Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена стремительными изменениями в современном мире. Развитие технологий, внедрение новых образовательных стандартов и постоянный рост объема информации создают новые вызовы для образовательных учреждений.
В этих условиях образовательный процесс все больше напоминает предпринимательскую деятельность, которая, как известно, осуществляется на свой страх и риск с целью получения прибыли.
В условиях высокой конкуренции в сфере образования менеджеры вынуждены искать эффективные решения, изучать новые технологии, методы и подходы, вносить изменения в структуру и деятельность учебных заведений.
При этом особое значение приобретает человеческий фактор, поскольку сложность управления образовательным учреждением приводит к увеличению стоимости ошибок, а конкуренция требует максимальной эффективности работы каждого сотрудника.
Именно поэтому в сфере профессиональной подготовки и образования появилось множество технологий, направленных на улучшение управления персоналом.
Аттестация, целевое управление, развитие организационной культуры, обучение, основанное на внедрении новых услуг, не могут долго сохраняться.
Сегодня конкуренция разворачивается не столько в сфере учебных программ или квалификации преподавателей, сколько в области гарантии качества образовательных услуг, сервиса, имиджа сотрудников и учебного заведения в целом, интеллектуального капитала и нематериальных активов. Ключевую роль играют сами люди, которые делают организацию уникальной.
Успех учебного заведения зависит от ориентации сотрудников и организации образовательного процесса. Важнейшим инструментом выживания в условиях конкуренции становится инвестирование в человеческий капитал: привлечение квалифицированных специалистов и развитие собственного преподавательского состава. Однако из-за высокой неопределённости человеческого фактора риск таких вложений остаётся весьма высоким (сотрудник может уйти после обучения).
При этом привлекательность такого подхода весьма значительна: без дополнительных затрат на переоснащение, закупку оборудования или расширение площадей учебного заведения можно существенно повысить квалификацию преподавательского состава, не прерывая учебный процесс.
Все действия, направленные на развитие персонала, можно условно разделить на две категории: те, которые стимулируют собственную активность сотрудника, и те, которые предполагают пассивное усвоение знаний и навыков, необходимых для успешной работы.
Второй подход проще в реализации, поскольку ориентирован на работу «по шаблону», без учёта индивидуальных особенностей и мотивации обучаемого. Гораздо сложнее, но и перспективнее работа, направленная на активизацию собственной деятельности преподавателя, создание условий, способствующих осознанному и успешному достижению его целей.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, правоведов, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить условия применения технологии коучинга в профессиональном образовании.
Объектом исследования является процесс применения технологии коучинга в профессиональном образовании.
Предметом исследования являются основы и принципы применения технологии коучинга в профессиональном образовании.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление эффективных условий для применения технологии коучинга в профессиональном образовании.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть понятие и сущность коучинга;
- изучить роль коучинга в профессиональном образовании;
- описать примеры успешного применения коучинга в профессиональном образовании;
- раскрыть оценку эффективности коучинга в образовательной среде.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по преподаванию, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОУЧИНГА
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
1.1 Понятие и сущность коучинга
Современные методы повышения квалификации персонала, включающие деловые симуляции, видеоконференции, онлайн-платформы и дистанционное обучение, сохраняют свою значимость. Однако в современной образовательной концепции наблюдается переориентация на модернизацию и гуманизацию процесса обучения.
Формирование всесторонне развитой личности, способной к самоактуализации и непрерывному профессиональному росту, становится приоритетной задачей. Это обусловливает необходимость внедрения инновационных подходов, оказывающих педагогическую поддержку индивидуальному и личностному развитию обучающихся. В данной перспективе, коучинговый подход представляется перспективным направлением, так как он сфокусирован на мобилизации внутренних ресурсов и субъектной позиции личности. Коучинг, соответствующий принципам личностно-ориентированного и персонализированного образования и воспитания, отвечает требованиям образовательных стандартов нового поколения.
Применение коучинга способствует прогрессу не только сотрудников, но и организации в целом. Он помогает расширять перспективы, выявлять таланты, преодолевать ограничения, принимать взвешенные решения и достигать намеченных результатов.
Коучинг можно определить как метод консультирования и развития, в котором специалист (коуч) оказывает содействие обучающемуся (клиенту) в достижении желаемой цели. Ключевым отличием коучинга от традиционного наставничества является его нацеленность не на общее развитие, а на реализацию конкретных задач. Неслучайно коучинг называют профессией будущего, подчёркивая его актуальность в современном мире.
Коучинг успешно применяется в различных областях: личной, профессиональной, деловой сферах, а также в корпоративном управлении. Независимо от области применения, он базируется на следующих основополагающих принципах:
Принцип оптимального решения: В любой момент времени, располагая конкретной информацией и доступными ресурсами, человек стремится к наиболее рациональному выбору из имеющихся вариантов, учитывая все преимущества и недостатки каждого.
