Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Процесс обучения и воспитания направлен на раскрытие в личности ребёнка тех качеств, которые будет ему необходимы для достижения любых целей в будущем. Развивать пытливость ума, знакомить со свойствами предметов при непосредственном наблюдении явлений и процессов, формировать умение планировать и анализировать практическую работу — это задачи современной системы образования. Ребёнок способен к самостоятельному поиску знаний, если педагог подготовил к этому соответствующие условия.
Как мы знаем, человек существо социальное, его развитие зависит от социальных законов общества. С первых дней своей жизни человек окружен другими людьми, и в течение всей своей жизни живет в условиях постоянно меняющегося социального окружения. Вступая в разнообразные отношения с людьми, человек удовлетворяет свои материальные и духовные потребности.
Познавая мир и себя ребенок включается в общество, становится его членом, его общественная сущность проявляется в взаимоотношениях с другими членами общества. В течение всей жизни человек происходит формирование личности человека или социализация.
Термин «социализация» означает необходимый человеку, как существу биосоциальному, процесс, получения определенных навыков, для того, чтобы выжить в окружающем его обществе. То есть, социализация - это процесс становления личности, формирование её социальных качеств, свойств и ценностей, под воздействием общественной среды, в ситуации воспитания и обучения. Социализация, происходит от латинского слова общественный и означает процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. Следовательно, у человека в процессе социализации формируются убеждения, одобряемые обществом формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Таким образом, мы можем сказать, что процесс социализации – это естественный непрерывный процесс, направленный на становление человека, умеющего реализовать себя, самостоятельно решать проблемы и принимать решения
Условия, в той или иной степени, влияющие на развитие человека, принято называть факторами. Выделяются различные группы факторов социализации личности. Факторы социализации – это механизмы, с помощью которых и происходит процесс социализации.
Более или мене изученные факторы социализации условно объединили в четыре группы.
1. Ближайшее социальное окружение ребенка, то, что оказывает значительное влияние на его развитие-семья, соседи, школа, класс.
2.Складывающиеся взаимоотношения между различными жизненными областями, определяющими и оказывающими влияние на воспитание – школа, семья, улица.
3. Общественные институты, органы власти, административные учреждения.
4.Нормы культуры, субкультуры, мировоззрения, идеологии общества.
К основным факторам социализации человека относятся: семья, школа, общество. В каждом факторе есть действующий элемент, благодаря которому и происходит социализация. Например, в семье: родители, братья, сестры; в школе - учителя, в обществе - сверстники, друзья. Поэтому решить проблему социализации младших школьников нужно объединив усилия семьи, школы и общества.
Основными факторами в этой деятельности будут:
1.Деятельность детских объединений, кружковая деятельность, взаимодействие детей, учителей и родителей.
2.Отношения, возникшие в процессе совместной деятельности взрослых и детей.
3.Реализация инновационных проектов, направленных на социализацию личности, на базе образовательных учреждений (пилотные площадки)
4. Сотрудничество школы с другими социальными институтами, педагогическими культурами для развития личности ребенка и освоение им мира культуры.
5.Сознательный выбор ребенком собственной позиции, цели и средств в соответствии с его мотивами, убеждениями и потребностями.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, социализация личности начинается с самого рождения, с первых лет жизни и заканчивается тогда, когда человек проявляет независимость в суждениях и поступках, самостоятельность в принятии решений, т.е. к периоду гражданской зрелости человека. Первые элементарные сведения, навыки и задатки социальной жизни ребенок получает в семье. После прихода ребенка в школу, семья начинает разделять свои социализирующие функции со школой. Школа, является вторым по значимости (после семьи), фактором социализации младшего школьника. Взаимодействие семьи и школы является главным условием процесса социализации младших школьников.
Необходимость изучения этого аспекта подкрепляется основными документами, такими как:
Новый федеральный государственный образовательный стандарт начального образования (ФГОС НОО), уделяет большое внимание семье, работе с родителями и контролирует действия школы.
В ФЗ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в РФ» дается определение «Социализация- процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу»
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), в котором в основных разделах регулярно упоминается понятие социализация, смысл которого - вхождение человека в общество, позволяющее стать его полноценным членом.
В соответствии с ФГОС НОО особенностью процесса социализации детей младшего школьного возраста, является развитие всесторонне развитой личности.
Младший школьный возраст, это период жизни от 6 до 11 лет, является периодом позитивных изменений и преобразований развития ребенка. Поэтому процесс социализации в этот период происходит более интенсивно.
