Фрагмент для ознакомления
2
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) представляет собой комплекс операций, связанных с обменом товарами, услугами, капиталом и технологиями между странами. Это не просто торговля, а более широкое понятие, включающее производство, распределение ресурсов и другие виды деятельности, осуществляемые за пределами национальных границ с целью получения прибыли или достижения иных стратегических целей. ВЭД может быть мотивирована не только финансовой выгодой, но и стремлением к социальной ответственности, улучшению репутации или достижению политических целей. В отличие от внутреннего бизнеса, который ограничивается территорией одной страны, ВЭД позволяет компаниям и государствам использовать преимущества глобального рынка, стимулирует экономический рост, создает новые рабочие места и способствует развитию бизнеса [11, c. 39].
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД), по сути, является предпринимательством на международной арене и тесно связана с международной торговлей, включающей экспорт, импорт и товарооборот. В последние годы глобальная торговля значительно расширилась, охватывая не только товары, но и широкий спектр услуг, таких как связь, банковское дело, туризм, транспорт, складирование, дистрибуция и реклама. Эти услуги, приближаясь к международным клиентам, позволяют предоставлять более качественный сервис с меньшими затратами.
ВЭД, часто отождествляемая с понятием «международный бизнес», включает в себя хозяйственные операции между странами. Наблюдается тенденция к увеличению инвестиций и производства товаров и услуг за рубежом, что является частью глобальной индустрии. Однако, интернационализация – это более широкое понятие, охватывающее как производство, так и торговлю товарами и услугами через границы.
Трансграничная деятельность стимулирует экономический рост, создавая рабочие места и повышая уровень жизни. Страны также получают выгоду от положительного сальдо платежного баланса и увеличения доходов. В то время как и международный, и внутренний бизнес занимаются торговлей товарами и услугами, ключевое различие заключается в географии: внутренний бизнес ограничивается национальными границами, а международный – выходит за их пределы. Таким образом, фундаментальное отличие между ними заключается в том, что внутренний бизнес оперирует внутри страны, а международный – за ее пределами.
Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности — это комплекс мер, направленных на регулирование внешнего товарооборота и защиту экономических интересов государства. Такие меры применяются к товарам, которые перемещаются через таможенную границу 26, с. 262.
Назначение запретов и ограничений включает:
1. Защиту национальной экономики от избыточного импорта иностранных товаров, которые могут нанести ущерб местным предприятиям.
2. Соблюдение норм и правил эпидемиологического характера, например, запрет распространяется на товары, вызывающие подозрения в своём качестве.
3. Защиту внутреннего производителя от чрезмерной, зачастую нечестной или неудобной, конкуренции.
4. Достижение политических целей. Например, запрет может использоваться как средство давления на другие государства или быть ответом на их дискриминационные действия.
Некоторые виды запретов и ограничений:
1. Запреты неэкономического характера. Например, обязательное подтверждение технического, эпидемиологического, санитарного и прочих соответствий, установленных законодательством.
2. Ограничения экономического характера. К ним относятся установление количественных ограничений, лицензирование, квотирование, предоставление исключительных прав, а также ряд специализированных мер (специальная пошлина, импортная квота, компенсационная пошлина, антидемпинговая пошлина).
1.2. Классификация запретов и ограничений
Классификация запретов и ограничений может проводиться по разным критериям. Например, в конституционном праве запреты и ограничения классифицируют 25, с. 91:
1. По принадлежности к институтам и подотрослям. Конституционные запреты и ограничения, закреплённые в институте основ конституционного строя и институте прав и свобод человека и гражданина.
2. По форме закрепления. Прямые и косвенные.
3. По степени устойчивости к меняющимся обстоятельствам. Статические и динамические.
4. В зависимости от субъектов, в отношении которых устанавливаются. Общие, индивидуальные и специальные.
5. По степени правомерности. Правомерные и неправомерные.
Классификация запретов и ограничений во внешней торговле, разработанная Секретариатом Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), включает несколько категорий:
1. Количественные ограничения и связанные с ними меры. К ним относятся экспортные, импортные квоты и лицензии, иные торговые и валютные ограничения, запреты на внешнюю торговлю отдельными видами товаров с определёнными странами, а также добровольные ограничения, которые принимают на себя экспортеры отдельных товаров в конкретных условиях.
