Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. За последние несколько десятилетий изучение эмоционального выгорания стало важной темой в психологии. В настоящее время привлекает внимание проблема выгорания как разновид-ности многофункциональной трансформации современного человека в жизни и профессиональной деятельности.
Действительно, возрастающая интенсивность современной жизни проявляется в увеличении частоты негативных эмоций и стрессов, это при-водит к ухудшению профессиональной деятельности и эмоциональному истощению, что является одним из симптомов эмоционального выгорания. Эта тема требует особого внимания, поскольку негативные последствия психического выгорания, проанализированные в исследованиях, отража-ются не только на работе отдельного сотрудника, но и во всей организа-ции.
Этот синдром предполагает реакцию на постоянный стресс в меж-личностном общении, поэтому обычно характерен для специалистов ком-муникативных профессий, которые предъявляют высокие требования к психологической устойчивости сотрудника в среде делового общения.
С 2019 года синдром эмоционального выгорания включен Всемир-ной организацией здравоохранения в Международный классификатор бо-лезней (МКБ 11), то есть, он официально признан фактором, влияющим на состояние здоровья.
Выгорание сотрудников – серьезная растущая проблема, которая приносит значительные убытки. Даже если сотрудники не увольняются по причине выгорания, оно влияет на то, как они выполняют свои обязанно-сти, на уровень их вовлеченности в рабочий процесс, приводит к частым пропускам работы по болезни, ухудшает атмосферу в коллективе.
Актуальность исследования эмоционального выгорания заключается в том, что специалист, выбирая свою профессиональную деятельность, не всегда имеет возможность оценить ее влияние на свое эмоциональное и фи-зическое состояние в процессе профессиональной реализации. Многочис-ленные исследования, направленные на выявление основных критериев эмоционального выгорания, показывают, что основная трудность связана с эмоциональными нарушениями, затрудняющими профессиональное и социальное функционирование. Это показывает, насколько важно уделять внимание активной профилактике данного синдрома, которая в большин-стве случаев протекает без активных жалоб, без самостоятельного обра-щения за психологической помощью.
Объект исследования: эмоциональное выгорание.
Предмет исследования: коррекция и профилактика эмоционального выгорания.
Цель исследования: разработать программу коррекции и профилак-тики эмоционального выгорания и оценить ее эффективность.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические аспекты синдрома эмоциональ-ного выгорания.
2. Выявить уровень эмоционального выгорания у сотрудников.
3. Разработать программу коррекции и профилактики эмоциональ-ного выгорания.
4. Выявить эффективность программы коррекции и профилактики эмоционального выгорания.
Гипотеза исследования: предполагается, что комплекс психологиче-ских методов является эффективным в коррекции и профилактике эмоцио-нального выгорания у сотрудников.
Теоретико-методологическую основу исследования составили рабо-ты по проблеме эмоционального выгорания (Г. Фрейденбергер, Дж. Грин-берг, М. Буриш, К. Маслач, С.Джексон, Б. Перлман, Е. А. Хартман, В.В. Бойко, М.В. Борисова, Н.Е. Водопьянова, А.В. Емельяненкова, Н. Н. Сафукова, Е.С. Старченкова, В.Е. Орел и др.).
Методы исследования:
- теоретические – анализ и обобщение литературы по проблеме ис-следования:
- эмпирические – тестирование с помощью психодиагностических ме-тодик.
- методы математико-статистического анализа: описательная стати-стика, частотный анализ, сравнительный анализ.
Выборка исследования: В исследовании приняли участие 40 меди-цинских сестер, в возрасте 23 – 46 лет, все женщины. Стаж работы медсе-стер 3 – 18 лет.
Практическая значимость исследования состоит в том, что психокор-рекционная программа может использоваться в практике психологов для эффективного преодоления и предотвращения эмоционального выгорания у сотрудников.
Структура и объем работы. Работа изложена на 40 страницах и со-держит введение, две главы – теоретическую и практическую, заключение, список использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты синдрома эмоционального вы-горания
1.1. Понятие и сущность синдрома эмоционального выгорания
Понятие эмоционального выгорания имеет междисциплинарный ха-рактер, определение данного феномена неоднократно рассматривалось и изменялось. Существуют разные подходы в определении «выгорания» как научной категории и сейчас. Несмотря на достаточное количество работ, посвященных различным аспектам изучения профессионального выгора-ния личности, к настоящему моменту не достигнуто единого мнения отно-сительно феноменологии, механизмов и динамики развития выгорания, недостаточно проанализированы вопросы влияния данного феномена лич-ности. Именно поэтому представляется важным проанализировать основ-ные теоретические вопросы проблемы эмоционального выгорания лично-сти в зарубежной и отечественной психологии.
