Фрагмент для ознакомления
2
На сегодняшний день взгляды и приоритеты молодого поколения играют важную роль в формировании их будущего. Система убеждений, принципов и целей студентов определяет их поведение и выбор в различных жизненных ситуациях.
Изучение ценностных ориентаций студентов позволяет выявить тенденции и особенности их мировоззрения, а также определить факторы, которые влияют на формирование этих ориентаций. Это, в свою очередь, может помочь разработать эффективные стратегии и программы для поддержки и развития молодёжи.
Цель этого параграфа – исследовать ценностные ориентации современных студентов, выявить основные тенденции и закономерности, а также проанализировать факторы, которые влияют на формирование этих ориентаций.
В психологии вопрос о ценностях остаётся открытым из-за того, что в гуманитарных науках нет единого понимания термина «ценность», а среди психологов существуют разные точки зрения на природу ценностей. Помимо этого, существует разрыв между пониманием личности и её взаимодействием с обществом. В западной психологии социальное часто рассматривалось как внешнее и чуждое, а в советской психологии формирование личности сводилось к воздействию социальных матриц. Однако современная культурно-историческая психология предлагает новый взгляд на этот вопрос. Согласно этому подходу, человек создаёт себя из социокультурного окружения, а культура и общество становятся материалом для индивидуального развития [13].
Ценности представляют собой фундаментальные принципы и убеждения, которые определяют поведение человека и его отношение к различным аспектам жизни. Они не ограничены конкретными действиями или ситуациями, а выступают как общие стандарты, которые руководят выбором или оценкой поступков. Система ценностей формирует индивидуальные и культурные приоритеты, которые могут существенно различаться, что делает ценности важным объектом изучения в различных научных дисциплинах, включая социологию, психологию и культурологию. Понимание ценностей и их роли в жизни человека и общества позволяет глубже анализировать социальные процессы и межличностные отношения.
Анализ ценностей может проводиться на разных уровнях – личностном и культурном. На уровне личности ценности представляют собой мотивационные цели, которые служат руководящими принципами в жизни человека. Они отражают психологическую динамику конфликта и совместимости между различными ценностями. На уровне культуры ценностями характеризуются социальная культура общества или группы людей. Социальные институты в этом контексте выражают ценностные приоритеты в отношении целей и способов действия, что позволяет понять, какие ценности считаются важными в данном обществе или группе. Таким образом, анализ ценностей на обоих уровнях помогает раскрыть механизмы формирования и функционирования ценностной системы как на индивидуальном, так и на групповом уровне [7].
Научные работы демонстрируют, что система ценностей у обучающихся может меняться в зависимости от их пола. Это влияет на то, какие профессии им интересны, какие направления обучения они выбирают и какие карьерные цели ставят перед собой. Помимо этого, гендерные особенности оказывают существенное воздействие на построение профессиональной карьеры. Мужчины и женщины могут по-разному воспринимать возможности и проблемы на пути к успеху в своей области, что, в свою очередь, может формировать разные стратегии карьерного роста и профессионального развития. Понимание этих различий важно для создания эффективных программ поддержки и развития студентов в их профессиональном становлении [5].
Эту закономерность также обнаружила кандидат психологических наук Волкова Н. В., которая выявила существенные различия в профессиональных устремлениях студентов в зависимости от их гендерной принадлежности [2].
И. С. Клецина, утверждает, что в современном высшем образовании всё больше внимания уделяется вопросам, связанным с гендерной идентичностью и её влиянием на социальную и культурную жизнь. Для подготовки специалистов в этой области разрабатываются методические материалы, включая практикумы по гендерной психологии, например «Практикум по гендерной психологии» под редакцией ранее упомянутого автора. Пособие предназначено для студентов гуманитарных, технических и естественно-научных специальностей и помогают обучающимся глубже изучить гендерные аспекты в рамках своих дисциплин. По мнению психолога, практические занятия по гендерной психологии не только помогают освоить теоретические знания, но и развивают навыки анализа гендерных отношений [2].
Котоманова О. В. развивает идею связи пола обучающихся с выбором профессии и говорит гендерном менеджменте в статье «Профессиональная карьера как путь личностного развития женщины». Гендерный менеджмент – это междисциплинарная область знаний, исследующая взаимодействие гендерных факторов с процессами управления. Данная дисциплина изучает, как гендер влияет на принятие решений, распределение ролей и обязанностей, а также на формирование организационной культуры. Гендерный менеджмент стремится выявить и устранить барьеры, мешающие равному участию мужчин и женщин в управленческой деятельности, а также разработать стратегии для создания инклюзивных и справедливых рабочих условий.
