Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты Разработки проекта по совершенствованию системы повышения квалификации персонала 5
1.1 Понятие и сущность проекта по совершенствованию системы повышения квалификации персонала 5
1.2 Аспекты разработки проекта по совершенствованию системы повышения квалификации персонала 9
Глава 2 разработка проекта по совершенствованию системы повышения квалификации персонала компании ПАО «ЛУКОЙЛ» 15
2.1 Краткая характеристика компании ПАО «ЛУКОЙЛ» 15
2.2 Проект по совершенствованию системы повышения квалификации персонала компании ПАО «ЛУКОЙЛ» 21
Заключение 30
Список литературы 32
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В современных социально-экономических условиях повышение квалификации персонала приобретает стратегическое значение для устойчивого развития организации, сохранения её конкурентоспособности и адаптации к стремительно меняющейся внешней среде. Быстрое обновление технологий, цифровизация бизнес-процессов, внедрение автоматизированных систем управления, переход к гибким и проектным формам работы требуют от сотрудников не только базовых профессиональных знаний, но и способности к постоянному обучению, освоению новых компетенций, формированию кросс-функциональных и цифровых навыков.
В условиях развития экономики знаний и растущей ценности человеческого капитала всё более актуальной становится задача непрерывного профессионального развития сотрудников, предполагающего не разовое участие в курсах, а системный и стратегически выстроенный процесс. Вместе с тем, на практике система повышения квалификации во многих организациях остаётся фрагментарной, формальной или устаревшей как по содержанию, так и по формату. Это приводит к неэффективному использованию ресурсов, отсутствию реального роста компетенций персонала и, как следствие, — снижению общей эффективности деятельности предприятия.
Особенно актуальна данная тема в условиях трансформации трудовых рынков, вызванной цифровыми инновациями, развитием удалённой работы, внедрением ИИ-технологий и автоматизацией. Эти процессы требуют от работодателей гибко адаптировать систему обучения сотрудников под новые задачи, внедрять персонализированные траектории развития, ориентированные на конкретные профессиональные роли и потенциал каждого работника. Организации, эффективно выстраивающие внутренние системы повышения квалификации, получают значительные преимущества: от сокращения текучести кадров до повышения уровня вовлечённости и производительности.
Таким образом, разработка проекта по совершенствованию системы повышения квалификации персонала представляет собой не только актуальную, но и приоритетную задачу для любой современной организации. Она позволяет обеспечить соответствие компетенций сотрудников стратегическим целям компании, поддерживать культуру обучения и профессионального роста, а также адаптироваться к новым вызовам и возможностям, возникающим в результате трансформации бизнес-среды.
Целью данного исследования является разработка проекта по совершенствованию системы повышения квалификации персонала компании ПАО «ЛУКОЙЛ».
Задачи исследования:
–Изучить теоретические аспекты разработки проекта по совершенствованию системы повышения квалификации персонала.
–Разработать проект по совершенствованию системы повышения квалификации персонала компании ПАО «ЛУКОЙЛ».
Объектом исследования являются аспекты разработки проекта по совершенствованию системы повышения квалификации персонала.
Предметом исследования выступает система повышения квалификации персонала компании ПАО «ЛУКОЙЛ».
Методологическая основа исследования. Для проведения исследования, были использованы следующие методы: анализ литературных источников, сбор и анализ данных, сравнительный анализ.
Объем и структура работы. Данная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты Разработки проекта по совершенствованию системы повышения квалификации персонала
1.1Понятие и сущность проекта по совершенствованию системы повышения квалификации персонала
Современные условия функционирования организаций, характеризующиеся высокой степенью неопределённости, интенсивным развитием технологий, цифровизацией и глобализацией, предъявляют новые требования к персоналу, его квалификации и гибкости в освоении новых профессиональных навыков. В этой связи системы повышения квалификации персонала становятся неотъемлемой частью устойчивого развития компаний и важнейшим элементом стратегического управления человеческими ресурсами[ Кибанов, А. Я., Управление персоналом организации. Стратегия, маркетинг, интернационализация. Учебное пособие / А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова. - М.: ИНФРА-М, 2022. - 304 c.].