Проблема выгорания как социальная проблема, а не как исследова-тельский конструкт, впервые была описана в США в 1970-х годах. Амери-канский психиатр Х.Д. Фрейденбергер наблюдал это явление у сотрудни-ков реабилитационных центров и определил выгорание как истощение энергии специалистов социальной сферы, возникающее вследствие интен-сивного эмоционального взаимодействия с клиентами. Он использовал этот термин для описания состояния, при котором люди чувствуют себя истощенными, измученными и бесполезными. Х.Д. Фрейденбергер под-черкивал, что выгорание приводит к снижению эффективности специали-стов в реализации их профессиональных целей и действий . В дальнейшем данное определение расширилось и стало включать психологические ха-рактеристики здоровых людей, которые работают в интенсивном и эмоци-онально насыщенном окружении, например, оказывая профессиональную помощь клиентам или пациентам.
Последующие исследования данного феномена действительно носили преимущественно описательный и эпизодический характер, что затрудня-ло сравнение исследовательских результатов разных авторов.
В 1980 году К. Чернисс дополнила определение эмоционального вы-горания, внеся понятие потери мотивации к работе в результате чрезмер-ных обязательств и неудовлетворенности, которая проявляется через пси-хологическое и эмоциональное истощение. Таким образом, эмоциональное выгорание стало включать также утрату смысла в работе и разочарование, что отражается на психологическом и эмоциональном благополучии лю-дей. Подразумевалось, что эмоциональное выгорание может возникать не только у профессионалов, работающих в области помощи, но и у других людей, которые испытывают чрезмерные нагрузки и неудовлетворенность своей работой. Это состояние характеризуется истощением, психологиче-ским отчуждением и потерей эмоциональной энергии .
Такими исследователями, как К. Маслач, С. Джексон, Дж. Гринберг, В.Е. Орел, Т.В. Форманюк, М.В. Борисова, Н.Е. Водопьянова, С.Б. Ве-личковская и др., синдром эмоционального выгорания рассматривается как следствие хронических профессиональных стрессов. Исходя из этого, несмотря на многообразие научных подходов к определению сущности данного феномена, всё ещё не выработано единого понимания его приро-ды, механизмов возникновения и развития.
К концу XX века выгорание было многократно описано. Изначально в группу риска попадали врачи, медицинский персонал и сотрудники бла-готворительных организаций. Выгорание представляет собой не просто общую усталость, а физическое и эмоциональное истощение, вызванное стрессом межличностного общения. Акцентирование на этом аспекте спо-собствовало выделению так называемых «групп риска», к которым Р.Л. Шваб отнёс не только представителей социономических профессий, но и педагогов, юристов, полицейского, пожарного, тюремного персонала, ме-неджеров и др. Разработка стандартизированных методик измерения вы-горания позволила расширить географию исследований данного феноме-на.
В американском Институте общего контроля стресса природу эмо-ционального выгорания рассматривают как истощение энергии, внутрен-них ресурсов и механизмов психологической защиты личности, проявля-ющееся в результате длительного влияния стресса и чрезмерных требова-ний .
Некоторые исследователи объясняют природу эмоционального вы-горания с позиции социального сравнения: сильное эмоциональное напря-жение, возникающее в процессе межличностного взаимодействия (Б. Бунк, E. Махер, В. Шауфелли); экологическая дисфункция, являющаяся след-ствием влияния личностных факторов и внешних факторов (У. Уайт, Дж. Кэрролл); беспомощность (Э. Мейер), «стресс совести» (А. Гласберг, С. Эриксон, А. Норберг). А. Адлер усматривает его связь с психодинамикой беспомощности у представителей «помогающих профессий», А. Гарден рассматривает как процесс восстановления развития личности, А. Бандура как модель самоэффективности и компетентности .
