Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ 7
1.1. Социальные навыки детей дошкольного возраста: сущность и специфика 7
1.2. Игровая терапия как средство развития социальных навыков у детей дошкольного возраста 10
2. ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 13
2.1. Изучение особенностей развития социальных навыков средствами игровой терапии в условиях МБДОУ Детский сад №48 "Вишенка" г. Белгород 13
2.2. Программа игровой терапии «Дружные ребята» для развития социальных навыков у детей дошкольного возраста 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
Фрагмент для ознакомления
2
Игровая терапия представляет собой метод психотерапевтического воздействия, основанный на использовании игры как основного инструмента для коррекции эмоциональных, поведенческих и социальных трудностей. Ее сущность заключается в создании безопасной среды, где ребенок может свободно выражать свои мысли, эмоции и переживания через естественную для него деятельность — игру. В отличие от традиционных форм терапии, игровая терапия опирается на принцип ненавязчивости: специалист не управляет процессом, а следует за инициативой ребенка, наблюдая за его действиями и интерпретируя их в контексте социального развития [4].
Ключевые принципы игровой терапии включают [2]:
1. Безопасность и принятие. Ребенок чувствует себя защищенным, что позволяет ему раскрыть внутренние конфликты и страхи.
2. Добровольность участия. Активность ребенка исходит из его собственных потребностей, что повышает мотивацию к взаимодействию.
3. Ориентация на возрастные особенности. Учитываются ведущие виды деятельности дошкольников, такие как сюжетно-ролевые игры и манипуляции с предметами.
4. Невербальная коммуникация. Поскольку дети часто не способны вербализовать переживания, игра становится языком, через который они «рассказывают» о своих проблемах.
5. Рефлексия и обратная связь. Терапевт помогает ребенку осмыслить игровые ситуации, связывая их с реальным социальным опытом.
Эти принципы обеспечивают условия для формирования социальных навыков, таких как эмпатия, сотрудничество и саморегуляция. Например, в процессе игры ребенок учится учитывать интересы других участников, что напрямую влияет на его способность к адаптации в группе.
В практике дошкольного образования применяются разнообразные виды игровой терапии, каждый из которых решает специфические задачи [10].
1. Песочная терапия. Ребенок создает композиции из песка и миниатюрных фигурок, что помогает ему символически проработать страхи или конфликты. Этот метод особенно эффективен для развития мелкой моторики и творческого мышления, а также для обучения навыкам совместной деятельности при групповой работе.
2. Сказкотерапия. Через разыгрывание сказочных сюжетов дети осваивают социальные роли (например, «добрый герой» или «справедливый правитель»), учатся анализировать поступки персонажей и переносить эти модели в реальное общение.
3. Ролевые игры. Воспроизведение бытовых ситуаций («магазин», «больница») позволяет отработать навыки вежливого общения, распределения обязанностей и разрешения споров.
4. Недирективная терапия. Ребенок самостоятельно выбирает игрушки и сценарии, а терапевт наблюдает, выявляя паттерны поведения. Например, агрессивные действия с куклами могут указывать на проблемы в семье.
5. Структурированные игры с правилами. Настольные игры или подвижные активности («жмурки», «прятки») учат соблюдать договоренности, контролировать импульсы и проявлять уважение к другим участникам.
Формы терапии варьируются в зависимости от целей:
- Индивидуальная — направлена на коррекцию личностных трудностей (страхи, застенчивость);
- Групповая — фокусируется на развитии навыков сотрудничества и эмпатии через коллективные задания.
В целом, важным аспектом является игровое оборудование. Использование кукол, конструкторов или художественных материалов (краски, пластилин) помогает детям выразить эмоции, которые они не могут описать словами.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве [Текст] : учебное пособие. – Москва : ФОРУМ, 2022. 144 с.
2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] : книга для воспитателя детского сада. – 2-е изд., дораб. – Москва : Просвещение, 2021. 160 с.
3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] // Вопросы психологии. – 2020. – № 6. С. 62-76.
4. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе [Текст] : учебно-методическое пособие. – Москва : ЦГЛ, 2022. 80 с.
5. Захаров А.И. Игра как способ преодоления неврозов у детей. [Текст] – Санкт-Петербург : КАРО, 2021. 416 с.
6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по игровой психотерапии. [Текст] – Санкт-Петербург : Речь, 2020. – 256 с.
7. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка : учебное пособие. [Текст] – Москва : Российское педагогическое агентство, 2023. – 191 с.
8. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. [Текст] – Санкт-Петербург : Речь, 2021. – 160 с.
9. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений / пер. с англ. [Текст] – Москва : Международная педагогическая академия, 2020. – 368 с.
10. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры : практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. [Текст] – Москва : ГНОМ и Д, 2022. – 160 с.
11. Репринцева Г.И. Игра - ведущая деятельность детей: психолого-педагогический практикум. [Текст] – Москва : ФОРУМ, 2021. – 384 с.
12. Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании // Психологическая наука и образование. [Текст] – 2023. – Т. 18, № 3. – С. 92-98.
13. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. [Текст] – Москва : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2020. – 464 с.
14. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. [Текст] – Москва : Генезис, 2021. – 176 с.
15. Эльконин Д.Б. Психология игры. [Текст] – 2-е изд. – Москва : ВЛАДОС, 2022. – 360 с.