Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Данная работа посвящена Таинству публичного покаяния.
Покаяние является важнейшей частью духовной жизни истинного христианина. Без покаяния трудно себе представить жизнь, посвященную Богу. Более того, именно добродетель покаяния позволяет христианину стяжать другие добродетели, достичь состояния святости или обожения. Святость воспринимается скорее как исключение, высший подвиг, это правильно, однако, как гласят учения Святых Отцов, Писания Ветхого и Нового Заветов, наставления церковнослужителей, все христиане, которые прошли таинство Крещения и Миропомазания обязаны учиться и исполнять основы догматического вероучения аскетизма, изложенные в Символе веры, то есть, стремится к самосовершенствованию, приближению к идеалу святости, в том числе и посредством покаяния. Также нельзя не отметить, что покаяние дарует человеку благодать Святого Духа. Без Святого Духа душа человека не может войти в Царствие Божие после смерти, не может существовать, потому что душа нуждается в Божественной энергии.
Актуальность исследования темы Таинства публичного покаяния в истории Церкви определяется целым рядом факторов, как богословского, так и исторического, а также практического характера. Во-первых, институт публичного покаяния, существовавший в ранней Церкви и на протяжении большей части первого тысячелетия, представляет собой важную часть литургической и дисциплинарной истории христианства. Его изучение позволяет глубже понять развитие церковных установлений, связанных с прощением грехов и восстановлением души согрешившего человека.
Во-вторых, практика публичного покаяния отражает специфическое понимание греха и его последствий в раннехристианском сознании. Исследование показывает, что грех воспринимался не только как нарушение личной связи с Богом, но и как деяние, наносящее ущерб всей церковной общине. Публичное покаяние, таким образом, служило не только для очищения грешника, но и для исцеления общины, восстановления ее единства и свидетельства о силе Божьей благодати.
В-третьих, анализ института публичного покаяния позволяет проследить эволюцию представлений о роли Церкви в деле спасения. В ранней Церкви, когда таинство покаяния носило преимущественно публичный характер, Церковь выступала в роли врачевателя, общественного судьи и духовного наставника, направляющего кающегося на путь исправления. С переходом к практике частной исповеди акцент сместился на индивидуальную связь между кающимся и священником, что привело к изменению роли Церкви в процессе покаяния.
В-четвертых, изучение публичного покаяния имеет важное значение для понимания современной практики покаяния в различных христианских конфессиях. Несмотря на то, что институт публичного покаяния в его классическом виде практически исчез, его элементы можно обнаружить в современных литургических обрядах, практиках духовного наставничества и пастырского консультирования. Понимание исторического контекста этих элементов позволяет более осознанно и эффективно применять их в современной церковной практике.
Цель исследования.
Главная цель исследования – провести анализ Таинства публичного покаяния.
Объект исследования – Таинство публичного покаяния.
Предмет исследования – богословские и церковно-практические особенности Таинства публичного покаяния.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие Таинства покаяния.
2. Изучить историю развития Таинства публичного покаяния в церковной практике.
3. Охарактеризовать литургические аспекты таинства публичного покаяния.
4. Выявить особенности современного состояния Таинства публичного покаяния.
5. Сделать выводы по исследованию.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка литературы.
Глава 1.Общая характеристика духовного смысла Таинства Покаяния и его истории
1.1.История и чинопоследование Таинства Покаяния
В православии Таинствам свойственно особое, возвышенное отношение, наполненное священным смыслом. Православное мировоззрение строго разграничивает ритуалы и Таинства, не допуская их смешения. Данный нюанс требует детального изучения. Что касается взаимосвязи Таинства и обряда в русском религиозном сознании, обряд выступает в роли "дополнения" к Таинству. Обряд – это внешняя форма, способствующая осознанию всей глубины духовного события, происходящего в храме .
Безусловно, православной религиозности присущи характерные особенности, ставшие предметом многочисленных исследований. Православному мировоззрению свойственно стремление к единству, коллективизму, соборности. Православный верующий убежден в существовании спасительного пути, эсхатологическая направленность и приоритет духовного начала – вот что определяет специфику православного мировосприятия.
Однако, в XX веке, под воздействием процессов секуляризации, эти черты стали постепенно размываться. Как следствие, таинства и обряды стали восприниматься как тождественные понятия, а ритуальная сторона – как достаточный показатель веры. Русское религиозное сознание подверглось влиянию индивидуалистических, рационалистических и прагматических тенденций, что неизбежно повлекло за собой трансформации в религиозной сфере.
