Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы политической коммуникации в современном информационном пространстве 6
1.1. Сущность и основные концепции политической коммуникации 6
1.2. Каналы и инструменты политической коммуникации 12
1.3. Политический медиапродукт: понятие, типология и особенности продвижения 14
Выводы по первой главе 20
Глава 2. Роль коммуникационных стратегий продвижения политического медиапродукта 22
2.1. Методология изучения роли стратегий 22
2.2. Анализ современных коммуникационных стратегий в продвижении политических медиапродуктов 25
2.3. Проблемы и перспективы коммуникации в продвижении политических медиапродуктов 29
Выводы по второй главе 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 42
Фрагмент для ознакомления
2
Политическая коммуникация представляет собой сложный и многогранный феномен, играющий ключевую роль в функционировании политической системы общества. В современной политической науке существует множество подходов к определению данного понятия, отражающих различные аспекты этого явления.
В наиболее общем виде политическая коммуникация определяется как процесс передачи и обмена информацией, идеями, эмоциями, навыками, смыслами в сфере политики с помощью разнообразных символов (слов, картин, графиков, музыки и т.д.) между субъектами политики и гражданами в ходе их формальных и неформальных взаимодействий. Данное определение подчеркивает многообразие форм и содержания политической коммуникации, а также ее символический характер.
Политическая коммуникация также рассматривается как процесс передачи политической информации, благодаря которому она перемещается от одной части политической системы к другой и между политической системой и социальной системой. Такой подход акцентирует внимание на циркуляции информации как основе функционирования политической системы.
Важно отметить, что политическая коммуникация не подразумевает одностороннюю направленность сигналов от элит к массе, а охватывает весь диапазон неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают разнообразное влияние на политику [5]. Это определение расширяет понимание политической коммуникации, включая в нее не только институционализированные формы, но и неформальные коммуникативные практики.
Политическая коммуникация также может рассматриваться как своеобразный механизм, посредством которого реализуется власть в обществе. Данный подход подчеркивает инструментальный характер политической коммуникации и ее роль в осуществлении властных отношений.
Обобщая различные подходы, можно определить политическую коммуникацию как процесс информационного обмена между субъектами политики, осуществляемого в ходе их формальных и неформальных взаимодействий, направленный на формирование общественного мнения и массового сознания, оказывающих влияние на содержание и характер политических процессов [10].
Становление политической коммуникации как самостоятельного направления научных исследований происходило постепенно и было связано с развитием как политической науки, так и теории коммуникации.
Начало систематического изучения процессов и явлений политической коммуникации связывают с работами американских исследователей первой половины XX века. Особое значение имели труды Гарольда Лассуэлла, посвященные анализу феномена пропаганды в период Первой мировой войны. Лассуэлл предложил одну из первых моделей коммуникации, выраженную в формуле "Кто говорит? Что говорит? По какому каналу? Кому? С каким эффектом?", которая стала классической для анализа политико-коммуникационных процессов [6].
Принципиальное значение для осмысления феномена политики как особой сферы коммуникации имеют работы европейского и американского социолога и политолога Карла Дойча. В труде "Нервы управления: модели политической коммуникации и контроля" (1963) Дойч дополнил системный подход к исследованию политического процесса уточненным научным аппаратом кибернетики и предложил собственное понимание политической системы как сложной сети коммуникаций и информационных потоков.
Фундаментальные исследования в области политической коммуникативистики начинаются в 1940-х годах, а институционализация данного научного направления происходит с 1970-х годов. В этот период политическая коммуникация находится в "пограничном состоянии" между коммуникативистикой и политическими науками, что определяет междисциплинарный характер ее изучения.
Труды Истона, Алмонда и Дойча, в которых были предприняты первые попытки теоретического осмысления системного характера политического процесса, стали знаковыми явлениями в сфере социогуманитарных исследований 1960-х годов. Однако, как отмечают исследователи, в 1970-х годах "популярность классической теории политической системы пошла на спад, а в 1980–1990-е гг. многие ее положения, претендовавшие на универсальность, становятся скорее аналитическими инструментами".
В дальнейшем развитие теоретических подходов к изучению политической коммуникации происходило в направлении усложнения моделей коммуникации, учета роли обратной связи, признания активной роли получателя информации, а также анализа влияния новых информационных технологий на политико-коммуникационные процессы.
Политическая коммуникация выполняет ряд важнейших функций, обеспечивающих функционирование и развитие политической системы общества.
Информативная функция заключается в распространении необходимых знаний о политической системе, ее важнейших структурных элементах, способах функционирования. Данная функция обеспечивает циркуляцию политической информации между различными элементами политической системы, а также между политической системой и обществом, создавая основу для принятия политических решений и участия граждан в политической жизни.
Регулятивная функция направлена на создание оптимального для данного общества механизма взаимодействия как между элементами политической системы, так и между политической системой и гражданским обществом. Благодаря этой функции устанавливаются и поддерживаются определенные модели политического поведения, формируются политические нормы и правила [3].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.
2. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" // Собрание законодательства РФ. 2006. № 12. Ст. 1232.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 28.12.2023).
4. Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития. — М.: Прометей, 2004. — 327 с.
5. Гринберг Т.Э. Политические технологии: реклама. М.: Аспект Пресс, 2021. 317 с.
6. Михалева О.Л. Политический дискурс. Специфика манипулятивного воздействия. Москва: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 281 с.
7. Политические коммуникации: учебное пособие для студентов вузов / под ред. А.И. Соловьева. М.: Аспект Пресс, 2020. 332 с.
8. Хубецова З.Ф. Политическая коммуникация: теория, образование, опыт: учебное пособие. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т "Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций", 2017. 142 с.
9. Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология: В 3 ч. Ч. 1. М.: Российская академия управления, 2018. 180 с.
10. Акопова Д.Р. Стратегии и тактики политического дискурса // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 6(1). С. 403—409.
11. Балынская Н.Р., Пищугина О.С. Специфика создания имиджа средствами массовой информации в условиях информационного общества // Вопросы управления. 2019. № 3. С. 15-22.
12. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Социальная психолингвистика. Москва: Лабиринт, 2007. С. 197—236.
13. Волкова Т.А. Дискурсивно-коммуникативная модель перевода в исследовании институционального дискурса // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 17. С. 37—42.
14. Демьянков В.З. Политический дискурс как предмет политологической филологии // Политическая наука. Политический дискурс: История и современные исследования. 2002. № 3. С. 32—43.
15. Карасик В.И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс. Волгоград: Перемена, 2000. С. 5—20.
16. Крылова М.А. Нормативное регулирование PR-технологий в области избирательного права // Теории и проблемы политических исследований. 2018. Т. 7. № 1А. С. 234-240.
17. Лассуэлл Г.Д., Структура и функции коммуникации в обществе // Коммуникация в обществе / Под ред. С.А.Кара-Мурзы — М.: Мысль, 2001 — С. 88–92.
18. Макарычева И.Н. Политическая реклама как коммуникативная деятельность политических акторов // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2020. № 1. С. 63-72.
19. Новикова А.М. Содержание языковой картины политического мира // Перевод и сопоставительная лингвистика. 2016. № 12. С. 111—113.
20. Перельгут Н.М., Сухоцкая Е.Б. О структуре понятия «политический дискурс» // Вестник Нижневаторского государственного университета. 2013. № 2. С. 35—41.
21. Соловьев А.И. Политическая коммуникация: к проблеме теоретической идентификации // Полис. Политические исследования, 2002, № 3, с. 5–18.
22. Тимофеева Л.Н. Политическая коммуникативистика: проблемы становления // Полис. Политические исследования. 2019. № 5. С. 41-54.
23. Халатян А.Б. Особенности организации современного политического дискурса // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2010. № 6. С. 51—54.
24. Халатян А.Б. Предвыборный дискурс // Политическая лингвистика. Ставрополь. 2011. № 2. С. 180—187.
25. Куцуева Е. Политический PR и маркетинг. Практическое пособие для российского политика [Электронный ресурс] // ЛитРес. URL: https://www.litres.ru/book/evgeniya-kucueva/politicheskiy-pr-i-marketing-prakticheskoe-posobie-dlya-r-66877688/ (дата обращения: 27.03.2025).
26. Нарушения в ходе предвыборной кампании [Электронный ресурс] // Центральная избирательная комиссия РФ. URL: http://www.cikrf.ru/banners/vib_arhiv/electday/17022000/nrush.htm (дата обращения: 28.03.2025).
27. Суханов Ю. Ю. Политический дискурс как объект лингвистического анализа // Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskiy-diskurs-kak-obekt-lingvisticheskogo-analiza (дата обращения: 28.03.2025).
28. Тишина Ю. В. Некоторые особенности английского языка в сфере политической коммуникации // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2018. №16 (811). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-osobennosti-angliyskogo-yazyka-v-sfere-politicheskoy-kommunikatsii (дата обращения: 28.03.2025).
29. Хартия "Политические консультанты за честные выборы" [Электронный ресурс] // Российская ассоциация по связям с общественностью. URL: https://www.raso.ru/pro/dokumenty/khartiya-politicheskie-konsultanty-za-chestnye-vybory/ (дата обращения: 27.03.2025).
30. Chadwick A. The Hybrid Media System: Politics and Power. Oxford: Oxford University Press, 2021. 368 p.
31. Luther C., Prins B. How Russia employs 'hard soft power' to influence overseas media and sow dissent and fear among foreign populations [Electronic resource] // University of Tennessee. URL: https://polisci.utk.edu/how-russia-employs-hard-soft-power-to-influence-overseas-media-and-sow-dissent-and-fear-among-foreign-populations/ (accessed: 27.03.2025).