Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В условиях современного мира образование всё больше внимания уделяет выявлению и развитию талантов и способностей детей. В связи с этим исследования, направленные на изучение условий и методов обучения, способствующих развитию интеллекта и творческого потенциала у детей, приобретают особую актуальность.
Младший школьный возраст представляет собой ключевой этап в формировании и развитии умственных способностей и творческого потенциала ребёнка.
Способности представляют собой многогранное психофизиологическое явление, которое развивается на протяжении всей жизни человека и непосредственно влияет на формирование его личности. В научных исследованиях обычно акцент делается на возрастных особенностях этих способностей, поэтому их изучение должно осуществляться на всех этапах жизненного пути.
Многие выдающиеся психологи посвятили свои работы исследованию психологии творчества, специальных способностей и поиску путей их оптимизации. Среди них можно выделить таких авторов, как Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, Ю. З. Гильбух, В. Н. Дружинин, А. З. Зак, А. Н. Леонтьев, А. М. Матюшкин, К. К. Платонов, Я. А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн, В. М. Русалов, Б. М. Теплов, Д. Б. Ушаков, М. А. Холодная, В. Д. Шадриков и другие.
Актуальность данного исследования обусловлена возрастающей значимостью развития умственных способностей и креативности в формировании личности молодого поколения. Одарённость зарождается в процессе становления личности, и сложность этой взаимосвязи во многом определяется особенностями обучения ребёнка.
Влияние обучения на интеллектуальные и творческие способности младших школьников остаётся недостаточно изученным, что требует более глубокого исследования. Разработка этой проблемы позволит разработать эффективные методы и подходы к обучению и воспитанию детей, учитывая их индивидуальные возрастные особенности. Это делает актуальным изучение особенностей обучения одарённых младших школьников.
Проблема исследования: Каковы особенности обучения одарённых детей в условиях начальной школы?
Цель исследования: расширить представление об особенностях обучения одарённых детей в условиях начальной школы.
Объект исследования: процесс обучения одарённых детей в условиях начальной школы.
Предмет исследования: особенности обучения одарённых детей в условиях начальной школы.
Задачи исследования:
− раскрыть понятие одарённости в науке. Дать характеристику видам одарённости,
− проанализировать психологические особенности младших школьников,
− выделить особенности обучения одарённых детей в условиях начальной школы,
− составить методические рекомендации по организации и реализации обучения одарённых детей в начальной школе.
Методологическая и теоретическая основа исследования составили:
− научно-теоретические принципы и положения о психических особенностях младших школьников Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина,
− об основных методических принципах обучения одарённых детей.
Методы исследования: анализ, синтез, абстрагирование, теоретическое моделирование.
Структура исследования
Данное исследование состоит из: введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников в количестве ___ наименований,
1. Теоретические основы организации работы с одарёнными детьми
1.1 Понятие одарённости детей. Характеристика видов одарённости
Проблема изучения одарённости личности возникла на стыке различных областей наук – психологии, генетики, физиологии.
Проблемой одарённости занимались с самых древних времен. Создание же самой концепции одарённости детей началось на рубеже XIX и XX веков. Выдающийся английский учёный Френсис Гальтон первым в книге «Наследственность таланта, её законы и последствия» попытался доказать экспериментальным путём, что выдающиеся способности являются результатом действия наследственных факторов. Общий вывод из книги: талантливые люди выбирают себе в супруги людей со схожим талантом, что впоследствии передаётся по наследству их детям и внукам, при соблюдении тех же условий. Если условия не соблюдаются, закономерность нарушается.
Большую роль в трактовке теоретических основ детской одарённости сыграли направления русской психологии конца XIX − начала XX века, в частности труды Н.А. Бернштейна, Н.И Рыбникова и других.
С советского периода интерес к этой теме несколько снижается, а порой и пропадает вовсе. Активное изучение возвращается лишь к 80-м годам ХХ века.
Термин «одарённость» имеет несколько значений. Одно из первых определений понятия «одарённость» дал Б.М. Теплов (советский психолог, основатель школы дифференциальной психологии) в 1940 году в своей статье «Способности и одарённость». По его мнению, одарённость следует понимать, как качественно своеобразное сочетание способностей и факторов среды, от которых зависит возможность достижения успеха. Тем самым он указал на то, что различия по одарённости выступают не только в том, что у одного человека одарённость преимущественно в какой-то области, а у другого − в другой, но и в том, что люди, проявляющие себя в одной и той же области деятельности, отличаются по составу, структуре своих способностей.
