Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной курсовой работы подчеркивается тем фактом, что государственные и муниципальные закупки играют первостепенную роль в российской экономике, обеспечивая финансирование значительной доли потребностей государства и оказывая значительное воздействие на развитие различных секторов. Действенное управление государственными и муниципальными контрактами и проектами является обязательным условием для достижения целей социально-экономического прогресса страны, повышения качества предоставляемых государственных услуг и разумного использования бюджетных средств.
Вместе с тем, несмотря на значительные меры, предпринимаемые государством в области регулирования и контроля закупочной деятельности, в этой сфере сохраняется ряд сложностей, требующих дальнейшего анализа и решения. Среди них: неэффективное планирование закупок, недостаточная компетентность специалистов в сфере управления контрактами и проектами, потенциальные коррупционные схемы, несоблюдение сроков и условий исполнения контрактов, неудовлетворительное качество поставляемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг.
В условиях нестабильной экономической обстановки и растущих требований к эффективности использования бюджетных средств, совершенствование управления государственными и муниципальными контрактами и проектами приобретает особую значимость. Необходимо разрабатывать и внедрять новые стратегии и инструменты, позволяющие повысить открытость и результативность закупочных процедур, сократить коррупционные риски, обеспечить надлежащий контроль за выполнением контрактов и достижением установленных целей.
Правовую базу выпускной квалификационной работы составили Конституция Российской Федерации и другие нормативные и правовые акты.
Объектом исследования является система управления государственными и муниципальными контрактами и проектами в пределах Российской Федерации.
Предметом исследования является совокупность проблем и разногласий, возникающих в процессе управления государственными и муниципальными контрактами и проектами, а также способы их устранения.
Целью курсовой работы является анализ текущих проблем управления государственными и муниципальными контрактами и проектами в Российской Федерации и разработка предложений по их разрешению.
Задачи:
1. изучить теоретические аспекты управления государственными и муниципальными контрактами и проектами в Российской Федерации Проанализировать нормативно-правовую базу, регулирующую сферу государственных и муниципальных закупок.
2. рассмотреть оценку эффективности управления государственными и муниципальными контрактами и проектами в Российской Федерации Исследовать опыт зарубежных стран в сфере управления государственными закупками.
3. предложить основные направления совершенствование управления государственными и муниципальными контрактами и проектами в Российской Федерации
Ценность исследования в теоретическом плане. Полученные в процессе работы данные могут служить фундаментом для расширения существующих концепций в сфере регулирования публичных закупок, а также послужить основой для создания инновационных учебных курсов и соответствующих методических пособий по этой тематике.
Практическая ценность исследования. Предложенные в рамках работы рекомендации могут быть применены государственными и муниципальными органами власти для оптимизации системы управления государственными и муниципальными контрактами и проектами, улучшения эффективности закупочных процедур и более экономного расходования бюджетных ресурсов.
Методология исследования. В ходе работы применялись различные методы, такие как изучение научной литературы, анализ законодательных и нормативных актов, статистический анализ, сопоставительный анализ, экспертные заключения, а также методы системного анализа и моделирования.
Структура курсовой работы включает в себя вводную часть, три раздела, заключение и список использованной литературы.
Во вступительной части обоснована актуальность темы, сформулированы цели и задачи, описаны методы исследования, представлена теоретическая и правовая база, обозначены теоретическая и практическая значимость, а также дано краткое описание содержания работы.
В первой главе изучены теоретические аспекты управления государственными и муниципальными контрактами и проектами в Российской Федерации. Во второй главе дана оценка эффективности управления государственными и муниципальными контрактами и проектами в Российской Федерации. В третьей главе представлены основные направления совершенствования управления государственными и муниципальными контрактами и проектами в Российской Федерации.
В заключении изложены выводы по проведенному исследованию.
Библиографический список содержит нормативно-правовую, учебную и научную литературу, статьи из периодических изданий.
Глава 1 Теоретические аспекты управления государственными и муниципальными контрактами и проектами в Российской Федерации
1.1 Понятие и сущность экономических категорий «управление государственными и муниципальными контрактами» и «управление государственными и муниципальными проектами»
Эффективное руководство государственными и муниципальными закупками представляет собой комплексный процесс, охватывающий весь жизненный цикл сделки, от стадии планирования и размещения конкурсной документации до момента исполнения сторонами взятых на себя обязательств. Важность квалифицированного управления в данной сфере обусловлена необходимостью обеспечения прозрачности, отчетности и результативности использования финансовых средств, выделенных из бюджета, а также достижения целей, поставленных в рамках государственных и муниципальных программ .
