Фрагмент для ознакомления
2
В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Основополагающим актом международного публичного права, регулирующим отношения в рассматриваемой области, является Конвенция о дорожном движении (далее - Конвенция), принятая в Вене 8 ноября 1968 года[ Конвенция о дорожном движении 1968 года и Европейское соглашение, дополняющее Конвенцию. Издание ООН, 2007.
]. Проведенный сравнительно-правовой анализ данного акта показал, что в нем отсутствует термин «безопасность дорожного движения» как таковой, однако из контекста ряда положений можно выделить нормы, непосредственно направленные на достижении безопасности дорожного движения. Так, например, ч. 1 ст. 7 Конвенции устанавливает правило, согласно которому действия водителей и пешеходов не должны подвергать опасности здоровье и жизнь людей, создавать аварийную ситуацию или препятствовать движению, а также причинять ущерб государственному, частному или общественному имуществу. В свою очередь ч. 2 ст. 87 Конвенции рекомендует включать в национальные законодательства требования о недопущении ограничений дорожного движения и угроз его безопасности путем создания каких-либо препятствий со стороны пользователей дороги. В случае, если возникновения препятствия или опасности избежать не удалось, оговаривается необходимость максимально быстрого их устранения, а также предупреждения о них других пользователей. Согласно ч. 3 названной статьи от водителей требуется соблюдение повышенной осторожности к наиболее уязвимым участникам дорожного движения - пешеходам, велосипедистам, детям, престарелым и людям с ограниченными возможностями[ Верзилин С.В. О Некоторых вопросах международного и отечественного нормативно–правового регулирования отношений в области обеспечения безопасности дорожного движения // Флагман науки. – 2023. – № 9 (9). – С. 701–703.].
Обеспечение безопасности дорожного движения представляет собой
значимое направление государственной политики, требующее разработки
и принятия надлежащей нормативно-правовой основы и выстроенной иерархии административного управления в рассматриваемой области. Процесс правового регулирования в сфере безопасности дорожного движения
на протяжении длительного периода времени формировался в сочетании не-
посредственных актов управления дорожным движением, принятием новых
градостроительных нормативов, учитывающих специфику автомобильного
транспорта, и регулированием полномочий органов государственной власти
по администрированию рассматриваемой сферы. Обеспечение безопасности
в указанной области не только вытекает из потребностей общества,
но и выступает одним из основных направлений деятельности государства[ Исаев В.М. О некоторых аспектах действующего правового регулирования безопасности дорожного движения // Общество: политика, экономика, право. – 2021. – № 5(94). – С.87. ].
Дорожное движение необходимо рассматривать как совокупность общественных отношений, урегулированных нормами права, возникающих
и развивающих в связи с процессом транспортного перемещения людей
и грузов по выделенным путям сообщения (дорогам) с учетом особенностей
передвижения людей, находящихся вне транспортных средств. Специфика
безопасности дорожного движения как особой разновидности общественной
безопасности является сочетания особенностей области обеспечения (дорожное движение), социо-технического характера возникающих угроз и наличия
отдельного режима правового регулирования (законодательство
о безопасности дорожного движения). Учитывая то обстоятельство, что
транспортные средства отнесены к объектами повышенной опасности, их ис-
пользования безотносительно вопросов сознательно принимаемых человеком
решений сопрягается со значительными рисками для безопасности. В этом
отношении дорожное движение по умолчанию является пространством актуализации повышенных рисков, которые берет на себя его участник (добро-
вольный риск). При этом процесс обеспечения безопасности дорожного движения подразумевает нейтрализацию угроз и рисков для защищенности его
участков средствами административно-правового воздействия (позитивное
обязывание и императивный запрет).
Исследования в области безопасности дорожного движения проводятся
в связи с практическими потребностями борьбы с растущим числом жертв
дорожно-транспортных происшествий как нежелательного результата растущей транспортной системы. Серьезное изменение, наблюдаемое
в последнее время как в исследованиях безопасности дорожного движения,
так и в деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, касается смещения акцента с сегментированных исследований, сосредоточенных на отдельных областях, таких как водитель, транспортное средство
и дорога, на системный подход к этому вопросу. Более того, изучая различные изменения, произошедшие за последние годы в отношении поведения
участников дорожного движения, конструкции транспортных средств
и дорожной инфраструктуры, можно наблюдать тесную взаимосвязь между
возможностями исследований в области безопасности дорожного движения
и применяемыми мерами по обеспечению безопасности дорожного движения.
Важнейшим направлением государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения является по надлежащему ведению
дорожного хозяйства страны. Органы внутренних дел, прежде всего, в лице
Госавтоинспекции, выступают ключевым субъектом административного
управления в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Процесс
управленческого воздействия на мероприятия дорожного хозяйства охваты-
вает собой всю деятельность органов публичного управления и предприятий
хозяйственной сферы по проектированию, строительству и эксплуатации
объектом дорожной инфраструктуры с учетом соображений безопасности.
Несмотря на ежегодно увеличивающуюся протяженность дорог в РФ, вопрос
о качестве вводимых в эксплуатацию дорого остается открытым, так как покрытие дорог различается в качестве используемых материалов, что делает
его менее скользким, климато-устойчивым, снижается[ Сунгатуллина К.А. Условия и факторы, влияющие на безопасность дорожного движения на современном этапе // Вестник НЦБЖД. – 2022. – № 2(52). – С.128.].
