Фрагмент для ознакомления
2
Метрополия не справлялась с постоянно растущей армией бедняков, где каждый третий был несовершеннолетним. Работные дома были переполнены, условия жизни в них были немногим лучше, чем на улице. Они по праву назывались «яслями для тюрьмы Ньюгейт». Филантропическое желание спасти бедных и брошенных детей от нищеты, попрошайничества, воровства, проституции и отправить их жить в колонии, где они трудились бы на фермерских полях или в домах прислугой, представлялось хорошей перспективой. Казалось, что сделать выбор в пользу миграции и оправдать его было легко. В большинстве случаев дети, жившие в учреждениях, управляемых благотворительными организациями, уже были отделены от своих семей, поэтому их переселение на периферию империи, возможно, не казалось тогда таким решительным шагом, каким нам представляется сегодня.
В течение первых двух столетий поселение за океаном служило альтернативой тюремному заключению. В 1830-е гг. «Общество друзей детей» Э.П. Брентона помогло выехать в Южную Африку 1 300 несовершеннолетним, среди которых были преступники или «трудные подростки». Но из-за недовольства колонистов правонарушителей перестали отправлять в эмиграцию, а вскоре, из-за открывшихся фактов жестокого обращения с детьми в Африке, а также смерти организатора, «Общество» Брентона совсем прекратило свою деятельность. В 1840-1850-х гг. лишь отдельные группы молодежи перевозились на австралийский и американский континенты. Массовый и организованный характер детская миграция приобрела с 1869 г., когда М. Рай начала отправлять девочек из переполненных английских работных домов в Канаду. К 1896 г. ее усилиями было переселено более 4 тыс. детей. Примеру Рай последовали Э. Макферсон с сестрой Л. Бирт, отправившие в Канаду более 14,5 тыс. детей, Дж. Мидлмор, который вывез в Канаду 5 тыс. детей. Общество Фэрбриджа, появившееся в 1911 г., переселило 3 тыс. детей в фермерские школы Австралии. Самой крупной была организация Т. Барнардо, обеспечившая эмиграцию в Канаду более 20 тыс.
К. Фэрбридж - организатор детской эмиграции из Великобритании в Австралию и основатель фермерских школ для юных переселенцев, где их учили практическим навыкам работы в сельском хозяйстве, домоводству и различным ремеслам. мальчиков и девочек. В конце XIX в. в Великобритании действовало около 50 миграционных агентств.
Э. Брэнтон, М. Рай, Э. Макферсон, Т. Барнардо, К. Фэрбридж искренне верили, что переезд в новые страны пойдет обездоленным детям на пользу и позволит добиться успехов в жизни. Для островных британцев заокеанская сельская империя представляла собой нечто большее, чем возврат к ушедшей эпохе. Она позиционировалась как альтернативная современность, в которой отсутствовали укоренившиеся в метрополии классовая иерархия и социальные проблемы, существовали широкие возможности для получения образования, где общественный и технический прогресс не приводил к обнищанию бедных. Демонстрация успеха простого человека в доминионах была показана в брошюре 1908 г. «Дома доктора Барнардо», в которой читателям представлен парад из 20 тыс. детей-мигрантов. Не имея в метрополии ни гроша в кармане, в Канаде эти мальчики и девочки получили широкие возможности подняться по ступеням социальной пирамиды. Возглавляют шествие успеха в брошюре врачи, юристы и служащие, которые приложили много сил для получения образования и высокой квалификации. За ними следуют суровые и мускулистые железнодорожники и мужчины, которых сопровождают замужние леди и школьные учительницы. Замыкает шествие самая многочисленная группа, состоящая из фермеров и их помощников - недавно прибывших детей.
Программа детской миграции из Великобритании в Австралию, реализованная в конце XIX — XX веках, представляет собой важный и трагический эпизод в истории двух стран. Это было массовое переселение детей из Великобритании в Австралию с целью улучшения их жизненных условий и обеспечения рабочего контингента для колоний. Однако социальные и исторические предпосылки этой программы кроются в сочетании экономических, социальных и политических факторов, которые определяли нужды и возможности как самой Великобритании, так и Австралии в этот период .
Одним из основных факторов, обусловивших начало программы детской миграции, был социально-экономический контекст Великобритании в конце XIX века. Этот период был временем социальных и экономических преобразований, когда промышленная революция уже принесла свои плоды, но также создала и новые проблемы. В городах продолжали расти масштабы бедности, беспризорности и детского труда. К концу XIX века численность бедняков в Великобритании оставалась высокой, особенно среди сельского населения, которое постепенно мигрировало в города в поисках работы на фабриках. Бедность, рост безработицы, отсутствие достаточного образования и условий для нормального воспитания детей привели к тому, что многие родители, не имея средств для нормального существования, отдавали своих детей в приюты или подвергались насилию и лишениям.