Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Эффективная налоговая система и сбалансированная налоговая политика являются ключевыми элементами экономической политики государства. Это инструмент, используемый для регулирования макроэкономической пропорции между государственными доходами и расходами. В условиях рыночной экономики правительство широко использует налоговую политику в качестве регулятора воздействия негативных рыночных явлений.
Увеличение доходов федерального бюджета должно происходить не за счет увеличения налоговой нагрузки на объекты налогообложения, а за счет расширения базы налогообложения малого бизнеса и сокращения незаконной теневой торговли, что, в конечном счете, является основной задачей бюджетной политики. Все это определяет актуальность проблемы дальнейшего совершенствования налоговой системы и налоговой политики, а также определяет выбор темы работы.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, правоведов, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить условия налогового регулирования экономики.
Объектом исследования является процесс налогового регулирования экономики.
Предметом исследования являются основы и принципы налогового регулирования экономики.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление эффективных условий для налогового регулирования экономики.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть понятие налогов и их классификацию;
- изучить виды систем налогообложения;
- детально проанализировать особенности налогового регулирования экономики;
- выявить проблемы налогового регулирования экономики;
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по праву, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВ
1.1 Понятие налогов и их классификация
Налог является обязательным, индивидуально не облагаемым платежом, взимаемым организациями и частными лицами в государственный бюджет для оказания финансовой поддержки деятельности государства и местных органов власти.
Налоги платят все - и компании, и граждане. Эти деньги формируют федеральный, региональный и местный бюджеты. В их состав входит государственный аппарат, армия, полиция, строятся дороги и различные социальные объекты. Бюджетные учреждения, такие как образовательные, медицинские и культурные учреждения, не облагаются налогом. Налоги также используются для выплаты пенсий, различных пособий, стипендий и субсидий.
Перечень налогов и их базовые ставки определены в Налоговом кодексе. Региональное налоговое законодательство регулирует вопросы, которые необходимо решать на уровне субъектов Российской Федерации. Например, ставки транспортного налога и связанные с этим льготы. На муниципальном уровне города, поселки принимают постановления и распоряжения, касающиеся местных налогов: налога на имущество и налога на имущество физических лиц. Исключения составляют города федерального значения, Москва, Ст-Петербург и Севастополь, которые регулируют как региональные, так и местные налоги на своей территории [12].
Есть несколько терминов, связанных с понятием налога. Существуют обязательные и необязательные элементы управления налогами. Обязательными элементами являются те, без которых налог не может считаться установленным. К ним относятся:
- объект налогообложения является то, за что физическое лицо или организация должны платить налог. Это, например, недвижимость и транспорт, доходы, прибыль от продажи товаров, добыча полезных ископаемых.
- налоговая база - это стоимость или физическое свойство объекта, с которого должен быть уплачен налог. Например, налоговая база по НДС - это стоимость проданных товаров, работ и услуг. Для автомобильного налога это мощность вашего двигателя, а для земельного налога - кадастровая стоимость земли.
- ставка налога - это сумма налога. Это может быть процент или фиксированная сумма за единицу налогооблагаемой базы. Например, для резидентов с годовым доходом до 5 миллионов рублей подоходный налог составляет 13%, а акциз на сухое вино - 34 рубля за литр.
Налоговый период - это период, за который определяется налогооблагаемая база и налог считается подлежащим уплате. Налоговый период может состоять из отчетных периодов. Например, налоговый период по корпоративному налогу составляет один год, а отчетными периодами являются первый квартал, шесть месяцев и 9 месяцев [15].
Процедура расчета налогов заключается в определении суммы налога, подлежащей уплате. Например, работодатель как налоговый агент должен уменьшить доход работника на сумму вычета, прежде чем удерживать и платить подоходный налог с заработной платы работника, если работник имеет на это право.
- порядок и сроки уплаты налога. Налог может быть уплачен сразу полностью, так как физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, платят транспортный налог, или частично, так как организации платят подоходный налог.
