Фрагмент для ознакомления
1
Актуальность исследования. Проблематика исследования остается весьма актуальной в современном мире. В последние десятилетия наблюдается обострение вопросов защиты информации, что обусловлено значительными преобразованиями в области информатизации общества и ускорением технологического прогресса. Исторически правовые основы обеспечения информационной безопасности России начали формироваться с принятием Доктрины информационной безопасности в 2000 году. Современное законодательство в области информационной безопасности базируется на пакете федеральных законов, указов президента и межведомственных документов, которые определяют ключевые принципы и направления работы в этой сфере. Законодательные изменения последних лет, направленные на совершенствование правового регулирования в области информационных технологий, требуют дальнейшего анализа, поскольку развитие технологий значительно опережает развитие нормативной базы. В условиях роста числа кибератак и угроз со стороны внешних субъектов, а также распространения новых видов информационных угроз, таких как социальная инженерия, возникает необходимость в усовершенствовании существующего законодательства. Актуальность исследования заключается в динамичном развитии информационных технологий и растущих угрозах, связанных с их использованием.
Цель исследования состоит в том, чтобы провести анализ правовых основ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
Задачи исследования:
определить сущность понятия информационная безопасность;
описать основы информационной безопасности государства;
дать характеристику нормативно-правовых актов в сфере информационной безопасности;
рассмотреть современное состояние правового регулирования в сфере обеспечения информационной безопасности.
Объектом исследования является информационная безопасность Российской Федерации.
Предметом исследования является основы нормативно-правового регулирования информационной безопасности Российской Федерации.
Теоретическая основа исследования. Проблематика исследования привлекает внимание ученых и специалистов в области юридической и правовой науки. В данной работе были использованы исследования следующих авторов: И. З. Шахсуварова, Е. С. Звездакова, К. А. Мамедова, Д. А. Мохоров, К. А. Семенова, Л. В. Лось, В. В. Сорокина, Е. А. Сметанина, О. С. Болотаева, О. Б. Курчатова и другие. Тем не менее, несмотря на наличие этих трудов, сохраняется ряд проблем и вопросов, требующих переосмысления с учетом современных тенденций. Их возможному решению и посвящена курсовая работа.
Методическая основа исследования. Методология исследования основана на принципах научной объективности и системности: все процессы рассматриваются в контексте конкретной ситуации, а факты и события анализируются в совокупности, а не отдельно друг от друга. На разных этапах работы использовались различные методы исследования: конкретно-исторический, хронологический, проблемно-теоретический, системный, сравнительный (синхронный и диахронный).
Структура курсовой работы. Структура работы определена поставленными целью и задачами, и представлена введением, основной частью, состоящей из двух глав, заключением и списком использованных источников и литературы.
В современных реалиях обеспечение информационной безопасности приобретает фундаментальное значение в структуре национальной безопасности государства. Развитие информационных технологий демонстрирует стремительную динамику, что делает данную сферу одной из наиболее конкурентоспособных в глобальной экономике. По уровню доходности информационная отрасль сопоставима с топливно-энергетическим комплексом, автомобилестроением и сельскохозяйственным производством. Высокая степень технологической оснащенности напрямую влияет на уровень наукоемкости промышленной продукции, а также определяет ее конкурентоспособность на международных рынках .
Нарушение целостности, уничтожение, искажение или несанкционированное распространение информации, равно как и дестабилизация процессов ее обработки и передачи в автоматизированных системах управления, приводят к значительным материальным и репутационным потерям. Подобные угрозы затрагивают различные субъекты, включая государственные структуры, коммерческие организации и гражданское общество. В результате возникает угроза экономической стабильности и безопасности государства.
Вопрос о содержательном определении информационной безопасности остается дискуссионным в научной среде. Исследователи выделяют несколько концептуальных подходов к его трактовке. Первый предполагает рассмотрение информационной безопасности как комплекса мер по защите данных, а также технологических средств их хранения, обработки и передачи. Второй фокусируется на обеспечении защиты от внешних информационных угроз, включая противодействие методам информационной войны. В рамках третьего подхода понятие информационной безопасности охватывает широкий спектр процессов, связанных с созданием, обработкой, распространением и хранением информации в различных сферах общественной, экономической и государственной деятельности, независимо от используемых технологий и методов.
