Фрагмент для ознакомления
2
В российских условиях особое значение приобретает разработка и реализация планов организации и развития предприятия – бизнес-плана. Статистика банкротств новых предприятий свидетельствует о том, что риск довольно высок. Бизнес-план используется для прогнозирования и возможного предотвращения этих проблем.
Бизнес-план — это документ, в котором описываются все основные аспекты будущего предприятия, анализируются все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяются пути решения этих проблем. Бизнес-планы обычно пишутся по следующим причинам: Эрик С. Сигел. Руководство по написанию бизнес-плана. М.: МТ-Пресс, Сирин, 2003. - С. 126.
1. Для наружного применения. Представьте дело в наиболее выгодном свете посторонним лицам, например инвесторам.
2. Для внутреннего использования. Здесь представлен случай со всеми его сильными и слабыми сторонами. Этот бизнес-план постоянно используется как инструмент управления.
Значительных преимуществ можно добиться, начав с внутреннего бизнес-плана. В процессе написания рассматриваются многие вопросы, которые, возможно, никогда не будут описаны во внешней версии бизнес-плана.
Однако инвесторы, скорее всего, будут задавать такие вопросы, чтобы «почувствовать» серьезность проекта. Те, кто не готов ответить на эти вопросы, окажутся в невыгодном положении. Все варианты и стратегии развития должны быть разработаны заранее при составлении внутреннего бизнес-плана. И если приход инвестора окажется выгодным, то и у инвестора, и у компании появится прочная основа для сделки.
Поэтому разработка бизнес-плана, ориентированного в первую очередь на внутренние нужды, отвечает интересам обеих сторон. Бизнес-план обычно пишется на перспективу и разрабатывается примерно на 3 года вперед, при этом основные показатели на первый год обычно разбиваются помесячно, на второй год — поквартально, и только с 3-го года ограничиваются годовыми показателями. К сожалению, в наших экономических условиях такое планирование пока невозможно, поскольку экономическая ситуация меняется очень быстро. Планировать больше, чем на год, было бы ошибкой. Многие сейчас ограничиваются составлением плана на год. Он определяет цели компании и средства их достижения.
Основными целями разработки бизнес-плана являются:
· приватизация государственного и муниципального имущества;
· реализация инвестиционных проектов;
· осуществление отдельных хозяйственных операций;
· эмиссия ценных бумаг;
· определить перспективы развития компании;
·осуществлять меры по реорганизации, применяемые к неплатежеспособным предприятиям (банкротству);
· финансовое оздоровление и выход из временного экономического кризиса.
Бизнес-план выполняет девять основных функций, как внешних, так и внутренних, которые имеют жизненно важное значение для деятельности самого предприятия.
Грамотно напечатанный и оформленный бизнес-план — лучшая визитная карточка бизнесмена. Это позволяет стандартизировать процесс ознакомления с компанией.
На определенном этапе развития экономики и становления рынка, рыночных отношений и цивилизованного предпринимательства отсутствие бизнес-плана начнет восприниматься как нечто абсурдное и будет вызывать недоверчивое отношение со стороны партнеров, кредиторов и клиентов. Наличие бизнес-плана — обязательное требование цивилизованного рынка.
Привлечение денег на развитие бизнеса невозможно без материалов, содержащихся в бизнес-плане.
Наличие бизнес-плана чисто психологически вызывает ощущение солидности и респектабельности предпринимательского предприятия и его владельца.
Процесс планирования требует адекватной оценки предпринимаемых или осуществляемых предпринимательских действий.
Бизнес-план помогает выявить на самых ранних этапах проблемы в развитии бизнеса, которые в будущем могут превратиться в серьезные препятствия и существенно усложнить работу.
Дает компании ощущение цели, то есть четкое определение конечных и промежуточных целей.
Бизнес-план — это инструмент контроля и управления, который обеспечивает запланированное развитие бизнеса в направлении достижения поставленных целей.
В процессе разработки бизнес-план является мощным инструментом самообразования, базой для сравнения с реальными достижениями.
Чем выше нестабильность внешней среды, тем больше порядка должно быть во внутренней организации действий компании, тем больше внимания следует уделять разработке стратегии развития рынка и организации и оперативным действиям по реализации этих стратегий.