2. Финансовые ограничения, основанные на дополнительных платежах, кроме таможенных пошлин. К ним относятся внутренние налоги и сборы, импортные депозиты, специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.
3. Ограничения, вызванные участием правительственных органов в регулировании внешней торговли на определённых стадиях: производство товаров, сбыт, транспортировка. Это, например, субсидии и дотации экспорто ориентированным компаниям, стимулирование развития импортозамещения в стране, политика в области государственных закупок с ориентацией на отечественных производителей, использование режимов промышленной локализации, меры, дискриминирующие перевозку иностранных товаров и иностранных перевозчиков (транзитные пошлины).
4. Кроме того, существует классификация запретов по периоду действия: постоянные, временные и сезонные.
Единой международно принятой классификации нетарифных барьеров пока не выработано. Свои варианты классификации предлагают ГАТТ/ВТО, Международная торговая палата, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международный банк реконструкции и развития, Тарифная комиссия США, а также экономисты-исследователи в области мировой экономики 12, с. 11.
В международной торговле существуют различные виды ограничений и запретов, которые можно классифицировать следующим образом:
1. Государственное вмешательство: это меры, при которых государство напрямую влияет на внешнеторговые операции, например, через субсидирование экспортеров или отраслей, ориентированных на импортозамещение, а также посредством преференциальных условий при размещении государственных заказов.
2. Административные барьеры: сюда относятся таможенные и другие административные процедуры, которые усложняют импорт и экспорт. Примеры включают сложные процедуры таможенного оформления, субъективные методы оценки таможенной стоимости и страны происхождения товара, а также избыточные требования к оформлению документов.
3. Технические барьеры: это стандарты и требования, касающиеся безопасности, здоровья и защиты окружающей среды, которые могут ограничивать торговлю. К ним относятся экологические, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке, а также правила сертификации продукции.
4. Количественные ограничения и административные меры: эта категория включает квоты на импорт, ограничения на экспорт, лицензирование, добровольные ограничения экспорта, полные запреты, а также валютные ограничения.
5. Ограничения, связанные с платежами: это меры, влияющие на стоимость импорта и экспорта, такие как налоги, сборы, импортные депозиты, скользящие налоги, антидемпинговые и компенсационные пошлины, а также пограничное налогообложение.
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) охватывает все виды трансграничных обменов товарами, услугами и ресурсами между странами. Это включает в себя производство и торговлю за пределами страны происхождения, а также все деловые операции с участием нескольких стран, такие как продажи, инвестиции и логистика. В рамках ВЭД перемещаются не только материальные товары, но и ресурсы, такие как люди и интеллектуальная собственность (патенты, авторские права, товарные знаки, данные), а также договорные активы и обязательства (например, права на использование иностранных активов, предоставление услуг иностранным клиентам или исполнение сложных финансовых инструментов). ВЭД выходит за рамки простого обмена денег на товары. Участниками ВЭД могут быть как крупные транснациональные корпорации с разветвленными сетями, так и небольшие компании, занимающиеся экспортом или импортом.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение к Договору о Евразийском экономическом союзе [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. 12.04.2017. Ратифицирован Федеральным законом от 14.11.2017 № 317-ФЗ.
2. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.08.2018
3. Афонин, П.Н. К вопросу о нормативно-правовом обеспечении таможенного контроля после выпуска товаров / П.Н. Афонин, Р.А. Кузьмичева // Бюллетень инновационных технологий, 2020. – № 3. – с. 54-60.
4. Бекяшев, К. Таможенное право: учебнное пособие. - 3-е издание, переработанное и дополненное. / К. Бекяшев, Е. Моисеев. - М.: Проспект, 2018. – 336 с.
5. Боков, К. Становление и развитие таможенного дела и таможенного законодательства России: монография. / К. Боков. - М.: Проспект, 2017. – 172 с.
6. Борисов, С.М. Таможенный союз: совместное взимание ввозных таможенных пошлин / С.М. Борисов. // Деньги и кредит. 2018. – № 8. – с. 33-36.