Налоговые льготы считаются необязательным элементом. В зависимости от налога они устанавливаются на федеральном, региональном или местном уровнях.
Существуют следующие уровни налогообложения: федеральный, региональный и местный уровни налогообложения.
Федеральные налоги должны уплачиваться по всей стране в соответствии с одними и теми же правилами. К ним относятся НДС, подоходный налог, акцизный налог, корпоративный налог, водный налог, налог на дополнительный доход от добычи углеводородов и налог на нефть.
Региональный налог. Это налог на владение имуществом на территории конкретного субъекта - транспорт и имущество организаций — и налог на азартные игры. Каждый регион имеет свои собственные налоговые ставки и льготы. Деньги налогоплательщиков поступают в региональные бюджеты.
Местный налог. Местные налоги должны уплачиваться в городах, поселках и поселках городского типа. Это налог на имущество физических лиц и налог на имущество. Платежи формируют городские бюджеты. Такое разделение облегчает управление финансами и их распределение. Города федерального значения несут ответственность как за региональные, так и за местные налоги.
Существует несколько способов классификации налогов. Мы говорим о трех популярных налогах.
Прямо и косвенно. Прямые налоги взимаются с дохода, имущества или определенного вида деятельности. Ярким примером является налог на азартные игры или налог на добычу полезных ископаемых. Предприятие или гражданин платит прямые налоги из собственных средств [13].
Косвенные налоги - это те, которые включены в цену: к ним относятся НДС - налог на добавленную стоимость - и акцизы. Эти налоги уплачиваются государству продавцом товара, работы или услуги. Однако, поскольку налог включен в окончательную цену товара, покупатель фактически платит эти деньги.
Выплаты по доходам и аккордам. Подоходный налог - подоходный налог с физических лиц или корпоративный налог - напрямую зависит от полученного дохода или прибыли.
Размер единого налога фиксирован: он не зависит от суммы дохода или проданных товаров. В Российской Федерации это только патентный налог.
Прогрессивный и пропорциональный. Суть прогрессивной налоговой системы заключается в том, что чем выше доход, тем выше ставка. Например, в России действует прогрессивная ставка налога на доходы физических лиц. Обычно им приходится платить 13% от совокупного дохода, но если с начала года он превышает 5 млн рублей, ставка увеличивается до 15%.
Пропорциональная ставка налога фиксирована: она не зависит от дохода. Например, стандартная ставка корпоративного подоходного налога составляет 20%, независимо от размера прибыли.
Различия между налогами и сборами и страховыми взносами. Признаком налога является то, что он уплачивается в бюджет бесплатно: государство не предоставляет налогоплательщику никаких услуг или льгот взамен.
Страховые взносы являются обязательными, как и налоги. Платить их должны все организации и индивидуальные предприниматели. Платежи через налоговую инспекцию поступают в государственные внебюджетные фонды - медицинское и социальное страхование - и идут на социальную поддержку граждан, а также на выплату пенсий.
Налоговый режим для предприятий. Предприятия и индивидуальные предприниматели платят налоги в зависимости от того, какой налоговый режим они выбрали. У каждого свой порядок расчета и ставки. В России существует шесть налоговых режимов:
- общая система управления или основная система управления;
- упрощенная система налогообложения или УСН;
- автоматизированная упрощенная система налогообложения (УСН) действует только в Москве, Московской области, Калужской области и Республике Татарстан;
- патентная система налогообложения (ПСН);
- единый сельскохозяйственный налог (ЕСН);
- налог на прибыль предприятий (НПД) [18].
Предприятия могут работать только по ОСН, УСН, ОСН и ЭКСН, а индивидуальные предприниматели могут работать во всех шести режимах. Некоторые режимы имеют ограничения по типу и объему деятельности, например по количеству сотрудников и размеру получаемого дохода.
