Фрагмент для ознакомления
2
Исследование внешней политики Руси до формирования централизованного государства — ключевая и актуальная задача для нашей науки. Для её решения важно изучить русско-византийские отношения, включая экономические, политические и культурные аспекты, в различные исторические периоды Руси. Необходимо определить, какое значение для Руси имели связи с Византией в дофеодальный (VI—VIII вв.), раннефеодальный (IX—XI вв.) и период развитого феодализма (до 1453 года).
Академия Наук СССР признала важными для изучения проблемы международных отношений России, в том числе русско-византийских связей. Несмотря на наличие ценных исследований по отдельным аспектам, эта тема остаётся недостаточно изученной. Основная причина — малое количество сохранившихся источников. Историк, занимающийся русско-византийскими отношениями, сталкивается с ограниченностью письменных материалов, как русских, так и византийских. Эти источники распределены неравномерно на протяжении девятисотлетнего периода взаимодействия.
Научная литература по истории древней Руси и Византии обширна, сохранилось множество письменных источников. Однако для истории русско-византийских отношений их количество ограничено. Поэтому лишь часть вопросов можно осветить с достаточной ясностью и полнотой. Другие вопросы требуют менее детального рассмотрения, а некоторые остаются лишь предметом обсуждения.
Несмотря на обилие фактов, подтверждающих многочисленные и разнообразные русско-византийские связи в средневековой русской культуре, у нас практически нет конкретных исторических свидетельств из русских источников о конкретных эпизодах этих отношений. "Повесть временных лет", конечно, уделяет значительное внимание русско-византийским связям до крещения Владимира, но после того, как христианство стало доминирующей религией на Руси и связи с Византией стали более тесными, русская летопись редко упоминает о ней. Отдельные упоминания о прибытии митрополитов из Византии, вызове мастеров, рождении детей от византийских принцесс и другие подобные случаи дают лишь скудные данные для понимания непрерывных контактов русских князей с византийским двором, политических браков, связей между русской митрополией и константинопольским патриархатом, регулярного товарообмена, осуществляемого ежегодными путешествиями русских торговых караванов, а также культурных взаимодействий, отражённых в многочисленных художественных и литературных произведениях древней Руси.
Эта скудность информации характерна не только для летописей, но и для агиографических памятников и актового материала, который, к тому же, почти не сохранился до монголо-татарского нашествия. Те акты, которые сохранились, часто подвергались поздним изменениям, и вопрос об их подлинности остаётся сложным в историографии.
Византийские источники содержат информацию о церковных отношениях и славянских вторжениях на Балканы в VI веке, а также описывают быт и нравы славян. Однако после долгого перерыва в IX–X веках источники вновь начинают упоминать восточных славян и Русь в контексте нападений на Византию. Лев Диакон подробно описывает войну Святослава с Цимисхием, но ни один византийский историк X–XI веков не упоминает о крещении Руси при Владимире. Русско-византийские отношения XI–XII веков также мало освещены в византийской литературе. Только в период правления Палеологов византийские источники становятся более обширными, но в основном из-за сохранения большого количества актов, касающихся церковных отношений между Русью и Византией. Все историки Древней Руси должны были рассматривать русско-византийские отношения, такие как нападения на Константинополь, договоры и крещение Руси. Историография древнерусской и византийской истории обширна, но специализированные работы по русско-византийским отношениям встречаются редко. Недостаток источников ограничивает количество литературы по этой теме.
Исследование русско-византийских связей началось в XVIII веке, и одним из первых учёных, кто обратил на это внимание, был Василий Никитич Татищев (1686–1758). В своей работе «История российская» он собрал и проанализировал древнерусские летописи и византийские источники, относящиеся к этой теме, создав сводку летописного материала.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) для своей «Древней истории российской» использовал труды византийских авторов, таких как Иордан, Прокопий, Павел Диакон, Зонара, летописец Феофан, Лев Грамматик и другие. Он первым доказал, что русское государство и культура были созданы славянами, коренным населением междуречья Дуная и Днестра, а не варяжскими дружинниками.
Михаил Щербатов (1733–1790) в своём труде «История российская от древнейших времён» объединил обширные знания о древней России [История российская от древнейших времян. = История российская от древнейших времен. / Сочинена князь Михайлом Щербатовым. - Санктпетербург : При Имп. Акад. наук, 1770-1791. - 4]. Николай Михайлович Карамзин (1766–1826) не только подвёл итоги исторических исследований XVIII века, но и сделал их доступными для широкой аудитории.
