Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Предоставление собакам прочной тренировочной базой — одна из самых важных вещей, которую должны делать кинологи. Это обучение поможет установить правильные взаимоотношения не только с дрессировщиком, но и с другими людьми. Будь то появление нового щенка, так и дрессировка собаки для того, что бы вспомнить подзабытые команды. Несколько ключевых советов по дрессировке собак помогут понять основы позитивной дрессировки. А так же могут помочь спланировать и поддерживать надежный режим обучения собаки.
Актуальность курсовой работы состоит в том, что ошибки восприятия поведения собаки, недостаток знаний о психологии и физиологии собаки могут привести к серьезным нарушениям в процессе общей дрессировки. Необходимо подчеркнуть важность правильного взаимодействия с животным, выделяя влияние на формирование условных рефлексов и избегание стресса.
Объектом курсовой работы являются собаки.
Предметом курсовой работы являются ошибки, допускаемые кинологами в общей дрессировке.
Цель курсовой работы – выявить основные ошибки, допускаемые кинологами в общей дрессировке.
В соответствии с данной целью в работе определены следующие задачи:
1.Определить суть и методы общей дрессировки.
2. Выявить навыки и правила их выработки у собак.
3.Проанализировать допускаемые ошибки при дрессировке собак по условиям общей дрессировки.
4. Предложить рекомендации по профилактике ошибок в общей дрессировке собак.
Методической и теоретической основой курсовой работы являются научные труды и учебная литература по изучаемой теме.
Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка литературы.
1.Сущность общей дрессировки собак
1.1 Методы общей дрессировки
Дрессировка, происходящая от французского "dresser", означает обучение животного. Это систематический и целенаправленный процесс приучения животных к выполнению различных сложных действий в определенных обстоятельствах, необходимых для выполнения служебных задач.
Собака выполняет эти действия по сигналам, таким как голосовые команды или жесты, подаваемые дрессировщиком. Одновременно с этим, у собак подавляют нежелательные и мешающие работе рефлексы.
Например, при обучении собаки сторожевой службе развиваются навыки длительной бдительности, активного восприятия малейших изменений в окружающей среде (звуков, шорохов, движений, запахов) и бесшумного предупреждения о приближении посторонних. Параллельно с формированием необходимых навыков, у собаки сдерживают голосовую реакцию (лай) на раздражители.
У собак, используемых для розыска и охраны, формируются навыки общего послушания: умение стоять, садиться, ложиться, ползти, прекращать нежелательные действия по командам дрессировщика, а также другие полезные навыки.
Дрессировка представляет собой систему различных техник, направленных на формирование у собаки требуемых умений. Существует четыре главных подхода: физический, поощрительный, комбинированный и имитационный. Физический метод предполагает использование физического воздействия в ответ на условный сигнал: надавливание рукой, рывок поводком, удар хлыстом и т.д. К примеру, команда "Сидеть!" реализуется с одновременным надавливанием рукой на область крестца собаки и осторожным подтягиванием поводка вверх и назад[3].
Вкусопоощрительный метод основан на подкреплении условного раздражителя лакомством. Команда "Ко мне!" сопровождается демонстрацией собаке угощения с последующей выдачей его после того, как собака приблизится.
При контрастном методе обучения сначала применяется механическое воздействие для стимуляции нужного поведения, а затем, при выполнении требуемого действия, собака поощряется лакомством. Механическое воздействие провоцирует защитную реакцию, заставляя животное стремиться избежать дискомфорта (иногда болевого ощущения), принимая желаемую позу, после чего немедленно следует положительное подкрепление в виде лакомства. Например, при команде "Сидеть!" оказывается давление на область поясницы с одновременным натяжением поводка вверх и назад, а как только собака садится, её угощают. Подобный контраст эмоций эффективно способствует формированию устойчивых навыков.
Метод подражания основан на естественной склонности животных копировать поведение других, особенно заметной у щенков, перенимающих действия взрослых собак. Изначальные поведенческие модели расширяются за счет усвоения чужого опыта. В процессе дрессировки это используется для обучения преодолению препятствий, подачи голоса по команде и другим навыкам. Метод подражания особенно полезен при воспитании щенков[10].
1.2 Навыки и правила их выработки у собак
Сформированный навык у собаки представляет собой комплекс поведенческих актов, закрепленных многократным повторением упражнений, где стимулом служит подкрепление в виде пищи или физического воздействия. Как правило, это сложная цепь последовательных действий, включающая как активные, так и сдерживающие рефлексы.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аросланов Ф. С., Алексеев А. А., Шигорин В. И. Дрессировка служебных собак: учебное пособие. Алма-Ата: Койнар, 1987.
2.Андреев Л. А., Васильев В. В., Васильев М. Ф. и др. Служебное собаководство: Руководство по подготовке специальных служебных собак. М.: Сельхоз-гиз, 2014. - 324с.
3. Арасланов Ф. С. и др. Дрессировка служебных собак. Алма-Ата: Кайнар, 2017. - 304 с.
4. Беляев Н. В. Как правильно дрессировать собаку. Минск, 1997.
5. Бочаров В., Орлов А. Дрессировка служебных собак. - М.: ДОСААФ, 2011. – 451с.
6. Варлаков В. С., Затевахин И. И. Системные принципы дрессировки.// О чем лают собаки. М.: Патриот, 1997, с. 174-245.
7. Наставление по дрессировке и применению служебных собак. М.: Воениздат, 1982. - 384 с.
8. Орлов А. Методика дрессировки служебных собак. // Клуб служебного собаководства. - М.: Знак почета, 2016.-191с.
9. Ордобаев Б. С., Бактыгулов К. Б. Опасные природные процессы: учебник для вузов. Бишкек: Айат, 2014. 244 с. 13.
10. Ордобаев Б. С., Боронов К. А. Чрезвычайные ситуации. Классификация. Правила поведения: учебник для вузов. Бишкек: Айат, 2013. - 296 с.
11. Севодняев В. М. Методика подготовки собак к выборке вещи. // Войсковой вестник. М., 2013, № 5, с. 44-48.
12.Служебное собаководство: Сборник./ Сост. В.Н. Зубко - М.: ДОСААФ, 2017. - 382 с.
13. Усов М. И. Собака поисково-спасательной службы. М.: 1996.
14. Учебно-методическое пособие по подготовке инструкторов и собак
поисково-спасательной службы. М.: ВНИИ ГОЧС, 1991. - 84 с.
15. Учебное пособие для специалистов-кинологов органов внутренних
дел. Ростов н/Д: МВД, 1995. - 122с.