Современные исследования в области гендерного менеджмента показывают, что инклюзивные команды, в которых представлены как мужчины, так и женщины, демонстрируют более высокие показатели эффективности и инновационности. Женщины привносят в управленческую деятельность уникальные перспективы, поскольку используют подходы, основанные на эмоциональном интеллекте, эмпатии и многозадачности. Это способствует более сбалансированному и комплексному принятию решений, что особенно важно в условиях быстрых изменений и неопределенности [8].
По словам авторов пособия «Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности», практические занятия помогают студентам педагогических и психологических направлений развивать навыки решения задач. Умения, полученные в вузе, послужат психологической поддержкой в профессиональной деятельности будущих специалистов, поскольку на занятиях охватываются ключевые этапы профессионального развития обучающихся, включая выбор профессии и обеспечение безопасности на рабочем месте с психологической точки зрения [21].
Карьера менеджера включает в себя несколько компонентов: индивидуальный, организационный и социальный. Индивидуальный компонент отражает эволюцию собственных оценок человека в процессе карьерного роста. Организационный компонент представляет карьеру как последовательность занимаемых должностей с определёнными социальными статусами и уровнями вознаграждения. Социальный компонент отражает восприятие карьеры менеджера различными социальными группами. Управление карьерой в организации должно учитывать интересы и потребности сотрудников, включая планирование, организацию, мотивацию и контроль карьерного развития. Различные модели карьерного роста, такие как «путь профессионала» и «путь широкого специалиста», соответствуют определённым типам организаций и отражают разнообразие подходов к профессиональному развитию менеджеров [27].
Современные зарубежные исследования ценностей всё чаще опираются на работу Милтона Рокича, который предложил методику «Rokeach Value Survey» для изучения ценностей индивидов [30].
Значительное влияние на изучение ценностей также оказали концепции Гирта Хофстеда и Гарри Триандиса. Эти исследователи разработали теории и подходы, позволяющие анализировать и сравнивать ценности в разных культурах и обществах. Методика Рокича и схожие с ней подходы способствуют более глубокому пониманию структуры и динамики ценностей, что является важным аспектом для многих областей социальных наук [7].
Изучение ценностей представляет собой сложную задачу, поскольку люди могут не всегда осознавать и чётко их формулировать, особенно когда ценности выражены в абстрактной форме. Для преодоления этой трудности большинство исследователей используют структурированные опросники, которые позволяют количественно измерить ценности респондентов. Однако при этом возникают проблемы, такие как тенденциозность ответов и необходимость обеспечения эквивалентности смысла вопросов в разных культурных контекстах. Различия в ответах респондентов из разных культур могут быть обусловлены не только индивидуальными особенностями, но и культурными нормами и ценностями. Для минимизации этих различий и стандартизации данных часто применяется ранжирование ценностей, что помогает более объективно сравнивать результаты [7].
Схожим образом Лабунская Н. А. утверждает о важности личностной исследовательской системы. Автор статьи «Основы формирования личностной исследовательской системы студента» уверена, что эта система играет важную роль в образовательном процессе, способствуя раскрытию потенциала студента. Помимо этого, использование личностной исследовательской системы помогает стимулировать обучающихся к выполнению собственных перспективных исследований, что помогает не только углубить знания в определенной области, но и развить навыки критического мышления, анализа и решения сложных задач. Также эта система предоставляет всестороннюю поддержку на протяжении всего процесса исследования, что способствует улучшению качества научных работ и уверенности студентов в своих способностях [10].
Лесин А. М. придерживается схожей точки зрения. По его мнению, студенческий период является ключевым этапом в формировании профессиональных ценностей и карьерных ориентаций личности. В это время молодые люди не только получают необходимые знания и навыки, но и определяют свои профессиональные приоритеты, цели и смыслы в будущей трудовой деятельности. Автор уверен, что важно исследовать ценностные карьерные ориентации студентов гуманитарных направлений подготовки, поскольку их профессиональная деятельность часто связана с человеческими взаимоотношениями, культурными и социальными аспектами, что требует глубокого понимания ценностей и их влияния на принятие карьерных решений. Понимание особенностей ценностных ориентаций студентов гуманитарных направлений может помочь разработать более эффективные стратегии их профессионального развития и поддержки в выборе карьерного пути [15].
