Фрагмент для ознакомления
2
Федеративное устройство России – это ключевой институт конституционного права, фиксирующий форму государственного устройства России как федерацию, а также определяющий рамки соответствующих федеративных взаимоотношений. Эти взаимоотношения возникают между Российской Федерацией, представленной федеральными органами государственной власти, и субъектами Российской Федерации, представляющими собой государственные образования, составляющие Россию. Данные отношения включают конституционные принципы единства России как федеративного государства, конституционные основы статуса субъектов федерации как самостоятельных государственных образований, а также разграничение сфер компетенции и полномочий между федеральными органами и органами государственной власти субъектов федерации.
В историческом контексте развитие федеративной модели государственного устройства в России прошло путь от самодержавного унитарного государства через формальное закрепление принципов федерализма в централизованном тоталитарном государстве к реальной демократической федерации. В действующей Конституции Российской Федерации данный институт федеративного устройства нашел отражение в третьей главе. Этот институт охватывает также положения Федеративного Договора в части, не противоречащей Конституции России, а также другие федеральные законы и законы субъектов федерации (их конституции и уставы), регулирующие федеративные отношения. Формирование федеративной формы в России официально берет начало с принятия III Всероссийским Съездом Советов в январе 1918 года «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», где было провозглашено, что Советская Российская Республика основывается на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик.
В первой Конституции, принятой на V Всероссийском Съезде Советов в июне 1918 года, федеративное устройство отразилось в официальном названии России: Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика. Было установлено, что Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, формируют автономные областные союзы, входящие в РСФСР на принципах федерации. Вопросы принятия новых членов в РСФСР и признания выхода отдельных частей из нее относились к компетенции Всероссийского Съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета. В период с декабря 1922 года по декабрь 1991 года федерация в России развивалась в рамках Союза Советских Социалистических Республик (СССР).
Ее основные особенности включали: формирование посредством конституционного закрепления федеративного устройства с последующим выделением субъектов федерации, а не через объединение ранее самостоятельных государств (как, например, в США, Германии, Швейцарии); признание статуса субъектов федерации только за национальными образованиями (автономными республиками, автономными областями и округами), исключая из сферы федеративных отношений население краев и областей; фактическое пренебрежение федеративными принципами в рамках жестко централизованной административно-бюрократической системы. Федеративный Договор – это соглашение, подписанное в марте 1992 года органами власти республик в составе РСФСР, краев и областей, автономной области и автономных округов, городов федерального значения, с одной стороны, и федеральными органами власти, с другой, касающееся разграничения сфер компетенции и полномочий.
По своей юридической природе, это конституционный закон, включенный в состав Конституции РСФСР 1978 года и продолжающий действовать в настоящее время в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации 1993 года. Политическое значение Федеративного Договора заключалось в том, что после распада СССР он способствовал сохранению единства России, а также положил начало новому этапу развития в ней федеративных отношений. Федеративный Договор не подписали только Татарстан и Чечня. Юридическое значение Федеративного Договора заключается в том, что в нем впервые в качестве субъектов федерации, наряду с национальными образованиями, были признаны края, области, города федерального значения, и была предпринята попытка детального разграничения государственных полномочий федеральных органов и органов субъектов федерации. Вместе с тем, Федеративный Договор закреплял неравное положение субъектов федерации, предоставляя более высокий статус республикам.
Конституционные основы единства России как федеративного государства – это нормы, закрепленные в Конституции России, которые определяют наиболее важные элементы целостности (неделимости) и единообразия государственной власти в России в рамках ее федеративного устройства. Целостность и единообразие государственной власти в соответствии с Конституцией обеспечиваются: единством территории Российской Федерации, включая территории всех субъектов федерации, на которую распространяется ее суверенитет (ст. 67); единством государственного русского языка на всей территории Российской Федерации (ст. 68); единством экономического пространства, денежной и финансовой системы на всей территории Российской Федерации (ст. 74 и 75); единством структуры и согласованностью функционирования федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов федерации (ст. 77 и 78); единством правового пространства на всей территории России, которое определяется верховенством Конституции Российской Федерации, согласованностью законов федерации и ее субъектов (ст. 76); наличием у Российской Федерации исключительных предметов ведения (ст. 71), включая право представлять Россию в межгосударственных объединениях (ст. 79), а также приоритетов в определении политики по предметам совместного ведения с субъектами федерации (ст. 72); наличием у Федерации собственной государственной символики – флага, герба, гимна и столицы (ст. 70).