Повышение квалификации персонала следует рассматривать не как одноразовое или эпизодическое мероприятие, а как непрерывный, системный и целенаправленный процесс. Он направлен на обновление, углубление и расширение профессиональных знаний, развитие новых навыков и компетенций, соответствующих как текущим задачам, так и будущим вызовам, стоящим перед организацией. Такой подход позволяет организации не только адаптироваться к изменениям во внешней среде, но и формировать внутренние резервы роста за счёт развития своего человеческого капитала[ Баруков, П.П., Аспекты использования онлайн-ассесмент центра / П.П. Баруков. - М.: Эксмо, 2023. - 300 c.].
Проект по совершенствованию системы повышения квалификации представляет собой комплекс организационных, методических, технологических и управленческих решений, направленных на модернизацию существующих форм и методов профессионального развития сотрудников. Он включает в себя диагностику текущего состояния системы обучения, постановку целей, разработку программных мероприятий, планирование ресурсов, определение механизмов оценки эффективности и формирование системы управления проектом. Таким образом, проектное управление в данном контексте обеспечивает структурированный, результат-ориентированный и управляемый процесс трансформации, учитывающий интересы как организации, так и её работников.
Сущность подобного проекта заключается в создании условий для устойчивого профессионального роста сотрудников, что включает не только традиционные формы обучения (курсы, тренинги, семинары), но и внедрение современных подходов: цифровых образовательных платформ, микролёрнинга, наставничества, корпоративных университетов, программ развития soft skills, а также индивидуальных траекторий развития на основе оценки компетенций. Кроме того, проект должен учитывать специфику бизнес-процессов организации, её стратегические цели, кадровую политику, особенности отрасли и уровня автоматизации[ Баруков, П.П., Аспекты использования онлайн-ассесмент центра / П.П. Баруков. - М.: Эксмо, 2023. - 300 c.].
Важно подчеркнуть, что проект по совершенствованию системы повышения квалификации — это не изолированная инициатива, а интегрированный компонент общей стратегии управления персоналом, тесно связанный с другими HR-направлениями: системой мотивации и оценки, карьерным развитием, кадровым резервом, корпоративной культурой. Именно наличие таких связей позволяет обеспечить реальную эффективность и устойчивость проекта, а также гарантировать, что полученные знания и навыки будут применяться в практической деятельности сотрудников.
Таким образом, под проектом по совершенствованию системы повышения квалификации персонала понимается структурированный процесс трансформации существующей модели обучения и развития сотрудников, направленный на повышение её актуальности, адаптивности и результативности. Его реализация позволяет добиться синергии между стратегическими интересами компании и индивидуальными образовательными потребностями работников, формируя тем самым основу для долгосрочного профессионального и организационного роста.
В условиях перехода к экономике знаний и быстрого морального старения профессиональных компетенций, всё более актуальным становится принцип «обучение на протяжении всей жизни» (lifelong learning), который должен лежать в основе любой современной системы повышения квалификации. Этот принцип предполагает формирование в организации культуры непрерывного образования, при которой обучение не воспринимается как обязанность, а становится естественной и ценностной частью профессиональной жизни каждого сотрудника[ Моргунов, Е. Б., Управление персоналом. Исследование, оценка, обучение / Е.Б. Моргунов. - М.: Юрайт, 2024. - 576 c.].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.Антонов И.А., Управление человеческими ресурсами / Отв. - И.А. Антонов. - М.: Юрайт, 2023. - 528 c.
2.Байтасов, Р.Р., Управление персоналом. Конспект лекций / Р.Р. Байтасов. - М.: Феникс, 2022. - 556 c.
3.Баруков, П.П., Аспекты использования онлайн-ассесмент центра / П.П. Баруков. - М.: Эксмо, 2023. - 300 c.
4.Балашов, А. П., Теория организации и организационное поведение. Учебное пособие / А.П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2024. - 304 c.
5.Владимир Сперанский, Современные технологии управления персоналом / Сперанский Владимир. - М.: Альфа-пресс, 2024. - 204 c.