В этом возрасте у ребенка происходят психофизические изменения, в связи с поступлением в школу, изменяется вид его деятельности, от игры к учебе, изменяется его социальное окружение. В школе к нему предъявляется ряд определенных требований: он обретает первую в своей жизни социальную роль статус ученика, которая подразумевает появление обязательной и общественно значимой деятельности - учебной. Именно здесь формируется личность ребенка, происходит приобщение к культуре, общечеловеческим ценностям.
Успехи и неудачи в учебе приобретают социальную функцию и оказывают влияние на дальнейшую жизнь ребенка, у него коренным образом изменяется социальная ситуация развития. Ребенок, как ученик, должен подчиняться системе правил и нести ответственность за их нарушение, от него требуется соблюдение ответственности, дисциплинированности, за выполнение или невыполнение он получает общественную оценку.
Получает он и новые права: право на уважительное отношение взрослых к своим учебным занятиям, на рабочее место, на учебные принадлежности.
В условиях введения ФГОС НОО, проблема социализации младших школьников, становится особенно актуальной. Это связано с современной реформой образования, изменяющейся социальной ситуацией развития ребенка, увеличением его социально- педагогических проблем.
Важную роль в процессе принадлежит начальной школе, в школе на детей оказывают влияние их сверстники и учителя, поэтому школьникам необходимо научится взаимодействовать с ними, приспосабливаться к жизни в новых социальных условиях, понимания своей новой социальной роли, нового периода жизни. Для установления связей с социальным окружением, необходима личная активность и соблюдение определенных правил поведения.
Для формирования у младших школьников представлений о правилах поведения в школе проводятся классные часы («Я - ученик», «Права и обязанности школьников», «Правила поведения в школе»).
Личность учителя, его отношение к детям, педагогические способности оказывают положительное или отрицательное воздействие на младшего школьника. Учащийся начальной школы большую часть своего времени проводит с одним учителем, поэтому именно этот учитель создает благоприятную или неблагоприятную обстановку как для обучения, так и для развития личности ученика. Он помогает учащемуся овладеть учебными знаниями и умениями, способами общения, критериями оценок поступков и качеств личности.
Немаловажным фактором для социализации младшего школьника являются и его взаимоотношения с одноклассниками. Для развития межличностного и внутригруппового общения необходимо проведение тренингов общения.
С момента, когда ребенок становится учеником, его индивидуальное развитие зависит взаимоотношений в группе других учеников. В общении со сверстниками у младшего школьника закладываются нравственные качества личности, продолжается его социальное развитие, он хочет быть хорошим учеником, получить признание окружающих. Чем выше статус ученика, тем успешнее его развитие, а для этого необходимы новые достижения в развитии речи, психики, личности, в этот период жизни ведущей становится учебная деятельность. Социально успешным учеником считается тот, кто хорошо учится, имеет много друзей, коммуникабельный, внутренне свободный, имеет достижения не только в учебе, но и в других видах деятельности (коммуникативной, трудовой, спортивной, творческой). Данный процесс направлен на помощь ребенку в организации себя, на установление нормальных отношений в семье, школе, в обществе.
Успех процесса социализации младших школьников в условиях внедрения ФГОС нового поколения зависит от состояния его психического здоровья, от психологического комфорта в классном коллективе, взаимодействия педагогов и родителей. Необходимо создать такие педагогические и социально – психологические условия, которые позволят учащимся начальной школы приобрести навыки социализации. В условиях современности требуются активные, инициативные личности, способные к преодолению трудностей, поэтому необходимо формировать у детей умение ориентироваться в новой социальной среде, развитие коммуникативных способностей.
Как видно, из всего перечисленного важную роль в процессе социализации младших школьников играет именно начальная школа, здесь ребенок выбирает ту модель социального поведения, которая позднее, определит перечень проблем, с которыми школьнику придется столкнуться. Учитель и родители подают ребенку первый пример нравственности. Ознакомление младших школьников нравственными примерами (классные часы, беседы, встречи с интересными людьми) противодействуют примерам разрушительного поведения, которые обрушивают на детей (компьютерные игры, телевидение и другие источники информации).
Недооценка важности школы в процессе социализации может привести к серьезным проблемам, поэтому необходимо учитывать механизмы социализации младших школьников.
Для того, чтобы учащиеся начальной школы овладели навыками социализации необходимо создать для этого педагогические и социально- психологические условия. Для этого необходимо ближе познакомиться с детьми, изучить их семьи, чтобы понять уклад жизни семьи, стиль взаимоотношений детей и родителей.
На процесс социализации младших школьников, как мы уже рассмотрели, оказывают влияние различные факторы и лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие (родители, братья и сестры, учителя, сверстники, друзья). Педагогикой выделяются два основных механизма социализации:
- социально – педагогический;
- социально- психологический.