Это включает в себя разработку и внедрение стратегий, определение ключевых индикаторов эффективности, отслеживание и контроль исполнения условий соглашений, а также управление рисками и урегулирование возможных разногласий. Существенным аспектом является обеспечение соответствия заключаемых сделок нормам действующего законодательства, регулирующего сферу закупок.
Управление государственными и муниципальными контрактами – это деятельность, связанная с заключением соглашений от имени государственных или муниципальных образований, направленная на обеспечение их нужд в товарах, работах и услугах. Целью этой деятельности является эффективное использование бюджетных средств для реализации функций, возложенных на публично-правовые образования. Предметом таких соглашений являются общественные отношения, возникающие в связи с поставкой продукции, выполнением работ или оказанием услуг.
В число задач управления государственными и муниципальными контрактами входит :
использование результатов завершенных соглашений для формирования обоснованных бюджетных прогнозов;
мониторинг рыночной конъюнктуры цен на закупаемую продукцию и применение результативных методов проведения государственных закупок;
выявление проблемных аспектов в ходе реализации соглашений на всех стадиях, а также разработка критериев и процедур принятия управленческих решений;
подбор оптимальных организационных, управленческих и финансовых моделей реализации государственного контракта с учетом специфики закупаемых товаров, работ и услуг;
определение наиболее подходящей формы государственного контракта, включая выбор схемы обеспечения качества его исполнения, оценка рисков при исполнении государственного контракта, а также контроль и мониторинг за ходом исполнения соглашений.
Квалифицированное управление контрактами способствует повышению эффективности государственных и муниципальных закупок, снижению финансовых рисков и обеспечению своевременного и качественного выполнения работ, оказания услуг или поставки товаров для государственных и муниципальных нужд.
Руководство государственными и муниципальными проектами – это многогранный процесс, ориентированный на достижение конкретных целей и задач в общественной сфере. Эффективное управление предполагает четкое определение целей, задач и ожидаемых результатов, а также разработку детального плана реализации, включающего в себя определение необходимых ресурсов, сроков выполнения и методов контроля. Формирование компетентной команды проекта, обладающей необходимыми знаниями и опытом для успешного решения поставленных задач, является важным компонентом. Кроме того, необходимо учитывать политические, социальные и экономические факторы, оказывающие влияние на ход реализации проекта. Сущность управления проектами заключается в максимальной концентрации финансовых, административных и управленческих ресурсов на выполнении наиболее важных направлений развития, от реализации которых зависит улучшение качества жизни населения и достижение поставленных целей.
Ключевые этапы управления включают в себя установление приоритетных направлений развития, выявление проблем, требующих решения, и инициирование проектов для их решения . Анализ условий реализации проекта, разработка целей и задач, определение показателей и объемов ресурсов также являются важными шагами. Утверждение проекта, его реализация и отчетность, а также мониторинг эффективности со стороны общества и уполномоченных органов завершают процесс. Прозрачность, подотчетность и вовлечение заинтересованных сторон — ключевые принципы, способствующие повышению эффективности и результативности управления.
Таким образом, управление государственными и муниципальными контрактами и проектами является важным инструментом для эффективного распределения ресурсов и достижения общественных целей.
1.2 Организация управления государственными и муниципальными контрактами и проектами в Российской Федерации
Управление государственными и муниципальными контрактами и проектами в пределах Российской Федерации представляет собой комплексный и многоаспектный процесс, опирающийся на обширную законодательную и нормативную базу. Ключевым нормативным актом, определяющим правила в области государственных и муниципальных закупок, является Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» . Данный закон устанавливает основные принципы, правила и процедуры закупочной деятельности, требования к участникам закупок, порядок выбора поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также условия исполнения, изменения и прекращения действия контрактов.
Закон № 44-ФЗ неоднократно корректировался и дополнялся с целью совершенствования контрактной системы и ее адаптации к изменяющимся экономическим условиям. В частности, изменения коснулись внедрения электронных закупочных процедур, повышения квалификации специалистов в сфере закупок, расширения возможностей для участия предприятий малого и среднего бизнеса в закупках, а также усиления контроля за исполнением контрактных обязательств.
