Фрагмент для ознакомления
2
В широком смысле под словом «монополия» понимается исключительное право на что-либо, однако, если рассматривать монополию как одну из составляющих экономических отношений и экономики в целом, то под данным словом, мы понимаем крупную фирму, которая занимает доминирующее положение в одной или нескольких сферах деятельности на рынке.
Таблица 1
Представления экономистов о монополиях
Экономист Характеристика монополий
А. Смит
Монополия – исключительное право на продажу. Монополия, специально полностью не удовлетворяя спрос на рынке (создает искусственный дефицит), продает товары по завышенной цене, тем самым увеличивая свою прибыль[ См. Смит, А. Исследования о природе и причинах богатства народов / А. Смит. М. : Политиздат, 1962. С. 105. 390 с.].
К. Маркс
Монополия – это продукт конкуренции, который возникает или из-за концентрации производства в руках одной компании (капиталистическая), или из-за наличия частной собственности на благоприятный фактор производства (естественная), или из-за случайного соотношения спроса и предложения. Главная цель деятельности монополии – получение высокой добавочной прибыли путем установления монопольной цены на свой товар.
В.И. Ленин
Монополия – объединение капиталистов, которые контролируют большую часть производства и сбыта определенного вида продукции в отрасли для получения монопольно высокой прибыли. При этом существуют и более мелкие производители, и конкуренция происходит не только между предприятиями, но и внутри самих монополий.
А. Маршалл
Монополии предлагают более низкую цену на товар по сравнению с ситуацией, когда множество более мелких производителей, конкурирующих между собой, производят такой же совокупный объем производства, так как компании тратят деньги на рекламу и продвижение, что включается в конечную цену продукта. Также цена на продукт зависит от поведения монополиста[ См. Маршалл, А. Принципы экономической науки : в 2 т. Т. 2 / А. Маршалл. М. : Дело ЛТД, 1993. С. 356. 455 с.].
Дж. Робинсон
Монополия (в основе термин чистой монополии) подавляет развитие других фирм, вследствие чего они не достигают оптимальных размеров и эффективность их деятельности на низком уровне. Поскольку доходы от разных факторов производства монополии отличаются, социальное расслоение между разными группами людей усиливается.
Монополия является одним из самых крупных видов несовершенной конкуренции.
Олигополия является видом несовершенной конкуренции, который встречается значительно чаще. Количество компаний при олигополии намного больше. Это могут быть две или более компаний. На рынке может существовать большой перечень разного вида продукции, однако производить ее будут всего несколько компаний, таким образом, регулируя ценовую политику.
Монополистическая конкуренция является еще одним видом. Из множества производителей потребитель выбирает товар или услугу в зависимости от местоположения и наиболее удобного способа покупки или получения услуги. Чаще всего совершенная конкуренция преобладает на рынке.
Мысль о том, что монополия и конкуренция несовместимы, может ввести в заблуждение, ведь монополизация может, в конце концов, уничтожить свободную конкуренцию, а конкуренция ставит под вопрос чье-либо доминирование на рынке. Однако монополия состоит в довольно непростой и противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Даже тот факт, что производство и реализация какого - либо продукта охвачены монополистической группой крупных предпринимателей, извлекающих из этого огромную выгоду, создает острую борьбу - стремление других бизнесменов получать тот же выигрыш. С другой стороны, внутренняя логика рыночного соперничества ведет к монополии: если какой - то предприниматель стремится одолеть своих соперников, то он, добившись этой цели, начинает доминировать на рынке. Одним словом, конкуренция порождает монополю, а монополия - конкуренцию[ См. Малафеева, А.С. Полезны ли монополии обществу / А.С. Малафеева. - Текст : электронный //
Теоретическая экономика. - 2024 - №03. - С108-119].
Противоречивая связь «конкуренция - монополия» напоминает спортивную борьбу, известную под названием «перетягивание каната», в которой противостоящие друг другу группы людей меряются силами. Есть значительное количество фирм, которые не состоят в монополистических объединениях и ведут тяжелую борьбу с ними.
Итак, за небольшим исключением, монополизация не ведет к сосредоточению производства какого - либо товара в руках единственной фирмы. Как показала история, чистый рынок является скорей мечтой, чем реальной действительностью. Речь о том, что совершенная и несовершенная конкуренция в равной степени присущи любому рынку, а преобладание той или иной формы зависит от стадии экономического развития общества, оказалась не более чем благими пожеланиями.
