Фрагмент для ознакомления
2
Инновационное развитие промышленных предприятий представляет собой последовательность реализованных новшеств, охватывающих не только производственную сферу, но и другие области, влияющие на общий результат деятельности предприятия: управление, маркетинг, обучение, финансы, сбыт и другие. Данный процесс носит комплексный характер и направлен на целенаправленное повышение конкурентоспособности и экономической эффективности предприятия, основанное на интенсивных факторах развития – знаниях, информации и передовых технологиях.
В отличие от технического и научно-технического развития, инновационное развитие содержит элемент динамизма, характеризующий способность хозяйственной единицы развиваться на собственной основе в будущем . Оно предусматривает разработку и внедрение инноваций, их целенаправленный поиск посредством развития и реализации творческого потенциала персонала, формирования особой инновационной организационной культуры и восприимчивости к новшествам.
Значение инновационного развития для промышленных предприятий трудно переоценить. В настоящее время, когда с российского рынка ушло подавляющее большинство зарубежных конкурентов, отечественные товаропроизводители вступили в борьбу за потребителя между собой, и это сражение выигрывает тот, кто строит свою деятельность преимущественно на основе инноваций . Качественно новые масштабно освоенные технологии способны обеспечить решение сложных, не разрешимых на прежней технологической базе производственных задач.
Инновации позволяют промышленным предприятиям:
- снизить издержки производства;
- повысить качество продукции;
- расширить ассортимент для более полного удовлетворения потребностей потребителей;
- более оперативно реагировать на изменения рынка;
- сократить потребление сырья и энергии;
- снизить вредное воздействие на окружающую среду;
- повысить безопасность производства.
Современное экономическое развитие характеризуется ведущим значением научно-технического прогресса и интеллектуализацией основных факторов производства. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, образовании кадров, организации производства, в развитых странах приходится от 80% до 95% прироста ВВП . Это подтверждает, что инновационное развитие является ключевым фактором экономического роста не только на уровне отдельных предприятий, но и на уровне национальной экономики в целом.
Внедрение инновационных технологий в промышленности дает возможность продлить период активного присутствия товара на рынке с помощью различных стратегий :
- продление фаз активной «жизни» товара на рынке благодаря возникновению у него новых качеств и характеристик;
- возможность проведения товара через несколько жизненных циклов благодаря его принципиально новым свойствам;
- выход на новые рынки, для которых этот товар становится принципиально новым продуктом.
Таким образом, инновационное развитие промышленного предприятия как экономическая категория представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих по поводу организации целенаправленного повышения его экономической эффективности и конкурентоспособности на основе инноваций. При этом инновации связывают различные по характеру и способам управления области хозяйственной деятельности: науку, производство, инвестиции, реализацию продукции.
1.2. Основные направления и способы управления инновационным процессом
Управление инновационным процессом представляет собой совокупность мер и мероприятий, направленных на активизацию факторов "входа" в инновационный процесс и производство инновационного продукта. Факторы "входа" подразумевают имеющийся инновационный потенциал, стартовые возможности для осуществления инновационного процесса.
Основные направления управления инновационным процессом промышленного предприятия включают :
1. Управление новационным процессом – этап создания новшества, включающий фундаментальные и прикладные исследования, опытно-конструкторские работы.
2. Управление нововведенческим процессом – этап коммерциализации новшества, включающий внедрение, освоение и распространение инновации.
3. Управление диффузионным процессом – этап распространения уже освоенной инновации в новых условиях или местах применения.
4. Управление потребительским процессом – этап использования инновации конечными потребителями.
5. Управление процессом замены или усовершенствования – этап замены устаревшей инновации на более совершенную.
В практике инновационной деятельности различают следующие направления :
- проектные – решения на стадии новых разработок продукта и технологии его изготовления;
- технические – решения и проекты, ведущие к качественному улучшению параметров продукта;
- технологические – решения, связанные с появлением новой или улучшенной технологии производства.
Для управления инновационным процессом применяются различные модели:
- модель центрального управления инновационным процессом, в которой имеется центральное подразделение, осуществляющее стратегическое управление инновационным развитием холдинга;
- модель сетевого управления инновационным процессом, предполагающая, что за центральным органом управления закреплены общие функции управления, а формирование и реализация инновационных стратегий осуществляются дочерними компаниями самостоятельно.
Технология управления инновационным процессом опирается на общесистемную технологию управленческого цикла: прогнозирование, планирование, организация, мотивация, координация, контроль, анализ. Процесс стратегического управления инновациями состоит из взаимосвязанных этапов: стратегическое планирование инноваций (анализ ситуации, разработка стратегий) и их реализация.
