Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 3
1 Теоретические основы активизации учебной деятельности младших школьников …………………………………………………………………… 5
1.1 Понятие активизации учащихся на уроках математики ………………. 5
1.2 Психолого-педагогические особенности младших школьников ……... 7
1.3 Специфика изучения нумерации многозначных чисел в начальной школе
2 Методика использования приёмов активизации на уроках математики . 11
2.1 Классификация приёмов активизации …………………………………. 11
2.2 Игровые технологии на уроках математики …………………………... 13
2.3 Наглядные средства обучения ………………………………………….. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………… 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………... 20
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной курсовой работы определяется необходимостью соответствия современным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), который акцентирует внимание на формировании у учащихся ключевых компетенций, включая развитие познавательной активности, творческих способностей и интереса к учебе. Одним из важнейших аспектов реализации ФГОС НОО является применение педагогических технологий, способствующих активному участию обучающихся в учебном процессе и обеспечивающих высокую степень вовлеченности в изучение предмета.
Изучение нумерации многозначных чисел играет ключевую роль в математическом образовании младших школьников, поскольку оно закладывает основу для дальнейшего успешного освоения арифметики и алгебры. Однако традиционные методики зачастую оказываются недостаточно эффективными для поддержания устойчивого интереса учащихся к математике, что негативно сказывается на уровне их достижений и общем отношении к предмету.
Приемы активизации обучающихся, такие как игровая деятельность, проблемное обучение, использование информационных технологий и наглядных средств, позволяют создать условия для личностного роста каждого ученика, обеспечить дифференцированный подход к обучению и развить у детей навыки самостоятельного познания мира. Эти подходы соответствуют целям ФГОС НОО, направленным на формирование у школьников умения учиться, решать учебные задачи, проявлять инициативу и творчески подходить к выполнению заданий.
Однако традиционный подход к изучению данной темы часто вызывает трудности у младших школьников, связанные с недостаточной мотивацией, сложностью восприятия абстрактных понятий и отсутствием заинтересованности в предмете. Это приводит к снижению успеваемости и уровня вовлеченности учащихся в учебный процесс.
Таким образом, исследование и разработка эффективных приемов активизации познавательной деятельности на уроках математики в начальных классах становятся важными инструментами для реализации требований ФГОС НОО и способствуют созданию благоприятных условий для всестороннего развития личности учащегося.
Цель – обоснование эффективных приемов активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики при изучении темы «Нумерация многозначных чисел».
Задачи
1. Изучить теоретические основы процесса активизации учебной деятельности учащихся начальной школы.
2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности младших школьников.
3. Проанализировать современные методики преподавания математики в начальных классах, направленные на изучение нумерации многозначных чисел.
Объект исследования – процесс обучения математике в начальных классах.
Предмет исследования – приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики при изучении нумерации многозначных чисел.
Методы исследования: теоретический анализ литературы и методических пособий по педагогике и методике преподавания математики.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
1 Теоретические основы активизации учебной деятельности младших школьников
1.1 Понятие активизации учащихся на уроках математики
Активизация — это процесс стимулирования деятельности личности, направленный на повышение уровня её самостоятельности, инициативности и вовлечённости в различные виды деятельности. Этот термин активно используется в педагогике и психологии, где он применяется для описания методов и приёмов, способствующих развитию активной позиции учащихся или пациентов.
К.Д. Ушинский: Один из основоположников русской педагогики считал, что активизация является важнейшим элементом образовательного процесса. Учёный подчёркивал необходимость вовлечения учеников в активную учебную деятельность через развитие интереса и самостоятельности.
П.Ф. Каптерев: В своей работе уделял внимание развитию активного отношения ученика к обучению, связывая это с формированием сознательного подхода к учёбе.
С.Т. Шацкий: Активизацию видел как средство воспитания творческой личности, способной самостоятельно решать проблемы и принимать решения.
Л.С. Выготский: Считал, что активизация учебной деятельности должна основываться на зоне ближайшего развития ребёнка, где взрослый помогает ребёнку справляться с заданиями, которые тот пока не может выполнить самостоятельно.
Ж. Пиаже: Исследовал роль активности в когнитивном развитии детей, утверждая, что активное взаимодействие с окружающей средой способствует формированию новых знаний и умений.
Б.Г. Ананьев: Выделил значимость комплексного подхода к изучению личности, включая её активность, как основу психического развития.
Виды активности
• Познавательная активность:
Это стремление к получению новых знаний, освоению новой информации и пониманию окружающего мира. Познавательная активность проявляется в любознательности, стремлении к исследованию и самопознанию.
Примеры: чтение книг, участие в научных дискуссиях, проведение экспериментов.
• Эмоциональная активность:
Включает в себя выражение и переживание эмоций, а также способность управлять своими эмоциями и понимать эмоции других людей. Эмоциональная активность важна для формирования межличностных отношений и адаптации в обществе.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Александрова, Э. И. Математика. 3 класс: учебник : система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова : (в 2 книгах) / Э. И. Александрова. Кн. 2. — Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 172, с.
2. Амиров, Абдыгали Ганиулы. Влияние метода совместного обучения на успеваемость по геометрии / Абдыгали Ганиулы Амиров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 14 (513). — С. 216-218.
3. Бочка, И. А. Инновационная деятельность педагога как средство повышения учебной мотивации школьников / И. А. Бочка. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 755-760.
4. Журавлева, Г. Н. Интерес как фактор развития мотивации на уроках математики / Г. Н. Журавлева, Т. А. Лапшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 36 (535). — С. 231-235.
5. Кондратенко, Е. А. Использование приемов интеграции на уроках математики / Е. А. Кондратенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 403-405.
6. Красова, О. В. Дидактическая игра на уроках математики как средство познавательной активности младших школьников / О. В. Красова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 1 (8). — С. 72-74.
7. Криницкий, И. В. Занимательная математика: учение через увлечение. Как заинтересовать младших школьников математикой / И. В. Криницкий, Н. Ю. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 5 (25). — С. 59-63.
8. Кудряшова, С. В. Обучение и развитие математических способностей учащихся средней школы / С. В. Кудряшова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 33 (219). — С. 135-140.
9. Марчук, Н. А. Развитие интеллектуальной одаренности детей при обучении математике / Н. А. Марчук, Н. К. Гульманов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 36 (222). — С. 115-117.
10. Математика. 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций : в двух частях / [М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.]. — 10-е изд. — Москва : Просвещение, 2019. — Ч. 2. — 2019. — 111, с.
11. Математика. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций : в двух частях / [М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.]. — 9-е изд. — Москва : Просвещение, 2019. — Ч. 2. — 2019. — 111, с.
12. Математика. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в четырёх частях / [М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.]. Ч. 1. — Москва : Просвещение, 2019. — 119 с.
13. Поздеева, Р. В. Организация творческой познавательной деятельности на занятиях кружка «Занимательная математика» / Р. В. Поздеева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 5 (36). — С. 71-75.
14. Тершукова, Е. И. Развитие познавательных компетенций через различные виды упражнений на уроках математики в начальной школе / Е. И. Тершукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5 (109). — С. Т.6. 96-99.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286, в ред. приказа от 08.11.2022) // Справочная правовая система КонсультантПлюс – https://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=424649&dst=100001#ZVrSGUTd5wOleTA5 (дата обращения: 29.03.2025).