На законодательном уровне можно встретить определение информационной безопасности. Так, в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации , где указывается, что информационная безопасность характеризует состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере, определяемых совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации под информационной безопасностью понимается состояние защищенности национальных интересов страны (личности, общества и государства) в информационной сфере от внутренних и внешних угроз. Следовательно, можно сделать вывод, что информационная безопасность называется неотъемлемой частью политической, экономической, оборонной и других составляющих национальной безопасности.
В нормативно-правовых актах Российской Федерации сформированы различные определения информационной безопасности. В соответствии с положениями закона, регулирующего международный информационный обмен , данное понятие охарактеризовано как состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее условия для ее функционирования в интересах граждан, организаций и государства. В последующем федеральном законодательстве, регулирующем вопросы информации, информационных технологий и защиты данных , информационная безопасность рассматривается как состояние защищенности информации, предполагающее сохранение ее конфиденциальности, доступности и целостности.
В научной литературе представлены различные подходы к концептуальному осмыслению данного явления. Первый из них – статический, рассматривающий безопасность как устойчивое состояние информационной среды, включающее систему гарантий и мер защиты. Второй – деятельностный, интерпретирующий безопасность как процесс, направленный на обеспечение защиты национальных интересов и ценностей. Третий – комплексный, объединяющий элементы обоих подходов и рассматривающий безопасность одновременно как состояние и динамический процесс .
Кроме того, выделяются структурный, деятельностный и правовой подходы. Согласно первому, информационная безопасность рассматривается в рамках национальной безопасности как одна из ее ключевых составляющих. Второй подход акцентирует внимание на функциональной роли государства в защите информационной среды, что подразумевает деятельность государственных органов в этой сфере. В рамках третьего подхода безопасность трактуется как специфическое состояние правового регулирования либо как совокупность общественных отношений, возникающих в процессе правового обеспечения защиты информации.
С учетом теоретико-правовых исследований представляется обоснованным рассматривать информационную безопасность сквозь призму возникающих правоотношений, направленных на создание и поддержание защищенного информационного пространства. Следовательно, данное понятие может быть охарактеризовано как система правовых отношений, возникающих при реализации защитных и превентивных мер, обеспечивающих устойчивость информационной среды личности, общества и государства.
Информационная безопасность – это комплексная система, цель функционирования которой – защита объектов (информация, знания, информационные системы), принадлежащих финансово-хозяйственной, политической, военной, технологической сфер деятельности, от разного рода угроз (несанкционированного доступа, использования, раскрытия, нарушения, модификации или уничтожения) с применением программных, технических, методических, информационных и правовых средств, использующих отдельные лица или специализированные подразделения и специалисты государственных органов.
Согласно сформулированному определению, защита информации предполагает решение двух ключевых задач: обеспечение ее защищенности и достоверности.
Фрагмент для ознакомления
2
В современных реалиях обеспечение информационной безопасности приобретает фундаментальное значение в структуре национальной безопасности государства. Развитие информационных технологий демонстрирует стремительную динамику, что делает данную сферу одной из наиболее конкурентоспособных в глобальной экономике. По уровню доходности информационная отрасль сопоставима с топливно-энергетическим комплексом, автомобилестроением и сельскохозяйственным производством. Высокая степень технологической оснащенности напрямую влияет на уровень наукоемкости промышленной продукции, а также определяет ее конкурентоспособность на международных рынках .
Нарушение целостности, уничтожение, искажение или несанкционированное распространение информации, равно как и дестабилизация процессов ее обработки и передачи в автоматизированных системах управления, приводят к значительным материальным и репутационным потерям. Подобные угрозы затрагивают различные субъекты, включая государственные структуры, коммерческие организации и гражданское общество. В результате возникает угроза экономической стабильности и безопасности государства.
