Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В последние десятилетия интернет стал неотъемлемой частью повседневной жизни миллионов людей по всему миру. С его помощью осуществляется обмен информацией, налаживаются социальные связи, ведется бизнес и даже формируются общественные движения. Однако, наряду с положительными аспектами, интернет-пространство также стало ареной для возникновения конфликтов, которые могут иметь серьезные последствия как для отдельных пользователей, так и для общества в целом. В связи с этим, исследование конфликтов в интернет-пространстве становится все более актуальным и востребованным направлением в области социальных и гуманитарных наук.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что с каждым годом количество пользователей интернета растет, а вместе с ним увеличивается и количество конфликтных ситуаций, возникающих в виртуальной среде. Анонимность, которую предоставляет интернет, создает уникальные условия для общения, где пользователи могут выражать свои мысли и эмоции без страха быть осуждаемыми. Однако именно эта анонимность часто приводит к недопониманию, агрессии и конфликтам, которые могут иметь разрушительные последствия для психоэмоционального состояния участников. Важно отметить, что молодежная аудитория, активно использующая интернет, особенно подвержена влиянию виртуальных конфликтов, что делает данную тему особенно значимой для изучения.
В рамках данной работы будут освещены несколько ключевых аспектов, касающихся конфликтов в интернет-пространстве. В первую очередь, будет проведен анализ причин конфликтов, которые могут возникать в результате недопонимания сообщений, эмоциональных реакций и отсутствия невербальных сигналов, что делает виртуальное общение уникальным и порой сложным. Далее, будет рассмотрена характеристика участников виртуальных конфликтов, включая их мотивацию, поведение и влияние на динамику конфликта.
Цель работы:
Исследовать взаимосвязь склонности к конфликтному поведению у студенческой молодежи и характера ее сетевой активности
Задачи:
-Проанализировать теоретические подходы к изучению склонности к конфликтному поведению у студенческой молодежи.
-Выявить основные особенности и характеристики сетевой активности молодежи
-Провести эмпирическое исследование склонности к конфликтному поведению у студенческой молодежи во взаимосвязи с характером ее сетевой активности
-Разработать рекомендации по профилактике и разрешению интернет-конфликтов.
Объект: Склонность к конфликтному поведению у студенческой молодежи.
Предмет: Склонность к конфликтному поведению у студенческой молодежи и ее взаимосвязь с характером ее сетевой активности.
Метод: Методика диагностики склонности к конфликтному поведению К. Томаса
Авторский опрос, выявляющий характер сетевой активности студенческой молодежи, основанный на …
Гипотеза
В первую очередь, будет проведен анализ причин конфликтов, которые могут возникать в результате недопонимания сообщений, эмоциональных реакций и отсутствия невербальных сигналов, что делает виртуальное общение уникальным и порой сложным. Далее, будет рассмотрена характеристика участников виртуальных конфликтов, включая их мотивацию, поведение и влияние на динамику конфликта.
Также в работе будет уделено внимание последствиям виртуальных конфликтов для участников, включая влияние на их психоэмоциональное состояние и социальные связи. Важно понять, как конфликты в интернет-среде могут изменять отношения между людьми и формировать новые социальные нормы. В этом контексте будет проведен сравнительный анализ виртуальных и реальных конфликтов, что позволит выявить уникальные черты и закономерности, присущие каждому из этих типов взаимодействия.
Кроме того, работа будет включать изучение стратегий разрешения конфликтов в интернет-пространстве, что является важным аспектом для понимания того, как можно минимизировать негативные последствия конфликтов и улучшить качество виртуального общения. В заключение будут предложены рекомендации по предотвращению интернет-конфликтов, что может стать полезным инструментом для пользователей, стремящихся к более гармоничному взаимодействию в цифровом мире.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ
1.1 Теоретические подходы к изучению склонности к конфликтному поведению у студенческой молодежи.
Психологическая наука провела большое количество научных исследований, посвященных психологии конфликта и особенностям конфликтного поведения. Феноменологический анализ конфликтного поведения, анализ определения терминов конфликта обобщают результаты эмпирических исследований в этой области, которые свидетельствуют о том, что специфические стили конфликтного поведения определяют, прежде всего, психологические характеристики личности как целостной индивидуальности . В то же время основными определяющими факторами поведения в конфликтной ситуации являются свойства всех уровней личности (личностного, субъектного, личностноподобного характера) в единстве и взаимосвязях.
В студенческом возрасте происходит нормальная смена социальных ролей, изменения во внешности, функциях и способах восприятия себя и внешнего мира порождают внутренний разлад и приводят к определенной деформации идентичности, то есть к стабильности внутреннего образа "Я" . Молодые люди находятся в конфликте не только с окружающим миром, но и с самими собой, пытаясь понять, кем они стали, к тому же не в детстве, а во взрослом возрасте. Взрослый сталкивается со многими задачами, которые, в свою очередь, затрудняют идентификацию .
Совпадение кризисов в студенческий период, безусловно, влияет на поведение молодых людей и особенности их взаимодействия с окружающими. Конфликтное поведение - это форма взаимодействия, которую молодые люди довольно часто используют для общения друг с другом.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1980. - 335 с.
2. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды : в 2 т. / Акад. пед. наук СССР. — М. : Педагогика, 1980. — (Труды действительных членов и членов-корреспондентов Акад. пед. наук СССР). Т. 2 / под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова, Н. В. Кузьминой. — 1980. — 286
3. Бегичева О.Л., Колосова О.А., Слесаренко С.Ю. Перенос агрессии в Интернет как социальное явление современности // Шаг в будущее: Искусственный интеллект и цифровая экономика. Революция в управлении: новая цифровая экономика или новый мир машин: Материалы II Международного научного форума. Москва, 6–7 декабря 2018 г. –Вып. 2. М.: ГУУ. С. 155–160.
