Фрагмент для ознакомления
2
Административный арест. Самая строгая мера административного наказания, которая заключается в изоляции нарушителя от общества.
Дисквалификация. Срок дисквалификации согласно ч. 2, 3 ст. 20.8 и ст. 20.10 КоАП РФ составляет от 6 месяцев до 1 года, в соответствии с ч. 9 ст. 20.4, ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ от 1 года до 3 лет, ст. 20.30 КоАП РФ - от 6 месяцев до 3 лет.
Административное приостановление деятельности. Означает временную остановку деятельности предпринимателей без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности или оказания услуг .
Обязательные работы. Применяются только в тех случаях, когда более мягкий вид административного наказания (например, штраф) не может гарантировать достижение цели административного наказания.
2.2.Порядок производства по делам об административных правонарушениях, посягающих на общественную безопасность
Порядок производства по делам об административных правонарушениях, посягающих на общественную безопасность, включает несколько этапов:
Возбуждение дела. Полномочия принадлежат соответствующим должностным лицам и прокурорам .
Составление протокола. При невозможности составить его на месте выявления правонарушения лицо доставляют в служебное помещение органа, сотрудниками которого оно было выявлено. К правонарушителю могут применить административное задержание - кратковременное ограничение свободы физического лица.
Направление протокола. В течение трёх суток после составления протокол направляется судье, в орган или должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении.
Рассмотрение дела. Дело рассматривают в пятнадцатидневный срок со дня получения органом или должностным лицом протокола и других материалов дела и в двухмесячный срок - со дня получения его судьёй.
Вынесение постановления. По результатам рассмотрения дела выносят постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В зависимости от объёма и сложности процессуальных действий производство по таким делам бывает трёх видов:
Обычное. Включает в себя всю полноту процедурно-процессуальных действий с обязательным составлением протокола.
Упрощённое. Не требует соблюдения формальных процедур, то есть допускает не составлять протокол, если лицо, совершившее малозначительное противоправное действие, раскаивается, осознаёт вину и согласен с административным наказанием.
Особое. Предполагает усложнённый порядок привлечения к административной ответственности. Например, такой порядок производства применяется в отношении несовершеннолетних правонарушителей.
Выделим проблемы порядка производства по делам об административных правонарушениях, посягающих на общественную безопасность:
1.Нормотворческая проблема. Например, схожесть некоторых статей Уголовного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях. Критерии, по которым применяется одна из этих норм, заключаются в личной оценке правоприменителя.
2.Неясность и коллизионность положений законодательства. Это может нести угрозу для прав человека, подрывать основы функционирования юридических лиц и негативным образом отражаться на национальной безопасности государства .
Пути решения проблем:
1.Детальная и тщательная регламентация процедур, это может потребовать реформирования административного законодательства.
2.Включение соответствующих составов административных правонарушений в главу 20 КоАП РФ. Это позволит добиться большего единообразия в реализации института административной ответственности, укрепить принцип равенства граждан при реализации в отношении них мер административного наказания и повысить степень защищённости общественных отношений в сфере общественного порядка и общественной безопасности.
3.Криминализация некоторых составов административных правонарушений против общественного порядка и общественной безопасности и включение соответствующего запрета в Уголовный кодекс Российской Федерации.
2.3.Правоприменительная деятельность по рассмотрению дел об административных правонарушениях, посягающих на общественную безопасность
Понятие "общественное место" выходит за рамки физического присутствия человека, охватывая также его виртуальное существование в цифровом пространстве. Защита прав граждан в общественных пространствах выходит далеко за рамки контроля и надзора. Как было сказано ранее, деятельность в этой сфере может привести к применению мер принуждения, направленных на пресечение правонарушений, а также на оформление процессуальных бумаг и фиксацию доказательств совершенного нарушения закона .
Административно-процессуальные принуждения, используемые для поддержания общественного порядка, представляют собой вынужденные действия, направленные на немедленное прекращение нарушения порядка. Их цель - временно отстранить нарушителя от общественной жизни, чтобы составить процессуальные документы, фиксирующие доказательства правонарушения, при этом гарантируя защиту прав и интересов граждан на спокойное нахождение в общественных местах.
Поддержание общественного порядка с помощью административно-процессуальных принудительных мер - это многогранная задача, требующая комплексного подхода, включающего правовые, физические и процессуальные инструменты. Из этого определения ясно, что главной задачей охраны общественного порядка является защита прав и безопасности каждого человека, а также создание атмосферы уюта и спокойствия в общественных пространствах, что в свою очередь способствует благополучию граждан и нормальному функционированию общества.
