Фрагмент для ознакомления
2
В контексте детской психологии агрессией определяется любое поведение ребенка, цель которого – нанесение ущерба: физического, психологического или имущественного. Важно отметить, что агрессивным считается и неудачная попытка причинения вреда. Проявления агрессии варьируются от вербальных оскорблений и вандализма до физических действий. Исследования показывают, что дети, демонстрирующие агрессивное поведение, часто характеризуются повышенной раздражительностью, импульсивностью и тревожностью [1].
Агрессивное поведение у детей нередко представляет собой реакцию на действия окружающих, воспринимаемые ими как негативные. Данная реакция может выражаться в форме вербальной или физической агрессии, являющейся проявлением гнева и негодования. Неправильное воспитание, поощряющее или не корректирующее агрессию, способствует её закреплению в качестве черты характера. Обеспокоенные подобными проявлениями, взрослые стремятся найти эффективные стратегии для коррекции агрессивного поведения ребенка.
Этиология детской агрессии остается не до конца изученной. Распространены две основные точки зрения: одна рассматривает агрессию как врожденную, инстинктивную проблему, другая – как следствие социальных факторов. К последним относят снижение общепринятых ценностей, трансформацию семейных устоев, недостаточное воспитание. Установлена взаимосвязь между проявлениями агрессии у детей и такими социально-экономическими факторами, как безработица в семье, высокий уровень преступности и распространенность психиатрических расстройств [4].
Этиология детской агрессии включает в себя ряд факторов:
• Медицинские факторы: соматические заболевания, дисфункции головного мозга.
• Семейная дисфункция: межличностные конфликты между родителями (включая эмоциональную отстраненность), проявления агрессивного поведения со стороны родителей (как в семье, так и в обществе), пренебрежение потребностями и интересами ребенка, непоследовательность или противоречивость в методах воспитания, деструктивные эмоциональные связи (например, чрезмерная привязанность к одному из родителей и выраженная антипатия ко второму).
• Индивидуальные особенности: недостаточная способность к саморегуляции, низкий уровень самооценки, задержка когнитивного развития, трудности в установлении межличностных отношений [7].
Причины агрессивного поведения у детей могут быть обусловлены применением физических наказаний со стороны родителей или дефицитом внимания, в результате чего агрессия становится средством привлечения внимания.
К числу индикаторов детской агрессии относятся:
• Вербальные проявления: использование оскорблений, ненормативной лексики.
• Физические проявления: отчуждение чужой собственности, угроза физической расправы, драки, угрожающие жесты (замахивание), плевки, щипание.
• Социально-девиантное поведение: отказ от соблюдения установленных правил, отрицание собственной вины, импульсивные проявления гнева.
• Стремление к мести.
В современной детской психологии принято различать два основных типа агрессивного поведения:
• Импульсивная (аффективная) агрессия: данный тип агрессии характеризуется спонтанностью и неконтролируемостью, возникая под влиянием интенсивных эмоциональных переживаний, таких как гнев, ярость или аффект. Поведение носит непланируемый характер.
• Инструментальная (хищная) агрессия: в отличие от импульсивной, данная форма агрессии носит преднамеренный характер и используется в качестве средства достижения конкретной цели. Ребенок может прибегать к манипуляциям или деструктивным действиям, чтобы получить желаемое. Например, повреждение чужой собственности может быть использовано для достижения личной выгоды (например, получения новой вещи взамен испорченной) [20].
Отмечена взаимосвязь между уровнем развития ребенка и типом агрессивного поведения. Дети с более низким уровнем воспитания склонны к импульсивной, непредсказуемой агрессии. В то же время, дети, демонстрирующие инструментальную агрессию, обладают способностью к планированию, стратегическому мышлению и целенаправленному использованию агрессивного поведения для достижения поставленных целей.
Исследования в области психологии демонстрируют различия в уровнях агрессивности у детей в зависимости от нескольких факторов. В частности, отмечаются различия в зависимости от пола ребёнка: мальчики демонстрируют более высокие показатели агрессивности по сравнению с девочками. Возрастной фактор также оказывает влияние: с возрастом, как правило, наблюдается увеличение частоты и интенсивности агрессивных проявлений. Дети с активным и навязчивым темпераментом более склонны к проявлению агрессии, чем дети с пассивным или флегматичным типом темперамента.
Следует подчеркнуть, что агрессивное поведение, независимо от возраста, может выполнять коммуникативную функцию, являясь для ребенка способом выражения своих потребностей, предпочтений и антипатий.
