Фрагмент для ознакомления
2
Начнём исследование теории софт-скил руководителя с определения его ро-ли в стратегическом планировании. В свое время признанный гуру менеджмента Питер Друкер заявил: «Культура ест стратегию на завтрак». Действительно, имен-но корпоративная культура является питательным субстратом для реализации стра-тегии. В спор с классиком вступил не менее уважаемый Брайан Робертсон, автор революционной системы управления «Холакратия». Он резонно возразил: «Струк-тура ест культуру на обед». Получается, корпоративная культура определяется си-стемой управления организации. А кто определяет эту саму структуру? Конечно же, софт-скил руководителя!
Получается, что рассматривать стратегический менеджмент в отрыве от изу-чения стилей руководства нельзя. Именно личность руководителя — определяет все остальное. Недаром говорят, что организация — отражение невроза первого лица. Не потому ли многие стратегии терпят крах, потому что противоречат самой природе руководителя организации .
Первые лица, как мы знаем, бывают самые разные. И у каждого свой поход. Можно на самом старте разработки стратегии учесть этот фактор, чтобы избежать проблем с утверждением и внедрением. Ведь ключевой признак хорошего управ-ленческого решения — это его реализуемость.
Здесь полезно обратиться к концепции MBTI : описывает типы информаци-онного метаболизма, которые базируются на признаках Юнга. Карл Юнг в своей работе «Психологические типы» описал четыре дихотомии, которые определяют то, как человек взаимодействует с окружающим миром.
Дихотомия — это пара двух взаимоисключающих свойств или черт характе-ра. В рамках данного исследования будем опираться на дихотомии «Сужде-ние/Восприятие» и «Сенсорика/Интуиция», с помощью которых исследуем суть софт-скил руководителя.
Четыре дихотомии софт-скил руководителя по теории Юнга :
Первая группа: «Сенсорики/Интуиция».
Сенсоры. Сенсорика – это способность человека воспринимать объекты окружающего мира и их простейшие свойства: вкус, цвет, запах и т.д. Любое жи-вое существо вынуждено обрабатывать информацию подобного рода, однако именно сенсорики – эксперты по обработке информации о материальном мире и о теле как о наиболее близком и значимом физическом объекте.
Наиболее важные признаки, которые характеризуют сенсорное восприятие мира: Хорошее понимание явных и скрытых свойств физического мира и его объ-ектов, умение использовать их себе на благо. Четкое осознание состояний и по-требностей своего тела, первостепенный учет этой информации при принятии ре-шений о дальнейших действиях. Стремление создать запас, сохранить ресурс, ско-пить то, что может понадобиться. Необходимость защиты территории как источ-ника жизнеобеспечения.
Интуиты. Люди этого типа держат в фокусе внимания информацию, связан-ную с изменениями, ориентированы на скорость, могут предвидеть наступление важных событий. Такой подход сильно отличается от ценностей̆, на которые ори-ентирован сенсорик. Основные признаки, которые оказываются в фокусе внима-ния интуитов:
1. Изменения могут наступать довольно быстро и даже внезапно. Это обу-словливает высокую скорость обработки информации и реагирования у интуита.
2. Способность отвлечься от сенсорных подробностей̆ позволяет интуиту схватывать ситуацию целостно, в самом общем виде.
3. Особенность работы с изменениями и процессами приводит к специфиче-ской способности сознания интуита – он легко конструирует любые (в том числе несуществующие) объекты, обладает богатой фантазией и слабо учитывает физи-ческие свойства мира.
4. Изменения и процессы, которые могут наступить (а могут и не наступить) носят не вещественный характер и обладают вероятностными характеристиками. Интуит отслеживает временной вектор и возможности, которыми обладает теку-щая ситуация, то есть способен делать более качественный прогноз развития со-бытий.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 10-е изд. /Пер. с англ. под ред. С.К. Мордовина. – СПб.: Питер, 2023. – 311 с.
