Фрагмент для ознакомления
2
Цифровая коммерция принесла беспрецедентное удобство потребителям и предприятиям, предоставляя возможность совершать покупки онлайн в режиме 24/7, бесперебойные платежные решения, а также глобальную логистику и дистрибуцию. Цифровая платформа, лежащая в основе этих изменений, создала возможности для сотрудничества и инноваций для предприятий и частных лиц, преодолев географические и культурные границы. Благодаря интеграции данных и цифровых технологий цифровые платформы дают предприятиям глубокое представление о рынке, позволяя им более гибко реагировать на меняющиеся потребности потребителей и рыночные тенденции.
В Российской Федерации происходит распространение электронных технологий во всех сферах: бизнес-бизнес (B2B), бизнес-государство (B2G), бизнес-потребитель (B2C) .
Современная стратегия цифровизации предусматривает создание условий функционирования интернет-магазинов и применение мобильных платежей, развитие электронного документооборота, применение интернет-технологий в маркетинге, распространение практики электронных закупок и логистических систем, расширение практики использования системы электронного декларирования .
Современные российские компании стремятся увеличить ассортимент электронных товаров, обеспечить улучшение узнаваемости фирмы клиентами, а также развивать спектр дополнительных услуг
В 2022 году объем рынка розничной интернет-торговли в России составил 5,7 трлн рублей и 2,8 млрд заказов. Темпы роста количества заказов +65%. 2022 год вошел в тройку лучших годов российского рынка eCommerce по динамике числа заказов. Объем рынка в рублях вырос на 38%. Темпы роста интернет-торговли в 2022 году ожидаемо ниже темпов роста в 2021 году и чуть ниже прогнозных. Основная причина – уход с рынка значительной части премиального (и средний+) сегмента (рис. 1).
Рисунок 1. Онлайн-продажи в России за 2012-2022 годы
В 2023 году политическая ситуация в мире продолжала влиять на онлайн-торговлю. Согласно прогнозам, мировая инфляция снизит объемы покупок, замедлив темпы развития электронной коммерции. В России на рост e-commerce также повлияет общее снижение доходов населения.
В качестве основного фактора роста сектора онлайн-торговли выступает устойчивый приток новых пользователей сети Интернет, в основном, пользователей мобильного интернета (планшетов, смартфонов). Также необходимо учитывать общую мировую тенденцию цифровизации общества в целях минимизации затрат на любых операциях и транзакциях, если они могут быть переведены в глобальную сеть.
Специалисты компании eMarketer прогнозируют, что в ближайшей перспективе произойдет существенный рост числа покупок, в том числе благодаря усилившейся ценовой конкуренции между рыночными игроками. Это обусловлено тем, что у онлайн-потребителей есть возможность сравнить цены разных продавцов (в том числе, в формате маркетплейса), что выступает в качестве драйвера для проведения регулярных и частых акций как традиционными, так и электронными ритейлерами.
В российской Интернет-коммерции множество слабых мест. Рассмотрим некоторые из них более подробно:
– недостаточно сформированная логистика и услуги почты, даже несмотря на то, что для клиентов одним из основных вопросов является доставка товара из Интернет-магазинов к покупателю. Главным минусом является то, что скорость доставки государственной почтой достаточно низкая, а использование индивидуальных курьерских служб достаточно дорого;
– низкая квалификация сотрудников ведёт к риску репутационных потерь и увеличению издержек обращения;
– платежная система является немаловажной проблемой, ведь большая часть заказов оплачивается при получении покупателем. Для продавца это значит полное отсутствие предоплаты и необходимость инвестиций в товар, который будет продан не со 100% вероятностью.
Можно сделать вывод о том, что Интернет-торговля на российском рынке не обладает передовым характером и воздействием на экономику. Однако в условиях глобализации и цифровизации необходимо находить решения проблем, сдерживающих развитие рынка Интернет-торговли. Таким образом, характерные черты рынка Интернет-коммерции в России отображают характерные черты самого государства.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты, документы
1) Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/?ysclid=lgfbnwqrg1617631171 (дата обращения 27.03.2025)
2) Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 05.12.2022) "О защите прав потребителей"// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/1525b1a2f037db240c8e6a749619f86e53857f13/?ysclid=lgfbq6td9m663769139 (дата обращения 27.03.2025)
3) Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговлей от 16 декабря 1996 года резолюцией 51/162 на 85-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН. – Текст: электронный // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов: [сайт]. – 2021. – URL: https://docs.cntd.ru/document/499039311 (дата обращения: 27.03.2025)
4) Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_373622/ (дата обращения 27.03.2025)
5) Проект Федерального закона N 11081-3 "Об электронной торговле" (ред., внесенная в ГД ФС РФ)// http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=6910#sdaahMTRktdDcRr4 (дата обращения 27.03.2025)
6) Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"// http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012 (дата обращения 27.03.2025)
7) Федеральный закон "Об электронной подписи" от 06.04.2011 N 63-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112701/ (дата обращения 27.03.2025)
8) Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения 27.03.2025)
Статьи, монографии
9) Астионенко Д. А. Иловайский И. Б. Понятие электронной коммерческой деятельности и ее правовое регулирование в России// Общество, экономика и право: вызовы современности и тенденции развития: электронный сборник статей по материалам III Международной научно-практической конференции, проведенной 23 декабря 2021 г. – Волгоград: Изд-во «Сфера», 2021. С. 35-38
10) Белицкая А.В., Белых В.С., Беляева О.А. и др. Правовое регулирование экономических отношений в современных условиях развития цифровой экономики: монография / отв. ред. В. А. Вайпан, М. А. Егорова. М., 2019. – С. 79-85
11) Беляцкая Т. Н. Электронная экономика: теория, модели, технологии / Т. Н. Беляцкая. – Минск : БГУИР, 2019.С. 124. – 252 с.
