Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Изучение послепроизвольного внимания у курсантов является важной темой в контексте педагогики, психологии и военного образования. Курсантам необходимо не только усваивать теоретические знания, но и развивать практические навыки, которые требуют высокой степени концентрации и внимания. Понимание условий, способствующих возникновению послепроизвольного внимания, помогает оптимизировать учебный процесс и повысить его эффективность. Послепроизвольное внимание связано с мотивацией и интересом к учебному материалу. В условиях военного обучения, где дисциплина и готовность к быстрому реагированию имеют критическое значение, важно изучить, как различные факторы (например, эмоциональная насыщенность материала, уровень стресса) влияют на внимание курсантов.
В процессе обучения курсантов формируются ключевые профессиональные навыки, такие как принятие решений, критическое мышление и способность к быстрой адаптации в изменяющихся условиях. Исследование условий возникновения послепроизвольного внимания может помочь в разработке методик, направленных на развитие этих навыков. Современные образовательные технологии и методы обучения требуют от курсантов умения работать с большим объемом информации. Понимание механизмов послепроизвольного внимания позволяет создать более эффективные образовательные программы, которые будут учитывать индивидуальные особенности обучаемых.
Образование курсантов имеет стратегическое значение для безопасности и обороноспособности страны. Эффективное обучение, основанное на понимании механизмов внимания, может способствовать подготовке высококвалифицированных специалистов, способных к быстрой и адекватной реакции в сложных ситуациях. Тема послепроизвольного внимания активно исследуется в психологии и педагогике. Однако в контексте военного образования она остается недостаточно изученной. Проведение исследований в этой области может внести вклад в развитие теории и практики обучения курсантов. Таким образом, исследование условий возникновения послепроизвольного внимания у курсантов является актуальной задачей, которая требует комплексного подхода и может привести к значительным улучшениям в системе военного образования.
Объект исследования – внимание как психический познавательный процесс личности.
Предмет исследования – условия возникновения послепроизвольного внимания у курсантов.
Цель исследования – выявить основные условия возникновения послепроизвольного внимания у курсантов.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Уточнить сущность и содержание внимания как психического познавательного процесса личности.
2. Рассмотреть возникновение послепроизвольного внимания у курсантов.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования.
Структура курсовой работы включает введение, основную часть, заключение и список использованных источников.
1. Сущность и содержание внимания как психического познавательного процесса личности
В настоящее время среди психологов существуют различные точки зрения относительно определения самого понятия «внимание», понимания его феноменологической сущности, структуры и механизмов интенциональной деятельности.
Проблеме внимания в научной психологии посвящены работы таких выдающихся отечественных и зарубежных психологов, как Д.Н. Узнадзе, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Добрынин, Т.А. Рибо, Н.Н. Ланге и другие. Современное состояние изучения проблемы внимания отражены в работах современных ученых: В.П. Глухова, Н.А. Цыпиной, Т.А. Власовой, Т.П. Артемьевой, Л.Н. Блиновой[ Габдулина Л.И. Подходы к исследованию внимания в отечественной и зарубежной психологии: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2020. – С. 25].
Понимание феномена внимания в психологии отражает существенные различия во взглядах отечественных и зарубежных психологов. В современной литературе представлено многообразие подходов, раскрывающих внимание как самостоятельный психический познавательный процесс и интенциональную направленность личности. Значительное расхождение ученых в понимании сущности феномена внимания, безусловно, создает трудности в изучении его структуры, сущностных характеристик и свойств.
Внимание представляет собой избирательную направленность на определённый объект и сосредоточенность на нём, что углубляет процесс познавательной деятельности[ Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2015. – С. 215.]. Это один из самых уникальных процессов в человеческой психике, поскольку оно тесно связано с другими психическими явлениями, такими как ощущения, восприятие и память. Внимание часто описывают как избирательное сосредоточение сознания на выполняемой задаче[ Психология внимания. Хрестоматия по психологии / Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Л. Романова. М., 2020. – С. 98.]. Оно проявляется в различных формах и оказывает значительное влияние на эффективность работы органов чувств, запоминание информации в мозге, её воспроизведение, а также на процессы мышления и двигательной активности.
У данного психического процесса есть ряд уникальных характеристик. Во-первых, внимание не имеет четких границ как самостоятельное явление. Сначала может показаться, что оно никогда не проявляется отдельно от других психических процессов и иногда даже полностью сливается с ними. Трудно представить, как можно быть внимательным, не выполняя при этом каких-либо действий. Во-вторых, проявления внимания остаются неясными. До сих пор не установлены конкретные маркеры, которые могли бы свидетельствовать об эффективности этого психического процесса. Это затруднительно, поскольку внимание часто скрыто в элементах поведения, и в этом случае оно служит средством для выполнения этих действий[ Фаликман М.В. Внимание // Общая психология: в 7 т. / под ред. Б.С. Братуся. М.: ACADEMA, 2016. Т. 3. – С. 312.].
А.Н. Леонтьев и П.Я. Гальперин подчеркивают значимость внимания как познавательного процесса в общей психической активности человека, выделяя его самостоятельное значение. Они считают, что внимание является независимым психическим состоянием, специфическим внутренним процессом с уникальными характеристиками, которые не сводятся к другим познавательным процессам[ Габдулина Л.И. Подходы к исследованию внимания в отечественной и зарубежной психологии: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2020. – С. 15.].