В Российской Федерации создана многоуровневая система органов управления государственными и муниципальными контрактами и проектами, включающая федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Каждый уровень наделен определенными полномочиями и несет ответственность за эффективное и целевое использование бюджетных ресурсов .
На федеральном уровне ключевая роль в управлении государственными контрактами и проектами принадлежит Министерству финансов Российской Федерации. Минфин России осуществляет нормативное правовое регулирование в сфере закупок, разрабатывает и утверждает методические указания, а также контролирует соблюдение законодательства о контрактной системе.
Важную роль также играет Федеральное казначейство, осуществляющее кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, включая контроль за целевым использованием бюджетных средств, выделенных на финансирование государственных контрактов и проектов.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) контролирует соблюдение антимонопольного законодательства в сфере закупок, пресекает картельные сговоры и другие формы недобросовестной конкуренции.
Кроме того, отдельные федеральные органы исполнительной власти, такие как Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, участвуют в формировании политики в сфере закупок и реализации проектов, в частности, в части развития электронных закупок и внедрения информационных технологий в управление проектами.
На уровне субъектов Российской Федерации ответственность за управление государственными контрактами и проектами возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Как правило, эти функции выполняют специализированные органы, например, министерства экономики, департаменты государственных закупок или комитеты по управлению имуществом.
Первым и одним из важнейших этапов управления государственными и муниципальными контрактами является планирование закупок. Этот процесс включает определение потребностей в продукции, работах, услугах, формирование плана-графика закупок и обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
План-график закупок – это документ, отражающий все планируемые закупки на текущий финансовый год и плановый период. Он составляется на основе утвержденных бюджетов и программ и должен содержать информацию о наименовании объекта закупки, сроках ее проведения, способе выбора поставщика (подрядчика, исполнителя), а также об объеме финансирования.
Обоснование начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) является обязательным элементом планирования закупок. НМЦК должна быть определена на основе анализа рыночных цен на аналогичную продукцию, работы, услуги, а также с учетом требований законодательства о контрактной системе.
После завершения планирования закупок начинается этап выбора поставщика (подрядчика, исполнителя). Закон № 44-ФЗ предусматривает различные способы выбора поставщика, в том числе :
Конкурс: открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс.
Аукцион в электронной форме: наиболее распространенный способ выбора поставщика при закупке продукции, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.
Запрос котировок: используется при закупке продукции, работ, услуг, цена которых не превышает установленный законодательством лимит.
Запрос предложений: применяется в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, например, при закупке продукции, работ, услуг, не имеющих аналогов на рынке.
Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя): допускается в исключительных случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, например, при закупке продукции, работ, услуг, которые могут быть предоставлены только одним поставщиком.
После определения победителя закупки заключается государственный или муниципальный контракт. Контракт должен содержать существенные условия, предусмотренные Законом № 44-ФЗ и Гражданским кодексом Российской Федерации, в том числе:
предмет контракта;
цена контракта;
сроки исполнения контракта;
порядок оплаты;
ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.
Контракт заключается в письменной форме и подписывается уполномоченными представителями заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя).
Исполнение контракта – это процесс реализации сторонами своих обязательств, предусмотренных контрактом. Заказчик обязан обеспечивать своевременную оплату поставленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг, а поставщик (подрядчик, исполнитель) – поставлять продукцию, выполнять работы, оказывать услуги в соответствии с условиями контракта.
В процессе исполнения контракта могут возникнуть обстоятельства, требующие изменения или расторжения контракта. Изменение контракта допускается в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ и Гражданским кодексом Российской Федерации , например, при изменении объема финансирования, изменении цен на продукцию, работы, услуги, а также при возникновении обстоятельств непреодолимой силы.
Расторжение контракта может быть осуществлено по соглашению сторон или в судебном порядке в случаях, предусмотренных законодательством.
Таким образом, эффективная организация управления государственными и муниципальными контрактами и проектами в Российской Федерации является сложной и многогранной задачей, требующей постоянного совершенствования законодательства, повышения квалификации специалистов, внедрения современных технологий и усиления контроля за использованием бюджетных средств.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Российская газета. - 1993. - № 237. - 25 декабря.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 26.12.2024) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3823.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
4. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 26.12.2024) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 14. - Ст. 1652.
5. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (утратил силу) // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 30 (ч. 1). - Ст. 3105.