4. Березовская И.П. Шипунова О.Д., Лисенкова А.А. Личностные установки поведения студенческой молодежи в сетевых взаимодействиях// Социально-гуманитарные знания. –2024. – № 2. –С. 87-90.
5. Бортякова В.А.. Психологические особенности реализации стратегий конфликтного поведения студенческой молодежи //Форум молодых ученых. 2017. № . 5 С. 333-336.
6. Бурлачук Л.Ф., Михайлова Н.Б. К психологической теории ситуации // Психологический журнал, –2002. –Т. 23. –№ 1. –С. 5–17.
7. Витвинчук В.В., Фотиева И.В., Семилет Т.А., Лукашевич Е.В. Проблема лидеров мнений в публичной коммуникации // Сибирский философский журнал. –2017. Т. 15. – № 4. –С. 91–101.
8. Власова, Е.А. Поведение молодежи в конфликтных ситуациях: методология и практика / Е.А. Власова. - Новосибирск: НГУ, 2021 – 130 с.
9. Войскунский А.Е., Бабаева Ю.Д., Смыслова О.В. Интернет: влияние на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. М.: Издательство «Можайск-Терра», 2000. — 431 с.
10. Горчакова О.Д. Интернет как пространство для конфликтов между личностью и обществом // Социальные технологии. – 2021. – Т. 10, № 2. – С. 53–61.
11. Докука С.В. ( Практики использования онлайновых социальных сетей // Социологические исследования. – 2014. – № 1 (357). – С. 137–145
12. Жукова, Н. В. Конфликты в молодежной среде: причины и пути разрешения. – Екатеринбург: УрФУ, 2021. – 122 с.
13. Иванов В.П. Конфликты в цифровой среде: природа и механизмы // Социологические исследования. – 2021. – № 7. – С. 12–20.
14. Иванова, Л. В. Студенческие конфликты: взгляд изнутри. – Казань: Казанский университет, 2022. – 150 с.
15. Кузнецов Д.Л. Массовые коммуникации и конфликты: анализ информационного пространства // Коммуникация и конфликтология. – 2023. – Т. 8, № 1. – С. 112–119.
16. Лебедева Н.С. Социальные сети как арена конфликтов: причины и способы разрешения // Психология и социализация. – 2021. – Т. 9, № 1. – С. 101–108.
17. Леньков Р.В. Социология молодежи: учебник для вузов / под ред. Р.В. Ленькова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт.2020 - 357 с.
18. Леньков Р.В., Колосова О.А., Ковалева С.В. Социально-психологическая диагностика и прогнозирование протестного поведения молодежи в цифровой среде//Цифровая социология. – 2021. – Т. 4, № 1. С. 31–41.
19. Марченкова Н.Г. Социально-педагогические аспекты профилактики компьютерной зависимости у студентов: учебное пособие. пособие для широкого круга исследований. и практиков. / Н.Г. Марченкова. Оренбург .: Издательство «Принт-сервис», 2009. — 54 с.
20. Николаева К.Ю. Агрессия в интернете: виды и методы противодействия // Психология и общество. – 2022. – № 2. – С. 77–84.
21. Петров А.Н. Роль социальных сетей в формировании конфликтных ситуаций // Журнал медиапсихологии. – 2019. – Т. 5, № 4. – С. 34–40.
22. Психологические особенности реализации стратегий конфликтного поведения студенческой молодежи. Бортякова В.А. М., 2017 , – 85 с.
23. Решмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Х. Решмидт. - М.:Мир, 1994. - 319 с.
24. Решмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Х. Решмидт. - М.:Мир, 1994. - 319 с.
25. Смирнова Е.А. Кибербуллинг: причины, последствия и способы предотвращения // Современные проблемы психологии. – 2020. – № 3. – С. 88–95.
26. Тарасова, А. О. Конфликтоустойчивость юношей и девушек студенческого возраста // Молодой ученый. — 2023. — № 19 (466). — С. 571-575.
27. Толстикова С.И. Психологические аспекты онлайн-конфликтов // Вестник психологии. – 2021. – № 6. – С. 45–52.
28. Угилжан Б.Х. Влияние интернета на мировоззрение молодежи // Академические исследования в области педагогических наук. 2021. №4. С. 55-58
29. Уткин Э.А. Конфликтология / Уткин Э.А. - М., Тандем, 2000.
30. Федоров М.В. Конфликты в виртуальном пространстве: от кибербуллинга до правовых последствий // Юридические аспекты интернет-прав. – 2020. – № 4. – С. 25–30.
31. Федотов, Р.В. Студенческая молодежь: конфликтология и психология / Р.В. Федотов. - Архангельск: Поморский университет, 2021. – 210с.
32. Франц В.А. Особенности распространения протестных настроений в среде российской молодёжи в условиях информационного общества (на примере Екатеринбурга) // Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. –2020. –№ 3 (29). –С. 61–80.
33. Чернова Д.Ю., Задорожная И.А. Специфика стратегий поведения в конфликте у современной студенческой молодежи // Материалы XVII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2025/article/2018037763 (дата обращения: 07.04.2025 ).
34. Шевченко И.В. Влияние анонимности на поведение пользователей в сети и конфликтные ситуации // Исследования в области коммуникаций. – 2022. – Т. 7, № 3. – С. 19–26.
35. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. — М.: Прогресс, 1992. - 419 с.