7. Бородавко, Е. Контроль таможенной стоимости как фактор сдерживания либерализации внешней торговли стран-членов единого экономического пространства / Е. Бородавко. // Теория и практика таможенного дела и внешнеэкономической деятельности. 2018. – № 1.– с. 108-121.
8. Буваева, Н. Международное таможенное право: учебное пособие / Н. Буваева. - М.: Юрайт, 2018. – 376 с.
9. Буваева, Н. Э. Международное таможенное право: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Н. Э. Буваева, А. В. Зубач ; под общ. ред. А. В. Зубача. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 298 с.
10. Геращенко, Г. П. Экономика таможенного дела: учебник и практикум для вузов / Г. П. Геращенко, В. Ю. Дианова, Е. Л. Андрейчук ; под ред. Г. П. Геращенко. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 234 с.
11. Досмырза, Д. Концептуальные перспективы развития таможенного администрирования /Д. Досмырза// Современное таможенное регулирование в условиях функционирования единого экономического пространства. 2018. – №9. – с. 37-44.
12. Иванова, В.Ю. Таможенные пошлины во внешнеторговой деятельности / В.Ю. Иванова. // Вестник Сибирского федерального университета. 2018. – № 3. – с. 11-13.
13. Иванча, И.И. Роль таможенной службы в развитии государственного финансового контроля поступления таможенных платежей / И.И. Иванча. // Вестник Томского государственного университета. 2017. – № 9. – с. 143-144.
14. Карагодин, В. П. Таможенная экспертиза: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / В. П. Карагодин, С. В. Золотова ; под ред. В. П. Карагодина. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 208 с.
15. Колумбекова, Т.Е. Совершенствование системы уплаты таможенных платежей в современных условиях / Т.Е. Колумбекова. // Terra Economics. 2019. – №3. – Т. 3. – с. 89-93.
16. Коник, Н. Таможенное дело: учебное пособие. - 2-е издание, стереотипное. / Н. Коник, Е. Невешкина. - М.: Омега-Л, 2018. – 206 с.
17. Коробов, А.А. Система управления рисками: проблемы внедрения и реализации в таможенных органах России /А.А. Коробов // Молодой ученый. 2019. – №10.1. – с. 31-36.
18. Костин, А. А. Управление рисками в Таможенном союзе ЕврАзЭС: состояние и перспективы /А.А. Костин // Таможенное дело. 2019. – № 3. – с. 55-59.
19. Крюкова, Н. И. Квалификация и расследование преступлений в сфере таможенного дела: учебное пособие / Н. И. Крюкова, Е. Н. Арестова. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 223 с.
20. Крюкова, Н.И. Основы квалификации и расследования преступлений в сфере таможенного дела: учебник и практикум для вузов / Н. И. Крюкова, Е. Н. Арестова. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 221 с.
Матвиенко, Г.В. Принципы установления и взимания таможенных платежй: соотношение частных и публичных интересов / Г.В. Матвиенко. // Современное таможенное регулирование в условиях функционирования единого экономического пространства. – 2020. – с. 63-70
21. Новиков, В. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость: учебное пособие / В. Новиков В. Ревин, М. Цветинский. - М.: Бином, Лаборатория знаний, 2018. – 328 с.
22. Новикова, С. А. Таможенное дело: учебник для бакалавриата и магистратуры / С. А. Новикова. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 302 с.
23. Оразалиев, А.А. Особенности и проблемы взимания таможенных и иных платежей таможенными органами России на современном этапе Евразийской интеграции / А.А. Оразалиев. // Управление экономическими системами. – №5. – 2018. – с. 12-20.
24. Остроумов, Н.В. Правовой статус таможенно-тарифного регулирования / Н.В. Остроумов. // Юридическая наука. - 2018. – №1. – с. 58-61.
25. Прокушев, Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Е. Ф. Прокушев, А. А. Костин ; под ред. Е. Ф. Прокушева. – 10-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 450 с.
26. Сафина, Д.И. Динамика и структура поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет Российской Федерации с момента вступления России в ВТО / Д.И. Сафина, М.И. Коновалова. // Вестник томского политехнического университета. 2018. – № 1. – с. 262-267.