Фрагмент для ознакомления
2
В данной работе рассматривается опричнина Ивана Грозного. Изучение этой темы является особенно интересным и актуальным, поскольку Иван Грозный выступает в качестве одной из самых противоречивых личностей отечественной истории. В частности, дискуссионным является вопрос внутриполитической деятельности Ивана Грозного. Опричнина – это поистине сложнейший период в истории России, который до сих пор не имеет единой историографической оценки в аспекте как причин введения опричнины, так и ее последствий. Смена ценностных ориентиров, происходящая в современном обществе, отказ от господствующих долгое время идеалов, поиск новых, имеют одним из своих путей обращение к источникам социальных, экономических, политических и культурных явлений. Подобный интерес является естественной чертой переломных моментов жизни любого общества. Соответственно, в связи с этим изучение опричнины как действительно значимого и сложного исторического феномена представляется важным и актуальным.
Отметим также, что само по себе понятие опричнины является сложным, многокомпонентным. В исторических трудах опричнина определяется и как территория, и как административно-правовой и политический режим, и как конкретный инструмент борьбы за власть, который использовал Иван Грозный. Территория государства и население были разделены на две части - опричнину и земщину. На территории, которая не входила в опричнину, действовали Боярская дума, приказы и земское управление. Территория опричнины являлась уделом царя, на ней действовали свои административно-хозяйственные учреждения: Боярская дума, приказы, которые позднее переименовали во «двор» . Понятие «опричь» - в стороне, на краю, соответственно, опричников называли кромешниками, то есть, тем самым демонстрировался их особый статус – «кроме» остальных, противопоставление обычным или «земским» людям. Т.е. те, которые «кроме» остальных. Противопоставленные «земским», обычным.
Источниковая база исследования представлена трудами, посланиями Ивана Грозного, материалами Стоглава.
Степень разработанности. Фигура Ивана Грозного всегда была в центре внимания историков – как дореволюционного, так и советского, современного периодов отечественной историографии. Часто мнения учёных по поводу личности и правления первого русского царя были диаметрально противоположными. Негативная оценка присутствовала в работах корифеев исторической науки, учёных дореволюционного времени (Н.М. Карамзин, М.П. Погодин) . Как личность тираническую, к тому же часто тираническую без необходимости характеризовал Ивана Грозного историк С.Ф. Платонов . Собственно именно в личности Ивана Грозного они и видели основные причины перехода к режиму опричнины и опричного террора.
Объект исследования – опричнина Ивана Грозного как исторический феномен.
Предмет исследования – причины, сущность, особенности и последствия опричного курса Ивана Грозного в исторических источниках и литературе.
Цель работы – выявление причин введения, сущность и последствия опричнины для Русского государства. В связи с поставленной целью следует выполнить следующие задачи:
1. Исследовать понятие опричнины.
2. Выявить причины перехода к опричнине.
3. Исследовать основные черты и противоречия опричного курса в контексте правления Ивана Грозного.
4. Охарактеризовать последствия опричнины для развития Русского государства.
Методы исследования: историографический, аналитический, метод синтеза.
Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение и список источников и литературы.
К середине XVI века, когда Иван IV взошел на престол, ситуация в стране была сложной и требовала проведения тщательно продуманных реформ как внутри государства, так и в области внешней политики.
16 января 1547 года московский князь торжественно был венчан на царство, став первым русским царем в возрасте 16 лет. Это событие ознаменовало окончание периода боярского правления.
В правлении Ивана IV выделяются несколько ключевых этапов.
В течение десяти лет после коронации Ивана IV, так называемая Избранная Рада, состоящая из влиятельных бояр и церковных деятелей, таких как А.Ф. Адашев, священник Сильвестр и митрополит Макарий, фактически управляла государством и провела ряд прогрессивных реформ.
В 1549 году был созван первый Земский собор. В то время в Московском царстве существовала возможность подачи жалоб на злоупотребления местных властей непосредственно в Москву. К моменту воцарения Ивана Грозного таких жалоб накопилось много, в основном связанных с чрезмерными налогами и убытками от действий кормленщиков. На открытии Собора Иван IV призвал к взаимному прощению и примирению, обещая разрешить все споры в течение года.
На Земском соборе 1549 года присутствовали бояре, дьяки, высшие церковные иерархи и представители московского дворянства. Царь обвинил бояр в злоупотреблениях и призвал их к совместной работе и подготовке нового Судебника. Дворяне получили право быть судимыми лично царем, а не боярами-наместниками. Собор получил название «Собор примирения», хотя не был выборным и не включал представителей городов и крестьян. Тем не менее, он положил начало традиции созыва соборов во второй половине XVI и в XVII веках.
В 1550 году был принят новый Судебник, заменивший Судебник 1497 года, и содержавший 37 новых статей. Согласно новому Судебнику были ликвидированы тарханы - налоговые привилегии монастырей-вотчинников.
Судебник закрепил Юрьев день. Важным нововведением стала статья о холопах, находящихся на службе. Городским жителям запретили селиться на монастырских подворьях, что отражало интересы горожан, испытывавших экономические трудности из-за уклонения от налогов посадских людей, укрывавшихся на землях духовных или светских феодалов.
