Фрагмент для ознакомления
2
Термин "компетенция" вошел в употребление в деловой среде в середине двадцатого века, хотя, согласно словарю Уэбстера, само слово "competence" появилось в английском языке еще в 1596 году. Латинское слово "competens", являющееся причастием от глагола "competere" (достигать вместе, соответствовать), описывает как индивидуальные особенности человека, так и его соответствие внешним требованиям. В 1959 году, в своей работе "Пересмотр концепции мотивации: концепция компетентности", R. White использовал термин "компетентность" для обозначения характеристик, связанных с высоким качеством работы и сильной мотивацией сотрудников. Было установлено, что успешные работники отличаются от менее успешных не только знаниями, но и развитыми навыками саморегуляции, самосознания и социальными навыками[1].
В 1965 году профессор Массачусетского технологического университета Ноэм Хомский ввел термин "компетенция" в научный оборот для описания способности человека к речевой деятельности. Ученый противопоставлял понятия "компетенция" и "употребление", рассматривая их как язык и речь. Компетенция представляет собой набор правил и механизмов, позволяющих говорящему создавать и оценивать неограниченное количество фраз. Употребление – это практическая реализация компетенций. Таким образом, "употребление" – это проявление компетенции в различных видах деятельности, связанных с мышлением и опытом человека. Позже такое использование знаний, умений и навыков стали называть "компетентностью". В толковом словаре русского языка "компетенция" определяется как круг вопросов, в которых человек обладает авторитетом, знаниями и опытом, а "компетентность" – как глубокое знание сути работы, способов достижения целей, а также наличие необходимых умений и навыков[12].
В отечественной педагогике исследованиями компетенции занимаются В.И. Байденко, В.А. Болотов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.В. Сериков, А.И. Субетто, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков, С.Е. Шишов и другие ученые. В их определениях понятия "компетенция" нет существенных разногласий.
С.Е. Шишов определяет компетенцию как общую способность, основанную на знаниях, опыте, ценностях и склонностях, приобретенных в процессе обучения, а также как готовность личности к деятельности. А.В. Хуторской считает компетенцию совокупностью взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), необходимых для качественной и продуктивной деятельности в определенной области. А.И. Субетто рассматривает компетенцию как компонент качества человека, определяющий его способность выполнять определенный комплекс задач в определенной области деятельности.
Э.Ф. Зеер и Э.Э. Сыманюк определяют компетенции как обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности, а также как профессиональное поведение при решении задач и выполнении функций, возложенных на специалиста[13].
Наиболее полным и содержательным можно считать определение И.А. Зимней: "Компетенции – это внутренние потенциальные психологические новообразования (знания, представления, программы действий, системы ценностей и отношений), которые проявляются в компетентностях человека как актуальные деятельностные проявления".
Компетенция является интегральным результатом взаимодействия различных компонентов:
1) мотивационного, отражающего заинтересованность и наличие личных мотивов для решения задачи;
2) целевого, связанного с умением определять личные цели, составлять планы и проекты, осознанно конструировать действия для достижения результата;
3) ориентационного, учитывающего внешние условия деятельности и осознание общей основы деятельности;
4) функционального, предполагающего использование знаний, умений и информационной грамотности для принятия решений и применения новых форм взаимодействия;
5) контрольного, предполагающего наличие четких критериев оценки процесса и результатов деятельности, закрепление правильных способов деятельности;
6) оценочного, связанного со способностью к самоанализу и адекватной самооценке.
Эти компоненты тесно взаимосвязаны и влияют на развитие друг друга.
Главной особенностью компетентности является то, что она не является специфическим предметным умением, абстрактной мыслительной операцией или конкретным жизненным навыком.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа 2-ое изд. / А.Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2001, - 414с.
2. Акишина Т.Е. Грамматика чувств: Пособие по развитию русской речи. М.:Просвещение, 2010 - 388 с.
3. Антонова Е.С. Тайна текста и секреты методики/Русский язык для школы. -Nº2. - 2002. - C. 53 – 54
4. Бочарникова М.А. Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации//Начальная школа. - Nº3. - 2009. - С. 86-92
5. Величук А.П. Методика развития речи в начальной школе: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2000. - 368 с.
6. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. - М: Дрофа, 2006. - 224 с.
7. Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитагельной деятельности. // Начальная школа плюс До и После. - Nº4. - 2011. - C. 78 – 83
8. Козырев В.А. Компетентностной подход в педагогическом образовании.СПб.: - 2004. - 392 с.
9. Королькова Л.В. Групповые взаимодействия младших школьников.
Начальная школа. - Nº2. - 2007. - C. 13 – 15
10. Максимук Н. Н. Игры по обучению грамоте и чтению: Пособие для учителей начальных классов. - М.: ВАКО, 2006. - 328 с.
11. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей: пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 2008. - 230 с.
12. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учебник для класса четырехлетней
начальной школы. — 7-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2008. - 256с.
13. Соковнин В. М. О природе человеческого общения / В. М. Соковнин. Фрунзе: Мехтеп, 1973. - 116 с.