12) Болтинкова К. О., Распопин Д. И., Кузьмичева И. Г. Электронная коммерция в международной торговле//ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА: ВЗГЛЯД МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ. Сборник научных статей Всероссийской научной конференции перспективных разработок, в 2‐х томах. Том 1. Курск, 2020. С. 21-25
13) Гаврилов Л.П. Информационные технологии в коммерции: монография / Л. П. Гаврилов. – М.: Юрайт, 2022.С. 49. – 369 с.
14) Гаврилов, Л. П. Основы электронной коммерции и бизнеса / Л.П. Гаврилов. - М.: Солон-Пресс, 2018. – С. 303.
15) Димитрова О.П. К вопросу о понятии и сущности электронной торговли / О.П. Димитрова //Шаг в науку. – 2020. – № 1. – С. 81-85
16) Доценко А.Н. Состояние и тенденции развития внешней торговли России в современных экономических условиях // Актуальные проблемы развития национальной и региональной экономики: сборник научных трудов XII Международной научно-практической конференции для студентов, магистрантов и молодых ученых (Белгрод , 28 апреля 2022 г.) / Под науч.ред. д-ра пед. Наук, проф. Е.Н. Камышанченко, к-та экон. Наук, доц. Н.П. Шалыгиной. – Белгород: ООО «Эпицентр», 2022. – С. 150-155
17) Захаров А.Н., Старовая А.Ю. Обзор развития электронной торговли в мировой экономике: вызовы и последствия пандемии//Российский внешнеэкономический вестник. 2020.No12. с. 18-25
18) Иванова Н.И., Влезкова В. И. Трансграничная электронная торговля: мировой опыт//ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. 2019. № 1. С. 175-180
19) Касумов Р.А. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ// ФОРМИРОВАНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ ИННОВАЦИОННОЙ НАУКИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Пермь, 12 февраля 2023 г.). - Стерлитамак: АМИ, 2023. С. 80-85
20) Климченя Л.С. Электронные торговые площадки как инструмент вовлечения в электронную торговлю / Л.С. Климченя, А.В. Запольский // Вести ИПД. – 2020. – № 1. – С. 59-65
21) Коришева, О.В. Анализ рисков и угроз конкурентоспособности Российской Федерации в аспекте цифровизации экономики и экономической безопасности / О.В. Коришева //ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. – 2018. – No5. – С. 78-80
22) Ондар А-К. Б. Актуальные проблемы правового регулирования электронной торговли//Вестник магистратуры. 2025. № 1-3 (160). С. 49-53
23) Основы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации : учебное пособие [Текст] / С. Рязанцев / под общ. ред. С. Н. Блудова, А. В. Журова, А. Н. Кусков, Ж. А. Попова, Э. А. Русецкая, О. В. Тахумова, М. Ф. Ткаченко, Е. В. Филимонова, О. Н. Чувилова. – М. : КноРус, 2018. С. 59. – 204 с.
24) Право, цифровые технологии и искусственный интеллект: сб. ст. / отв. ред. Е.В. Алферова. – Москва: ИНИОН РАН, 2021.
25) Пугачева, С. Д. Онлайн-маркетинг: проблемы и возможности / С. Д. Пугачева, А. Е. Игнатьев // Наукосфера. – 2021. – No 2-1. – С. 175-180
26) Рогов, Р.А. Мировая экономика и международные экономические отношения (учебное пособие) / Р.А. Рогов, Р.А. Лаптев, А.А. Головин. – Курск: ЗАО «Университетская книга», 2019. С. 74 – 154 с
27) Сизякин, В. С. Электронная торговля: общие характеристики и правовое регулирование в России / В. С. Сизякин. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – № 5-4. – С. 170-173.
28) Софрина А. А. Развитие правовых аспектов электронной коммерции: проблемы и перспективы в международном контексте//АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЮРИСПРУДЕНЦИИ. Сборник научных трудов по материалам VII Международной научно-практической конференции (г.-к. Анапа, 15 сентября 2023 г.). – Анапа: Изд-во «НИЦ ЭСП» в ЮФО, 2023. С. 84-85
29) Токарь Е.В., Гашо И.А., Фирсова А.А. Развитие внешней торговли как одно из направлений обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2018. – № 5(72). – С. 37-40
30) Шендрик, П. В. Теоретические особенности функционирования маркетплейсов / П. В. Шендрик// Международный научно-исследовательский журнал. – 2022. – № 10 (124). С. 1-8.