Немецкие академики, начав изучать русскую историю, сосредоточились на сборе древнерусских источников, среди которых значительное место занимали византийские материалы. Готфрид Байер (1694–1738) опубликовал в «Записках Академии» статьи на основе византийских источников, такие как «О первом походе руссов против Константинополя», «О происхождении Руси» и «Русская география по Константину Порфирородному». Иоганн Густав Стриттер издал на латинском языке четырёхтомный свод византийских свидетельств о Руси.
В XIX веке русско-византийскими отношениями также занимались Пётр Круг (1764–1844) и Адольф Куник (1844–1899). Круг специализировался на древнерусской хронологии и нумизматике, и его главный труд «Критический опыт по прояснению византийской хронологии» впервые исследовал византийскую хронологию в контексте русской истории.
После смерти Круга Куник выпустил его труд «Исследования по древней истории России», где Круг активно поддерживал норманнскую теорию. В своё время имя Куника стало символом учёного педантизма и бесплодной академической науки, лишённой глубоких идей и широкой перспективы. О нём говорили, что он посвятил всю свою жизнь изучению варяжского вопроса, занимаясь бессмысленными и даже вредными исследованиями.
Эта оценка Куника в целом верна. Однако стоит отметить, что он также написал и опубликовал множество статей о византийско-русских отношениях и внёс значительный вклад в древнерусскую нумизматику, благодаря чему эта область науки впервые получила более прочное обоснование. Тем не менее, как и работы Круга, его исследования были далеки от актуальных проблем и не находили отклика в русском прогрессивном обществе.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Бушуев Сергей Владимирович. История государства Российского : [В 2 кн.] / С. В. Бушуев, Г. Е. Миронов ; Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина. IX-XVI вв. / 21 см. — М. : Кн. палата, 1991- — Москва : Кн. палата, 1991. — 542 с. : ил. — (История государства Российского, Ист.-библиогр. очерки, [В 2 кн.]).; ISBN 5-7000-0252-3 (В пер.).
2.Васильевский В. Г. Избранные труды по истории Византии. — М.: Даръ, 2010.
3.Князьков А. А. Российская историография XVIII-начала XX вв. О русско-византийских отношениях IX-X вв. // Материалы по археологии и истории античного и средневекового Причерноморья. 2011. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskaya-istoriografiya-xviii-nachala-xx-vv-o-russko-vizantiyskih-otnosheniyah-ix-x-vv (дата обращения: 29.03.2025).
4.А. Б. ГОЛОВКО, А. Н. САХАРОВ. "МЫ ОТ РОДА РУССКОГО...". РОЖДЕНИЕ РУССКОЙ ДИПЛОМАТИИ // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 28 января 2019. URL: https://portalus.ru/modules/politics/rus_readme.phpsubaction=showfull&id=1548687463&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 29.03.2025).
5.Васильевский В. Г. Труды В. Г. Васильевского. — СПб; Л.: Тип. Имп. Акад. наук, 1908–1930.
6.Дипломатия Древней Руси (IX - первая половина X в.) [Текст] / А. Н. Сахаров. - Москва : Директ-Медиа, 2014. - 534, [2] с.;
7.Известия византийскихъ историковъ, объясняющ!'я Россійскую исторію древнихъ временъ и переселенія народовъ. Собраны и хронологическимъ порядкомъ расположены И. Штриттеромъ. Ч. 1: О славянахъ; Ч. 2: О готфахъ, вандалахъ, гепидахъ, ерулахъ, уннахъ и о аварахъ; Ч. 3: О россахъ и варягахъ; Ч. 4: О волгарахъ, влахахъ, хазарахъ, команахъ, уцахъ, печенегахъ, венграхъ и о татарахъ. СПб., 1770-1775.
8.Истринъ В. М. Книгы временыя и образныя Георгия Мниха. Хроника Георгия Амартола въ древнемъ славянорусскомъ переводЪ. Текстъ, изследованіе и словарь. СПб., 19201922.
9.Как была крещена Русь : [сборник], 1988. - 382 с.
10.Ключевский В. О. Сочинения в 9 томах. Т 1: Курс русской истории, ч. 1. М., 1987.
11.Лебедев Н. Академик В. Г. Васильевский и его работа по истории Византии // Исторический журнал, 1944. — № 5–6. — С. 74–82.
12.Повесть Временных лет. Ч. 1. Текст и перевод / Подготовка текста: Д. С. Лихачев, пер.: Д.С. Лихачев, Б. А. Романов. М.- Л., 1950.
13.Татищев В. Н. История Российская. Т 1-2. М., 2003-2005.
14.Худолеев А. Н. В. Г. Васильевский и Д. И. Иловайский: история одной научной дискуссии // Вестник Томского гос. ун-та, 2023. — № 83. — C.147–151 (дата обращения: 29.03.2025).