Фрагмент для ознакомления
2
Формирование учения о Троице в апостольский период связано с первыми этапами становления христианства как религии. Хотя само понятие "Троица" ещё не было разработано, идеи, лежащие в основе этого учения, начинают проявляться уже в писаниях апостолов и их последователей[ Беляев, А. А. Дискуссия теологов конца XX – начала XXI В. По вопросу поклонения Иисусу Христу ранней церкви / А. А. Беляев // Религия и наука: трансформация религиозности в модернизирующемся обществе : Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Казань, 04 марта 2022 года. Том 3. – Казань: Общество с ограниченной ответственностью "Редакционно-издательский центр "Школа", 2022. – С. 22-34. ].
Учение о Троице основано на многочисленных местах Священного Писания, особенно в Новом Завете. Вот несколько примеров:
Мф. 28:19: "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа". Этот стих показывает, что Бог представляется как Отец, Сын и Святой Дух, хотя здесь ещё нет чёткого определения взаимоотношений между этими тремя лицами.
Ин. 15:26: "Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне". Здесь Иисус ясно говорит о Святом Духе как о личности, исходящей от Отца.
Рим. 8:9-11: Павел пишет о присутствии Духа Божьего в верующих, что также подчёркивает различие между Отцом, Сыном и Святым Духом.
Эти и другие стихи показывают, что уже в апостольский период существовало понимание трёх лиц Божества, хотя сам термин "Троица" и его полное богословское обоснование появятся позже.
Хотя апостолы не использовали слово "Троица", их писания содержат намёки на её существование. Некоторые ключевые моменты:
Павел: В своих Посланиях Павел часто обращается к трём лицам Божества. Например, в конце Второго Послания к Коринфянам (13:13) он благословляет верующих именем Отца, Сына и Святого Духа.
Петр: В Первом Послании Петра говорится о крещении во имя Иисуса Христа и о дарах Святого Духа, что также указывает на различие между лицами Троицы.
Иоанн: В Евангелии от Иоанна много внимания уделяется взаимоотношениям между Отцом и Сыном, а также роли Святого Духа. Особенно важным является Ин. 14:16-17, где Иисус обещает послать Утешителя после Своего ухода.
Уже в апостольский период начиналось осознание сложности понимания Божественного единства и троичности. Несмотря на отсутствие единой теории, различные элементы учения о Троице закладывались в эту эпоху. Важно отметить, что ранние христиане воспринимали Бога как единого, но при этом признавали разные проявления Его сущности — как Отца, Сына и Святого Духа[ Самойлов, Н. В. Тринитарные аналогии в «Кассициакских диалогах»: философско-богословский анализ / Н. В. Самойлов // Труды Саратовской православной духовной семинарии. – 2023. – № 2(21). – С. 55-70. ].
Развитие тринитарной мысли в раннехристианской литературе представляет собой важный этап в формировании одного из основных догматов христианства — учения о Святой Троице. В этот период христианские мыслители стремились осмыслить и систематизировать представления о Боге, основанные на Священном Писании и опыте ранних общин. Рассмотрим ключевые фигуры и их вклад в развитие тринитарной мысли.
Климент Александрийский (150–215 гг.). Климент Александрийский был одним из первых христианских авторов, который начал развивать концепцию Троицы. Он рассматривал Бога как единую сущность, выраженную в трёх аспектах: Отце, Сыне и Святом Духе. Климент подчеркивал важность внутреннего единства Бога, несмотря на различия в функциях каждого из Личностей Троицы.
2. Ориген (185–253 гг.). Ориген продолжил разработку идей, предложенных Климентом, и внес значительный вклад в понимание Троицы. Он акцентировал внимание на идее предвечного рождения Сына от Отца, что позволило ему обосновать равенство и единство двух первых Личностей Троицы. Однако Ориген также развивал идею субординационизма, утверждая, что Сын и Святой Дух имеют меньшую степень божественности по сравнению с Отцом, что позднее стало предметом критики.
3. Тертуллиан (160–225 гг.). Тертуллиан внёс важнейший вклад в разработку терминологии, связанной с учением о Троице. Именно он впервые использовал латинские термины substantia (сущность) и persona (личность) для обозначения отношения между тремя Лицами Троицы. Тертуллиан стремился подчеркнуть единство сущности Бога при сохранении уникальности каждой из Личностей.
4. Григорий Чудотворец (213–270 гг.). Григорий Чудотворец, епископ Неокесарии, развивал идеи, близкие к взглядам Оригена, однако делал больший акцент на равенстве всех трёх Личностей Троицы. Он подчеркивал, что каждая из Личностей обладает всей полнотой божественных атрибутов, что способствовало дальнейшему развитию тринитарной мысли.
5. Афанасий Великий (293–373 гг.). Афанасий Великий сыграл ключевую роль в защите ортодоксального учения о Троице против арианства. Он настаивал на полном равенстве и единосущии всех трёх Личностей Троицы, утверждая, что Сын и Святой Дух обладают той же сущностью, что и Отец. Работы Афанасия оказали значительное влияние на последующие обсуждения тринитарного вопроса.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Baranov, V. Philosophical background of the cosmological polemics in Contra Manichaeos by John of Damascus / V. Baranov // (Schole). Ancient Philosophy and the Classical Tradition. – 2021. – Vol. 15, No. 2. – P. 573-594.
