Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современная система образования в нашей стране, трансформируется, осуществляя смену социальных приоритетов. В отношении внешних процессов – школа становится организацией, предоставляющей услугу, а изнутри – движется в направлении гуманизации в построении образовательного процесса, обучения, развития и воспитания. Приоритетом становится личностно-ориентированное образование, в центре которого – ребенок, реализация личностных особенностей и развитие уникальных индивидуальных способностей, удовлетворение потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.
Не смотря на то, что расширяется спектр форм обучения и видов образовательных учреждений, с целью обеспечения обозначенных выше приоритетов, проблема неуспеваемости обучающихся не теряет своей актуальности. Особенно актуальным данный вопрос выступает на этапе адаптации ребенка к школе – в первом классе, при переходе к систематическому обучению.
В широком смысле понятие «адаптация» происходит от латинского слова «adaptatio» – приспособление. Изначально термин появился в биологии и науках, к ней причастных, а в дальнейшем был перенесен в социальные науки, психологию, педагогику.
Ю. К. Бабанский, А. А. Бударный, В. Ф. Шаталов рассматривают школьную неуспеваемость как несовпадение уровня подготовки или уровня образованности индивида, требованиям, предъявляемым на данном этапе обучения [5; 6].
Со своей спецификой проблема адаптации ребенка выступает при переходе детей в пятый класс. Причинами школьной неуспеваемости на этапе адаптации в пятом классе, могут стать различные особенности, как внутреннего (анатомо-физиологические, психологические, индивидуальные особенности онтогенетического развития ребенка), так и внешнего (социальная ситуация развития, особенности семейного воспитания, материально-бытовые условия проживания, трудности в установлении социальных отношений, условия обучения и т.д.) характера. Кроме того, в науке происходит эволюция понимания явления адаптации, в которой отмечены следующие тенденции: происходит всё больше разделение понятий приспособления и собственно адаптации, как движения от пассивного приспособления к построению систем продуктивного взаимодействия личности и среды. Конечной целью такой адаптации рассматривается уже не просто равновесие как отсутствие конфликта со средой, но, самоактуализация и самореализация личности в конкретной реальной социальной среде (К.А.Абульханова-Славская, Г.А.Балл, Б.Д.Парыгин, А.А.Реан, А.А. Началджян) [22].
Согласно ФГОС «психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать: преемственность содержания и форм организации образовательной деятельности при получении основного общего образования (в редакции Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644), учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый».
Важным здесь является тот факт, что при отсутствии грубых нарушений и оказании адекватной помощи со стороны педагогов и семьи, адаптация на этапе перехода к обучению в пятом классе и далее, проходит эффективно, неуспеваемость может быть преодолена, а отставания скомпенсированы.
Проблема школьной неуспеваемости, рассматривалась в науке многими исследователями в сфере педагогики и психологии: Ю.К. Бабанским, П.П. Блонским, А.Ф.Бударным, А.Л.Венгером, Л.С.Выготским, П.Я.Гальпериным, Г.В.Гарбузовой, В.В. Журавлевой, С.Н.Костроминой, Н.П. Локаловой, А.С. Нуркеновой, М.В.Матюхиной, П.И. Пидкасистым, А.А. Реаном, К.П. Сулимовой, Л.С.Славиной, Н.Ф.Талызиной, Л. С. Цветковой, В.С. Цетлин, Д.Б.Элькониным и многими другими. Вопросы построения педагогической технологии и ее влияния на эффективность адаптации и школьной обучаемости рассматривались в работах Т.В. Акутиной, Н.М. Пылаевой, Ф.Б. Березина, М.В. Григорьева, Ю.К. Бабанского, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, Н.Н. Мельниковой, O.A. Матвеевой, Л.Ф. Обуховой, И.Н. Симаевой, О.В. Суворовой, Д.Б.Эльконина, Н.И.Чуприковой, С.Н.Ярошенко, И.С.Якиманской и др.
Не смотря на то, что проблема адаптации учащегося и ее влияния на успеваемость школьников не нова для педагогической науки, в современных условиях обозначенные проблемы не могут потерять своей актуальности. Чаще в науке можно встретить исследования, посвященные адаптации ребенка при переходе к обучению в школе в целом, в первом классе [9; 23]. Неуспеваемость в период адаптации в пятых классах рассматривается значительно реже. Кроме того, система образования не является статичной, а с ее изменением трансформируются требования, предъявляемые к ученикам и со стороны учеников к образованию и его организации. Вышесказанное обусловливает актуальность и выбор темы данного исследования: «Неуспеваемость учащихся как педагогическая проблема в период адаптации в пятых классах».
