Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Данная работа посвящена проблеме влияния цифровизации на образование и обучение, цифровому обучению. Эта тема является особенно актуальной для изучения вследствие того, что образование сегодня развивается именно под влиянием цифровизации. В частности, многие учебные заведения активно осваивают и совершенствуют дистанционный формат обучения. В 2020 году именно этот формат стал основным, поскольку с появлением нового очень опасного COVID-19 возникла острая необходимость в сжатые сроки перестроиться для работы в новом формате, необходимо было в короткие сроки овладеть различными образовательными платформами.
Социальные сети и онлайн-платформы – это то цифровое пространство, которое сегодня имеет огромный потенциал образовательного развития. Тем не менее, для освоения социальных сетей, мессенджеров и онлайн-платформ как средства образования учителю, преподавателю вуза нужно продумать все этапы освоения социальных сетей, не просто подготовить содержание образовательного материала и процесса, а продумать, как именно он будет управлять процессом. Безусловно, для образовательных учреждений это особенно важно, поскольку в социальных сетях многие проводят время, привыкают к формату социальных сетей.
Вузы также столкнулись с проблемой необходимости перестройки процесса обучения.
Вместе с тем, очевидно, что дистанционное обучение не уйдет в прошлое, поскольку многие вузы предлагают дистанционные программы получения высшего образования. Это, в свою очередь, создает проблему освоения социальных сетей как эффективного образовательного средства.
Объект исследования – цифровизация в образовательном процессе.
Предмет исследования – перспективы, достоинства и недостатки, пути развития использования достижений цифрового обучения.
Цель исследования – изучение проблемы развития цифрового обучения.
В связи с поставленной целью следует выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и общую характеристику цифрового обучения
2.Изучить проблемы и риски обучения с применением цифровых технологий в современном мире
3.Выявить основные перспективы развития цифрового обучения
4.Исследовать способы внедрения цифрового обучения в образование
5.Изучить практику применения цифровых технологий в образовательном процессе
6.Рассмотреть традиционное и цифровое обучение в аспекте их соотношения и сравнительного анализа.
Методы исследования выбраны в соответствии с поставленными целью и задачами: теоретические методы исследования (теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, индукция и дедукция).
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении содержания потенциала цифровизации в сфере образования.
Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.
Глава I. Теоретические основы цифрового обучения
1.1. Понятие и общая характеристика цифрового обучения
Цифровизация в образовании подразумевает, что от парадигмы традиционного образования мы переходим к цифровому, то есть, применяет цифровые образовательные ресурсы, которые могут быть репрезентованы в цифровой, электронной, «компьютерной» форме. Современное поколение уже с ранних лет воспитывается в мире компьютеров и иных гаджетов, соответственно, цифровизация – это неотъемлемая часть образования.
Цифровые технологии, социальные сети и мессенджеры изменили общественные ценности, привели к сетевой идентификации человека. Положено начало новому типу обучающихся, которые самостоятельно определяют свою образовательную траекторию. Они мотивированы на личностное развитие и самоопределение, сочетая работу с учебой[ Михайлова, Ф. Ф. Роль цифровизации образовательного процесса / Ф. Ф. Михайлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46 (493). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/archive/493/107655/ ].
Система образования должна обеспечить уверенный переход в цифровую эпоху, которая характеризуется ростом экономики и новыми трудовыми отношениями. На рынке труда должен появиться искусственный интеллект, выполняющий рутинные процессы.
Современный этап цифровизации в образовании заключается в погружении всех его субъектов в цифровую образовательную среду.
На современном этапе проблема компонентного состава цифровой образовательной среды носит дискуссионный характер. Многие ученые обращаются к исследованию вопроса структуризации цифровых образовательных сред.
В исследованиях О.В. Башириной, Ю.П. Коротенкова, А.А. Кузнецова, Е.В. Огородникова, И.В. Роберт, Н.Б. Стрекаловой, Т.Н. Суворовой, А.В. Уварова, Е.В. Черновой, А.Б. Шимурзоевой делается упор на субъектные и методические компоненты, а остальные компоненты, в частности, речь идет о программном и техническом обеспечении, носят вспомогательный характер.