2. Архипова, Н.И. Управление персоналом организации. Краткий курс для бакалавров / Н.И. Архипова, О.Л. Седова. - М.: Проспект, 2022. - 224 c.
3. Вдовин, С. М. Стратегия и механизмы устойчивого развития: моногра-фия / С. М. Вдовин. - М.: ИНФРА - М, 2019. - 154 с.
4. Гибсон Дж., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х. Организации: поведение, структура, процессы: Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2024. – 280 с.
5. Грибов, В. Д. Инновационный менеджмент: учебное пособие / В. Д. Гри-бов, Л. П. Никитина. – Москва: ИНФРА-М, 2014. – 311 с.
6. Грушенко В. И. Менеджмент: восприятие сущности менеджмента в условиях стратегических изменений: уч. пособ. М.: ИНФРА-М, 2024. -288 с.
7. Друкер П. Эффективный руководитель. –М.: Вильямс, 2022. – 224 с.
8. Зараменских Е.П. Управление жизненным циклом информационных си-стем. – Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2024. – 270 с.
9. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показа-телей. От стратегии к действию: Пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2024. - 314 с.
10. Кей Беверли, Джордан-Эванс Шерон. Любите их или вы их потеряете. Как удержать ценных сотрудников. М.: Добрая книга, 2022. -320 с.
11. Кови С. Восьмой навык. От эффективности к величию. – М.: Альпина Паблишер, 2023. – 245 с.
12. Козлов, В. В. Инновационный менеджмент: учебник / В. В. Козлов; — Москва: РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева, 2021. — 233 с.: цв.ил., рис., табл. — URL: http://elib.timacad.ru/dl/local/s20210609-1.pdf (дата обращения: 01.03.2025)
13. Коллинз, Джим. Как гибнут великие. От хорошего к великому (комплект из 2 книг) / Д. Коллинз. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. - 608 c.
14. Лукьянова, Т.В. Управление персоналом. Теория и практика. Управление инновациями в кадровой работе. - М.: Проспект, 2022. - 272 c.
15. Ляндау Ю.В. Чигров А.С. Модели архитектуры систем управления. Эко-номика и предпринимательство часть 2, 2023. - 320 с.
16. Майклз Э., Хэнтфилд-Джонс Х., Экселрод Э. Война за таланты. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. – 272 с.
17. Маслова, В.М. Управление персоналом: Учебник и практикум для ака-демического бакалавриата / В.М. Маслова. Юрайт, 2023. - 492 c.
18. Михайлина, Г.И. Управление персоналом: Учебное пособие. - М.: Даш-ков и К, 2022. - 280 c.
19. Моргунов, Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение: Уч. для академ. бакалавриата / Е.Б. Моргунов. Юрайт, 2022. -424 c.
20. Нонака И., Такеучи Х. Компания – создатель знания. - М.: ЗАО Олимп-Бизнес, 2024. - 350 с.
21. Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей: Настольная кни-га стратега и новатора / пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2021. – 288 с.
22. Петранева, Г. А. Малый бизнес в рыночной среде: учебное пособие / Г. А. Петранева, А. Н. Романов; — Москва: РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева, 2024. — 67 с.: табл. — URL: http://elib.timacad.ru/dl/local/224.pdf (дата обращения: 01.03.2025).
23. Стаут Л.У. Управление персоналом. Настольная книга менеджера / пер. с англ. – М.: ООО «Издательство «Добрая книга», 2021. – 536 с.
24. Темплар Р. Правила менеджмента. Как ведут себя успешные руководите-ли. – М.: Альпина Паблишер, 2024. – 184 с.
25. Томпсон-мл. А. А. Стратегический менеджмент: Концепции и ситуации для анализа: Учебное пособие / А. А. Томпсон-мл, А. Дж. Стрикленд III. – 12-е изд. – М.: Вильямс, 2014. – 315 с.
26. Трейси Б. Как управляют лучшие. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2024. – 220 с.