Более значимую роль, как, оказалось, имеет в жизни человечества несовершенная конкуренция. Для несовершенной конкуренции используют всевозможные средства: распространяют ложную информацию о способе или месте производства товара, о его наличии; одни и те же товары могут продаваться по разным ценам; важная информация о товаре не доводится до потребителя; возникают препятствия для вхождения на рынок какого - либо товара; разглашение коммерческих тайн конкурентов и другие. От несовершенной конкуренции цены возрастают, тормозится научно-технический прогресс, происходит падение экономических показателей.
Рассмотрим черты, которыми обладает рынок несовершенной конкуренции: на рынке работает большое количество крупных фирм, либо одна крупная; для входа на рынок необходимо иметь крупные капиталы, обладать информацией, как изготовить определенный товар, и обладать технологией его производства; из первого пункта следует, что эти фирмы оказывают значительное влияние на рыночные спрос и предложение, а, следовательно, и на условия, при которых осуществляется торговля (регулируя объемы производства и диктуя свои цены); из-за небольшого количества работающих компаний на рынке, каждый тщательно следит за поведением конкурентов, а при случае может вступать с ними в сговор.
Таким образом, при условиях несовершенной конкуренции на рынке неизбежно, что какая - то из этих компаний может стать монополией. На данный момент каждый рынок в какой - то степени монополизирован, следовательно, можно определить их как нечто среднее между монополистическим рынком и рынком несовершенной конкуренции[ См. Лабудин А. В. История возникновения и развития монополии / А. В. Лабудин, В. А. Макаренко
// Экономика и управление народным хозяйством (Санкт-Петербург). – 2019. – № 5(7). – С. 8-12].
Несовершенная конкуренция проявляется в установлении власти над рынком; крайняя форма рыночной власти - чистая монополия, будь то монополия на спрос или на предложение. Если на рынке действует единственный продавец или покупатель того или иного товара, то отсутствует конкуренция и со стороны производителей, и со стороны потребителей, непосредственную конкуренцию можно считать упраздненной, и монополист может, по крайней мере теоретически, единолично назначать цену и, следовательно, получать максимальную прибыль.
Однако такие бесконкурентные монополии представляют собой еще более редкое явление, чем совершенная конкуренция. в обоих случаях речь идет о крайних ситуациях, в то время как реальная экономическая жизнь - это сочетание элементов конкуренции и монополизма. Поэтому о монополистической конкуренции говорят, как о типичной для современной рыночной экономики форме конкурентной борьбы. Для этой формы борьбы в той или иной степени характерен конфликт между стремлениями экономических субъектов - монополистов либо олигополистов - и законами рынка.
Было бы непростительным упрощением связывать несовершенную конкуренцию - монополистическую или олигополистическую - лишь с абсолютизацией стремления, присущего участкам экономического процесса, к получению прибыли или созданию власти над рынком, то есть субъективными факторами. Не меньшую роль играют факторы, имеющие историческую структурную природу, иными словами, факторы объективные.
Идеальная модель механизма совершенной конкуренции антиисторична в той мере, в какой она отрицает фактор времени, есть динамику развития. Эта модель предполагает наличие таких стационарных условий, при которых равновесие между спросом и предложением устанавливается непосредственно и имеющиеся ресурсы - труд, земля, капитал и прежде всего технические и организаторские знания, а также существующие преференции - остаются неизменными. При стационарно функционирующей экономике прибыль, будучи индикатором успешной деятельности предпринимателя, является результатом его действий в условиях конкуренции[ См. Козлов Н. А., Остапенко В. А. Анализ регулирования естественных монополий коммунальной сферы за рубежом// СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ ИННОВАЦИОННОЙ НАУКИ
В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА: сборник статей Международной научно-практической конференции (25 февраля 2023 г., г.Самара). - Уфа: Аэтерна, 2023. С. 64]. Такие действия, поскольку они совершаются в рамках обычного и общеизвестного, могут непосредственно воспроизводиться конкурентами данного предпринимателя, которые сохраняют тем самым неограниченную способность к конкурентной борьбе. В условиях же динамично развивающейся экономики, в том виде, в каком она сложилась в процессе промышленной эволюции, получение прибыли происходит преимущественно за счет инновационных мероприятий, причем «скопировать» и осуществить такие же мероприятия на другом предприятии можно лишь с большим трудом, а то и вовсе невозможно; в любом случае этого нельзя сделать непосредственно[ См. Пахаруков А.А., Файзиева К.А. Теоретические аспекты понятия «конкуренция» //Социальная компетентность. 2022. Т. 7, №2-3(24-25). С. 164].