6. Постановление Правительства РФ от 01.10.2020 № 1575 «Об утверждении Правил формирования, утверждения планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд» // Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 41. - Ст. 6449.
7. Приказ Министерства экономического развития РФ от 30 ноября 2015 г. N 894 «Об утверждении Методики оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201512080015 (дата обращения: 29.03.2025).
8. Акулов, А. О. Проблемы и перспективы развития системы государственных закупок в Российской Федерации / А. О. Акулов // Государственное управление. Электронный вестник. - 2022. - № 94. - С. 164-182.
9. Афанасьев, М. П. Управление государственными финансами / М. П. Афанасьев, А. А. Беленчук, И. В. Кривогов. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2024. - 517 с.
10. Баранов, С. В. Государственные и муниципальные финансы: учебник и практикум для вузов / С. В. Баранов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 357 с.
11. Белякова, А. А. Эффективность управления государственными закупками: теоретические аспекты / А. А. Белякова // Вестник экономики, права и социологии. - 2021. - № 4. - С. 15-19.
12. Беляев, М. И. Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. И. Беляев, Е. В. Казанцев. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 376 с.
13. Борисов, А. Н. Правовое регулирование государственных и муниципальных контрактов: проблемы и пути решения / А. Н. Борисов // Журнал российского права. - 2024. - № 3. - С. 5-18.
14. Варнавский, В. Г. Государственно-частное партнерство: теория и практика / В. Г. Варнавский. – М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2020. – 287 с.
15. Васильев, А. В. Совершенствование управления государственными закупками на основе риск-ориентированного подхода: дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Васильев Александр Владимирович. - Москва, 2020. - 180 с.
16. Васильева, Е. В. Оптимизация закупочной деятельности в системе государственных и муниципальных закупок / Е. В. Васильева // Финансовый журнал. - 2022. - № 5. - С. 87-99.
17. Воронин, А. Г. Муниципальное хозяйствование и управление: учебник для вузов / А. Г. Воронин, В. П. Пашин, А. Н. Парахина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 341 с.
18. Демченко, А. И. Управление проектами: учебник / А. И. Демченко. – Москва: КноРус, 2024. – 272 с.
19. Иванов, Д. С. Риски в управлении государственными и муниципальными контрактами / Д. С. Иванов // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2024. - Т. 3. - № 1. - С. 107-112.
20. Ковалев, Д. А. Повышение эффективности управления государственными инвестиционными проектами на основе применения информационных технологий: дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Ковалев Дмитрий Александрович. - Санкт-Петербург, 2021. - 195 с.
21. Кузнецов, П. А. Совершенствование контрактной системы в сфере закупок: анализ практики и предложения / П. А. Кузнецов // Государственный аудит. Право. Экономика. - 2022. - № 2. - С. 34-40.
22. Лившиц, В. Н. Системный анализ экономических процессов на макроуровне: учебник / В. Н. Лившиц, В. В. Лыков. – Москва: Финансы и статистика, 2023. – 496 с.
23. Мазур, И. И. Управление проектами: учебное пособие / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. – 10-е изд., стер. – Москва: КноРус, 2024. – 752 с.
24. Морозова, Е. А. Методология управления рисками в системе государственных закупок: дис. … д-ра экон. наук: 08.00.05 / Морозова Елена Александровна. - Москва, 2022. - 350 с.
25. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 25.03.2025).
26. Официальный сайт Счётной палаты Российской Федерации [Электронный ресурс]. – https://ach.gov.ru/(дата обращения: 25.03.2025).
27. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. – https://minfin.gov.ru/ (дата обращения: 25.03.2025).
28. Петрова, Н. П. Роль проектного управления в повышении эффективности государственных инвестиций / Н. П. Петрова // Инновации и инвестиции. - 2021. - № 11. - С. 80-85.
29. Поддиарко, А. Л. Управление государственными закупками: учебник для вузов / А. Л. Поддиарко, Е. А. Семенникова. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 275 с.
30. Сидоров, В. И. Информационные технологии в управлении государственными закупками / В. И. Сидоров // Информационное общество. - 2024. - № 1. - С. 42-49.
31. Тихонова, И. В. Методические основы оценки эффективности управления государственными программами: дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Тихонова Ирина Владимировна. - Екатеринбург, 2022. - 170 с.
32. Цветков, В. Я. Управление проектами: учебник для вузов / В. Я. Цветков. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 364 с.