Методы инновационного менеджмента включают :
- метод принуждения – метод, с помощью которого управляющая подсистема влияет на управляемую подсистему, опираясь на законодательные акты, методические и директивные документы;
- метод побуждения – ориентирован на эффективное использование ресурсов, улучшение качества и повышение конкурентоспособности товаров, основан на мотивации персонала;
- метод убеждения – основан на изучении психологического портрета личности и мотивации её потребностей.
К основным принципам эффективного управления инновационным циклом относятся: самоорганизация, организация информационных потоков, цикличность, предвидение, лояльность, целостность, непрерывность, целенаправленность, научная обоснованность, ответственность, развитие, гармоничность, ресурсное обеспечение, последовательность, вариантность, преодоление сопротивления, наличие обратных связей.
Действенным инструментом управления процессом внедрения инновации может служить контроль перехода от одной операции инновационного процесса к другой. Успешность внедрения инновации в значительной мере определяется степенью беспрепятственности прохождения по логической цепочке операций. Этого можно достичь путем согласования смежных подразделений при переходе от одной операции к другой и стимулирования организаций, ответственных за соответствующие операции.
Таким образом, управление инновационным процессом представляет собой комплексный системообразующий подход, который дает возможность развиваться как отдельным подпроцессам инновационного процесса, так и предприятию в целом, способствуя построению модели инновационного развития экономики.
1.3. Роль информационно-аналитического потенциала бухгалтерской отчетности в управлении инновациями
Информационно-аналитический потенциал бухгалтерской отчетности играет ключевую роль в системе управления инновационной деятельностью промышленного предприятия. В современных условиях цифровой трансформации экономики особую актуальность приобретает использование потенциала информационно-аналитических систем для повышения эффективности управления инновационными процессами.
Бухгалтерская отчетность представляет собой фундаментальную информационную базу для принятия управленческих решений в области инновационного развития. Она обеспечивает формирование подробных и развернутых сведений на основе учетно-аналитических исследований, имеющих внутренние установки и нацеленных на требования внешних условий функционирования компании. Следовательно, направлением совершенствования информационного обеспечения управления инновационной деятельностью может выступать создание концепции стратегического и оперативного управленческого учета и анализа данного вида деятельности, в основе которой лежит расширенная методическая база учета, анализа и менеджмента.
Учетно-аналитическая система для целей управления инновационной деятельностью должна быть ориентирована на предоставление информации для достижения поставленных базовых задач перед экономическим субъектом. Для этого надлежит раскрыть экономическую сущность инновационной деятельности как комплекса мероприятий, направленных на создание необходимых условий для успешной реализации инноваций с целью получения определенного эффекта.
Современные открытия в области информационных технологий (открытые технологические платформы, облачные технологии, единый международный формат представления финансовой отчетности в электронном виде XВRL и др.) существенно расширяют возможности построения системы бухгалтерского учета, интегрирующей данные о внутренних бизнес-процессах организации и о внешней рыночной среде .
Особую значимость приобретает разработка новых классификационных признаков инноваций как объектов управленческого учета и анализа, формирование модели управленческого учета и анализа инновационных затрат на основе интеграции современных концепций и методов учетно-аналитического обеспечения управления. Такая модель позволяет оптимизировать величину затрат на каждом этапе инновационной деятельности с учетом внешних и внутренних факторов.
Перед учетной системой встают проблемы интеграции различных видов учета: управленческого, налогового, социального, экологического и др. Наряду с учетом и анализом данных о свершившихся фактах хозяйственной жизни функции бухгалтера-аналитика расширяются за счет формирования и подготовки прогнозной информации о будущих финансовых результатах и направлениях развития хозяйствующих субъектов .
Важным аспектом является совершенствование отражения инновационных затрат в разрезе этапов инновационной деятельности на счетах бухгалтерского управленческого учета. Это позволяет создать систему индикаторов для оценки достигнутых результатов инновационной деятельности организации и перспектив ее инновационного развития, а также сформировать методические положения комплексной оценки уровня и перспектив инновационного развития хозяйствующего субъекта на основе анализа его инновационной активности и эффективности инновационной деятельности.
1.4. Современные подходы к оценке результативности управления инновационным развитием
Оценка результативности управления инновационным развитием промышленного предприятия представляет собой комплексный процесс, требующий применения различных методов и подходов. В современной практике инновационного менеджмента сформировалось несколько основных подходов к оценке эффективности инновационной деятельности.
Традиционный подход к оценке эффективности инноваций основан на соотношении результатов и затрат, то есть на сопоставлении полученного эффекта и затрат. Оценка эффективности инноваций должна проводиться на всех стадиях и этапах инновационного процесса – начиная с эскизного проектирования и заканчивая освоением и реализацией новшеств. Методы оценки и система расчетных показателей для всех стадий и этапов инновационного процесса могут быть одинаковыми, едиными, но исходные данные для расчетов различаются по степени полноты информации, уровню достоверности и неопределенности, разнообразию источников.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонов И.Ю. Стимулирование инновационной деятельности промышленных предприятий. М.: Экономика, 2023. 218 с.
