Фрагмент для ознакомления
2
В доктрине международного права ряд ученых отмечает взаимозаменяемость понятий «правовой статус» и «правовой режим». В частности, исследователи используют данный термин при характеристике правового статуса субъекта публично-правовых отношений. Более того, при рассмотрении правового статуса органов государственного управления ученые часто обращаются к термину «правовой режим». На наш взгляд, данное отождествление является ошибочным, поскольку категория «правовой статус» статична, в то время как категория «правовой режим» динамична.
В зависимости от правового режима все территории разделяют на следующие типы: государственные территории, международные территории общего пользования, территории со смешанным правовым режимом.
Международными территориями общего пользования признаются пространства за пределами государственных территорий, которые находятся в совместном пользовании международного сообщества. Правовой режим таких территорий определяется нормами международного права. Следовательно, международные территории не подлежат национальному присвоению. Режим общего наследия человечества предопределяет важность данных территорий для человечества. В частности, такой режим закреплен Соглашением о деятельности государств на Луне и других небесных телах от 05.12.1979 за Луной и ее ресурсами , Конвенцией по морскому праву от 10.12.1982 за дном морей и океанов и его недрами за пределами национальной юрисдикции (Районом) . Подобный режим установлен и в отношении Антарктиды, в отношении которой Договором об Антарктиде от 01.12.1959 и Протоколом к нему от 04.10.1991 пресекаются попытки любого государства распространить свой суверенитет .
Территории со смешанным правовым режимом представляют собой пространства, в отношении которых одновременно применяются нормы национального и международного права. При этом такого рода территории не являются частью какого-либо государства, на них не распространяется государственный суверенитет. Вместе с тем государства могут обладать рядом суверенных прав в отношении территорий со смешанным правовым режимом. К таким территориям относятся континентальный шельф, исключительные экономические зоны, а также (с определенными оговорками) Арктика и международные реки, проливы и каналы.
Так, континентальный шельф и исключительные экономические зоны государств образуют сплошную полосу со смешанным правовым режимом, разделяющую государственную и международную территорию. В таком случае за прибрежным государством закрепляется юрисдикция на природные ресурсы данных территорий, предусматривающая возможность разведки и других научных исследований, а также добычу природных ресурсов и охрану природной среды этих территорий. Кроме того, суверенитет государства также распространяется на искусственно построенные острова, установки и сооружения.
Международные реки – это судоходные реки, протекающие по территории нескольких стран и имеющий выход к морю. Режим таких рек обычно определяется соглашениями между прибрежными государствами или более широкими соглашениями всех заинтересованных стран. Так, к примеру, в целях соблюдения положений Конвенции о режиме судоходства на Дунае от 18.08.1948 была создана международная организация – Дунайская комиссия .
Международные проливы в международном праве различаются. Так, выделяют проливы, соединяющие разные районы открытого моря или исключительных (морских) экономических зон и имеющие международный статус, и проливы со смешанным режимом (Босфор и Дарданеллы). Основным источником регулирования режима проливов выступают специальные соглашения.
Международные каналы, в отличие от проливов, являются искусственно созданными гидротехническими сооружениями, соединяющими водные пространства. Среди каналов следует отметить Суэцкий, Кильский, Панамский и т.д. Все они проходят по территории государств и находятся под их юрисдикцией, но для обеспечения международного судоходства на них распространено международно-правовой режим. Например, правовой статус Суэцкого канала регламентируется Конвенцией относительно обеспечения свободного пользования Суэцким каналом от 29.10.1988 .
В отношении Арктики, в отличие от Антарктики, отсутствует единый акт, регулирующий ее правовой статус. В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву от 10.12.1982, приарктические государства имеют право на использование мер для охраны природной среды в своих секторах . Сам термин «полярный сектор» используется для обозначения одностороннего волеизъявления полярных стран о распространении собственной юрисдикции на земли и острова, которые прилегают к берегам приарктических государств. Важным шагом стало подписание Декларации об учреждении Арктического Совета в 1996 г. , государствами-членами которого являются Россия, Финляндия, Норвегия, Швеция, Дания, Исландия, США и Канада.
Особое положение занимает арктический архипелаг Шпицберген. С одной стороны, согласно Договору о Шпицбергене от 09.02.1920 в отношении архипелага действует режим общего пользования (terra communis), т.е. закрепляет равные права и положение всех участников Договора . С другой стороны, архипелаг является суверенной частью Норвегии.
Наконец, государственная территория находится под суверенитетом конкретного государства. Соответственно, государство как субъект международного права осуществляет в отношении нее свои властные полномочия.
Государственная территория включает в себя сухопутное пространство (сушу в пределах государственных границ) и водное пространство. В свою очередь, в водное пространство включаются следующие элементы:
а) внутренние (национальные) воды, включающие морские воды, воды портов, воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, если их ширина не превышает 24 морских мили, а также исторические заливы;
б) территориальное море – полоса прибрежных морских вод, ширина которых согласно Конвенции ООН по морскому праву от 10.12.1982 не должна превышать 12 морских миль;
в) воздушное пространство над сухопутной и водной территорией, а также территориальным морем.
В теории международного права сложились следующие подходы к понимаю государственной территории:
1) объектная теория (М. Зейдель, Б.Н. Чичерин), в соответствии с которой территория выступает как вещь, одновременно объект собственности государства и частной собственности;
2) патримониальная теория (А.М. Ладыжский, Л. Оппенгейм), согласно которой государство распоряжается территорией только в рамках взаимодействия с другими государствами;
3) пространственная теория (В.А. Незабитовский, К. Фрикер) рассматривает государственную территорию как совокупность земельных, водных и ветряных участков (пространства);
4) теория компетенции, или функциональная теория (Г. Кельзен, Ж. Ссель), согласно которой территория представляет собой пространство, на котором компетентные органы государства вправе осуществлять свои полномочия.