Конституционные основы статуса субъектов Федерации закреплены в Конституции Российской Федерации, являются нормами, определяющими основы правового статуса субъектов Российской Федерации как самостоятельных государственных структур.6 в соответствии со статьей 65 Конституции вышеназванный состав Российской Федерации состоит из 83 субъектов: 21 республики, 9 территорий, 46 областей, 2 федеральных городов девальвации (Москвайсанкт-Санкт-Петербург), 1 автономной области и 4 автономных округа. Все субъекты Федерации имеют одинаковые права как друг с другом, так и во взаимоотношениях с федеральными органами.
Статус субъектов Российской Федерации как самостоятельных государственных структур определяется: их концентрацией в Конституции Российской Федерации, основными законами субъектов Федерации (Конституция Республики, уставы других субъектов Федерации). недопустимость изменения статуса субъекта Федерации без его согласия (ст. 66).; право каждого субъекта на свою территорию и недопустимость его изменения без согласия субъекта Федерации ( ст. 67); право каждого субъекта самостоятельно создавать на своей территории систему власти и управления в соответствии с основами конституционного строя России (ст. 77); право каждого субъекта осуществлять свое правовое регулирование, в том числе принятие законов и иных нормативных правовых актов (ст. 76); делимитация субъектов юрисдикции Российской Федерации (ст. 77). 71), субъекты совместной юрисдикции федерации и ее субъектов (статья 72), субъекты юрисдикции субъектов Федерации (статья 73); обладание полной государственной властью на своей территории вне юрисдикции Российской Федерации и совместной юрисдикции федерации и ее субъектов (ст. 73). Субъектами юрисдикции Российской Федерации является совокупность вопросов государственного управления, решаемых исключительно федеральными органами власти в рамках федеральных отношений.
К субъектам исключительной юрисдикции федеральных ведомств относятся сферы государственной службы, наиболее важные для России как единого государства. 71 Конституции Российской Федерации включает: принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеральное устройство и территория Российской Федерации; 7 регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, гражданства Российской Федерации; создание и формирование системы федеральных государственных органов; обеспечение федеральной собственности, федеральных систем энергетики, транспорта и коммуникаций управление; федеральный бюджет и федеральные налоги; судебная система, прокуратура; уголовное законодательство, уголовно-процессуальная и уголовно-исполнительная деятельность; амнистия и помилование; гражданское законодательство, гражданско-процессуальное и арбитражное производство, правовое регулирование интеллектуальной собственности; оборона и национальная безопасность; вопросы внешней политики и международных отношений Российской Федерации, войны и мира.; Другие вопросы, указанные в статье 71 Конституции. По субъектам юрисдикции Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, действующие непосредственно на территории Российской Федерации.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 г. №6‐ФКЗ и от 30.12.2008 г. №7‐ ФКЗ) // Российская газета. 2009. 21 января. №7.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 года) // Российская газета. 1998. 10 декабря.
3. Федеративный договор (Москва, 31 марта 1992 г.). Текст договора официально опубликован не был.
4. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года № 1‐ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № Ст.1447.
5. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. №52 (ч.1). Ст. 4916.
6. Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 года № 4730‐I «О государственной границе Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1993. №17. Ст. 594.
7. Федеральный закон от 26 ноября 1996 года № 138‐ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» // СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5497.
8. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131‐ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
9. Добрынин Н. М. Российский федерализм: Становление, современное состояние и перспективы.// Новосибирск: Наука. - 2015. - № 3. – 751 с.
10. Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право: Учебник. М.: Проспект, 2014. – 452 с.
11. Морозова А.С. Истоки федерализма в России. Становление современной модели государственного управления: историко-правовой анализ. Российская юстиция. – 2015. -№8. – С. 15-19.
12. Морозова А.С. Проблемы совершенствования федеративных отношений в России: закономерности и отклонения: закономерности и отклонения. Конституционное и муниципальное право - 2015. - № 10. – С. 25-28.
13. Морозова А.С., Карасев А.Т. Конституционно-правовая характеристика субъектов РФ и их взаимодействие с Российской Федерацией: вопросы теории. - Екатеринбург: Уральский институт - филиал РАНХиГС, 2014. – 961 с.
14. Организация государственной власти субъекта Российской Фелерации: вопросы теории и практики. Монография / под. Ред В.Ю. Пантелеева и А.В. Савоськина. - Екатеринбург: Уральский гуманитарный институт, 2015. – 496 с.
15. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма:Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2015. – 25 с.
16. Хакимов Р.С. «Перспективы российского федерализма». Казань. 2013 г. С. 8-12.