Судебник также реформировал систему кормлений, ограничивая влияние наместников. Судебные полномочия наместников были уменьшены, а контроль за их деятельностью со стороны местной и центральной власти усилен. На судебных заседаниях обязательно присутствовали старосты и целовальники, избираемые из числа посадских и черносошных крестьян.
Статья 98 Судебника гласила, что новые законы утверждаются «с государева доклада и с приговора всех бояр». Это означает, что проекты законов представлялись царю, а окончательное решение принималось Боярской думой . Для наделения поместного войска землей, правительство решило использовать подмосковные государственные земли и владения духовных лиц. В 1551–1552 годах в Дворцовую тетрадь внесли тысячу служилых людей. Однако земельных ресурсов на всех не хватило, и секуляризация церковных земель не была реализована.
В 1551 году состоялся церковный собор, где был принят Стоглав. Этот документ подтвердил неприкосновенность церковного и монастырского землевладения, упорядочил церковные службы и другие аспекты церковной жизни, в частности, ввел единообразие и усилил церковную дисциплину.
В России в то время реформационные идеи еще не получили широкого распространения. Реформы Стоглавого собора касались лишь внешней стороны церковной деятельности.
Правительство Ивана IV провело реформу земельного налогообложения и учет земельного фонда. В качестве единицы налогообложения ввели большую соху, размер которой варьировался в зависимости от землевладельца.
К середине 1650-х годов создали систему приказов, в которой управление строилось по ведомственному принципу. Была проведена реорганизация системы местного управления. Судебные дела по важным уголовным преступлениям были переданы от наместников и волостелей губным старостам, избираемым из детей боярских в уездах.
К 1556 году система кормлений была упразднена. Управление перешло к излюбленным головам, избираемым из зажиточных горожан и черносошных крестьян. Собранные земскими властями налоги поступали в царскую казну. Земская реформа была полностью реализована только на черносошном Севере. В приграничных районах оставались наместники, а военные дела контролировали воеводы. К концу XVI века военное и гражданское управление на местах было объединено, а наместники заменены воеводами. Эти реформы центрального и местного управления способствовали укреплению власти дворянства и ликвидации остатков феодальной раздробленности. Губное управление стало сословно-представительным органом дворянства, а местное земское управление - органом зажиточных слоев посадского населения и черносошных крестьян .
В 1560 году состоялось падение правительства Избранной Рады. Фактически разгон Рады был вызван тем, что царь стремился усилить самодержавную власть.
Перейдем к анализу источников, в первую очередь, рассмотрим особенности Стоглава.
Фрагмент для ознакомления
3
Источники
1. Емченко, Е.Б. Стоглав: Исследования и текст. - М.: Издательство «Индрик», 2000. – 460 с.
2. Послания Ивана Грозного. М. – Л.: Издательство «Академия наук СССР», 1951. – 716 с.
Литература
3. Вальденберг, В. Е. Древнерусские учения о пределах царской власти: Очерки русской политической литературы от Владимира Святого до конца XVII века. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. – 365 с.
4. Виппер, Р.Ю. Иван Грозный. - М -Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1944. – 157 с.
5. Зимин, А.А., Хорошкевич, А.Л. Россия времени Ивана Грозного. - М.: Наука, 1982. – 184 с.
6. Золотухина, Н.М. Развитие русской средневековой политико-правовой мысли. - М.: Юрид. Лит., 1985. - С. 161-166.
7. Казакова, Н.А., Лурье, Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI века. - М.-Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1955. – 340 с.
8. Карамзин, Н.М. История государства Российского. - М.: Наука, 1989. – 637 с.
9. Ключевский, В.О. Русская история. - М.: Эксмо, 2008. – 905 с.
10. Костомаров, Н.И. Царь Иван Васильевич Грозный.//В кн.: Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. – М., 1997.
11. Кобрин, В.Б. Иван Грозный - М.: Московский рабочий, 1989. – 175 с.
12. Лурье, Я.С. Вопросы внешней и внутренней политики в посланиях Ивана IV //Послания Ивана Грозного. - М. – Л.: Издательство «Академия наук СССР», 1951. - С. 510-511.
13. Платонов, С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. - М.: Высшая школа, 1993. – 703 с.
14. Плюханова, М.Б. Сюжеты и символы Московского царства. - СПб.: Акрополь, 1995. – 334 с.
15. Погодин, М.П. Историко-критические отрывки. - М.: Тип. Августа Семена, 1846. Т. 1.
16. Сахаров, А.М. Образование и развитие Российского государства в XIV-XVII вв. - М.: Высшая школа, 1969. – 224 с.
17. Скрынников, Р.Г. Иван Грозный. - М.: АСТ, 2006. – 495 с.
18. Соловьёв, С.М. История России. http://az.lib.ru/s/solowxew_sergej_mihajlowich/text_1200.shtml (дата обращения 02.04.2025)
19. Успенский, Б.А. Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и её русское переосмысление). - М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. – 369 с.
20. Шапошник, В. В. Церковно-государственные отношения в России в 30-80-е годы XVI века / Отв. ред. Ю.В.Кривошеев. -2-е изд.,испр. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. – 568 с.
21. Шаров, В. Опричнина//Родина. - №1. - 1991. - 23-27.
22. Юрганов, А.Л. Категории русской средневековой культуры. - М.: МИРОС, 1998. – 447 с.