Фрагмент для ознакомления
2
Одним из фундаментальных механизмов, с помощью которого государство реализует свою экономическую и социальную политику, выступает финансовая система общества, которая включает в себя государственный бюджет. Бюджет является отражением текущего экономического положения, социальной сферы и политической обстановки в государстве, основой его экономической безопасности.
Иного рода определение понятия бюджета есть в Бюджетном кодексе РФ. Здесь бюджет понимают как «форму образования и расходования фонда денежных средств, которые предназначены для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» [1].
Рассмотрим сущность бюджета. Его сущность наиболее полно выражается в следующих определениях.
1. Под государственным бюджетом как экономической категорией понимаются финансовые отношения между физическими и юридическими лицами и государством по поводу формирования, распределения (перераспределения) и использования основных централизованных фондов страны с целью финансирования выполнения государственных задач [6, с.36].
2. Государственный бюджет по своей социально-экономической сущности является основным средством перераспределения части национального дохода и национального богатства, т.е. особой экономической формой перераспределительных отношений, связанных с обособлением части национального дохода и национального богатства в руках государства и использованием ее в качестве финансового ресурса для выполнения государственных задач [5,3 с.92].
3. Государственный бюджет по своему материальному содержанию является основным централизованным фондом денежных ресурсов страны.
4. С законодательной точки зрения государственный бюджет является основной финансовой программой государства и имеет силу закона.
5. Государственный бюджет является элементом воспроизводства рабочей силы, поскольку он зависит от расходов на образование, здравоохранение, социальное страхование и пенсионные выплаты.
Бюджетная система является совокупностью, включающей федеральный бюджет, бюджеты регионов, местные бюджеты, бюджеты внебюджетных фондов государства. Ее основой являются социально-экономические отношения и устройство государства, регулирует ее российское законодательство [8, с.103].
В качестве основных бюджетов бюджетной системы РФ выступают [1]:
-государственный бюджет и бюджеты внебюджетных фондов государства;
-бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов государства;
-местные бюджеты, в том числе:
-бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
-бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты районов внутригородских.
Познакомимся с основными функциями бюджета:
1. Функция перераспределения. Эта функция включает два аспекта. Первый – это сбор средств, а второй - их использование. Бюджет вынужден перераспределять материальные ресурсы между двумя секторами - материальным производством и нематериальным сектором. Необходимость этой функции также связана с неравномерностью развития отраслей экономики, неравномерным распределением по регионам и отсутствием социальной равноправности. Особенность этой функции заключается в следующем:
1) Одна и та же часть общенационального дохода циркулирует неоднократно через бюджетные процессы.
2) Значительный объем денежных потоков проходит через бюджет, при этом совокупная доля всех бюджетов в общем национальном доходе составляет 30- 40%.
3) Распределение через бюджет происходит не на этапе первичного разделения доходов, а на этапе вторичного перераспределения.
2. Распределительная. Функция распределения бюджета проявляется через формирование и использование централизованных денежных фондов на уровнях государственного и местного управления. Особое внимание уделяется фондам, таким как резервный, развития и поддержки субъектов Российской Федерации. Посредством бюджетов и фондов государство регулирует экономическое развитие регионов и секторов производства, а также социальную сферу. Через регулирование экономики и ее отношений государство целенаправленно воздействует на темпы роста производства, накопления частных средств, изменение структуры спроса и предложения, а также на социальное обеспечение членов общества.
3. Регулирование и стимулирование экономики. Путем использования бюджета государство оказывает прямое и косвенное воздействие на процессы производства.
4. Социальная функция.
5. Контрольная функция. Некоторые функции финансов и бюджета имеют общие черты, поскольку бюджет является основой финансовой системы.
Путем аллокации средств на здравоохранение, образование и социальное обеспечение, государство оказывает влияние на социальное развитие и уровень жизни населения. Расходы на поддержку определенных секторов экономики позволяют обеспечивать производство товаров и услуг, которые обладают общественной значимостью, но могут быть неэффективными с точки зрения рыночной динамики. Таким образом, бюджет становится инструментом для проведения региональной политики, позволяя регионам-донорам оказывать поддержку депрессивным и кризисным территориям, которые имеют ограниченный экономический потенциал или сталкиваются с последствиями чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, можно отметить, что бюджетная система представляет собой совокупность государственных бюджетов, бюджетов административно территориальных образований, учреждений и фондов государства, которые являются самостоятельными в бюджетном отношении, которое базируется на отношениях экономического характера, нормах права и устройстве государства.
Эффект от бюджета распространяется не только на государственный сектор экономики, но и находит свое влияние за его пределами. Налоговая политика, а также меры по стимулированию или ограничению развития конкретных отраслей или сфер деятельности, также оказывают регулирующее воздействие на экономику [21, с.105].
Бюджетные отношения в государстве осуществляются на базе определенного рода норм права, совокупностью которых образуется бюджетное право.
На процессы формирования и расходования бюджета воздействие значительного характера оказывает положение в государственной экономике.
Чтобы не было заметных расхождений в доходах и расходах бюджета, необходимо управление его сбалансированностью.
Взаимодействие трех звеньев бюджетной системы на основе построения налогово-бюджетно-финансовых отношений («партнерских отношений»), обеспечивающих ведущую (главенствующую) роль федерального бюджета наряду с высокой самостоятельностью территориальных бюджетов (региональных и муниципальных бюджетов), носит название бюджетного федерализма, эффективная организация которого направлена на обеспечение всех граждан Российской Федерации всем спектром государственных социальных услуг.