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1)Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения 30.03.2025)
2)Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 08.08.2024) "О защите прав потребителей"// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/ (дата обращения 30.03.2025)
3)Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" от 10.07.2023 N 301-ФЗ (последняя редакция)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_451662/ (дата обращения 30.03.2025)
4)Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (последняя редакция)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/ (дата обращения 31.03.2025)
Статьи, монографии
5)Алексеева Е. И. Ограничения в деятельности естественных монополий// ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2022. № 11. С. 202-205
6)Байрамукова А.Р., Черникова Е.В. Аспекты монопольного регулирования в условиях функционирования маркетплейсов в России// Научный электронный журнал «Матрица научного познания» # 2-2/2024. С. 115-120
7)Белкин В. Н. Экономическая теория труда - Москва: Экономика, 2021.
8)Воронин А. П. Макроэкономика. Экономическая теория в вопросах и ответах. - Москва: Экономика , 2016
9)Гатауллин С. И., Юнусова Р.С. Влияние монополизма на управление в российской экономике// ЭКОНОМИКА И ПРАВО. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Петрозаводск, 09 апреля 2024 г. С. 59-62
10)Губин, Е. П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы: монография / Е. П. Губин. - Репр. изд. - Москва: Норма: ИНФРА - М, 2023. - 316 с
11)Ибрагимова Н.С., Иваненко И.А. Роль и виды монополий в национальной экономике// НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ 2022: ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ. Сборник материалов XI международной очно-заочной научно-практической конференции. Том 3. Москва, 2022. С. 27-30
12)Иевлева Е. В. Антимонопольная политика России: сущность, проблемы и перспективы// АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ: сборник статей XL Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 2. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2024. С. 18-21
13)Козлов Н. А. Сущность и нормативно-правовое регулирование деятельности естественных монополий в России// СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ ИННОВАЦИОННОЙ НАУКИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА: сборник статей Международной научно-практической конференции (25 февраля 2023 г., г. Самара). - Уфа: Аэтерна, 2023. С. 62-65
14)Козлов Н. А., Остапенко В. А. Анализ регулирования естественных монополий коммунальной сферы за рубежом// СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ ИННОВАЦИОННОЙ НАУКИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА: сборник статей Международной научно-практической конференции (25 февраля 2023 г., г.Самара). - Уфа: Аэтерна, 2023. С. 64-66
15)Лабудин А. В. История возникновения и развития монополии / А. В. Лабудин, В. А. Макаренко // Экономика и управление народным хозяйством (Санкт-Петербург). – 2019. – № 5(7). – С. 8-12
16)Лепешев П. В. Принцип оценки эффективности антимонопольной политики государства //Трибуна ученого. – 2023. – № 1. – С. 138-141.
17)Малафеева, А.С. Полезны ли монополии обществу / А.С. Малафеева. - Текст : электронный //Теоретическая экономика. - 2024 - №03. – С. 108-119
18)Маршалл, А. Принципы экономической науки : в 2 т. Т. 2 / А. Маршалл. М. : Дело ЛТД, 1993. 455 с.
19)Немыкина Н. С. Перспективы антимонопольного комплаенса как инструмента государственной политики в сфере конкуренции // Актуальные вопросы современной экономики. – 2023. – № 9. – С. 63-66.
20)Пахаруков А.А., Файзиева К.А. Теоретические аспекты понятия «конкуренция» //Социальная компетентность. 2022. Т. 7, №2-3(24-25). С. 164-171
21)Симкина Л. Г. Экономическая теория. - Москва - Санкт-Петербург - Нижний Новгород - Воронеж : Питер, 2021.
22)Смит, А. Исследования о природе и причинах богатства народов / А. Смит. М. : Политиздат, 1962. 390 с.
23)Удалова Д. В., Шкарин В. А. Финансовые риски естественных монополий: проблемы и решения//ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ. 2020. № 2. С. 181-183