Авторы статьи «Исследование ценностных ориентаций студентов 6 курса лечебного факультета РязГМУ» Леонов Г. А. и Соломатина А. С. уверены в том, что в современном социуме система ценностей человека имеет ключевое значение для формирования его взглядов на мир и моделей поведения. В частности, профессиональное образование, например медицинское, оказывает существенное воздействие на формирование ценностных ориентиров у студентов. Исследование ценностных ориентиров студентов шестого курса лечебного факультета РязГМУ позволило понять специфику их мировоззрения, определить ключевые направления развития в будущей профессиональной деятельности. Это, в свою очередь, может способствовать более качественной подготовке специалистов, способных эффективно реагировать на вызовы современной медицинской практики и соответствовать высоким профессиональным и этическим стандартам. Исследование проводилось на базе кафедры неврологии и нейрохирургии. В опросе участвовали 60 студентов шестого курса (22 мужчины и 38 женщин) в возрасте от 22 до 25 лет. Для сбора данных использовалась методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, которая включает два списка ценностей: терминальные и инструментальные. По результатам проведенной работы ключевыми терминальными ценностями респондентов стали здоровье, счастливая семейная жизнь, любовь, финансовая стабильность, интересная работа, развитие и активная жизнь. Также обнаружено безразличие к наличию верных друзей, познанию, свободе, общественному признанию, продуктивной жизни и жизненной мудрости. Наименее значимой ценностью оказалось счастье других. К ключевым инструментальным ценностям авторы отнесли честность, образованность, жизнерадостность, ответственность, воспитанность, независимость, широта взглядов. В то же время респонденты оказались индифферентны к аккуратности, эффективности, рационализму, воле, самоконтролю и смелости [14].
Формирование индивидуальной исследовательской системы студента включает выбор проблематики и определение направленности исследования. Студент может выбрать как широкий круг тем, так и узкое направление для более глубокого анализа. В процессе он накапливает материалы, методы и технологии, что определяет его подход к решению задач и достижению целей [10].
Автор статьи «Особенности карьерных ориентаций студентов» Лагутина М. С. провела собственное исследование, схожее с вышеописанным. В рамках работы был проведён анализ карьерных ориентаций студентов с учётом их уровня самоактуализации и рефлексии. Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутых гипотез автор использовала методы теоретического анализа, тестирования и статистического анализа данных. Выборку исследования составили студенты четвёртого курса Российского государственного профессионально-педагогического университета. Исследование показало, что карьерные ориентации студентов связаны с их стремлением к самоактуализации и рефлексии. Высокий уровень самоактуализации коррелирует с ориентацией на содержание деятельности и самоактуализационные характеристики, что указывает на осознанный выбор профессии. Высокий уровень рефлексии, по мнению автора статьи, также связан с самоактуализацией и содержанием деятельности. Результаты исследования указали на значимость комплексного подхода к развитию карьерных ориентаций студентов [11].
В рамках исследования, проводимого автором этой работы, выборку составили 42 человека, из которых 14 выбрали «Анкету» и 28 использовали «Опросник» (см. Приложение 2).
1.2. Взаимосвязь ценностей и карьерных ориентаций.
Психология труда как научная дисциплина исследует психологические аспекты трудовой деятельности, в частности, закономерности формирования и проявления психических процессов у человека в условиях профессиональной деятельности. Данная область знаний анализирует влияние социально-экономических трансформаций на трудовую деятельность, а также определяет психологические факторы, способствующие повышению эффективности и удовлетворённости от труда.
Центральным объектом изучения в психологии труда является субъект труда, обладающий способностью к спонтанности и рефлексии в процессе производственной деятельности. Среди ключевых задач и проблем данной области можно выделить оптимизацию методов и форм организации труда, а также учёт индивидуальных особенностей человека как субъекта трудовой деятельности.
Исследования в этой сфере психологии позволяют сформулировать рекомендации, направленные на повышение производительности труда, улучшение условий трудовой деятельности и создание благоприятных условий для реализации профессионального потенциала работников [6].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бадулина, Ж. В. Осознание мотивов выбора трудовой деятельности как фактор построения плана профессиональной карьеры // Вестн. Нижегор. ун-та им. Н. И. Лобачевского. Сер. Социальные науки. Вып. 1 (3). – Н. Новгород, 2004. – С. 3–12.
2. Волкова, Н.В. Карьерные установки студентов стратегически перспективных направлений обучения / Н.В. Волкова, В.А. Чикер // Социальная психология и общество. – 2018. – Т. 9, № 1. – С. 90-107.
3. Гаррас, Ж. Е. Обеспечение обоснованности и достоверности научно-педагогического знания посредством применения эмпирических методов / Ж. Е. Гаррас // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2012. выпуск 148. - С.150-160.