Вместе с тем необходимо отметить, что в юридической науке сформировался консенсус относительно того, что территория является одним из обязательных признаков государства. Без территории существование государства представляется невозможным, ведь территория, по отношению к государству, является его материальной основой, перешедшей в публично-имущественную собственность государства как следствие исторического и правового развития общества, на нем проживающего, и на которую распространяется исключительная его законная власть. Однако если государство владеет определенной территорией и осуществляет управление им для реализации потребностей общества, оно должно иметь установленный территориальный режим, то есть предусмотренный законом правовой статус и порядок использования определенной территории. Это служит своеобразным индикатором для выделения конкретной территории.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
Литература
1. Броунли Я. Международное право. В 2 кн. – Кн. I. – М.: Прогресс, 1977. – 535 с.
2. Лапшина И.Е. Международно-правовые основания и способы изменения государственной территории // E-Scio. – 2019. – № 9 (36). – С. 699–710.
3. Лысенков С.Г., Бутов С.В. Отечественные юристы о содержании понятий «правовой статус» и «правовое положение» // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. – 2022. – № 3 (20). – С. 8–12.
4. Cicero, Orationes / With a commentary by G. Long. – London: Whittaker and Co., 1858. – Vol IV. – 764 p.
5. Distefano G. Prolegomena: State, Sovereignty and Spaces // Statehood, Territory, and International Spaces. – Leiden: Brill, 2024. – P. 7–20.
6. Elden S. The State of Territory Under Globalization: Empire and the Politics of Reterritorialization // Territories, Environments, Politics: Explorations in Territoriology / Ed. by A. M. Brighenti, M. Kärrholm. – London: Routledge, 2022. – P. 15–36.
7. Grotius H. The Freedom of the Seas or the Right Which Belongs to the Dutch to Take Part in the East Indian Trade / Translated with a revision of the Latin text of 1633 by Ralph Van Deman Magoffin. – New York: Oxford University Press, 1916. – 83 p.
8. Jennings R.Y. The Acquisition of Territory in International Law. – Manchester: Manchester University Press, 1963. – 130 p.
9. Nyangaga J.O. The Doctrine of Occupation through “Terra Nullius” as a Right of Self-Determination of Peoples and the Legal Status of “Liberland” Territory under International Law // Beijing Law Review. – 2022. – Vol. 13. – P. 119–132.
10. Storr C. “That Little Book”: R.Y. Jennings, The Acquisition of Territory in International Law // European Journal of International Law. – 2023. – Vol. 34. – Issue 1. – P. 263–272.
Правовые акты
11. Декларация об учреждении Арктического Совета. 19.09.1996 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/901880137 (дата обращения: 03.04.2025).
12. Договор об Антарктиде. 01.12.1959 // Организация Объединенных Наций. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/antarctic.pdf (дата обращения: 03.04.2025).
13. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. 16.12.1966 // Организация Объединенных Наций. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/outer_space_governing.shtml (дата обращения: 01.04.2025).
14. Договор о Шпицбергене. 09.02.1920 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/902038168 (дата обращения: 03.04.2025).
15. Конвенция о международной гражданской авиации. 07.12.1994 // ICAO. URL: https://www.icao.int/publications/Documents/7300_cons.pdf (дата обращения: 01.04.2025).
16. Конвенция ООН по морскому праву. 10.12.1986 // Организация Объединенных Наций. URL: https://www.un.org/Depts/los/convention_agreements/texts/unclos/unclos_r.pdf (дата обращения: 02.04.2025).
17. Конвенция о режиме судоходства на Дунае 18.08.1948 // Danube Commission. URL: https://danubecommission.org/extranet/e-archive/convention-ru.pdf (дата обращения: 03.04.2025).
18. Конвенция относительно обеспечения свободного пользования Суэцким каналом. 29.10.1988 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/1902225 (дата обращения: 03.04.2025).
19. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // Государственная Дума РФ. URL: http://duma.gov.ru/legislative/documents/constitution (дата обращения: 02.04.2025).
20. Протокол об охране окружающей среды к Договору об Антарктике. 04.10.1991 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/901886692 (дата обращения: 03.04.2025).
21. Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах. 05.12.1979 // Организация Объединенных Наций. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/moon_agreement.shtml (дата обращения: 02.04.2025).
22. Lease Agreement between China and the German Empire. 06.03.1898 // German History in Documents and Images. URL: https://ghdi.ghi-dc.org/pdf/eng/608_Unequal%20Treaty_China-Germany_112.pdf (дата обращения: 03.04.2025).
Судебная практика
23. Advisory Opinion of 16 October 1975 // International Court of Justice. URL: https://www.icj-cij.org/case/61 (дата обращения: 03.04.2025).
24. Decision regarding delimitation of the border between Eritrea and Ethiopia. 13.04.2002 // United Nations. URL: https://legal.un.org/riaa/cases/vol_xxv/83-195.pdf (дата обращения: 03.04.2025).
25. Judgment of 20 June 1959. Case Concerning Sovereignty over Certain Frontier Land (Belgium/Netherlands) // International Court of Justice. URL: https://www.icj-cij.org/node/103116 (дата обращения: 03.04.2025).
26. The Guiana Boundary Case (Brazil, Great Britain). 06.06.1904 // United Nations: https://legal.un.org/riaa/cases/vol_XI/11-23.pdf (дата обращения: 03.04.2025).