Наиболее распространённым определением понятия «одарённость» является определение немецкого психолога и философа В. Штерна: Одарённость − это общая способность индивида сознательно ориентировать своё мышление на новые требования; общая способность психики приспосабливаться к новым задачам и условиям жизни
Л. С. Выготский рассматривает детскую одарённость как «способность к творчеству», которая является генетически обусловленной (наследственностью), развивающуюся в соответствующей деятельности или деградирующей при ее отсутствии». Важно заметить, что Л. С. Выготский утверждал, что высокий уровень способностей (одарённость) может быть достигнут только в ходе развивающего обучения, которое опирается на зону ближайшего развития.
Одно из современных определений одарённости детей, предложенное Комитетом по образованию США в 1972 году, звучит так: одарёнными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые, по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения (или имеют потенциальные возможности) в одной или нескольких из следующих сфер деятельности: общения и лидерства, художественной, спортивной, интеллектуальной, академической, творческого или продуктивного мышления.
1.2 Психологические особенности младших школьников
Младший школьный возраст − это самый ответственный этап школьного детства. Для этой стадии характерна высокая сензитивность (характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям. Обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний), которая определяет огромные потенциальные возможности для разностороннего детского развития.
Знание и принятие к вниманию психологических особенностей детей данной возрастной группы позволяют педагогам, родителям и другим людям правильным образом выстраивать учебно-воспитательную работу. Именно по этой причине необходимы знания об этих особенностях, включая их учет в работе с учащимися начальных классов.
Среди особенностей младшего школьного возраста необходимо выделить некоторые в контексте ФГОС НОО:
неустойчивость умственной работы и повышенная утомляемость,
нервно-психическая ранимость,
неспособность к длительному сосредоточению, возбудимость, эмоциональность,
развитие познавательных потребностей,
развитие словесно-логического и рассуждающего мышления,
способность к произвольной регуляции поведения. Ребёнок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определённых ситуациях,
более развитая наглядно-образная память в отличие от словесно-логической. Дети прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, факты, чем определения, описания, объяснения,
преобладающий наглядно-образный тип мышления. Поэтому младшие школьники обращают внимание на всё яркое и интересное,
развитие интеллектуальной рефлексии − способности рассматривать и оценивать свои действия, анализировать содержание и процесс своей мыслительной активности.
Начало обучения в школе представляет собой значимый этап в жизни ребёнка, ознаменованный переходом от игровой деятельности к учебной. Учебная деятельность становится ведущей для детей младшего школьного возраста, и в её рамках формируются ключевые психические новообразования. Поступление в школу вносит существенные изменения в жизнь ребёнка, и учение становится главной деятельностью, а обязанность учиться и приобретать знания − важнейшей задачей.
Для ребёнка учёба превращается в серьёзный труд, требующий организованности, дисциплины и волевых усилий. Он вливается в новый коллектив, где ему предстоит жить, учиться и развиваться в течение нескольких лет.
В процессе учебной деятельности формируются психологические новообразования, которые представляют собой наиболее значимые достижения в развитии. Эти новообразования становятся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем этапе взросления.
На первых порах обучения в начальной школе дети могут хорошо учиться, опираясь на свои отношения в семье и коллективе. Важное значение имеет личный мотив, включающий стремление получать хорошие оценки и одобрение со стороны преподавателя и родителей.
В начальной школе учебная деятельность направлена, прежде всего, на развитие психических процессов, ответственных за непосредственное познание окружающего мира − ощущений и восприятия.
Для детей младшего школьного возраста характерно острое и свежее восприятие, а также особая любознательность, основанная на созерцании. Они с живым интересом наблюдают за окружающим миром, который каждый день открывает перед ними новые и удивительные грани.
Особенностью восприятия младших школьников является его тесная связь с действиями. На этом этапе психического развития восприятие в большей степени относится к практической деятельности ребёнка. Для него воспринять предмет означает что-то делать с ним, изменять его, совершать определённые действия, брать и трогать его.
Характерной чертой учащихся в этом возрасте является ярко выраженная эмоциональность восприятия.
В процессе обучения восприятие перестраивается, поднимаясь на более высокую ступень развития. Оно становится целенаправленным и управляемым, углубляется и становится более анализирующим и дифференцирующим. В дальнейшем восприятие приобретает характер организованного наблюдения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286
2. Бакаева О. Н. Изучение одарённости детей старшего дошкольного возраста методом экспертных оценок / О. Н. Бакаева // Одарённый ребёнок: науч.-практ. журн. - 2013. - № 5. - С. 16-24.