2.Астайкин, А. И. Теогония. От Древнего мира до эпохи Возрождения : В 2 томах; Учебное пособие по гуманитарным наукам для бакалавриата, магистратуры и аспирантуры физикотехнических специальностей / А. И. Астайкин ; ФГУП «Российский федеральный ядерный центр-ВНИИЭФ». Том 2. – Саров : ФГУП «Российский федеральный ядерный центр-ВНИИЭФ», 2017. – 551 с.
3.Бажура, А. С. Эпоха Просвещения и тринитарный догмат: значение для церкви адвентистов седьмого дня / А. С. Бажура // Человек и общество в системе религиозного и социально-гуманитарного знания : Сборник научных трудов / Главный редактор А.А. Петрищев. – Заокский : ЗХГЭИ, 2015. – С. 15-22.
4.Бачурина, М. Ю. Августин Блаженный и современная философско-антропологическая проблематика / М. Ю. Бачурина // Актуальные проблемы философской антропологии и философии культуры : материалы Всероссийской научно-практической конференции, Липецк, 27–28 января 2023 года. – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2023. – С. 16-18.
5.Беляев, А. А. Дискуссия теологов конца XX – начала XXI В. По вопросу поклонения Иисусу Христу ранней церкви / А. А. Беляев // Религия и наука: трансформация религиозности в модернизирующемся обществе : Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Казань, 04 марта 2022 года. Том 3. – Казань: Общество с ограниченной ответственностью "Редакционно-издательский центр "Школа", 2022. – С. 22-34.
6.Бирюков Д.С. The Principle of Individuation in Contra Eunomium 2, 4 by Basil of Caesarea and Its Philosophical and Theological Context // Scrinium, Scrinium 12 (2016) 215-243 (2016)
7.Горбачев, А. А. Догматические основы христианской нравственности: догмат о Троице и заповедь о любви / А. А. Горбачев // Актуальные вопросы церковной науки. – 2020. – № 2. – С. 21-23.
8.Горячев, Д. А. Понятие неслитного и нераздельного соединения в церковном вероучении / Д. А. Горячев // Христианское чтение. – 2023. – № 1. – С. 32-45.
9.Грицкевич, Т. И. Догмат о Пресвятой Троице: когнитивно-эмоциональные основания сакрального / Т. И. Грицкевич, Л. Ю. Логунова // Миссия конфессий. – 2023. – Т. 12, № 3(68). – С. 54-63.
10.Давыдов, С. Дискуссии о Святом Духе в золотой век святоотеческой письменности / С. Давыдов // Рязанский богословский вестник. – 2014. – № 2(10). – С. 6-25.
11.Захаров, Г. Е. Церковные соборы 381-382 годов и проблема поляризации западной и восточной частей позднеантичного мира / Г. Е. Захаров // Вестник древней истории. – 2015. – № 2(293). – С. 151-169.
12.Мировые религии в современном обществе: особенности вероучения и культа // Мировые религии в современном социуме: основы вероучений и предотвращение преступлений на межэтнической и межконфессиональной почве. – Пермь : Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2019. – С. 7-98.
13.Ноздрин, В. В. Тринитарная проблематика в философско-теологическом учении Августина / В. В. Ноздрин // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2008. – № 6(43). – С. 76-80.
14.Ноздрин, В. В. Философско-теологические истоки тринитарной концепции Аврелия Августина : специальность 09.00.03 "История философии" : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / Ноздрин Владимир Владимирович. – Санкт-Петербург, 2009. – 23 с.
15.Самойлов, Н. В. Тринитарные аналогии в «Кассициакских диалогах»: философско-богословский анализ / Н. В. Самойлов // Труды Саратовской православной духовной семинарии. – 2023. – № 2(21). – С. 55-70.
16.Сапожникова, О. С. Вопросы текстологии Богословия Иоанна Дамаскина в переводе Болгарского экзарха Иоанна / О. С. Сапожникова // Palaeobulgarica. – 2005. – Т. XXIX, № 4. – С. 3-29.
17.Семикопов, Д. В. Наследие блаженного Августина и западная сотериология / Д. В. Семикопов, А. В. Семенов // Православная церковная наука: традиции, новации, актуальные контексты : Сборник статей по материалам ежегодной научно-богословской конференции, Нижний Новгород, 01 февраля 2020 года / Под редакцией А.В. Ворохобова. Том Выпуск II. – Нижний Новгород: Религиозная организация – духовная образовательная организация высшего образования «Нижегородская духовная семинария Нижегородской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)», 2020. – С. 213-224.
18.Ферт, А. Between Heaven and Russia: Religious Conversions and Political Apostasy in Appalachia by Sarah Riccardi-Swartz / А. Ферт // Ab imperio. – 2022. – Vol. 2022, No. 3. – P. 362-370.
19.Фокин, А. Р. Аристотелевские категории в латинской тринитарной теологии (Марий Викторин, Августин, Боэций) / А. Р. Фокин // Философский журнал. – 2016. – Т. 9, № 1. – С. 100-119.