Цель исследования: изучение причин неуспеваемости учащихся в период адаптации в пятых классах как педагогической проблемы.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
- рассмотреть неуспеваемость школьников как предмет научного исследования;
- описать понятие адаптации и специфику адаптации школьников в пятых классах;
- провести эмпирическое исследование успеваемости/неуспеваемости учащихся в пятых классах на этапе адаптации;
- представить рекомендации по оптимизации адаптации школьников и преодолению неуспеваемости.
Объектом исследования является неуспеваемость школьников.
Предмет исследования: неуспеваемость школьников в период адаптации в пятых классах.
Гипотеза исследования: причины неуспеваемости школьников в период адаптации в пятых классах имеют комплексную природу и предполагают несколько векторов преодоления.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, наблюдение, тестирование.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью применения полученных результатов в реализации задач преодоления отставания учащихся в период адаптации в пятых классах в образовательных учреждениях.
База исследования:…
Структурно, курсовая работа включает введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение, список литературы, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НЕУСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ
1.1. Понятие неуспеваемости школьников
Для определения неуспеваемости школьников, рассмотрим и разграничим несколько понятий, связанных с категорией «школьной неуспеваемости». В частности, школьная неуспеваемость, нередко рассматривается во взаимосвязи со школьными трудностями. Последние рассматриваются как весь объем проблем и затруднений, возникающих у ребенка в обучении в школе – в социальном окружении, в условиях организации процесса обучения, в отношении личности педагогов с которыми сталкивается ребенок и т.д. Школьные трудности неблагоприятным образом сказываются на ребенке, как в отношении его физического здоровья, так и в отношении сохранения гармоничного психологического состояния и развития. Именно школьные трудности, которые не были вовремя выявлены и скомпенсированы, в большинстве случаев, становятся причиной неуспеваемости. Последствием школьной неуспеваемости может стать формирование школьной дезадаптации – комплексной ситуации, в рамках которой обучающийся не усваивает учебную программу, а также имеет трудности в социальном взаимодействии – с одноклассниками и педагогами [11]. Очевидно, что и школьные трудности, и неуспеваемость и школьная дезадаптация – взаимосвязанные процессы.
Непосредственно понятие школьной неуспеваемости имеет немало трактовок в различных источниках. Так, П.И. Пидкасистый, под неуспеваемостью подразумевает наличие систематического отставания обучающихся по уровню освоения содержания образования относительно стандартов, предусмотренных учебной программой, результатом которого становится затруднение в дальнейшем продвижении в обучении и невозможность полноценного обучения [20]. Соглашается с данным определением Н.Н.Журавлева, раскрывая данное понятие и добавляя такие уточнения, как трудности в усвоении преподаваемого материала, затруднения выполнения заданий как в классе, так и домашних заданий, снижение и в итоге, потерю учебной мотивации. Отсутствие помощи в данной ситуации, купирование ее на ранних этапах, подчеркивает автор, может привести к изменениям в личности ребенка, формированию негативной мотивационной установки к учению и педагогам, нарушениям поведения, девиациям [11].
Н.П.Локалова проводит лаконичное определение школьной неуспеваемости, рассматривая ее как несоответствие успехов в обучении ребенка требованиям школьной программы [15].
В раскрытии представленных определений, всеми авторами также подчеркивается аспект затруднений в освоении учебного материала, предоставляемого в системе обучения, затруднения в адаптации к формам обучения (самостоятельная работа, классно-урочная система), а также фактор потери интереса к обучению вообще.
Школьная неуспеваемость не находит четкого определения на законодательном уровне. Во второй статье Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» представлена характеристика уровня образования, который определен через сочетание требований [2]. Соответственно, школьная неуспеваемость может рассматриваться как несоответствие этим требованиям, то есть несоответствие уровню образования. Также в статье 58 ФЗ «Об образовании в РФ» есть указание на «неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким предметам», которые не обусловлены уважительной причиной и рассматриваются как академическая задолженность.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изменениями и дополнениями на 2019 г. – Москва : Эксмо, 2019. – 144 с.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (ФГОС СОО) [Электронный ресурс]. - http://минобрнауки.рф/documents/2194/file/521/12.05.03- ФГОС.pdf. (дата обращения: 28.03.2025).
3.Письмо Минобрнауки России (Министерства образования и науки РФ) от 15 сентября 2015 г. №АК-2655/05. – Информационный портал «Гарант» : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71092274/
4.Акутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения. Нейропсихологичекский подход. – СПб.: Питер, 2008. – 320 с.
