Фрагмент для ознакомления
2
Документирование хозяйственных операций – это процесс первичной регистрации совершенных фактов деятельности организации и начальный этап ведения бухгалтерского учета. На латыни «документ» означает: доказательство, свидетельство. Каждая экономическая операция оформляется документом – письменным свидетельством, подтверждающим ее совершение и делающим ее юридически законной и оправданной. Благодаря составленному документу фиксируются дата, время, место проведения операции, факт деятельности и лица, ответственные за нее .
Первичными бухгалтерскими документами являются все носители данных, на которых регистрируется хозяйственная операция. Согласно установленным требованиям, документ выдается в ходе операции или сразу после нее: дата документа не может хронологически предшествовать дате фактического совершения факта хозяйственной деятельности. Документация является неотъемлемой частью бухгалтерского учета, где все записи ведутся только на основании надлежащим образом составленных и подписанных первичных документов.
Для документирования хозяйственных операций и ведения бухгалтерского учета используются как типовые бланки Госкомстата, так и ведомственные бланки, а также самостоятельно разработанные бланки, утвержденные приказом по бухгалтерской политике предприятия. Важное условие - первичные документы должны содержать обязательную информацию в соответствии с требованиями ст. 9 Закона «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 06.12.2011 г. :
наименование и дата создания первичного документа;
название организации, создавшей форму;
описание экономического процесса, его краткое изложение;
измерительные приборы для количественных и денежных операций;
должности лиц, проводивших операцию, ответственные за ее оформление, их подписи с обязательной расшифровкой.
Помимо обязательных реквизитов, допускается дополнять первичные документы дополнительными параметрами, объясняющими факт ведения бизнеса.
Формы создаются на бумаге, и для их разработки чаще всего используется программное обеспечение. При составлении документа в электронном виде копия документа одновременно готовится к подписанию. Носители машинной памяти должны обеспечивать возможность распечатки форм в любое время. Бухгалтерские документы заполняются разборчиво и тщательно, денежные суммы всегда прописываются цифрами и прописью, чтобы избежать ошибок . Часто на печатном документе не запрещено писать от руки все показатели, т.к. в любом случае документ заверяется подписями лиц, ответственных за его составление, круг которых утверждается руководителем по предварительной договоренности с главным бухгалтером.
Документирование хозяйственных операций в бухгалтерском учете в России, составление бухгалтерских регистров и отчетности осуществляется на русском языке. В случае иностранного участия в компаниях допускается подготовка документации также на иностранном языке, но в этом случае в документе должен присутствовать вспомогательный перевод на русский язык.
Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. Допускается внесение изменений в остальные бухгалтерские документы при наличии подписи, подтверждающей исправление. Неправильная запись зачеркивается, правильное значение указывается вверху, а исправление подтверждается подписью лица, ответственного за операцию .
Процесс перемещения документов по всем инстанциям с момента их выписки до передачи в архив называется документооборотом. Организации необходимо разработать график рабочего процесса, который позволит им отслеживать хронологическое перемещение документов. По словам директора компании, график разрабатывается и контролируется Главным бухгалтером. Как правило, это выглядит в виде схемы, таблицы или списка отделов, в которых указаны сроки прохождения документов. Каждому участнику документооборота вручается выписка из расписания и перечисляются документы, относящиеся к его сфере ответственности.
Все полученные документы тщательно проверяются на наличие:
обязательная информация (в соответствии с Законом № 402-ФЗ);
читабельность и четкость заполнения;
подписи ответственных сотрудников;
правильность арифметических расчетов;
законность совершенной операции.
Затем все документы проходят бухгалтерскую обработку, в том числе:
налогообложение: в каждой форме должна быть указана денежная оценка совершенной транзакции;
группировка: формы сгруппированы по разделам счетов, выбраны однородные документы для учета общей суммы;
разметка: счета и их корреспонденция включаются в каждую транзакцию для отражения в счетах синтетического и аналитического учета.
Все бухгалтерские документы должны храниться в компании в течение времени, установленного законом. Законы и постановления Министерства культуры России от 25.08.2010 № 558 содержат основные сроки хранения всех документов, возникающих в ходе деятельности компаний. Первичные реестры и отчетность хранятся не менее 5 лет после отчетного года (ст. 29 Закона №402-ФЗ). Сохраняется такое же количество доверенностей, выданных филиалам, и таможенных деклараций. Личные документы компании хранятся до 2003 года более 75 лет, составленные после 01.01.2003 - 50 лет (Приказ Минкультуры России от 25.08.2010 №558).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты:
1. Российская Федерация. Законы. О бухгалтерском учете [Электронный ресурс] :федер. закон № 402-ФЗ от 06.12.2011г.: [принят ГД РФ 22. нояб. 2011 г. : в ред. от 29.07.2023 г. № 272-ФЗ]. – Электрон.дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
Литература:
2. Абдракова, Э. Э. Методика анализа материально-производственных запасов / Э. Э. Абдракова // Вестник современных исследований. – 2023. – № 5.4 (20). – С. 19-21.