Бизнес-план помогает решить 4 основные задачи:
1. изучить емкость рынка;
2. оценка затрат;
3. обнаружить ловушки;
4. Определить финансово-экономические показатели.
Бизнес-план можно также назвать постоянным документом, подверженным изменениям и дополнениям, но имеющим свою структуру, которая включает следующие основные пункты: резюме; компания и ее стратегия; рыночная и маркетинговая стратегия; производство и эксплуатация; процессы управления и принятия решений; юридический план; финансовый план; с учетом возможных факторов риска.
В рыночной экономике существует множество разновидностей бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т. д. Классификация бизнес-планов по объектам бизнеса представлена на рис. 1. Возможны и другие классификации видов бизнес-планов, например, по компонентам управления. Бизнес-планы по данной типологии разрабатываются с различными модификациями в зависимости от поставленной задачи: по отраслям деятельности (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новое или существующее).
Следует отметить, что бизнес-план финансового оздоровления предприятия является обязательным для неплатежеспособных предприятий и имеет свою структуру и логику представления. Однако, по нашему мнению, его разработка может быть полезна всем российским компаниям, большинство из которых испытывают значительные финансовые трудности.
Бизнес-план финансового оздоровления является основным документом для неплатежеспособных предприятий и служит:
· разработать стратегию выживания компании;
· разработать план реализации процедур реорганизации;
· организация управления предприятием в кризисной ситуации или в преддверии ее;
· обоснование необходимости и возможности оказания государственной поддержки предприятию
В рамках организации возможна разработка как общего стратегического плана, включающего целый ряд целей, так и отдельных бизнес-планов по приведенной ниже типологии. Бизнес-планы в основном ориентированы на инновации;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адамс, Боб Бизнес-план за несколько часов / Боб Адамс. - М.: АСТ, Астрель, 2017. - 470 c.
2. Буров, В. П. Бизнес-план фирмы / В.П. Буров, А.Л. Ломакин, В.А. Морошкин. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 192 c.
3. Гарретт, Саттон Азбука составления победоносного бизнес-плана / Саттон Гарретт. - М.: Попурри, 2016. - 358 c.
4. Голембиовский, С.А. Бизнес-план в стиле Russian / С.А. Голембиовский. - М.: Ось-89, 2016. - 432 c.
5. Горемыкин, В. А. Бизнес-план. Методика разработки. 25 реальных образцов бизнес-плана / В.А. Горемыкин. - М.: Ось-89, 2018. - 592 c.
6. Новиков, С. Бизнес-план или как повысить доходность вашего предп
риятия / ред. Б. Плешков, С. Новиков, В. Шустов. - М.: Анкил, 2017. - 507 c.
7. Пелих, А. С. Бизнес-план, или Как организовать собственный бизнес. Анализ. Методика. Практикум / А.С. Пелих. - М.: Ось-89, 2016. - 243 c.
8. Пелих, А.С. Бизнес-план или как организовать собственный бизнес: анализ, методика, практикум / А.С. Пелих. - М.: Ось-89, 2018. - 731 c.
9. Стоун, Ф. Бизнес-план / Ф. Стоун. - М.: Гиппо (Hippo), 2015. - 718 c.
10. Сухова, Л. Ф. Анализ финансового состояния и бизнес-план торговой организации потребительской кооперации / Л.Ф. Сухова, В.Н. Глаз, Н.А. Чернова. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 288 c.
11. Ушаков, И. И. Бизнес-план / И.И. Ушаков. - М.: Питер, 2017. - 224 c.
12. Шаш, Н. Н. Бизнес-план предприятия (+ CD-ROM) / Н.Н. Шаш. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2018. - 488 c.
13. Хоровиц, Бен Легко не будет. Как построить бизнес, когда вопросов больше, чем ответов / Бен Хоровиц. - Москва: Мир, 2020. - 872 c.
14. Чапин, Кари Handmade. Придумай и сделай бизнес своими руками / Кари Чапин. - Москва: Мир, 2019. - 889 c.
15. Шеер, А.-В. ARIS - моделирование бизнес-процессов / А.-В. Шеер. - М.: Вильямс, 2022. - 224 c.
16. Элияху, М. Голдратт Цель. Процесс непрерывного улучшения / Элияху М. Голдратт, Джефф Кокс. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2021. - 400 c.