5.Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1989.—560 с.
6.Бударный, А. Преодолевать неуспеваемость // Народное образование. - 1983. - № 10. – С. 20-24.
7.Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. – Л.: Наука, 1988. – 267 с.
8.Григорьева М.В., Вагапова А.Р. и др. (ред.) Адаптация личности в современном мире. Выпуск 5 // Межвузовский сборник научных трудов. — Саратов: Научная книга, 2012. — 320 с.
9.Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для школьного психолога / Под ред. Слободчикова В. В. Томск: Обь, 2014. – 240 с.
10.Емельянова Е.Н. Школьная неуспеваемость. – М.: Эксмо, 2010. – 128 с.
11.Журавлева В.В. Причины неуспеваемости школьников и пути ее преодоления // Современная педагогика и психология: проблемы и тенденции развития. Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. 28 февраля 2011 г. / Гл. ред. А.Н. Ярутова. — Чебоксары: Учебно-методический центр, 2011. – 376 с.
12.Коробкина Н.М. Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся /Н.М.Коробкина, Е.А.Колтыкова, Ю.Н.Говорова // Вестник научных конференций. - 2019. – №10-4(50). – С. 54-55.
13.Кашпурова, Е.Н. Характеристика основных подходов к понятию психологического благополучия // Психология сегодня: сборник научных статей 13-й Всерос.науч.-практ. конф., Екатеринбург, 2011 – С. 50-55.
14.Книга для родителей / А. С. Макаренко. - Москва : Педагогика, 1988. – 300 с.
15.Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. Учебное пособие СПб.: Питер, 2009. - 368 с.
16.Мельникова Н.Н. Социально-психологическая адаптация личности : тексты лекций / Мельникова Н. Н. ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Южно-Уральский государственный университет, Кафедра психологической диагностики и консультирования. - Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2016. - 51 с.
17.Матвеева O.A. Развивающая и коррекционная работа с детьми 6-12 лет. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 160 с.
18.Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников. – Минск: Народная асвета, 1977. - 228 с.
19.Нуркенова А.С. Понятие, виды и причины школьной неуспеваемости // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2021. - № 3 (11) / сентябрь. - С. 85-91. - URL: https://koirojournal.ru/realises/g2021/30sent2021/ kvo310/
20.Пидкасистый П.И. Педагогика: учебник и практикум для среднего профессионального образования.— 4-е изд., перераб. и доп.— М.: Издательство Юрайт, 2020.— 408 с.
21.Психология и педагогика : учебно-практическое пособие / Г. В. Гарбузова [и др.] ; [науч. ред. О. А. Семерич] ; М-во образования и науки Российской Федерации, Брянский гос. технический ун-т. - Брянск : Изд-во БГТУ, 2011-. Ч. 1. - 2011. – 145 с.
22.Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан, А.Р.Кудашев, А. А. Баранов. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 521 с.
23.Сулимова К.П. Особенности адаптации учащихся к условиям обучения в школе // Адаптация личности в современном мире: Межвуз. сб. науч. тр. / под ред. М.В. Григорьевой. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2012. – Вып. 5. – 320 с. – С.131-134.
24.Симаева И.Н. Психология адаптации личности к изменениям жизнедеятельности : автореферат дис. ... доктора психологических наук : 19.00.01 / Российский гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург, 2006. - 42 с.
25.Суворова О.В. Влияние семейной и образовательной среды на развитие субъектности ребенка в период перехода от дошкольного к младшему школьному детству / О.В. Суворова. — Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2012. — 330 с.
26.Цветкова Л.С., Семенович А.В., Котягина С.Н., Гришина Е.Г., Гогберашвили Т.К. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие; Под ред. Л. С. Цветковой. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 365 с.
27.Цветкова Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться: Автореф. дис... канд. психол.наук. - Екатеринбург, 2002. – 30 с.
28.Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. – М. : Педагогика, 1977. - 120 с.
29.Чуприкова Н. И. Психологический смысл системы Л. В. Занкова и ее значение для психолого–педагогической теории обучения и развития. – М.: Федеральный научно–методический центр им. Л. В. Занкова, 2001. – 211 с.
30.Эльконин Д. Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ред. – сост. Д. Б. Эльконин. – М.: Академия, 2004. – 219 с.
31.Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. - М.: Сентябрь, 2000. – 176 с.
32.Ярошенко С.Н. Педагогические условия активизации учебно-познавательной деятельности учащихся с низкой обучаемостью на уроках гуманитарного цикла. - Автореферат канд. дисс. М., 2000. – 27 с.