В то же время Н.Ф. Добрынин предлагает несколько иное понимание этого феномена. Он утверждает, что внимание представляет собой направленность и сосредоточенность психической деятельности на объекте, который имеет устойчивую или ситуативную значимость для личности[ Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания // Советская педагогика, 1938. № 8. - С. 136.].
Одну из самых известных теорий внимания разработал Т. Рибо, который впервые указал на тесную связь между вниманием и эмоциями. Чем больше эмоций вызывает у человека определённый объект или деятельность, тем выше уровень концентрации и устойчивости его внимания. В своей структуре и содержании внимания учёный придавал особое значение оценке психофизиологического аспекта. Внимание и механизмы, лежащие в его основе, могут быть проанализированы только после изучения актуального психоаффективного состояния личности[ Ахметова З.А. Внимание как проблемное поле психологии. // Вестник КРСУ. – 2018. – № 1. – С. 169−173.].
В теории Д.Н. Узнадзе подчеркивается, что внимание тесно связано с установками человека и его восприятием. Установка влияет на выделение определённого образа (впечатления), который затем становится объектом внимания личности. Чем более ярким является впечатление, тем выше уровень концентрации и устойчивости внимания на данном объекте[ Габдулина Л.И. Подходы к исследованию внимания в отечественной и зарубежной психологии: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2020. – С. 17.].
По мнению П.Я. Гальперина, оценка состояния внимания должна проводиться в контексте анализа других психических процессов. Каждое действие включает в себя как умственный, так и ориентировочный аспекты. Гальперин считает внимание важным компонентом структуры ориентировочной деятельности человека, рассматривая его как психологическое действие, целью которого является изучение особенностей конкретного образа, составляющего содержание психики[ Гальперин П.Я. Психика – особое свойство организованной материи // П.Я. Гальперин -М. - 2000. – С. 249.].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1.Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии. [Текст] / Ф.И. Иващенко, Я.Л. Коломинский. – Минск: Высшая школа, 2022. – 175 с.
2.Ахметова З.А. Внимание как проблемное поле психологии. // Вестник КРСУ. – 2018. – № 1. – С. 169−173.
3.Бруннер Е. Ю. К вопросу о психологии произвольного внимания // Проблемы современного педагогического образования.– 2016. – Вып. 50. – Ч. 2.– С. 189-205.
4.Бухановский А. О. [Кутявин Ю. А.], Литвак М. Е. Общая психопатология: [пособ. для врачей]. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2023. - 416 с.
5.Бьюзен Т., Бьюзен Б. Супермышление. - Мн.: ООО «Попурри», 2023. - 304 с.
6.Возрастная и педагогическая психология/ под ред. А.В. Петровского. -М. - 2020.
7.Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский М.: Академия, 2008. 283 с.
8.Габдулина Л.И. Подходы к исследованию внимания в отечественной и зарубежной психологии: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2020. – 50 с.
9.Гальперин П.Я. Психика – особое свойство организованной материи // П.Я. Гальперин -М. - 2000.
10.Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания // Советская педагогика, 1938. № 8. С. 136.
11.Добрынин Н. Ф. Внимание и его воспитание. Стенограмма публичной лекции. - М.: Правда, 1951. - 31 с.
12.Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя Ростов н/Д., 2020. 245 с.
13.Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001. – 592 с.
14.Мюнстерберг Х. Фильм: психологическое исследование. – Нью–Йорк: Дувр, 1970. - 100 с.
15.Немов Р.С. Психология. 4-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. Кн. 1: Общие основы психологии. 688 с.
16.Перлз Ф., Хефферлин Р., Гудмэн П Опыты психологии самопознания: практикум по гештальттерапии. - М.: Гиль-Эстель, 2013. - 240 с.
17.Платонов К.К., Значение психологической науки в воспитании военнослужащих // Партийно-политическая работа в Сов. армии и ВМФ, 1959 а.№ 3. С.84-88.
18.Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. – Сб. статей: – Ялта: РИО ГПА, 2016. – Вып. 52. – Ч. 1. – 500 с.
19.Психология внимания. Хрестоматия по психологии / Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Л. Романова. М., 2020.
20.Разыкова Л.Т. Внимание и его функции в жизни и деятельности личности. // Проблемы науки. – 2020. – № 4 (52). – С.83–85.
21.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2015. – 500 с.
22.Сидоров П. И., Парняков А. В. Введение в клиническую психологию: [учеб. для студ. мед. вузов]: в 2-х тт. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2020. - Т. 1.: - 416 с.
23.Современное социально-гуманитарное знание в России и за рубежом: материалы второй заочной междунар. науч.- практ. конф. (25–28 февраля 2013 г.): в 4 ч. / науч. ред. К.В. Патырбаева, А.В. Попов, Е.Ю. Мазур; Перм. гос. нац. иссл. ун-т. – Пермь, 2013. – Часть 4. Педагогика. – 256 с.
24.Солсо Р. Когнитивная психология: 6-е изд. СПб.: Питер, 2016. 589 с.
25.Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 672 с.
26.Фаликман М.В. Внимание // Общая психология: в 7 т. / под ред. Б.С. Братуся. М.: ACADEMA, 2016. Т. 3. 476 с.