2. Баженов Г.Е., Рыманов А.Ю. Методический подход к оценке эффективности управленческих инноваций // Фундаментальные исследования. 2014. № 2. С. 112-116.
3. Бердников В.В. Контроллинг эффективности бизнеса. М.: ИНФРА-М, 2022. 320 с.
4. Вертакова Ю.В., Симоненко Е.С. Управление инновациями: теория и практика: учебное пособие. М.: Эксмо, 2010. 432 с.
5. Вылегжанина А.О. Управление инновационными предприятиями // Экономика, предпринимательство и право. 2025. Том 15. № 2. С. 401-414.
6. Доброва Е.Д. Процедуры отбора проектов НИОКР в рамках системы управления идеями и развитием инноваций наукоемких промышленных предприятий // Вопросы инновационной экономики. 2020. № 1. С. 311-326.
7. Дорофеев В.Д., Дресвянников В.А. Инновационный менеджмент: учебное пособие. Пенза: Изд-во Пензенского государственного университета, 2023. 189 с.
8. Игнатьева М.В. Расширение аналитичности и информационной емкости бухгалтерской отчетности для анализа эффективности реализации инновационной политики предприятий региона // Регионология. 2012. № 1. С. 147-151.
9. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент: учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2022. 335 с.
10. Информационно-аналитические системы на базе OLAP-технологий // КайДев. URL: https://kaidev.ru/Pages/Article.aspx?p=OlapSystem (дата обращения: 28.03.2025).
11. Кузнецов Б.Т. Инновационный менеджмент: учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2023. 364 с.
12. Кузнецова Е.Ю., Подоляк О.О. Управление инновационным развитием на промышленном предприятии // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2025. Том 15. № 1. С. 97-106.
13. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: учебник. М.: ИНФРА-М, 2022. 295 с.
14. Методические рекомендации по практике управления инновационным развитием промышленного предприятия. М.: Экономика, 2024. 85 с.
15. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2023. 176 с.
16. Повышение аналитических возможностей бухгалтерской отчетности // Информационно-аналитические системы. URL: https://i-ias.ru/blog-ias/tpost/bgbros5ft1-povishenie-analiticheskih-vozmozhnostei (дата обращения: 28.03.2025).
17. Приказ Министерства финансов Российской Федерации «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 2 июля 2010 г. № 66н (ред. от 19.04.2024) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 32. Ст. 4326.
18. Примеры инноваций в промышленном производстве: методические материалы. М.: Росстат, 2024. 24 с.
19. Пять принципов оценки эффективности инноваций // Startup Lab. 2020. URL: https://startup-lab.ru/blog/5-принципов-оценки-эффективности-инно/ (дата обращения: 28.03.2025).
20. Совершенствование методов оценки результатов инновационной деятельности промышленных предприятий // Современный менеджмент. URL: https://sovman.ru/articletop/osnovy-upravleniya/dissertatsionnyye-issledovaniya/sovershenstvovaniye-metodov-otsenki-rezultatov-innovatsionnoy-deyatelnosti-promyshlennykh-predpriyatiy/ (дата обращения: 28.03.2025).
21. Степанов Д.А. Стратегическое планирование и управление развитием промышленных предприятий: российская и зарубежная методическая парадигма // Экономика, предпринимательство и право. 2020. № 12. С. 3051-3064.
22. Сурин А.В., Молчанова О.П. Инновационный менеджмент: учебник. М.: ИНФРА-М, 2022. 368 с.
23. Технологии управления инновациями в бизнесе: учебная программа. М.: НИУ ВШЭ, 2019. 28 с.
24. Трифилова А.А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия. М.: Финансы и статистика, 2023. 304 с.
25. Управление инновационным развитием предприятия // Дзен. URL: https://dzen.ru/a/Yl1nL4TUXyTramun (дата обращения: 28.03.2025).
26. Управление инновациями: учебное пособие / под ред. А.В. Васильева. М.: Инфра-М, 2023. 412 с.
27. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. 6-е изд. СПб.: Питер, 2022. 448 с.
28. Щекотурова С.Д. Совершенствование методов оценки уровня инновационного развития промышленных предприятий: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. СПб., 2013. 184 с.
29. Ягудин С.Ю. Управление инновационным развитием промышленных предприятий // Креативная экономика. 2024. № 3. С. 43-58.
30. Яковлева Е.А. Информационно-аналитические возможности бухгалтерской отчетности как завершающая стадия бухгалтерского дела // Экономический анализ: теория и практика. 2019. № 7. С. 112-118.