По результатам исследования E. Kupcewicz и M. Jóźwik сделан вы-вод, что выгорание является многоплановым явлением, включающим фи-зическое, эмоциональное и когнитивное истощение, психофизическую усталость и психическое и физическое утомление в контексте профессио-нальной деятельности и взаимодействия с клиентами. Указанные компо-ненты влияют на психическое и физическое здоровье субъекта и могут привести к серьезным последствиям, как для профессионала, так и для его работы .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамов, В. А. Исследование синдрома эмоционального выгорания на этапе мета обзоров / В. А. Абрамов, И. С. Алексейчук, А. И. Алексейчук. Журнал психиатрии и медицинской психологи. – 2009. – № 2. – C. 118-122.
2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – СПб. : Питер, 2013. – 289 с.
3. Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессио-нальном общении / В. В. Бойко. – СПб. : Речь, 2003. – 87 с.
4. Ветерок, Е. В. Теоретический анализ феномена профессионального выгорания (на материале современных зарубежных исследований) / Е. В. Ветерок // Смальта. – 2023. – № 1. – С. 5-14.
5. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилакти-ка / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – СПб. : Питер, 2010. – 337 с.
6. Гофман, О. О. Психическая саморегуляция как ресурс сохранения профессионального здоровья / О. О. Гофман, А. А. Банаян, Е. А. Ки-селева // // Организационная психология. – 2023. – Том 13. – № 2. – С. 9-36.
7. Клевцова, Н. А. Синдром эмоционального выгорания в профессио-нальной деятельности // Территория науки. – 2015. – № 5. – С. 22-27.
8. Кузнецова, А. С. Эффективная саморегуляция состояния в напря-женных условиях как дифференцирующая компетенция / А. С. Куз-нецова, М. А. Титова // Организационная психология и психология труда. – 2016. – № 1 (1). – С. 84-109.
9. Маслач, К. Выгорание: многомерная перспектива / К. Маслач. – М. : Издательство Института психотерапии, 2004. – 147 с.
10. Мезенцева, О. И. Современные подходы к определению понятия «Синдром эмоционального выгорания» в психолого-педагогической литературе / О. И. Мезенцева // Вопросы педагогики. – 2020. – № 2. – С. 110-112.
11. Москалева, Т. В. Синдром эмоционального выгорания / Т. В. Мос-калева // Вестник Московского информационно технологического университета Московского архитектурно строительного института. – 2018. – № 4. – С. 63-68.
12. Никифоров, Г. С. Психология здоровья / Г. С. Никифоров. – СПб. : Речь, 2003. – 257 с.
13. Огнерубов, Н. А. Синдром эмоционального выгорания у врачей-терапевтов / Н. А. Огнерубов, М. А. Огнерубова. – Тамбов: Вестник Тамбовского университета. – 2015. – №2. – С. 308-311.
14. Орел, В. Е. Синдром психического выгорания личности / В. Е. Орел. – М. : Институт психологии РАН, 2016. – 605 с.
15. Панасенко, Т. В. Эмоциональное выгорание у медицинских работни-ков / Т. В. Панасенко, Е. М. Азарко // Молодой исследователь Дона. – 2021. – № 5 (32). – С. 97-103.
16. Романова, Е. С. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика / Е. С. Романова. – Мытищи : Изд-во «Талант», 1990. – 144 с.
17. Самоукина, Н. В. Карьера без стресса / Н. В. Самоукина. – СПб. : Питер, 2016. – 256 с.
18. Старченкова, Е. С. Феномен проактивного совладающего поведения в психологии профессионального здоровья / Е. С. Старченкова // Организационная психология. – 2020. – № 10(4). – С. 156-183.
19. Чердымова, Е. И. Синдром эмоционального выгорания специалиста: монография / Е. И. Чердымова, Е. Л. Чернышова, В. Я. Мачнев. – Самара : Изд-во Самарского университета, 2019. – 124 с.
20. Шематонова, С. В. Профессиональный стресс как фактор эмоцио-нального выгорания медицинских работников / С. В. Шематонова // Вестник образовательного консорциума. – 2021. – № 18. – С. 34-35.
21. Kupcewicz, E. Role of Global Self-Esteem, Professional Burnout and Se-lected Socio-Demographic Variables in the Prediction of Polish Nurses’ Quality of Life – a Cross-Sectional Study / E. Kupcewicz, M. Jóźwik // Risk Management and Healthcare Policy. – 2020. – № 13. – Р. 671-684.
22. Schaufeli, W. B. Burnout and reciprocity: Towards a dual-level social exchange model / W. B. Schaufeli // Work & Stress: An International Journal of Work, Health & Organisations. Cop.1997. – Vol. 10. – №3. – Р. 224-229.