижительных прозвищ и обидных взглядов до убийства.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2010 г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.sirotstvo.ru/files/4492/n436fz.pdf. – Профилактика социального сиротства в России. – (Дата обращения: 26.03.2025).
2. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/. – Консультант Плюс. – (Дата обращения: 25.03.2025).
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_Law_8982/. – Консультант Плюс. – (Дата обращения: 24.03.2025).
4. Указ Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» от 1 июня 2012 г. №761 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sirotstvo.ru/files/4377/RFChildStrategy.pdf. – Профилактика социального сиротства в России. – (Дата обращения: 25.03.2025).
5. Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена Правительством Российской Федерации, распоряжение от 25.08.2014 г. № 1618-р. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/media/files/MyVeIiu5Nu8.pdf. – Официальный сайт Правительства России. – (Дата обращения: 25.03.2025).
6. Письмо Минобрнауки РФ от 10.03.2009 № 06-224 «Об организации в субъектах Российской Федерации работы по профилактике жестокого обращения с детьми» (вместе с «Рекомендациями об организации в субъектах Российской Федерации работы по профилактике жестокого обращения с детьми») [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/rtfcache/LAW87030_0_20160517_141405_54478.rtf. – Консультант Плюс. – (Дата обращения: 24.03.2025).
7. Антонян Ю.М., Горшков, И.В., Зулкарнеев, Р.М. Проблемы внутрисемейной агрессии/ Ю.М. Антонян, И.В. Горшков, Р.М. Зулкарнеев. – М.: изд-во НИИ МВД, 2000. – 220 с.
8. Антонян, Ю.М. Жестокость в нашей жизни / Ю.М. Антонян. – М. Инфра-М, 1995. – 320 с.
9. Волкова, Е.Н. Насилие и жестокое обращение с детьми: источники, причины, последствия, решения: учебное пособие/ Е.Н. Волкова. – СПб.: ООО «Книжный дом», 2011. – 384 с.
10. Володина, Ю.А., Овчарова, А.Е., Юшкова, Н.М. Психологическая гостиная как форма сопровождения детей-сирот, переживших жестокое обращение и насилие в родительской семье / Ю.А. Володина, А.Е. Овчарова, Н.М. Юшкова // Фундаментальные исследования. – 2014. – №12-3. – С.630-634.
11. Гайдаренко, Н.В. Психологические последствия жестокого обращения с детьми / Н.В. Гайдаренко, Н.Д. Ярославцева // Актуальные проблемы современного детства. – М., 1994. – Вып.3. – С. 88-92.
12. Гиппенрейтер, Ю.Б. Родителям: Книга вопросов и ответов /Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ, 2015. – 192 с.
13. Детство без жестокости и насилия / Авт.-сост. Е.А. Климкович, С.В. Дормаш. – Минск: Красико-Принт, 2012. – 176 с. – (Педагогическая мастерская).
14. Дронова С.В., Ильченко, О.Ю. Последствия жестокого обращения с детьми / С.В. Дронова, О.Ю. Ильченко // Территория новых возможностей. – 2011. – №2 (11). – С.162-167.
15. Журавлева, Т.М., Сафонова, Т.Я., Цымбал, Е.И. Помощь детям – жертвам насилия / Т.М. Журавлева, Т.Я. Сафонова, Е.И. Цымбал. – М.: Генезис, 2006. – 112 с.
16. Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Доронова, Т.Н. [и др.]– Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2001. — 227 с.
17. Карабанова, О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. Учебное пособие/ О.А. Карабанова. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 192 с.
18. Кравчук, О. А. Жестокое обращение с детьми в семье/ О.А. Кравчук // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2014. – №40. – С.178-183.
19. Лафицкая, Н.В., Семенова, В.Г. Родительское поведение в контексте внутрисемейного насилия / Н.В. Лафицкая, В.Г. Семенова // Гуманизация образования. – 2014. – № 1. – С.48-53.
20. Маралов, В.Г., Ситаров, В.А. Педагогика и психология ненасилия в образовании: учеб.пособие для бакалавриата и магистратуры / В.Г. Маралов, В.А. Ситаров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2015. – 424 с.
21. Миллер, А. Воспитание, насилие и покаяние / А.Миллер. – М.: Независимая фирма «Класс», 2010. – 296 с.
22. Мищенко, В.А., Устьянцева, А.Д. Социальная защита детей от жестокого обращения в семье: проблемы и пути решения / В.А. Мищенко, А.Д. Устьянцева // Вестник Югорского государственного университета. – 2015. – №1 (36). – С.53-59.
23. Мячина, Л.К. Маленьким детям – большие права: учебно-методическое пособие / Л.К. Мячина [и др.] – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 144 с.
24. Насилие необходимо предотвратить…: методические рекомендации по просвещению обучающихся о действиях в случаях насилия в семье и правилах поведения при общении с незнакомыми взрослыми. – Биробиджан: ОблИПКПР, 2012. – 96 с.
