Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В 21 веке жизнь современного человека становится всё более многогранной и сложной. Это требует от людей адаптивности, умения быстро ориентироваться, приспосабливаться к новым обстоятельствам, а также креативного и нестандартного мышления при решении различных задач.
Одной из ключевых задач современного воспитания является развитие творческого потенциала у детей. Это длительный и многоступенчатый процесс, в ходе которого дети получают первые впечатления от искусства, знакомятся с его миром, осваивают разнообразные художественные практики, в том числе и изобразительное искусство.
Современный подход к развитию творческих способностей предполагает целостное формирование отношения к окружающей действительности через различные виды визуального искусства. Однако в последнее время интерес к рисованию снизился.
Сегодняшние дети растут под влиянием телевидения, интернета и всевозможных развивающих игрушек, щедро приобретаемых родителями и родственниками, при этом часто забывается о покупке элементарного набора карандашей или красок. Современному ребенку бывает сложно активизировать воображение, поскольку он привык к динамичной смене кадров в мультфильмах и доступности любой информации в интернете.
Образовательная область "художественно-эстетическое развитие" направлена на формирование предпосылок для ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (вербального, музыкального, визуального), окружающего мира природы, становление эстетического отношения к нему, формирование базовых представлений о различных видах искусства, восприятие музыки, литературы, фольклора, стимулирование эмпатии к персонажам художественных произведений, реализацию самостоятельной творческой активности детей (в изобразительной, конструктивной, музыкальной и других областях). Следовательно, каждый педагог должен понимать, что развитие творческих способностей – это трудоемкий и продолжительный процесс, который осуществляется не только во время образовательной деятельности, но и в течение всего дня.
В процессе занятий изобразительным искусством ребенок переживает целый спектр эмоций: радуется своим успехам или огорчается неудачам. Важно отметить, что, создавая изображение, ребенок приобретает новые знания, расширяет и углубляет свои представления об окружающем мире. В процессе работы он начинает осознавать свойства предметов, запоминать их особенности и детали, осваивать изобразительные навыки, учится осознанно применять полученные знания.
Проблема исследования: являются ли занятия изобразительной деятельностью эффективным инструментом для развития творческих способностей детей дошкольного возраста? Цель нашего исследования заключается в выявлении, теоретическом обосновании и практической проверке комплекса занятий, направленных на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства.
Объектом исследования является процесс развития творческого потенциала у детей дошкольного возраста.
Предметом исследования является комплекс занятий, способствующих развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста в рамках изобразительной деятельности.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были определены следующие задачи:
1. Раскрыть содержание понятия "творческие способности" на основе анализа научной литературы.
2. Определить психолого-педагогические особенности развития творческого потенциала у детей дошкольного возраста.
3. Определить возможности изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей.
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Характеристика понятия "творческие способности"
Творчество – это один из ключевых элементов структуры личности и одна из наиболее значимых форм психической активности человека. Ученые рассматривают творчество как универсальную компетенцию, обеспечивающую успешное выполнение различных видов детской активности. Детское творчество – это основной способ существования и личностного роста, в котором ребенок демонстрирует свое понимание мира вокруг, раскрывает свой внутренний мир, ценностные ориентации, особенности эмоционального опыта, представлений, интересов и талантов. Детство – это период активного развития, изменений и обучения, период противоречий и парадоксов. Особенно ярко это проявляется в творческой деятельности, позволяющей наиболее полно выразить свой внутренний мир. Зарождаясь в раннем возрасте, творческие способности интенсивно развиваются в период от трех до семи лет и проявляются в стремлении ребенка к духовному постижению окружающего мира. Развитие творческих способностей возможно у всех детей, вне зависимости от уровня их интеллектуального, эмоционального и общего развития. Детское творчество может проявляться в мышлении, коммуникации, характеризовать личность в целом, но для этого необходимо, чтобы личность ребенка находилась в центре внимания родителей и педагогов. Творчество все чаще рассматривается как содержательная форма психической активности, как универсальная компетенция, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.
В связи с этим, необходимо обратиться к определению. Творчество предполагает самостоятельность и независимость мышления. Стремление развить эти качества – движущая сила педагогов в работе с детьми. [11]. Термин «творчество» происходит от слова «творить», то есть создавать что-то новое [11]. В толковом словаре русского языка дается следующее определение: творчество – это «создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей». Словарь «Психология» рассматривает творчество как «деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сути культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью» .
Ключевым моментом в индивидуальных особенностях человека являются его способности, определяющие формирование личности и обуславливающие степень выраженности ее индивидуальности. Несмотря на давнее и широкое использование термина «способности» в психологии, наличие в литературе множества его определений, он остается неоднозначным. Р.С. Немов предлагает следующие определения «способности»:
Способности – это свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. В настоящее время оно практически не используется в психологии.
Способности – это высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение различных видов деятельности [8].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников [Текст]/ Г.Г. Григорьева. – М.: Академия, 2000. – 272 с.
2. Дубровина, И.В. Психология [Текст]: учебник для студентов средних педагогических заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. – М.: Академия, 2003. – 464 с.
3. Жидких, Г.В. Творческие способности. От чего они зависят? [Текст]/ Г.В. Жидких. // Журнал Методист. - 2008. - №4. – 5 -7 с.
4. Казакова, Т.Г. Детское изобразительное творчество [Текст]/ Т.Г. Казакова. – М.: Карапуз-Дидактика, Сфера, 2006. – 192 с.
5. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст]/ Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 136 с.
6. Лейтес, Н.С. Способности и одаренность в детские годы [Текст]/ Н.С. Лейтес. – М.: Знание, 1984. – 80 с.
7. Настольная книга воспитателя и методиста детского сада: развитие творческих способностей дошкольников [Текст]/ И.В. Груздова, С.В. Кузнецова, Е.В. Котова, Т.А. Романова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 390 с.
8. Немов, Р.С. Психология: в 3 т. – книга 1[Текст] / Р.С. Немов. – М.: Просвещение. Владос, 1995. – 576 с.
9. Поддъяков, Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста [Текст] /Н.Н. Поддъяков. – Волгоград: Перемена, 1994. – 47 с.
10. Психология: словарь [Текст] / под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
11. Развитие творческих способностей у детей [Текст] // Журнал Завуч. - 1999. - №6. – 94 с.
12. Эльконин, Д.Б. Детская психология[Текст]: учеб. пос. для студ. Вузов /Д.Б. Эльконин – М.: «Академия», 2007. 384 с.