Сохранение общественного порядка имеет ключевое значение, поскольку оно не только обеспечивает гражданам возможность реализации своих прав, но и создает условия для выполнения ими обязанностей перед государством и другими людьми. Хотя большинство людей сознательно и добровольно следуют социальным и правовым нормам, действующим в общественных местах, их стремление к спокойствию в этих пространствах не всегда определяется исключительно их личной волей.
Социальный порядок, выражающийся в соблюдении правовых и социальных правил в общественных пространствах, формируется благодаря согласованным действиям множества людей. Цифровой мир, как и реальный, предоставляет свободу передвижения и общения широкому кругу лиц, и в нем также существует острая необходимость в защите и соблюдении прав каждого участника.
Соответственно, можно утверждать, что общественный порядок представляет собой следование правовым нормам и другим социальным правилам, как в офлайн-среде, так и в онлайн-пространстве, для создания атмосферы безопасности и благополучия, которая служит защитой прав граждан, общества и государства, а также обеспечивает устойчивое социальное развитие.
Поддержание общественного порядка достигается посредством применения разнообразных правовых инструментов, среди которых особое значение имеют принудительные меры, например, административно-процессуальные санкции. Их назначение - гарантировать надлежащее процессуальное сопровождение всего процесса применения административного наказания. В некоторых ситуациях применение процессуальных мер принуждения может не повлечь за собой последующего назначения административного наказания.
Проведение личного досмотра должно осуществляться исключительно представителями того же пола. Информация о проделанной процедуре фиксируется в протоколе доставления или административного задержания, либо в отдельном документе, отражающем данное процессуальное действие. В некоторых случаях может быть сделана видеозапись досмотра, но распространение такой записи в интернете строго запрещено. При необходимости личного досмотра, который включает в себя снятие одежды, данный процесс должен осуществляться в отдельной, изолированной комнате с температурой не ниже 18 градусов Цельсия и достаточным уровнем освещения.
Очевидно, что человек, находящийся в состоянии алкогольного опьянения, не в состоянии адекватно воспринимать и анализировать процессуальные документы. В таком состоянии он также не в силах эффективно защищать свои права. Поэтому, для обеспечения его законных интересов, требуется вытрезвление. Изучение опыта работы советских медвытрезвителей позволяет предположить, что для полного вытрезвления человека, доставленного в подобное учреждение в нетрезвом состоянии, достаточно было одного дня. После того, как человек приходил в себя, начинался отсчет времени административного ареста, а факт его трезвости должен был быть зафиксирован медицинским специалистом.
Рассмотрим ещё один инструмент принуждения, направленный на поддержание общественного порядка и обеспечение безопасности граждан.
В процессе поддержания общественного порядка полицейские могут столкнуться с ситуацией, требующей вскрытия автомобиля. Закон о полиции гласит, что в таких случаях правоохранительные органы имеют право производить вскрытие транспортных средств и проникновение в них (статья 15.1). Использование автомобиля в качестве укрытия преступниками, хранилища оружия, взрывчатки или наркотиков, а также возможность возникновения аварийных ситуаций или нахождения в нем людей - все это может послужить основанием для вскрытия транспортного средства. Поведение человека может сигнализировать о проблемах, проявляясь в нестабильности его положения, невнятной речи и, возможно, запахе спиртного. Проведение вскрытия транспортного средства является принудительной технической процедурой, имеющей серьезные правовые последствия.
Открытие транспортного средства может привести к его механическим повреждениям, однако необходимо стремиться к минимизации таких повреждений. Вскрытие автотранспорта допускается в ситуациях, когда внутри находится человек, способный общаться; когда человек находится в бессознательном состоянии; когда транспортное средство пустующее, но есть веские причины для его вскрытия. В ситуациях, требующих вскрытия транспортного средства, необходимо следовать строгому алгоритму действий. При отсутствии владельца транспортного средства, его обязаны уведомить о предстоящем вскрытии . Несмотря на то, что вскрытие транспортного средства подразумевает определенные технические манипуляции, его следует рассматривать как процессуальную процедуру, поскольку она направлена на пресечение правонарушений, как уголовных, так и административных, а также на получение доказательств, необходимых для дальнейшего разбирательства.
Вскрытие автомобиля служит инструментом принудительной меры для извлечения нарушителя и последующего применения к нему процессуальных действий. Важно понимать, что данная мера несет в себе риск нанесения вреда чужому имуществу, поэтому ее применение должно быть тщательно обдуманным и обоснованным.