В Бюджетном Кодексе РФ изложены 13 самых важных принципов бюджетной системы РФ, которые соблюдают органы государственной власти и органы местного самоуправления [1]: единства; разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами; самостоятельности; равенства бюджетных прав субъектов всех уровней бюджетной системы; полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов РФ; сбалансированности бюджетов РФ; результативности и эффективности использования бюджетных средств; совокупного покрытия бюджетных расходов; прозрачности бюджета; достоверности бюджета; адресности бюджета, целевого характера бюджетного финансирования; подведомственности расходов бюджета.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ в ред. от 26.12.2024 // Консультант – плюс [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ в ред. от 29.11.2024 // Консультант – плюс Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3.Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет: Постановление Правительства РФ от 04.06.2007 №343 в ред. от 16.08.2022 // Консультант – плюс [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4.Бахтиеров, У.К. Налоги как механизм стимулирования предпринимательской деятельности / У.К. Бахтиеров // Экономика и социум. – 2024. - №2-2. – С.408-413.
5.Дербенева, Н.Н. Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии государства / Н.Н. Дербенева, Л.М. Сафронова // Вектор экономики. – 2024. - №2. – С.92-95.
6.Джавадова, М.М. роль бюджетной системы в обеспечении экономической безопасности / М.М. Джавадова // Актуальные исследования. – 2024. - №51-2. – С.36-38.
7.Евдокимова, Н. Изменения по ЕНС с 1 октября 2023 года от 02.10.2023г. [Электронный ресурс] / Н. Евдокимова. – Режим доступа: https://www.buhsoft.ru/article/4801- izmeneniya-po-ens-s-1-oktyabrya-2023-goda.
8.Закирова, Р.И. Роль государственного бюджета в социально-экономической сфере государства / Р.И. Закирова, Р.Р. Салихова // Тенденции развития науки и образования. – 2024. - №105-4. – С.103-109.
9.Запольских, Ю.А. Особенности современной налоговой системы в России: проблемы развития и совершенствования / Ю.А. Запольских, Т.Н. Лубова // Российский электронный научный журнал. – 2023. - №2. – С.355-372.
10.Зарипов, В.М. Экономическое содержание налога: понятие и принцип / В.М. Зарипов // Привоприменение. – 2024. – Т.8. - №1. – С.54-63.
11.Менькова, А.М. Анализ формирования федерального бюджета за счет поступлений федеральных налогов / А.М. Менькова // Развитие науки и практики в глобально меняющемся мире в условиях рисков: Сборник материалов XVI междун. науч.-практ. конференции. – Махачкала: АЛЕФ, 2023. – С.221-226.
12.Молчанов, Т.Д. Проблема дефиниции понятия «налог» и пути ее решения / Т.Д. Молчанов, А.В. Юшко // Epomen. Global. – 2024. - №45. – С.137-142.
13.Показатели налоговых индикаторов экономики на основании данных статистической налоговой отчетности аналитического портала ФНС России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://analytic.nalog.gov.ru/.
14.Репинский, О.Д. Налоги – фактор экономической и финансовой безопасности / О.Д. Репинский, А.А. Гребнева // Экономика и предпринимательство. - 2024. -–№2. – С.340-343..
15.Рябинин, А.В. Доходы и расходы государственного бюджета / А.В. Рябинин // Человек. Социум. Общество. – 2023. - №2. – С.64-73.
16.Тедеев, А.А. Налоговое право России: учебник для вузов. – 8-е изд / А.А. Тедеев, В.А. Парыгина. – М.: Юрайт, 2023. – 410с.
17.Чубова, В.Ф. Налоговая система Российской Федерации: текущее состояние и перспективы развития в условиях финансовой устойчивости / В.Ф. Чубова, И.О. Сырвакова // Наукосфера. – 2023. - №4-2. – С.463-467.
18.Шлипников, Д.С. Роль и функции налогов в реализации экономической политики государства / Д.С. Шляпников, А.В. Иванов // Молодой ученый. – 2024. - №8. – С.209-211.
19.Фархутдинов, Р.Д. Налоговое право: учебное пособие / Р.Д. Фархутдинов. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2023. – 133с.
20.Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // https://analytic.nalog.ru/portal/analytical_information.ru-RU.htm.
21.Филатова, Д.П. Проблемы формирования федерального бюджета / Д.П. Филатова // Региональное развитие: экономика и социум. Взгляд молодых исследователей: материалы симпозиума Междун. научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – Кемерово: КГУ, 2023. – С.104-108.
22.ФНС оценила эффективность ЕНС - газета «Коммерсантъ» от 25.09.2023г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://finance.mail.ru/2023-09- 25/na-horoshem-schetu-nalogovaya-sluzhba-ocenila-effektivnost-ens-57964117/.
23.Царикаев, М.Р. Государственный бюджет как главное звено финансовой системы российской Федерации / М.Р. Царикаев // Учет и контроль. – 2023. - №7. – С.30-33.
24.Шлипников, Д.С. Роль и функции налогов в реализации экономической политики государства / Д.С. Шляпников, А.В. Иванов // Молодой ученый. – 2024. - №8. – С.209-211.
25.Электронный портал бюджетной системы Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.budget.gov.ru.
26.Юзбашян, А.П. Налоговая система России и ее влияние на развитие экономики / А.П. Юзбашян // Вестник науки. – 2023. – Т.2. - №6. – С.162-167.
27.Ячникова, А.Е. Бюджетная политика в системе обеспечения экономической безопасности государства // А.Е. Ячникова // Современные научные исследования и инновации. – 2024. - №6. – С.158-161.