Иногда добавляются дополнительные налоги: водный, транспортный, земельный и другие - это зависит от вида деятельности компании.
Налоговое бремя показывает, какая часть дохода налогоплательщика приходится на налоги. Это один из критериев, по которому инспекторы оценивают, нарушает ли компания или индивидуальный предприниматель закон. Правила расчета налоговой нагрузки для предпринимателей и компаний, работающих в разных налоговых режимах, различаются.
Налоговый контроль - это мера, используемая налоговой службой для проверки соответствия налогоплательщика требованиям Налогового кодекса. Например, если у налоговой инспекции есть вопросы относительно отчетности или суммы платежей, она может потребовать от налогоплательщика письменного или устного заявления.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // СПС Консультант Плюс.
2.Актуальные вопросы государственно-правового регулирования налоговой сферы //Н.В. Герасименко, "Законодательство и экономика", N 8, август 2003 г.
3.Александров И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран. - "Бератор-Пресс", 2002 г.
4.Архипова А.И. Финансы, денежное обращение и кредит, - М:.Проспект, 2002.- 458с.
5.Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учеб. пособие- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 1999. с.88
6.Брызгалина А.В. Под. ред. Сенчагова С.М. Налоги и налоговое право. - М.:Аналитика Пресс, 2000 - 467с.
7.Введение в рыночную экономику /Под ред. Лившица А.Я. М.,1994. - 439 с.
8.Волгина И.Н. Государственное регулирование рыночной экономики. М:. РАГС, 2001. - 376с.
9.Глухов В.В., под. ред. В.Л.Князева. Налоги: теория и практика. СПб, 2003. - 467с.
10.Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового права.- М: ИНФРА - М,2004 - 429 с.
11.Жидяева, Е. С. проблемные стороны налоговой политики в условиях современной России / Е. С. Жидяева, Г. А. Багян. — Текст: непосредственный // КиберЛенинка. — 2021— С. 1.
12.Иванова И.Г. Налоги в вопросах и ответах. - М.: Социздат, 2003
13.Концептуальные проблемы теории и практики правового регулирования налоговых отношений //Г.В. Петрова, "Законодательство и экономика", N 7, июль 2002 г.
14.Курс экономики / Под ред. Б. А. Райзберга. М., 2004. - 329 с.
15.Любимов Л.Л. Введение в экономическую теорию. Высшая школа экономики. — В 2-х книгах. Кн. 2. - М.: Бита-Пресс, 2003. - 368 с.
16.Медведев А.Н. Оптимизация налогообложения в 2003 году. -М.: МЦФЭР, 2003. с122
17.Медведев А.Н. Оптимизация налогообложения в 2004 году. -М.: МЦФЭР, 2004. –272с.
18.Налоговое регулирование: анализ судебной практики // Т.О. Шабанская, "Законодательство", N 12, декабрь 2002 г.
19.Основы экономической теории /Под ред. Камаева В.Д. М., 1996. - 281 с.
20.Пархачева М.А. Налоговый учет прибыли. – М.: МЦФЭР, 2002-512с.
21.Пащенко Г.М. Учет и налогообложение прибыли организации. М.:Издательский дом Герда, 2004 - 329 с.
22.Пошерстник Н.В. Налог на прибыль – СПб.: «Издательский дом Герда»,2002, 592с.
23.Русавская И.Г. Основы налоговой системы - М:. Финансы, 2003 - 358с.
24.Современные проблемы развития теории и практики правового регулирования налогообложения в финансовой деятельности государства //Г.В. Петрова, "Журнал российского права", N 8, август 2002 г.
25.Хрестоматия по экономической теории / Сост. Е.Ф. Борисов. — М.: Юристъ, 2000. — 536 с.
26.Черник Д.Г. Налоги и налогообложение. - М.: ИНФРА-М, 2004 с.188
27.Черник Д.Г. Налоги и налогообложение. - М.: ИНФРА-М, 2004 с.312