Перед принудительным вскрытием автомобиля (или другого транспортного средства), находящегося в распоряжении водителя или другого лица, необходимо оповестить его о предстоящих действиях и предоставить ему минимально необходимое время для выхода из транспортного средства. Вскрытие должно выполняться с максимальной осторожностью и сопровождаться видеозаписью всего процесса.
Поддержание общественного порядка и безопасности является первостепенной задачей для административного права. Уголовные составы правонарушений, нарушающих эти принципы, систематизированы в 20 главе Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Залог общественной безопасности во многом определяется деятельностью правоохранительных органов. Их функции охватывают как применение закона, так и административно-юрисдикционные полномочия.
Выводы по второй главе исследования.
Общественная безопасность - сложное правовое явление, для которого в научной литературе существует множество трактовок. Нет единого мнения о том, является ли общественная безопасность видом национальной безопасности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
3. Агарзаев, С. К. Особенности охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности органами внутренних дел Российской Федерации в период действия военного положения / С. К. Агарзаев // Академическая мысль. - 2023. - №. 2 (23). - С. 11-14.
4. Весельский, С. В. Административные наказания, применяемые за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность / С. В. Весельский // Студенческий форум. – 2023. – № 25-1(248). – С. 61-64.
5. Воронов, А. М. Роль правоохранительных органов в обеспечении общественной безопасности при сопровождении массовых мероприятий / А. М. Воронов // Вестник экономической безопасности. – 2021. – № 6. – С. 36-39.
6. Губатенко, В. А. Деятельность органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка и безопасности / В. А. Губатенко // Концепции устойчивого развития науки в современных условиях. - 2021. - С. 142-148.
7. Климова, О.В. проблемы организации охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности при проведении массовых мероприятия / О. В. Климова //Актуальные вопросы юридической науки и практики. - 2021. - С. 94-101.
8. Королев, В. С. Проблематика определения вида административного наказания за административные правонарушения, посягающие на общественную безопасность, связанные с нарушением требований пожарной безопасности / В. С. Королев // Юридическая наука и практика. – 2024. – № 3. – С. 105-109.
9. Кострова О.В. Административно-правовой механизм применения полицией мер принуждения к лицам, находящимся в состоянии опьянения в общественных местах / О.В. Кострова // Административное право и процесс. 2023. № 9. С. 61 - 64.
10. Левченко, В. Д. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность / В. Д. Левченко // Молодой ученый. – 2023. – № 52(499). – С. 277-279.
11. Магомедханова, К. Ф. Механизмы защиты внутрисемейных отношений в области предупреждения, пресечения и профилактики правонарушений / К. Ф. Магомедханова // Юристъ-Правоведъ. – 2024. – № 2(109). – С. 30-36.
12. Пашкова, Е. Н. К вопросу определения понятия "общественное место" по административному законодательству Российской Федерации / Е. Н. Пашкова // Вестник Сибирского юридического института МВД России. – 2022. – № 3(48). – С. 25-32.
13. Приходько В.Е. Применение сотрудниками полиции предусмотренных законом мер принуждения в случае отказа водителя выполнить законные требования: обеспечить доступ в транспортное средство, выйти из него, предъявить документы: методические указания / В.Е. Приходько, К.П. Абакумов, Д.А. Тарасенков. М.: НЦ БДД МВД России, 2020. 24 с.
14. Тюрин, И. А. Особенности обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности в особых условиях / И. А. Тюрин, Д. В. Сороколетова // Молодой ученый. – 2024. – № 5(504). – С. 347-350.
15. Усманов, Д. Р. Особенности обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности в особых условиях / Д. Р. Усманов, Т. В. Ковалев // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2023. - №. 11-4 (86). - С. 235-237.
16. Ченчиковский, А. Д. Особенности обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности в особых условиях / А. Д. Ченчиковский // Актуальные вопросы совершенствования тактико-специальной, огневой и профессионально-прикладной физической подготовки в современном контексте практического обучения сотрудников органов внутренних дел. - 2020. - С. 443-445.
17. Щеглов Р.П. Презумпция виновности и объективное вменение по делам об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок, на современном этапе развития административно-процессуальных отношений / Р.П. Щеглов // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2023. № 2 (66). С. 1 - 7.
18. Ярославский, М. А. Профессиональная готовность сотрудников полиции к правомерному применению физической силы в процессе охраны общественного порядка / М. А. Ярославский // Пробелы в российском законодательстве. – 2021. – Т. 14, № 3. – С. 94-97.