Проявления агрессивного поведения у детей имеют возрастную специфику:
• Младенческий возраст: выражение дискомфорта (голода, боли, страха) посредством плача часто ошибочно интерпретируется как проявление агрессии. Однако, плач в данном контексте следует рассматривать как средство коммуникации и выражения базовых потребностей, а не как преднамеренное агрессивное действие.
• Ранний возраст (2-4 года): в данном возрасте агрессия может проявляться в форме истерик, нанесения физического вреда сверстникам и взрослым, а также деструктивных действий в отношении предметов. Агрессивное поведение может использоваться в качестве инструмента для достижения желаемого результата. Вербальная агрессия (например, использование оскорблений) способствует развитию языковых навыков.
• Дошкольный возраст (4-6 лет): в дошкольном возрасте проявления агрессии часто направлены на членов семьи (братьев/сестер) и сверстников. Агрессивное поведение может быть обусловлено переживанием обид, как реальных, так и воображаемых, и служить средством защиты личных границ и интересов.
Выраженная враждебность по отношению к окружающим (сверстникам, взрослым, животным), склонность к обидчивости, импульсивным вспышкам гнева и затруднения в регуляции эмоционального состояния у детей дошкольного возраста могут свидетельствовать о предрасположенности к насильственному поведению.
В силу возрастных особенностей, дошкольники часто не обладают достаточным уровнем осознанности и ответственности за свои поступки, что может проявляться в тенденции перекладывания вины на других. Родителям в подобных ситуациях следует уделить особое внимание коррекции поведения ребенка.
Кратковременные эпизоды агрессивного поведения могут наблюдаться у детей дошкольного возраста в связи с неполным осознанием последствий своих действий, усталостью или психоэмоциональным напряжением. В случае, если агрессивное поведение сохраняется на протяжении нескольких недель, рекомендуется консультация с педиатром и детским психологом для выявления этиологических факторов и разработки стратегии коррекции [19].
В большинстве случаев агрессивное поведение у детей обусловлено внешними факторами. К числу наиболее распространенных причин относятся: неудовлетворение потребностей, дисфункциональная семейная среда, ограничение доступа к желаемым объектам или видам деятельности, а также экспериментирование с моделями поведения в рамках взаимодействия со взрослыми.
• 3 года: агрессивное поведение в данном возрасте часто провоцируется ситуациями, связанными с обладанием игрушками. Проявления агрессии включают в себя укусы, толчки, бросание предметов, нанесение ударов и истерические реакции. Физическое подавление агрессии не рекомендуется и может привести к эскалации поведения. Целесообразно переключить внимание ребенка на другую деятельность или устранить источник раздражения.
• 4 года: отмечается тенденция к снижению физической агрессии, сопровождающаяся развитием вербальных средств выражения желаний. Однако, эгоцентрическое мышление и ограниченная способность к принятию чужой точки зрения сохраняются. Дети нуждаются в четких инструкциях и руководствах. Затруднения в разграничении реального и вымышленного (особенно после просмотра телепередач), а также эгоцентричное восприятие окружающего пространства (“моя территория”) могут провоцировать агрессивные реакции.
• 5 лет: проявляются гендерные различия в формах агрессивного поведения: мальчики демонстрируют преимущественно физическую агрессию, в то время как девочки чаще прибегают к вербальным атакам (оскорбления, игнорирование). Однако, девочки также могут использовать агрессию в качестве защитной реакции.
• 6-7 лет: агрессивное поведение может проявляться в различных формах, включая ранее описанные, а также в форме стрессового напряжения и мстительности. Факторами, провоцирующими агрессию, могут выступать неблагоприятные социальные условия, дефицит эмоциональной поддержки и пренебрежение нуждами ребенка. В то же время, дети начинают осваивать навыки самоконтроля, что может приводить к выплеску негативных эмоций (обиды, страха, неудовольствия) в агрессивное поведение.
1.2 Особенности характера детей дошкольного возраста
Переход к дошкольному возрасту знаменуется сменой ведущего типа деятельности, ключевую роль начинает играть ролевая игра. Взрослый выступает в качестве эталона для идентификации и подражания. Ролевая игра становится инструментом моделирования социальных отношений, а также способствует развитию как общих когнитивных функций, так и специфических способностей ребенка.
В младшем дошкольном возрасте (3-5 лет) сохраняется потребность в значимом взрослом, однако его роль трансформируется: взрослый выступает не только как источник знаний о предметном мире, но и как носитель системы социальных норм и правил, регулирующих поведение. В этот период ребенок активно осваивает различные модели социального взаимодействия.