3. Алексеева Г. И. Бухгалтерский финансовый учет. Расчеты по оплате труда. — М.: Юрайт, 2024. — 216 c.
4. Алисенов А. С. Бухгалтерский финансовый учет. — М.: Юрайт, 2023. — 522 c.
5. Богатырева С. Н. Бухгалтерская (финансовая) отчетность. — М.: Юрайт, 2023. — 516 c.
6. Богатырева С. Н. Практические основы бухгалтерского учета и анализа. — М.: Юрайт, 2023. — 177 c.
7. Богаченко В. М. Основы бухгалтерского учета: Учебник. — М.: Феникс, 2023. — 327 c.
8. Богаченко В. М. План счетов бухгалтерского учета с комментариями. — М.: Юрайт, 2023. — 411 c.
9. Бариленко, В. И. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. В. И. Бариленко. – М.: Юрайт, 2021. – С 192-198.
10. Богаченко, В. М. Основы бухгалтерского учета. / В. М. Богаченко –Р на Д.: 2023. – 336 с.
11. Борисова, Л. В. Методика учета материально-производственных запасов при упрощенной системе налогообложения / Л. В. Борисова, И. В. Галкин //Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации, 2023. – С. 178-180.
12. Винокур, И. Р. Бухгалтерский учет: теория и практика: учеб.пособие / И. Р. Винокур. – Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2023 г. – 241 с.
13. Войтоловский, Н. В. Комплексный экономический анализ коммерческих организаций: Учебник / Под редакцией проф. Н. В. Войтоловского, проф. А. П. Калини¬ной, − СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2023. − 264 с.
14. Грищенко, О. В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / О. В. Грищенко. – Таганрог: Изд- во ТРТУ, 2023. − С. 34- 35.
15. Давыденко, И. Г. Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник / И. Г. Давыденко, В. А. Алешин, А. И. Зотова. – Москва : КНОРУС, 2021. – 376 с.
16. Дудзинская, Д.В. Анализ существующих систем налогообложения в Российской Федерации / Д.В. Дудзинская, О.С. Тузовская, И.В. Овчинникова // «Россия молодая», 2022. – 5 с.
17. Захаров, И. В Бухгалтерский учет и анализ: учебник для академического бакалавриата / И. В. Захаров, О. Н. Калачева; под ред. И. М. Дмитриевой. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 423 с.
18. Зотова, Н. Н. Зырянова О. Т. Бухгалтерский учет и анализ: учебное пособие. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2021. – 225 с.
19. Карпунина, Е. В. Методики анализа материально-производственных запасов в коммерческих организациях / Е. В. Карпунина, Т. В. Старожук // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2021. – Т. 8. №1. – С. 249-253
20. Когденко, В. Г. Экономический анализ: Учебное пособие / В. Г. Когденко. – М.: Юнити, 2023. – 392 c.
21. Кулякина, Е. Л. Теоретические аспекты учета материально-производственных запасов в организациях РФ / Е. Л. Кулякина, Д. С. Москалюк, С. В. Власов // Молодой ученый. – 2022. – №17. – С. 359-362.
22. Кутузова, Е. А. Законодательное регулирование бухгалтерского учета материально-производственных запасов: зарубежная и отечественная практика / Е. А. Кутузова // Современное состояние и перспективы развития бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита, 2021. – С. 345-351.
23. Никифорова, Н. А. Управленческий анализ : учебник для магистров / Н. А. Никифорова, В. Н. Тафинцева ; под общ.ред. Н. А. Никифоровой. – М. : Издатель-ствоЮрайт, 2021. – 442 с.
24. Нилова, М. О. Организация налогового учета товаров / М. О. Нилова // Проблемы современной экономики (Новосибирск). – 2021. – № 35. – С. 161-166.
25. Пагиева, Ф. Х. Совершенствование учета и оценка эффективности использования материально-производственных запасов / Ф. Х. Пагиева, О. Т. Хайманова // Дстижения науки - сельскому хозяйству, 2022. – С. 382-386.