6.Егоршин, А. П., Основы организации труда. Учебник / А.П. Егоршин. - Москва: Машиностроение, 2024. - 384 c.
7.Ефимов, А.П., Модели применения практики онлайн-ассесмент центра / Ефимов, А.П. - М.: Эксмо, 2024. - 220 c.
8.Кибанов, А. Я., Основы управления персоналом / А.Я. Кибанов. - М.: ИНФРА-М, 2024. - 448 c.
9.Кибанов, А. Я., Управление персоналом организации. Стратегия, маркетинг, интернационализация. Учебное пособие / А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова. - М.: ИНФРА-М, 2022. - 304 c.
10.Кибанов, А. Я., Управление персоналом. Учебное пособие / А.Я. Кибанов. - М.: КноРус, 2022. - 208 c.
11.Кибанова А.Я., Управление персоналом. Теория и практика. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности.Уч.-практ.пос.-М.: Проспект, Рек. СУМО / Кибанова А.Я. П/р. - Москва: Машиностроение, 2022. - 747 c.
12.Кочеткова, А. И., Организационное поведение и организационное моделирование. Учебник. В 3 частях. Часть 1. Основы, сущность и модели / А.И. Кочеткова, П.Н. Кочетков. - М.: Юрайт, 2024. - 304 c.
13.Леженкина, Т. И., Научная организация труда персонала / Т.И. Леженкина. - М.: Маркет ДС, 2024. - 232 c.
14.Макарова, И. К., Привлечение, удержание и развитие персонала компании. Учебное пособие / И.К. Макарова, О.Е. Алехина, Л.М. Крайнева. - М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2024. - 128 c.
15.Маслова, В. М., Связи с общественностью в управлении персоналом / В.М. Маслова. - М.: Вузовский учебник, 2024. - 208 c.
16.Маслова, В. М., Связи с общественностью в управлении персоналом / В.М. Маслова. - М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2022. - 208 c.
17.Маслова, В. М., Управление персоналом. Учебник и практикум / В.М. Маслова. - М.: Юрайт, 2024. - 496 c.
18.Мелихов, Е. Ю., Управление персоналом. Портфель надежных технологий. Учебно-практическое пособие / Е.Ю. Мелихов, П.А. Малуев. - М.: Дашков и Ко, 2022. - 344 c.
19.Мелихов, Ю. Е., Управление персоналом. Портфель надежных технологий / Ю.Е. Мелихов, П.А. Малуев. - М.: Дашков и Ко, 2024. - 344 c.
20.Миротин, Л. Б., Основы менеджмента и управление персоналом. Логистическая концепция / Л.Б. Миротин, А.К. Покровский, В.М. Беляев. - Москва: СПб. [и др.]: Питер, 2022. - 240 c.
21.Моргунов, Е. Б., Управление персоналом. Исследование, оценка, обучение / Е.Б. Моргунов. - М.: Юрайт, 2024. - 576 c.
22.Молин, С.С., Практика онлайн-ассесмент центра в российских компаниях / Молин, С.С. - М.: Эксмо, 2022. - 320 c.
23.Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Учебник и практикум. - М.: Юрайт, 2024. - 280 c.
24.Огнева, А.Ю., Управление персоналом организации. Учебно-методический комплекс / А.Ю. Огнева. - М.: Проспект, 2024. - 727 c.
25.Организационное поведение. Учебное пособие. - М.: ЭЛИТ, 2022. - 400 c.
26.Социально-трудовые отношения. Рынок труда и занятость персонала. Учебно-практическое пособие. - М.: Проспект, 2024. - 175 c.
27.Управление персоналом. Курсовые проекты, выпускная квалификационная работа. Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2024. - 416 c.
28.Управление персоналом. Программы учебных дисциплин, практик, государственного экзамена, магистерская диссертация. Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2022. - 352 c.
29.Шапиро, С. А., Основы управления персоналом в современных организациях. Экспресс-курс / С.А. Шапиро, О.В. Шатаева. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2022. - 400 c.
30.Официальный сайт компании ПАО «ЛУКОЙЛ», [Электронный ресурс], режим доступа: www.lukoil.ru , дата обращения: 28.03.2025