Как полагает Е.В. Чернобай, цифровая образовательная среда быть обязательно представлена ценностно-смысловым компонентом, который включает в себя цели, задачи организации проектного процесса в условиях цифровой образовательной среды, программно-методический (речь идет о нормативном обеспечении функционирования образовательной системы), информационно-знаниевый (комплекс компетенций обучаемого), коммуникационный (взаимодействие субъектов образовательного процесса в ЦОС) и технологический (современные средства обучения в ЦОС) аспекты.
О.В. Баширина полагает, что в цифровая образовательная среда должна отличаться наличием результативно-коррекционного блока, который реализует функции оценки диагностики и коррекции образовательной траектории обучающегося[ Грязнов С.А. Вызовы цифрового обучения. // Развитие современного образования в контексте педагогической компетенциологии. Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием Чебоксары, 2021. -Издательство «Издательский дом «Среда». - 236 с.].
Безусловно, правильной кажется позиция А.В. Уварова, который считает, что структура такой среды обязательно представлена информационным блоком – системами, сервисами, инструментами. Такие сервисы, как MOODLE, 1С давно используются в вузах и дают возможность отслеживания контингента студентов и преподавателей, определять их рейтинг. Организации совместной работы участников образовательного процесса способствуют сервисы размещения и обмена информацией, доступные в личном кабинете как студента, так и преподавателя. Сегодня существует достаточно много сервисов и инструментов развития цифровой образовательной среды.
При формировании такой среды Н.Б. Стрекалова предлагает выделить следующие компоненты открытой цифровой образовательной среды при организации самостоятельной работы учащихся: а именно, речь идет о планировании, методическом обеспечении, включая электронные учебные издания, технологической организации процесса обучения, координирующих совместную деятельность преподавателей и учащихся и контроль результатов обучения[ Присутствие в среде: методология и теория обучения. / С.Ф. Сергеев // Школьные технологии. - 2011. - № 5. -С. 43-54.].
Многие цифровые технологии образования имеют действительно большой потенциал. В частности, это облачные технологии. Это принципиально новый сервис, позволяющий хранить огромное количество информации и имеющий удобный сетевой доступ к информационным ресурсам[ Петрова Н.П. Цифровизация и цифровые технологии в образовании. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-i-tsifrovye-tehnologii-v-obrazovanii?ysclid=lkzj42l1bb294446197].
В настоящее время широкое распространение получили такие образовательные технологии, как онлайн-курсы, которые предоставляются широкой аудитории. Такие образовательные технологии, как массовые образовательные учебные курсы, применяемые дистанционно, помогут обучаться в любой удобной форме и позволят получить квалифицированное обучение вследствие того, что ДОТ постоянно совершенствуются[ Шведова С.В., Маевская И.М. Цифровизация образовательного процесса: риски и перспективы в условиях пандемии COVID-19 // Primo aspect. - 2020. - № 3(43). - С. 75-85.].
Онлайн-обучение в цифровой образовательной среде предусматривает уже известное синхронное и асинхронное обучение. Синхронное онлайн-занятие предполагает электронное взаимодействие учащегося и преподавателя в конкретное время. Асинхронные курсы отличаются тем, что преподаватель выкладывает в Интернет теоретические материалы и различные задания по курсу, а учащиеся работают с информацией в любое удобное для них время. Наибольшие перспективы имеет смешанный формат обучения.
Востребованной технологией в настоящее время является технология «мобильное обучение», позволяющая использовать учебную информацию с персональных цифровых устройств (смартфоны, планшеты и т.д.).
Среди онлайн-технологий важную роль играет технология «Игрофикация (геймификация)», она используется с дидактической целью. В ней применяются механизмы, которые используются в видеоиграх. Одним из вариантов геймификации являются веб-квесты.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1.Абрамова О.М. Использование социальных сетей в образовательном процессе / О. М. Абрамова, О. А. Соловьева // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1055-1057. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29321/ (дата обращения: 29.03.2025).