Проблематика, связанная с некачественным состоянием дорожного полотна, во многом обуславливается неэффективностью административной политики в деятельности связанной с приведением его в пригодное состояние.
К числу подобных, «скрытых» проблем относится наличие различного рода
отсылочных коллизий, неточные формулировке в положениях закона, которые формируют двойственное его восприятие. Законодательное закрепление
обязанности по проверки безопасности состояния предполагает необходимость осуществления надзора за содержанием дорожного полотна
в пригодном состоянии для его эксплуатации транспортными средствами,
а также осуществлением мониторинга требований, предъявляемых
к состоянию дорожного полотна. Это является показателем того как государство напрямую может повлиять на предотвращение появлению опасных ситуаций на дорогах, так как даже самый профессиональный водитель
при проезде через некачественную дорожную трассу не всегда может справиться с управлением ввиду того, что при износе дороги сцепные свойства
транспортного средства с ней уменьшаются. Однако факт соответствия проектируемых, построенных и реконструируемых дорог заявленным техническим требованиям, направленным на снижение рисков для безопасности участников дорожного движения (далее – инфраструктурные требования), осуществляется органами государственного строительного надзора. Действующим законодательством ГИБДД МВД России не относится к числу органов
публично-властного управления, которые принимают непосредственное участие в экспертизе проектной документации, что негативным образом сказывается на возможности корректирующего воздействия со стороны данного органа в отношении решений, принимаемых на стадии проектирования решений[ Пролетенкова С.Е., Беликов А.П. О совершенствовании административно–правового регулирования контрольно–надзорной деятельности в отношении проектирования дорог и дорожной инфраструктуры // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2021. № 2(54). С.122.].
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – 2020. - № 144.
2.Конвенция о дорожном движении 1968 года и Европейское соглашение, дополняющее Конвенцию. Издание ООН, 2007.
3.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федер. закон от 30 дек. 2001 № 195-ФЗ : принят Гос. Думой 2о декабря 2001 г. : одобрен Советом Федерации 26 декабря г. : [ред. от 03.02.2025] // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 1 [ч. I]. — Ст. 1.
4.Уголовный кодекс Российской Федерации : Федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ : принят Гос. Думой 24 мая 1996 г. : одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 г. : [в ред. от 28.12.2024 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. — № 25. — Ст. 2954.
5.О полиции: Федер. закон от 07 февраля 2011 № З-ФЗ : принят Гос. Думой 28 января 2011 г. : одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 г. : [ред. от 28.12.2024] // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2011. — № 7. — Ст. 900.
6.О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения : Указ Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711 (ред. от 02.03.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — № 25. — Ст. 2897.
7.Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта : Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 398 (ред. от 07.03.2025) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2004. — № 32. — Ст. 3345.
Литература
8.Апарин Ю.В. Основы административной деятельности органов внутренних дел. – М., 2018. – 447 с.
9.Баранчикова М.В. Причины совершения коррупционных преступлений сотрудниками ГИБДД // Наука и практика. – 2021. − № 3. − С. 10 – 13.
10.Бахрах Д.Н. Административное право России : учебник / Д. Н. Бахрах. – 5–е изд., перераб. и доп. – М. : Эксмо, 2010. – 607 с.
11.Бекетов О.И. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Общая. – М., 2019. – 548 с.
12.Верзилин С.В. О Некоторых вопросах международного и отечественного нормативно–правового регулирования отношений в области обеспечения безопасности дорожного движения // Флагман науки. – 2023. – № 9 (9). – С. 701–703.
13.Дуброва В. А. Особенности административно–юрисдикционной деятельности ГИБДД МВД России в сфере обеспечения безопасности дорожного движения // Актуальные проблемы административного и административно–процессуального права Сборник статей по материалам X юбилейной международной научно–практической конференции (Сорокинские чтения). Под общей редакцией А.И. Каплунова. – 2019. – С. 600–602.
14.Исаев В.М. О некоторых аспектах действующего правового регулирования безопасности дорожного движения // Общество: политика, экономика, право. – 2021. – № 5(94). – С.87.
15.Ищенко С. А. К вопросу о деятельности ГИБДД по пропаганде безопасности дорожного движения. // Общество и право. – 2014. – № 4 (50). – С. 258–261.
16.Пролетенкова С.Е., Беликов А.П. О совершенствовании административно–правового регулирования контрольно–надзорной деятельности в отношении проектирования дорог и дорожной инфраструктуры //
Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2021. № 2(54). С.122.
17.Сальников А.А. Нормативно–правовое регулирование процедуры фиксации сотрудниками ГИБДД места и обстановки ДТП // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2013. − № 22. − С. 62 – 66.
18.Севрюгин В.Е., Полякова С.В. О сущности административно–юрисдикционной деятельности полиции в сфере дорожного движения // Проблемы права. –2021. –С. 98–104.
19.Сергеев С.А. Административно–правовой статус ГИБДД как субъекта контрольно–надзорных правоотношений: Монография. // М.: ЮНИТИ–ДАНА; Закон и право. – 2007. – 67 с.
20.Сунгатуллина К.А. Условия и факторы, влияющие на безопасность дорожного движения на современном этапе // Вестник НЦБЖД. – 2022. – № 2(52). – С.128.