25. Права ребенка: международное и внутригосударственное нормативное регулирование: сборник документов / сост. Р.В. Нигматуллин, Р.Р. Каримов, А.А. Романов. – Уфа, 2014. – 472 с.
26. Предупреждение жестокого обращения с детьми: Учебное пособие / С.В. Агафонова, О.В. Бесчастнова, Т.В. Дымова, Т.В. Рябичкина. – Астрахань: Издатель: Сорокин Р.В., 2011. − 91с.
27. Программа «Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми»: Служба психологического сопровождения Управления образованием Администрации Ленинского района г.Челябинск / Першина Л.П. [и др.]. – Челябинск: Управление образованием Ленинского района г.Челябинск, 2013. – 111 с.
28. Синягина Н.Ю. Психологические аспекты жестокости в детско-родительских отношениях. - М.: РАГС, 1996. - 110с.
29. Синягина, Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / Н.Ю. Синягина. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 95с.
30. Скоробогатова, М.М. Стандартизация деятельности органа опеки и попечительства по развитию семейных форм жизнеустройства детей-сирот / М.М. Скоробогатова // СОТИС – социальные технологии, исследования. – 2008. – № 6. – С. 61-62.
31. Услуга «Групповая психологическая работа с родителями, склонными к агрессивному поведению в отношении детей (управление гневом)». Книга 15/ Под ред. М.О. Егоровой. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2013. – 86 с. – (Профилактические услуги по предупреждению социального сиротства: в 26 книгах).
32. Цымбал, Е.И. Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия / Е.И. Цымбал. – М.: РБФ НАН, 2010. – 286 с.
33. Шорыгина, Т.А. Беседы о правах ребенка: методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет / Т.А. Шорыгина. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 144 с.
34. 12 шагов по защите прав ребенка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sirotstvo.ru/files/4652/12steps.pdf. - Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения. – (Дата обращения: 12.09.2015).
35. Безопасное детство. Интервью с Миланой Скоробогатовой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu-mezhgorie.ucoz.ru/bezopasnost/bezopasnoe_detstvo-intervju_s_upolnomochennym_po_p.pdf. - Отдел образования, культуры молодежной политики и спорта Администрации ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан. – (Дата обращения: 25.03.2025)
36. Дронова, Е.Н., Керат, О.В. Диагностика детско-родительских отношений как направление социально-педагогической профилактики жестокого обращения с детьми [Электронный ресурс]/ Е.Н. Дронова, О.В. Керат // Психология, социология и педагогика. – 2012. – № 4. – Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2012/04/416. – (Дата обращения: 24.03.2025).
37. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка. Книга для воспитателя детского сада / А.И. Захаров. – [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://knigofond.com/node/149. – КнигоФонд: Редкие книги и статьи для родителей. – (Дата обращения: 25.03.2025).
38. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений: Учебное пособие / О.А. Карабанова. – [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/KPs-2001/KPS-001.HTM. – Электронная библиотека МГППУ. – (Дата обращения: 26.03.2025).
39. Криворученко, В.К. Жестокое обращение с ребёнком: проявление и меры предотвращения [Электронный ресурс] / В.К. Криворученко // Информационно-гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». – 2012. – № 3 (май-июнь). – Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2012/3/Krivoruchenko_Child-Abuse/. – (Дата обращения: 12.09.2015).
40. Куриленко Т.М., Петроченко Г.Г. Задачи и упражнения по дошкольной педагогике / Т.М Куриленко, Г.Г. Петроченко [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.detskiysad.ru/ped/zadachi.html. – Детский сад.Ру. – (Дата обращения: 25.03.2025).
41. Лихачева, Е.Н. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка, испытывающего трудности при усвоении программного материала массового дошкольного образовательного учреждения [Электронный ресурс] / Е.Н. Лихачева // Педагогический журнал Башкортостана. – 2014. – № 2 (51). – С. 23-30 – Режим доступа: http://oprb.ru/data/partner/8/message/634G7673_255252.pdf. – (Дата обращения: 26.03.2025).
42. Материалы выступлений участников Всероссийского форума специалистов по вопросам защиты прав и интересов детей «Мегаполис. Территория детства». – Уфа, 11-12 марта 2015 года. – С. 76-80 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/0Bx1UdJOjFQaOR3FYT0tPd2R0QVk/view?pref=2&pli=1. – (Дата обращения: 25.03.2025).
43. Терещенко, И.А. Жестокое обращение с детьми: диагностика, коррекция, профилактика [Электронный ресурс] / И.А. Терещенко. – Режим доступа: http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2015/04/19/zhestokoe-obrashchenie-s-detmi-diagnostika. - Социальная сеть работников образования NSportal.ru. – (Дата обращения: 26.03.2025).
44. Фирсова, Е.В. Жестокое обращение с детьми: проблемы терминологии и классификации/ Е.В. Фирсова // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://human.snauka.ru/2015/02/9840. - (Дата обращения: 24.03.2025).