2.Авдюшкин В.В. Внешние и внутренние факторы информатизации образования / В. В. Авдюшкин // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 499-501. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86465/ (дата обращения: 29.03.2025).
3.Андреева Е.Ф. Формирование информационно-образовательной среды вуза / Е. Ф. Андреева // Молодой ученый. — 2017. — № 15.1 (149.1). — С. 1-2. — URL: https://moluch.ru/archive/149/42122/ (дата обращения: 29.03.2025).
4.Антонова Д.А. Цифровая трансформация системы образования. Проектирование ресурсов для современной цифровой учебной среды как одно из ее основных направлений / Д. А. Антонова, Е. В. Оспенникова, Е. В. Спирин // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. — 2018. — № 14. — С. 5–37.
5.Бехтерева Л.Г. Возможности использования социальных сетей в современном образовательном процессе в вузах / Л. Г. Бехтерева, Н. Ю. Марголис, В. А. Никитенко // Молодой ученый. — 2015. — № 6 (86). — С. 575-578. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16261/ (дата обращения: 29.03.2025).
6.Волкова О.А. Возможности освоения ценностно-смысловых компетенций на различных этапах взаимодействия студента с образовательной средой // Актуальные вопросы социальной педагогики и психологии: теория и практика: материалы Всерос. Нач. практ. конф. (г. Азов, 19 ноября 2019 г.) - Чебоксары: Издательский дом «Среда», 2019. - 340 с.
7.Грязнов С.А. Вызовы цифрового обучения. // Развитие современного образования в контексте педагогической компетенциологии. Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием Чебоксары, 2021. -Издательство «Издательский дом «Среда». - 236 с.
8.Журавлева Т.Л., Филипенко Е.В. Перспективы педагогического общения в цифровой образовательной среде при электронной форме обучения. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-pedagogicheskogo-obscheniya-v-tsifrovoy-obrazovatelnoy-srede-pri-elektronnoy-forme-obucheniya?ysclid=lkzlh8i6lh486005563 (дата обращения 29.03.2025)
9. Клименко О.А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса / О. А. Клименко // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 2. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 405-407. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1799/ (дата обращения: 29.03.2025).
10.Коломейченко А. С. Дистанционные образовательные технологии в высшей школе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2013. – № 9. – С. 206-208.
11.Михайлова Ф. Ф. Роль цифровизации образовательного процесса / Ф. Ф. Михайлова // Молодой ученый. — 2023. — № 46 (493). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/archive/493/107655/ (дата обращения: 08.02.2025).
12.Молчанова Е.В. О плюсах и минусах цифровизации современного образования // Наука в образовании. - 2019. - № 64-4. - С. 133-135.
13.Озерский С.В. Информатизация образования — неотъемлемая часть формирования информационного общества // Вестник СЮИ. - 2013. - №4. - С. 87-90.
14.Петрова Н.П. Цифровизация и цифровые технологии в образовании. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-i-tsifrovye-tehnologii-v-obrazovanii?ysclid=lkzj42l1bb294446197 (дата обращения 29.03.2025)
15. Присутствие в среде: методология и теория обучения. / С.Ф. Сергеев // Школьные технологии. - 2011. - № 5. -С. 43-54.
16.Суворова Т. Н. Актуальные направления подготовки учителей к проектированию и использованию электронных образовательных ресурсов. — М.: Изд-во ООО «Образование и информатика», 2019. — 222 с.
17.Такиуллин Т. Р. Влияние цифровизации на систему образования / Т. Р. Такиуллин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 5-8. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85723/ (дата обращения: 29.03.2025).
18.Тараканов А. В. Технология дистанционного обучения: учебное пособие/ А. В. Тараканов, К. В. Садова, Е. А. Крайнова. — Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2021. — 198 с.
19.Уваров А.Ю. На пути к цифровой трансформации школы. — М.: Образование и информатика, 2018. –120 с.
20. Шведова С.В., Маевская И.М. Цифровизация образовательного процесса: риски и перспективы в условиях пандемии COVID-19 // Primo aspect. - 2020. - № 3(43). - С. 75-85.