К социально – педагогическим механизмам социализации относят:
Традиционный механизм усвоения младшим школьником, происходит на неосознанном уровне, с помощью запечатления норм поведения, взглядов, характерных для его семьи и ближайшего окружения (друзья, соседи). Результат данного механизма социализации может проявиться тогда, когда человек знает, «как и что надо», но это его знание противоречит нормам поведения ближайшего окружения. Иногда не востребованные или блокированные, в силу изменившихся условий жизни, элементы социального опыта, могут возникнуть снова в поведении человека, при очередном изменении условий жизни.
Межличностный механизм социализации работает в процессе взаимодействия младших школьников со значимыми для него лицами (родители, друзья, сверстники)
К социально- психологическим механизмам относят:
Имитация (подражание)- это сознательное или бессознательное воспроизведение человеком опыта других людей, в частности их движений, манер, поступков и действий. У младших школьников механизм имитации - это один из путей произвольного, а чаще всего непроизвольного стремления копировать поведение учителей, перенимать образец его поведения.
Социализация младших школьников происходит с помощью всех перечисленных механизмов.
Каждый ребенок в будущем желает быть социально успешным, для этого необходимо с начальной школы проводить работу по социализации и адаптации младших школьников. Итак, социализация младших школьников - это процесс, играющий важную роль в формировании его личности.
Исследования проблемы взаимосвязи социализации с успешность учебной деятельности младших школьников нашли своё развитие в трудах:
1. Г. В. Трубникова. Учёный считает, что социальная успешность не сводится к отдельным знаниям и умениям, а является личностной характеристикой, которая предполагает определённый уровень владения социальной информацией и опытом руководства ею в ситуациях. Социальная успешность опирается на сочетание знаний, опыт и готовность школьника, базируется на мотивациях и способностях, находит своё выражение в умении взаимодействовать и принимать решения.
2. Е. Ю. Варламова. Учёный говорит об успешности воспитания и обучения как о достижении ребёнка в социально значимой деятельности (учёбе) и его признании со стороны иных участников образовательного процесса (учителей, родителей, референтной группы).
3. Н. Ф. Голованова. Учёный считает, что учащиеся начальной школы интересуются широким кругом социальных тем: война и мир, дружба и любовь, ненависть, конфликты и насилие, планирование жизненных целей и поиск смысла жизни и другие.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абульханова-Славская, К. А. Субъект – символ российскогоьсамосознания [Текст] // Сознание личности в кризисном обществе / Подред. К. А. Абульхановой-Славской, А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. – Москва: Институт психологии РАН, 1995. – С. 10–28.
2. Ананьев, Б. Г. О психологических эффектах социализации [Текст] / Б. Г. Ананьев // Человек и общество. Ученые записки. – Ленинград : Изд-во ЛГУ, 1971. – Вып. 9. – С. 144–150.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – Москва : Аспект Пресс, 2008. – С. 276.
4. Анцыферова, Л. И. Психологическое содержание феномена субъект и границы субъектно-деятельностного подхода [Текст] / Л. И. Анцыферова // Проблема субъекта в психологической науке. – Москва, 2000. – С. 27–42.
5. Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения [Текст] / А. Г. Асмолов // Педагогика, 2009. – № 4. – С.
6. Библер, В. С. От наукоучения – к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век [Текст] / В. С. Библер. – Москва : Политиздат, 1990. – 413 с.
7. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды [Текст] / Под ред. Д. И. Фельдштейна. – Москва ; Воронеж : Инст-т практической психологии, 1995.
8. Божович, Л. И. Психологическое изучение ребенка и индивидуальный подход к нему в процессе воспитания [Текст] // Психологическое изучение детей / Под ред. Л. И. Божович. – Москва : Изд. АПН РСФСР, 1960. – № 1. – С. 7–23.
9. Введение в психологию [Текст] / Под общей редакцией А. В. Петровского. – Москва : Академия, 1996. – 496 с.
10. Виноградова, А. Д. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста: методическое пособие [Текст] / А. Д. Виноградова, Н. Л. Коновалова; под науч. ред. Л. М. Шипицыной. – Санкт-Петербург : Речь, 2008. – 48 с.
11. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов педагогических институтов [Текст] / Под общей редакцией А. В. Петровского. – Москва : Просвещение, 1973. – 288 с.
12. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: хрестоматия: учебное пособие для студентов вузов [Текст] / сост. и науч.ред. B. C. Мухина, A. A. Хвостов. – Москва : Издательский центр «Академия», 2008. – 624 с.107
13. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологии развития ребенка: психол. Очерк [Текст] / Л. С. Выготский; под. ред. А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия. – Москва : Изд-во АПН РСФСР, 1956. – 519 с.
14. Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст] /Л. С. Выготский. – Москва : Смысл : Эксмо, 2003. – 1114 с.
15. Галигузова, Л. Н. Педагогика детей раннего возраста [Текст] / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. – Москва : Владос, 2007. – 304 с.
16. Гальперин, П. Я. Введение в психологию [Текст] / П. Я. Гальперин. – Москва: Книжный дом «Университет», 1999. – 332 с.
17. Доклад по итогам мониторинга эффективности реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы [Текст] / под науч. ред. В. В. Рубцова, Г. В. Семья. – Москва : Издание Совета Федерации, 2018. – 272 с.
18. Закирова, В. Г. Социализация младшего школьника как педагогичская проблема [Текст] : сб. статьей Междунар. науч.-практ.конф./ В. Г. Закирова, Л. А. Камалова; отв. ред. А. А. Сукиасян. – Уфа : Аэтерна,2015. – С. 136–139.
19. Клочко, Ю. Н. Социализация личности, её социальный статус и социальная роль [Официальный сайт Северо-Кавказского федерального университета] [Электронный ресурс] / Ю. Н. Клочко, Н. Ю. Ермилова, А.Ю. Клочко. – Режим доступа: http://www.ncstu.ru, свободный. – Загл. С экрана.
20. Ковалева, А. И. Социализация [Текст] / А. И. Ковалева // Социологическая энциклопедия : В 2 т. Москва: Мысль, 2004. – Т. 2. – С. 445–448.
21. Кон, И. С. Психология ранней юности [Текст] : кн. для учителя/ И. С. Кон. – Москва : Просвещение, 1989. – 256 с.
22. Краевский, В. В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя [Текст] / В. В. Краевский. – Самара : Изд-во СамГПИ, 1994. – 165 с.110
23. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] /А. Н. Леонтьев. – Москва : Политиздат, 1977. – 304 с.
24. Мид, М. Культура и мир детства: избранные произведения [Текст] / М. Мид; сост., авт. послесл. и отв. ред. И. С. Кон. – Mосква, 1988. – 429 с.
25. Мирдиянова, Б. М. Социализация как педагогическое явление [Электронный ресурс] / Б. М. Мирдиянова // Фундаментальные исследования. – 2005. – № 3. – С. 87–88. – Режим доступа: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=5892, свободный. – Загл. С экрана.
26. Мудрик, А. В. Социализация человека [Текст] : учебное пособие для студ. высших. учеб. заведений / А. В. Мудрик – 3-е изд., испр.111 и доп. – Москва: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2011 – 736 с.
27. Николенко, Л. А. Я-концепция ребенка: путь к личности : учебно-методическое пособие / Л. А. Николенко ; Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина. – Санкт-Петербург : ЛГУ имени А. С. Пушкина, 2012. – 63 с. – ISBN 978-5-8290-1193-2.
28. Никольская, И. М. Метод серийных рисунков и рассказов в психологической диагностике и консультировании детей и подростков : учебное пособие / И. М. Никольская. – Санкт-Петербург : [б. и.] ; Москва : Речь, 2016. – 54 с. – ISBN 978-5-9268-2056-7.
29. Новейший психолого-педагогический словарь / редакция А. П. Астахов. – Минск : Современная школа, 2010. – 925 с. – ISBN 978-985-513-724-6.
30. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова. – Москва : Юрайт, 2013. – 460 с. – (Бакалавр. Базовый курс). – ISBN 978-5-9916-2189-2.
31. Осипова, И. Нарушение межличностных отношений как фактор формирования отклоняющегося поведения детей и подростков / И. Осипова // Воспитание школьников. – 2006. – № 2. – С. 40–46. – URL: https://odbkaluga.ru/books/detail.php?ID=203837 (дата обращения: 04.03.2025).
32. Обухова, Ю. В. Актуальные вопросы психологии личности: теория и практика / Ю. В. Обухова ; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону ; Таганрог : Южный федеральный университет, 2018. – 143 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=499912 (дата обращения: 04.03.2025). – Библиогр.: с. 116–122. – ISBN 978-5-9275-2522-5.
33. Песталоцци, И. Г. Избранные педагогические сочинения : сборник научных трудов : в 2-х т. Т. 1 / И. Г. Песталоцци ; редактор В. А. Ротенберг, В. М. Кларин. – Москва : Педагогика, 1981. – 334 с. – (Педагогическая библиотека). – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=87916 (дата обращения: 02.03.2025).
