Фрагмент для ознакомления
2
Проекты федеральных законов по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, разрабатываемые Правительством РФ, отправляются в государственные органы власти субъектов РФ.
Помимо этого, Правительство РФ предоставляет письменные заключения на проекты законов о введении либо отмене налогов, об освобождении от их уплаты, об изменении финансовых обязательств государства, о выпуске государственных займов, на проекты законов, устанавливающие расходы, покрываемые за счет бюджета федерального уровня. В течение месяца с момента поступления проекта закона это заключение Правительства РФ отправляется субъекту права законодательной инициативы и в Государственную Думу. Между тем, законодатель устанавливает и возможность продления этого срока по согласованию с субъектом права законодательной инициативы.
Правительство РФ представляет Государственной Думе РФ федеральный бюджет с отчетом о его исполнении.
Отношения Правительства РФ и судебных органов власти построены на признании Конституцией РФ независимости органов суда в качестве носителей судебной власти.
Еще одним направлением взаимоотношений Правительства РФ и судебных органов признается обеспечение исполнения решений суда. Одним из основополагающих начал организации системы российских судов является принцип обязательности судебных постановлений, согласно ним вступившие в юридическую силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ, а также их законные распоряжения, поручения, требования, вызовы и иные обращения являются обязательными для всех без исключения государственных органов власти, должностных лиц, местных органов самоуправления, общественных объединений, иных граждан и юридических лиц, и должны неукоснительно соблюдаться по всей территории РФ.
Правительство РФ наделяется обширным объемом полномочий и обязанностей, связанных с обеспечением законности, прав и свобод граждан, охраны порядка в обществе и собственности, борьбы с преступностью.
Одним из проявлений данной правоохранительной функции является обязанность Правительства РФ финансировать судебные органы власти и обеспечивать исполнение решений суда. Данное обязательство основано на установлении Конституцией РФ особой процедуры финансирования судебных органов власти для обеспечения их самостоятельности. Судебные органы власти признаются единственной структурой в системой государственной власти РФ, процедура финансирования которой устанавливается в самой Конституции РФ.
До конца остается неясным место и роль Президента РФ в механизме исполнительной власти. Конституция РФ предоставляет ему широкий спектр полномочий в области государственного управления. Одновременно Конституция РФ наделяет Правительство РФ всей областью исполнительной власти. В научной литературе отмечают несоответствие фактического и конституционного правового положения Президента РФ, негативным образом сказывающееся на практике управления.
Сложный характер взаимоотношений между Президентом РФ и Правительством определен в положениях Конституции РФ. Некоторые статьи Конституции РФ наделяют Президента РФ компетенцией, благодаря которой он может коренным образом влиять на деятельность государственных органов власти, вместе с тем особо ярко выражена правовая зависимость от Президента органов исполнительной власти.
Из системного изучения процедуры назначения следует, что в качестве Председателя Правительства РФ будет выступать только то лицо, которое Президент РФ решит назначить на данную должность, вне зависимости от согласия Государственной Думы.
Во-первых, ст. 111 Конституции РФ предусматривает, что Государственная Дума РФ имеет право отклонить лишь две предоставленные кандидатуры, т.к. в случае отклонения кандидатуры в третий раз, Президент осуществляет мероприятия, связанные с роспуском Государственной Думы и самостоятельно назначает Председателя Правительства РФ.
Таким образом, можно прийти к выводу, что Президент РФ при соблюдении регламентированной процедуры самостоятельно может назначить Председателя Правительства РФ.
Если рассмотреть процесс формирования Правительства РФ, то роль Президента РФ не может ограничиваться одним лишь назначением Председателя Правительства РФ. Согласно пункту «д» статьи 83 Конституции РФ Президент РФ по предложению Председателя Правительства РФ назначает и освобождает от занимаемой должности федеральных министров и заместителей Председателя Правительства РФ.
Следовательно, можно говорить о том, что фактически Президент РФ имеет право самостоятельно формировать Правительство РФ.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ О Правительстве Российской Федерации // Российской газете от 9 ноября 2020 г. N 251
Научная и учебная литература:
3. Алдабергенов С.Е. Правовой статус Правительства РФ // Развитие современной юриспруденции: актуальные вопросы теории и практики. Сборник научных статей. - 2022. - С. 13-15.
4. Асеев Н.А. Основные цели, задачи и принципы деятельности Правительства РФ // Конституция Российской Федерации - основной закон государства. Сборник научных статей. - Новосибирск. -2024. - С. 188-191.
5. Балдыков А.В. Правительство РФ и его место в системе разделения властей // Юридическое обозрение: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник научных статей. - 2023. - С. 31-33.
6. Дегтярева А.Ю. Проблемы правового положения Правительства РФ и рекомендации по совершенствованию законодательства // Журнал «Бизнес и общество». - 2023. - № 3 (39).- С.18-20.
7. Дробот С.Е. Формирование Правительства РФ: новый порядок и старые проблемы // Правовые проблемы укрепления российской государственности. Сборник научных статей. - 2021. - С. 155-157.
8. Жебель М.В. Правовой статус Правительства Российской Федерации // Журнал «Студенческий вестник». -2022. - № 13-3 (205). - С. 63-64.
9. Зуев Е.Д., Минаев А.В. Понятие и признаки исполнительной власти в России // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2024. - № 2-3 (89).- С. 49-51.
10. Морылева А.И. Взгляд на проблемы правового статуса Правительства РФ // Социальные институты в правовом измерении: теория и практика. Сборник научных статей. - 2022. - С. 252-256.
11. Нугаев Е.Б., Бабурин С.Н. О правовом статусе Правительства Российской Федерации // Журнал «Студенческий вестник». - 2021. - № 16-3 (161). - С. 6-8.
12. Нудненко Л. А. Конституционное право России: учебник для вузов / Л. А. Нудненко. — 10-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 503 с.
13. Реутов К. О. Правовой статус Правительства Российской Федерации / К. О. Реутов. — Текст: непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 50-53.
14. Россинский, Б. В. Административное право: учебник / Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов, - 6-е изд., пересмотр. - Москва: Норма: ИНФРА-М, 2020. - 640 с.
15. Сельгикова Ц.А. Правительство РФ в системе органов государственного управления // Журнал «Матрица научного познания». - 2024. - № 10-1. - С. 335-341.
16. Сердцев В.А. Исполнительная власть: понятие, признаки, система // Журнал «Молодой исследователь: вызовы и перспективы». Москва. - 2023. - С. 342-344.
17. Сморчкова Л.Н. Правительство Российской Федерации: трансформация правового статуса // Журнал «Право и практика». - 2021. - № 4. - С. 71-76.
18. Сорокина Ю.В. Понятие конституционно-правового статуса Правительства РФ // Актуальные проблемы профессионального образования: цели, задачи и перспективы развития. Сборник научных статей. - 2022. - С. 254-259.
19. Стрекозов В. Г. Конституционное право России : учебник для вузов / В. Г. Стрекозов. — 9-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 282 с.
20. Чучалова В.В. Исполнительная власть: понятие, признаки, функции // Молодежь и наука к вершинам познания. Сборник научных статей. - 2023. - С. 55-60.
21. Шувалова О.Ю. Роль Правительства РФ в системе органов государственного управления // Журнал «Актуальные исследования». - 2021. - № 37 (64). - С. 46-49.