Вопрос о содержательном определении информационной безопасности остается дискуссионным в научной среде. Исследователи выделяют несколько концептуальных подходов к его трактовке. Первый предполагает рассмотрение информационной безопасности как комплекса мер по защите данных, а также технологических средств их хранения, обработки и передачи. Второй фокусируется на обеспечении защиты от внешних информационных угроз, включая противодействие методам информационной войны. В рамках третьего подхода понятие информационной безопасности охватывает широкий спектр процессов, связанных с созданием, обработкой, распространением и хранением информации в различных сферах общественной, экономической и государственной деятельности, независимо от используемых технологий и методов.
На законодательном уровне можно встретить определение информационной безопасности. Так, в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации , где указывается, что информационная безопасность характеризует состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере, определяемых совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации под информационной безопасностью понимается состояние защищенности национальных интересов страны (личности, общества и государства) в информационной сфере от внутренних и внешних угроз. Следовательно, можно сделать вывод, что информационная безопасность называется неотъемлемой частью политической, экономической, оборонной и других составляющих национальной безопасности.
В нормативно-правовых актах Российской Федерации сформированы различные определения информационной безопасности. В соответствии с положениями закона, регулирующего международный информационный обмен , данное понятие охарактеризовано как состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее условия для ее функционирования в интересах граждан, организаций и государства. В последующем федеральном законодательстве, регулирующем вопросы информации, информационных технологий и защиты данных , информационная безопасность рассматривается как состояние защищенности информации, предполагающее сохранение ее конфиденциальности, доступности и целостности.
В научной литературе представлены различные подходы к концептуальному осмыслению данного явления. Первый из них – статический, рассматривающий безопасность как устойчивое состояние информационной среды, включающее систему гарантий и мер защиты. Второй – деятельностный, интерпретирующий безопасность как процесс, направленный на обеспечение защиты национальных интересов и ценностей. Третий – комплексный, объединяющий элементы обоих подходов и рассматривающий безопасность одновременно как состояние и динамический процесс .
Кроме того, выделяются структурный, деятельностный и правовой подходы. Согласно первому, информационная безопасность рассматривается в рамках национальной безопасности как одна из ее ключевых составляющих. Второй подход акцентирует внимание на функциональной роли государства в защите информационной среды, что подразумевает деятельность государственных органов в этой сфере. В рамках третьего подхода безопасность трактуется как специфическое состояние правового регулирования либо как совокупность общественных отношений, возникающих в процессе правового обеспечения защиты информации.
С учетом теоретико-правовых исследований представляется обоснованным рассматривать информационную безопасность сквозь призму возникающих правоотношений, направленных на создание и поддержание защищенного информационного пространства. Следовательно, данное понятие может быть охарактеризовано как система правовых отношений, возникающих при реализации защитных и превентивных мер, обеспечивающих устойчивость информационной среды личности, общества и государства.
Информационная безопасность – это комплексная система, цель функционирования которой – защита объектов (информация, знания, информационные системы), принадлежащих финансово-хозяйственной, политической, военной, технологической сфер деятельности, от разного рода угроз (несанкционированного доступа, использования, раскрытия, нарушения, модификации или уничтожения) с применением программных, технических, методических, информационных и правовых средств, использующих отдельные лица или специализированные подразделения и специалисты государственных органов.
Согласно сформулированному определению, защита информации предполагает решение двух ключевых задач: обеспечение ее защищенности и достоверности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/9004937 (дата обращения: 29.03.2025).
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 28.02.2025). [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/10108000/ (дата обращения: 29.03.2025).
3. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/12148555/ (дата обращения: 29.03.2025).
4. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности". [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/12181538/ (дата обращения: 29.03.2025).
5. Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 187-ФЗ "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации". [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/71730198/ (дата обращения: 29.03.2025).
6. Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации". [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/71556224/ (дата обращения: 29.03.2025).
7. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы". [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/71670570/ (дата обращения: 29.03.2025).
8. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации". [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/401425792/ (дата обращения: 29.03.2025).
9. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ от 9 сентября 2000 г. N Пр-1895) (утратила силу). [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/182535/ (дата обращения: 29.03.2025).