Исследования B.C. Мухиной и других ученых показывают, что в младшем дошкольном возрасте у детей появляется интерес к здоровому образу жизни, гигиене и режиму дня. Происходит активное физическое и моторное развитие, движения становятся более осознанными. Дети проявляют любознательность («почемучки»), расширяют свои знания о мире и активно развивают память (хотя она еще непроизвольна). Они также начинают использовать воображение и символы, особенно речь [10].
Для детей младшего дошкольного возраста характерно развитие символического мышления, которое позволяет им думать «внутри себя», но пока с опорой на игрушки и другие символы. Они считают, что все вокруг умеет думать и чувствовать, как они. Они верят во всё, что существует, и смотрят на мир только со своей точки зрения. Они только начинают учиться ставить цели и планировать действия (на 2-3 шага вперед). Дети начинают понимать чужие эмоции и учатся сдерживать свои желания. У них появляется сочувствие к другим, и они начинают интересоваться сверстниками и своим местом в группе.
Для детей в возрасте 3-5 лет характерно возрастание степени самостоятельности и инициативности. Роль взрослого заключается в создании условий для развития творческих способностей, стимулировании познавательной активности и стремления к экспериментированию, а также формировании навыков преобразования окружающей среды и созданию оригинальных продуктов деятельности. Обеспечение свободы самовыражения детей должно сочетаться с формированием чувства осторожности и усвоением базовых правил безопасности.
В период старшего дошкольного возраста (5-7 лет) А.Н. Леонтьева, фактическое складывание личности связано с формированием устойчивой иерархии мотивов, что служит основой для развития волевых качеств и произвольности поведения старшего дошкольника.
Исследования А.В. Запорожца и других ученых показывают, что у детей старшего дошкольного возраста формируются представления о морали и нравственности. Они учатся оценивать поступки, регулировать свое поведение и сочувствовать другим. В играх они усваивают правила и нормы поведения, и соблюдение этих правил становится для них важным. У них появляется желание помогать другим и сравнивать себя с героями и сверстниками. Дети начинают осознавать себя как личность, ценить себя и свои достижения, при этом радуются успехам других. Они часто демонстрируют свои достоинства и доказывают свою ценность [9].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии. - М., 2002. - С. 28-35.
2. Александрова Е.Н., Николаев Е.В. Возможности работы по технологии игротерапии в работе с агрессивными детьми // Научный альманах. 2015. N 10-4(12). С. 367-369.
3. Андрюшина Л.О. Психологическая профилактика агрессивного поведения школьников-подростков: Дис. … канд. психол. наук. Тверь, 2003.
4. Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - Спб., 2000. - С. 71-79.
5. Выготский, Л.С. Мышление и речь. / Л.С. Выготский - Москва: Просвещение, 2017. - 376 с.
6. Горбунов, А. Роль семьи в формировании агрессивного поведения у дошкольников. / А. Горбунов - Новосибирск: Издательство "Образование и наука", 2016. - 220 с.
7. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций : Пособие для практических работников ДОУ. – Москва: Айрис-пресс, 2007. – 146 с.
8. Кемпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. - Спб., 2000. - С. 79-83.
9. Козлов, О. Психология агрессии у дошкольников: факторы и методы воздействия. / О. Козлов - Краснодар: Университетская книга, 2019. - 185 с.
10. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студентов, обучающихся по пед. специальностям / В.С. Мухина. - 9-е изд., стер. - Москва: Академия, 2004. - 452 с.
11. Мухина В.С. Детская психология. - М., 2000. - С. 231-236.
12. Несват В.А. Проблема подростковой агрессии в современном обществе // Научный альманах. 2015. N 11-5(13). С. 215-217.
13. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога / Р.В. Овчарова. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996. - 351 с.
14. Петров, И. Агрессия у детей дошкольного возраста: причины и проявления. / И. Петров - Москва: Педагогическое издательство, 2020. - 210 с.
15. Писаренко И.В. Компьютерная зависимость, как одна из причин подростковой агрессивности и способы её коррекции // Научный альманах. 2015. N 11-5(13). С. 221-224.
16. Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. Минск: Харвест, 1999.
17. Реан А.А. Психология изучения личности: Учеб. Пособие / Реан А.А. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. - 288 с.
18. Смирнова, Н. Понимание и управление агрессивным поведением в детском возрасте./ Н.Смирнова - Санкт-Петербург: Научное образование, 2018. - 176 с.
19. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Минск, 1996. - С. 221-222.
20. Чижова С.Ю. Детская агрессивность. - Ярославль, 2001. - С. 13-16.