Принцип скрытого потенциала: Каждый индивидуум обладает уникальными способностями и талантами, которые могут быть активированы и реализованы для достижения целей и внесения ценного вклада в развитие организации.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Айви А.Е., Айви М.Б., Саймэк-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. – М.: Изд-во «Психотерапевтический колледж», 1999. – 487 с.
2.Аткинсон М., Чойс Р. Т. Жизнь в потоке: Коучинг. — М.: Альпина Паблишер, 2013. - 239 с.
3.Волик М.В., Абаева К.Ю., Тибилова М.Т. Использование телеконференций в обучении // Педагогический опыт: решения и находки: сборник научно-методических статей. Выпуск 19. Часть 1. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2014. – с. 323- 329
4.Волик М.В., Зурабов А.С. Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении // «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук», № 12. – Москва, 2013. – с.178-180
5.Волик М.В., Зурабов А.С., Козаева С.В. Обучение в игровой форме в экономическом ВУЗе. // Педагогический опыт: решения и находки: сборник научно-методических статей. Выпуск 16. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2013. – с. 63-66.
6.Волик М.В., Козаева К.Г., Плиева В.А. Использование технологии разноуровневого обучения в образовании // Материалы XI международной научно-практической конференции «Теоретические и практические аспекты развития современной науки», 31 марта 2014 г. / Науч.- инф. издат. центр «Институт стратегических исследований». – М.: Изд-во «Спецкнига», 2014. – с.132-136
7.Волик М.В., Козаева С.В. О достоинствах и недостатках дистанционного обучения // Материалы XI международной научно-практической конференции «Теоретические и практические аспекты развития современной науки», 31 марта 2014 г. / Науч.-инф. издат. центр «Институт стратегических исследований». – М.: Изд-во «Спецкнига», 2014. – с.137-141
8.Ги Палмад. Психотерапия. СПб.: Питер, 2003. – 160 с. 8. Мэрилин Аткинсон, Рае Т. Чоис. Внутренняя динамика коучинга. Изд-во «Companion Group», 2009. – 208 с.
9.Гитман Е.К. Оптимизация региональной системы профессионального образования // Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 2. – С. 51–54.
10.Гитман Е.К., Торбеева А.П. Повышение профессиональнопедагогической компетентности мастера производственного обучения как социально-педагогическая проблема // Современные исследования социальных проблем [Электронный ресурс]. – 2012. – № 10(18). – URL: http//sisp.nkras.ru/eru/issues/2012/10/gitman.pdf (дата обращения: 27.03.2025).
11.Голви У. Тимоти. Работа как внутренняя игра: Фокус, обучение, удовольствие и мобильность на рабочем месте. — М.: «Альпина Бизнес Букс», 2005. — 252 с.
12.Дуиз Б. Увеличение силы коучинга через понимание его истории // Peer Bulletin. –2009. – № 173.
13.Имена коучинга. Томас Леонард [Электронный ресурс]. – URL: ecfrussia.com.
14.Кларин М. В. Инновационное образование: уроки «несистемных» образовательных практик // Образовательные технологии. 2014. № 1. С. 19–29.
15.Котельников В.Ю. Управление инновациями: стратегический подход. Гибкие корпоративные стратегии выживания и лидерства в новой экономике. — М.: Эксмо, 2007. — 96 с. — (Бизнес-коуч).
16.Левинская Е. Актуальность коучинга в современном образовании [Электронный ресурс]. – URL: coachingineducation.ru.
17.Рогачёв С.А. Коучинг: возможности применения в бизнесе. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 151 с.
18.Смирнов В.Н. Классики коучинга [Электронный ресурс]. – URL: blaggos.com. - 218 с.
19.Смирнов В.Н. «Спортинг - менеджмент побед! Теория и практика современного менеджмента: от тейлоризма до спортинга». — СПб.: Эрида-Бизнес, 2011. - 240 с.
20.Трушевская А.А. Развитие высшей школы: региональный потенциал модернизации. Университет в регионе: наука, образование, культура: материалы науч.-практ.конф 5-6 декабря 2006 / Отв.ред. Е.М. Кокорев, Л.П. Бирюкова — Магадан: Изд. СМУ, 2007. - С. 46-49.
21.Уитмор Дж. Coaching Новый стиль менеджмента и управления персоналом: Практическое пособие. // М.: Финансы и статистика, 2001.-239 с.
22.Уитмор Дж. Внутренняя сила лидера. Коучинг как метод управления персоналом. — М.: Альпина Паблишер, 2013. - 184 с.
23.ФГОС СПО по специальности 051001 «Профессиональное обучение» (по отраслям). – М., 2010. – 3 с.
24.Хайруллин Н.Г. Проблемы и перспективы развития высшей школы: региональный потенциал модернизации // Проблемы современной экономики. — 2005. — № 3/4. — С. 358.
25.Шекшня С. Как эффективно управлять свободными людьми. Коучинг. — М.: Альпина Паблишер, 2013. - 239 с.