10. Федеральный закон от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене" (утратил силу). [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/135401/ (дата обращения: 29.03.2025).
11. Акулов, А. А. Правовые основы информационной безопасности / А. А. Акулов, Д. А. Камбулов, К. С. Авакян // Modern Science. – 2019. – № 5-1. – С. 173-176.
12. Болотаева, О. С. Правовые основы информационной безопасности общества / О. С. Болотаева, О. Б. Курчатова // Аллея науки. – 2019. – Т. 2, № 6(33). – С. 751-756.
13. Виленский, А. Д. К определению понятия «информационная безопасность» / А. Д. Виленский, Г. А. Пантюхина // Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. – Нефтекамск: Научно-издательский центр "Мир науки", 2022. – С. 204-209.
14. Давудова, С.Я. Основные проблемы и направления совершенствования развития системы правового регулирования обеспечения информационной безопасности / С.Я. Давудова, К.Т. Рагимханова // Государственная служба и кадры. – 2024. – №3. – С. 156-159.
15. Звездакова, Е. С. Теоретические аспекты информационной безопасности / Е. С. Звездакова // Общество. Наука. Инновации. – 2019. – С. 55-58.
16. Кравченко, Л. А. Государственная политика информационной безопасности / Л. А. Кравченко, Д. В. Субоч // Проблемы информационной безопасности социально-экономических систем. – 2023. – С. 40-41.
17. Лось, Л. В. Информационная безопасность в системе национальной безопасности Российской Федерации / Л. В. Лось // Вопросы российского и международного права. – 2019. – Т. 9, № 3-1. – С. 159-170.
18. Мамедова, К. А. Основные принципы обеспечения информационной безопасности страны / К. А. Мамедова // Информационная безопасность регионов. – 2016. – № 1(22). – С. 16-20.
19. Манжетов, А. А. Особенности правового регулирования в сфере информационной безопасности: теоретический аспект / А. А. Манжетов, С. В. Баринов // Юриспруденция, государство и право. – 2023. – С. 103-107.
20. Мохоров, Д. А. Понятие информационной безопасности государства / Д. А. Мохоров, К. А. Семенова // Евразийский юридический журнал. – 2020. – № 2(141). – С. 391-392.
21. Понятие информационной безопасности / М. А. Напсокова, А. Б. Тупов, А. З. Тлимахов, О. М. Чеченов // Состояние и перспективы развития современной науки и образования. – 2021. – С. 102-108.
22. Попкова, А.А. Угрозы информационной безопасности в государственном секторе России / А.А. Попкова, К.В. Парфенов, А.Р. Алборов // Известия вузов. Социология. Экономика. Политика. – 2024. – №4. – С. 77-93.
23. Сорокина, В. В. Информационная безопасность России / В. В. Сорокина, Е. А. Сметанина // Аллея науки. – 2019. – Т. 2, № 1(28). – С. 114-120.
24. Федоричев, Е. А. Правовые основы обеспечения информационной безопасности российского государства / Е. А. Федоричев // Передовые технологии современного гуманитарного знания. – 2021. – С. 65-70.
25. Хохлова, О. М. Информационная безопасность в системе национальной безопасности современного российского общества / О. М. Хохлова, А. К. Рожкова, А. В. Хохлова // Инновационное развитие науки: фундаментальные и прикладные проблемы. – Петрозаводск : Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2021. – С. 73-90.
26. Чернова, Э. Р. Правовое обеспечение информационной безопасности в Российской федерации / Э. Р. Чернова // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. – 2021. – № 21-2. – С. 197-198.
27. Шахсуварова, И. З. Информационная безопасность: теоретические основы понятия / И. З. Шахсуварова // Аллея науки. – 2022. – Т. 1, № 7(70). – С. 209-214.
28. Шушков, Г. М. Концептуальные основы информационной безопасности Российской Федерации / Г. М. Шушков, И. В. Сергеев // Сборник научных трудов III Всероссийской заочной научно-практической конференции. – Москва: Московский государственный областной университет, 2016. – С. 69-76.