4. Голубкова, О.А. Ценностные ориентации в системе высшего образования // Серия “Symposium”, Инновации и образование, Выпуск 29 / Сборник материалов конференции Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. C.293-300.
5. Громова, Е.М., Беркутова, Д.И., Горшкова, Т.А. Построение профессиональной карьеры современными студентами: гендерный аспект // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5.
6. Жалагина, Т.А. Введение в психологию труда: Учебно-методическое пособие. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2008. – 142 с.
7. Карандашев, В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. – СПб.: Речь, 2004. – 70 с.
8. Котоманова, О.В. Профессиональная карьера как путь личностного развития женщины // Вестник Бурятского государственного университета. – 2013. – № 5. – С. 102-106.
9. Лабунская, Н.А. Студент в диалоге с преподавателем // Серия “Symposium”, Диалог в образовании., Выпуск 22 / Сборник материалов конференции Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2002.
10. Лабунская, Н.А. Основы формирования личностной исследовательской системы студента // Серия “Symposium”, Инновации и образование, Выпуск 29 / Сборник материалов конференции Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. C.336-340.
11. Лагутина, М.С. Особенности карьерных ориентаций студентов // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/06/35800
12. Лазукова, Е. А. Наем и карьера государственных служащих / Е. А. Лазукова // Власть. — 2013. — № 5. — С. 181–185.
13. Леонтьев, Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология. 1996. № 4. С. 35-44.
14. Леонов, Г.А., Соломатина, А.С. Исследование ценностных ориентаций студентов 6 курса лечебного факультета РязГМУ // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2018. Т. 6, № 4 (23). С. 683-695.
15. Лесин, А. М. Взаимосвязь ценностей и карьерных ориентаций студентов гуманитарных направлений подготовки / Лесин А. М. // Вестник Умуртского университета. - 2021. - Т. 31. - №2. - С. 170-178.
16. Маркова, О.Ю. Коммуникативное пространство вуза: субъекты, роли, отношения // Коммуникация и образование. / Сборник статей. Под ред. С.И. Дудника Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. C.345-364.
17. Маркова, О.Ю. Философия образования о менталитете и ценностных ориентациях современных студентов // Россия и Грузия: диалог и родство культур: сборник материалов симпозиума. Выпуск 1 / Под ред. Парцванеия В.В. СПб.: СПб. философское общество, 2003. - С. 233-234.
18. Могилевкин, Е. А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг: монография. – СПб.: Речь, 2007. – 336 с.
19. Орел, А.А., Сидорова, Д.Г. Основные факторы, влияющие на развитие карьеры и продвижение по карьерной лестнице // Электронный научный журнал. – 2014. – № 2. – url: https://www.apriori-journal.ru
20. Практикум по гендерной психологии / под ред. И.С. Клециной. – СПб.: Питер, 2003. – 479 с.
21. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2001. – 448 с.
22. Почебут, Л. Г., Чикер, В.А. Организационная социальная психология. – СПБ.: Речь, 2000.
23. Саховский, И. А. Мотивационные детерминанты процесса планирования карьеры обучающихся на этапе профильного обучения общеобразовательных школ / И. А. Саховский // Сибирский педагогический журнал. — 2010. — № 6. — С. 359–366.
24. Сотников, Н. З., Сотникова С. И. К вопросу о дуальности карьеры работника в контексте концепции управления временем / Сотников Н. З., Сотникова С. И. // Экономика труда. - 2019. Т. 6. № 2. Апрель-июнь. С. 1001-1018.
25. Сотникова, С.И. О карьерном пространстве в российском обществе // Известия Байкальского государственного университета. – 2014. – № 3. – c. 46-52.
26. Управление деловой карьерой: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. Г. Зайцев, Г. В. Черкасская. – М.: Изательский центр «Академия», 2007. – 256 с.
27. Устинова, О.В., Пивоварова И.В. Управление карьерой менеджера в современной организации // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1.
28. Филоненко, В. И. Современное российское студенчество в транзитивном обществе: противоречия и парадоксы социализации: автореф. дис. … д-ра социол. наук. Ростов н/Д, 2009. - 42 с.
29. Фомина, Т. А. Самоидентификация студенчества в условиях современной России: автореф. дис. … к-да социол. наук. Ставрополь, 2008. - 22 с.
30. Rokeach, M. The Nature of Human Values / M. Rokeach // (официальный сайт) [Электронный резурс]. – 1973. – Режим доступа: https://archive.org/details/natureofhumanval00roke/page/n7/mode/1up. – Дата доступа: 02.04.2025.