3. Богоявленская, Д. Б. Одарённость: природа и диагностика / Д. Б. Богоявленская, М. Е. Богоявленская; Федер. гос. бюджет. науч. учреждение «Центр исслед. проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, соц.-пед. поддержки детей и молодежи. - М. : ЦНПРО, 2013. - 207 с.
4. Брославская Т. Л. Создание условий для формирования и развития предметной одарённости / Т. Л. Брославская / Одарённый ребёнок : науч.-практ. журн./ шеф-ред. Т. Ерегина. - М. : ред. журн. «ОР», 2002 - 2014г. № 6 –С. 22- 40
5. Воронцова, И. А. Содержательная основа программы образовательного учреждения по выявлению и развитию одарённых детей / И. А. Воронцова. - Одарённый ребёнок: науч.-практ. журн./ шеф-ред. Т. Ерегина. - М. : ред. журн. «ОР», 2002 -. 2014г. № 1 - С.39-45
6. Гладилина И. П. Профессионализм педагогов как необходимое условие эффективности развития детской одарённости / И. П. Гладилина. - Методология, теория и практика в современной педагогике, психологии, социологии, философии: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 19 авг. 2013 г., Новосибирск / Центр содействия развитию науч. исслед. - Новосибирск : Сибпринт, 2013. - С.128-142
7. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одарённости. - Спб.: Питер, 2011, с. 147.
8. Интеллект XXI века: проблемы и перспективы развития науки и образования: сб. материалов науч. Интернет-конф. и проф. пед. конкурсов: избранное / Центр образоват. и науч. консалтинга http:// conseducenter.ru/. - Чехов : Студия Полиграфии, 2013. - 263 с. :
9. Клочко, В. Е. Проблема одарённости: трансспективный анализ тенденций развития / В. Е. Клочко. Теоретическая и экспериментальная психология: ежекв. науч. журн./ у - М. : Психол. ин-т РАО, 2012г. Т. 5 № 3- С.67-77
10. Мелик-Пашаев, А. А. Проявление одарённости как норма развития / А. А. Мелик-Пашаев. - С.15-21 // Психологическая наука и образование: журнал/ Моск. гор. психол.-пед. ун-т; Психол. ин-т Рос. акад. образования. - М. : - 2014г. № 4
11. Психологическое сопровождение развития способностей, одарённости и компетенций детей в образовательном процессе : материалы VI обл. науч.-практ. конф. - Псков : ПОИПКРО, 2012. - 94 с.
12. Савенков, А. И. Прогнозирование развития детской одарённости / А. И. Савенков / Одарённый ребёнок : науч.-практ. журн./ шеф-ред. Т. Ерегина. - М. : ред. журн. «ОР», 2002 -. - 2012г. № 3 – С. 26-42
13. Сопровождение развития одарённости детей и молодежи: идеи, опыт, профессионализм: материалы 5-го Междунар. фестиваля пед. творчества «Одарённому ребёнку - одарённый педагог» / Сетевое сообщество педагогов «Виртуальная мастерская», Оргком. Фестиваля пед. творчества «Одарённому ребёнку-одарённый педагог». - М. : МАОРИ, 2014. - 260,.
14. Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982, с. 136.
15. Целикова, В. В. Технология выявления одарённости у обучающихся / В. В. Целикова, М. С. Егорова. - М. : Методист, 2001, июнь - 2014г. № 3 - С.2-5.
16. Шатунова, О. В. Конкурсы и олимпиады по технологии среди школьников как средство диагностики и развития их одарённости / О. В. Шатунова, А. Б. Сергеева.. - Библиогр. в конце ст. Образование и наука : изв. Урал. отд-ния Рос. акад. образования : журн. теорет. и прикладных исслед./ Рос. акад. образования, Урал. отд-ние. - Екатеринбург , 2014г. № 9(118) - - С.143-154.
17. Шуруба, И. Г. Использование игровой технологии в работе с интеллектуально одарёнными детьми младшего школьного возраста / И. Г. Шуруба. - Одарённый ребёнок: науч.-практ. журн./ шеф-ред. Т. Ерегина. - М. : ред. журн. «ОР», 2002 -. - 2014г. № 1 - С.122-152.
18. Щебланова, Е. И. Возрастная динамика показателей общей одарённости учащихся в младших и начале средних классов / Е. И. Щебланова. - Феноменология современного детства: сб. науч. ст. : в 3 ч. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. ин-т развития образования ; под ред. Т. Д. Марцинковской. - М. : Федер. ин-т развития образования, 2012 – - С.127-145