34. Педагогика начального образования : учебник для вузов / под редакцией С. А. Котовой. – Санкт-Петербург : Питер, 2018. – 336 с. – (Учебник для вузов). – URL: https://znanium.com/catalog/product/1836770 (дата обращения: 17.03.2025). – ISBN 978-5-496-02285-9.
25. Педагогический энциклопедический словарь / редакторы : Б. М. Бим-Бад [и др.]. – Москва : БРЭ, 2008. – 528 с. – ISBN 978-5-358-042841.
36. Пиаже, Ж. Психология ребенка / Ж. Пиаже, Б. Инхельдер ; научный редактор перевода С. Л. Соловьева. – 18-е изд. – Москва : Питер, 2003. – 159 с. – (Концентрированная психология). – ISBN 5-314-00172-1.
37. Подольский, А. И. Психология развития. Психоэмоциональное благополучие детей и подростков : учебное пособие для вузов / А. И. Подольский, О. А. Идобаева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2022. – 124 с. – (Высшее образование). – URL: https://urait.ru/bcode/492702 (дата обращения: 20.03.2025). – ISBN 978-5-534-07261-7.
38. Прихожан, А. М. Психология тревожности : дошкольный и школьный возраст / А. М. Прихожан. – 2-е изд. – Москва : Санкт-Петербург : Питер, 2009. – 192 с. – (Детскому психологу). – ISBN 978-5-469-01499-7.\
39. Реан, А. А. Психология личности / А. А. Реан. – Москва : Питер, 2013. – 286 с. : ил., табл. – (Мастера психологии). – ISBN 978-5-496-00226-4.
40. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога : в 2 частях. Ч. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста : практическое пособие / Е. И. Рогов. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2012. – 412 с : ил. – (Настольная книга специалиста). – ISBN 978-5-9916-1973-8.
41. Роджерс, К. Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию / К. Р. Роджерс. – Москва : ИОИ, 2017. – 237 с. – (Современная психология: теория и практика). – ISBN 978-5-88230-349-4.
42. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Москва : Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 705 с. – (Мастера психологии). – ISBN 978-5-496-01509-7.
43. Сиротюк, А. Л. Закономерности психического развития детей от рождения до 9 лет : учебное пособие / А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк. – Москва : Директ-Медиа, 2014. – 218 с. – ISBN 978-5-4458-8858-1.
44. Собкин, В. С. Особенности жизненной позиции учащихся, подвергающихся школьной травле / Б. С. Собкин, Е. А. Калашникова // Предупреждение и преодоление дезадаптации несовершеннолетних – центральная проблема социальной педагогики : материалы научно-практической конференции (Таганрог, 27 мая 2020 г.) / Т. Д. Молодцова [и др.] ; ответственный редактор С. Ю. Шалова ; Ростовский государственный экономический университет, Таганрогский институт имени А. П. Чехова (филиал), Факультет психологии и социальной педагогики. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. – С. 63–68. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=577960&page_id=64 (дата обращения: 09.03.2025).
45. Слободчиков, В. И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе : учебное пособие / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев – Москва : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет : Издательство ПСТГУ, 2014. – 395 с. : – ISBN 978-5-7429-0941-5.
46. Ушинский, К. Д. Педагогика. Избранные работы / К. Д. Ушинский. – Москва : Юрайт, 2022. – 258 с. – (Антология мысли). – URL: https://urait.ru/bcode/491429 (дата обращения: 04.03.2025). – ISBN 978-5-534-07424-6.
47. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – 7-е изд. – Москва : Просвещение, 2019. – 52 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN978-5-09-068519-1.
48. Фельдштейн, Д. И. Мир Детства в современном мире : проблемы и задачи исследования / Д. И. Фельдштейн ; Российская академия образования, Московский психолого-социальный университет. – Москва : Московский психолого-социальный университет ; Воронеж : МОДЭК, 2013. – 335 с. – ISBN 978-5-9770-0694-1.
49. Фромм, Э. Человек для самого себя ; Революция надежды ; Душа человека / Э Фромм. – Москва : АСТ, 2009. – 763 с. – (Philosophy). – ISBN 978-5-17-056671-6.
50. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для вузов / И. В. Шаповаленко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2022. – 457 с. – (Высшее образование). – URL: https://urait.ru/bcode/488839 (дата обращения: 05.03.2025). – ISBN 978-5-534-11341-9.
51. Эльконин, Д. Б. Детская психология : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Д. Б. Эльконин ; редактор-составитель Б. Д. Эльконин. – 5-е изд., стер. – Москва : Академия, 2008. – 383 с. – (Высшее образование) (Классическая учебная книга. Classicus). – ISBNN 978-5-7695-5051-5.