Слово «обряд» можно интерпретировать как «сакральный порядок» или «божественный строй». Сакральность или божественность подразумевает установленность или дарованность свыше.
Порядок – это упорядоченная последовательность действий. Следовательно, обряд – это установленный свыше порядок действий, направленный на достижение определенной цели в религиозном служении. Поскольку этот порядок имеет божественное происхождение, каждое действие и движение в обряде несет в себе определенный смысл и цель. Каждый элемент – действие, предмет, слово, звук, одеяние, жест – является символом, наполненным глубоким духовным смыслом и преследующим конкретную цель.
Если человек подходит к таинству и обряду формально, то таинство превращается в набор механических действий, которые необходимо совершить. Однако это в корне неверно, поскольку подлинное и живое духовное восприятие таинства открывает путь к спасению. Обряд же, как последовательность внешних вспомогательных действий, выполняет функцию сопровождения таинства.
Таинство может быть целью обряда, но это не является обязательным условием. Для совершения Таинства внешние действия не требуются, так как Таинство имеет преимущественно духовную природу. Это особенно актуально в отношении Таинства покаяния.
Далее мы более подробно рассмотрим историю Таинства покаяния.
Таинство покаяния, или исповедь, играет ключевую роль в духовной жизни верующего, служа инструментом приближения к Богу. Его корни уходят в Ветхий Завет, где книги Исход и Левит описывают ритуал "жертвы за грех", предназначенный для искупления ритуальной нечистоты или нарушения религиозных и моральных предписаний. Упоминаются также пост и молитва как средства покаяния.
С пришествием Спасителя необходимость в жертвоприношениях отпала, однако покаяние остается необходимым условием для стяжания добродетелей и обретения смирения. Принятие таинства исповеди свидетельствует об осознании христианином своей греховности, стремлении к духовному росту и преодолению греховной природы. Исповедь дарует не только прощение, но и Божественную благодать, необходимую для спасения и вечной жизни во Христе.
Искреннее покаяние и раскаяние – обязательные условия для совершения таинства исповеди. Ему предшествует глубокая внутренняя работа, включающая осознание, осмысление и раскаяние в совершенных грехах, с последующим исповеданием и памятованием о них для смирения и избежания повторения в будущем.
Исповедь является необходимым условием для участия в таинстве Евхаристии. Как отдельное таинство, исповедь сформировалась в христианской церкви не сразу. В первые века существовали как публичная исповедь (для тяжких грехов), так и частная. Традиция исповедоваться перед приходским священником укоренилась лишь в IV-V веках. Письменное оформление чина исповеди происходило с V по IX века, начиная с Устава Иоанна Постника, ставшего частью Номоканона Иоанна Постника .
Издревле власть отпускать грехи была усвоена епископам; начиная с III столетия сохранились свидетельства о том, что разрешение грехов совершалось и пресвитерами. В древней Церкви было две формы Исповеди: публичная и тайная.
Сейчас, в нашей современной церковной практике, известна и третья форма Исповеди: общая Исповедь, которая в древней Церкви отсутствовала. Она появилась достаточно недавно и, кстати говоря, возникла совсем не в том виде, в каком мы ее наблюдаем сегодня во многих современных храмах. Отметим также, что общая исповедь использовалась св. Иоанном Кронштадтским, наплыв верующих был столь большим, что он не имел возможности проводить подробные исповеди.
Такого рода общая исповедь отсылает нас к публичной Исповеди первых столетий бытия Христианской Церкви. Ее совершали кающиеся перед епископом в присутствии всей общины. Человек открыто и гласно исповедовал свои грехи. Но существовала и тайная исповедь. Публичная Исповедь предназначалась только для тех людей, которые совершили тяжелейшие грехи, а также для тех, кто в годы гонений на Церковь из страха перед языческой властью отрекались от Христа. За тяжкие грехи публичное Покаяние назначалось, впрочем, далеко не всегда. Скажем, за блудные грехи публичная Исповедь назначалась только тогда, когда всей общине было известно о том, что данное преступление было совершено.
Период окончательного формирования чина публичного Покаяния - это середина III века, это период правления императора Декия, который связан с гонениями на христиан. Сначала следовало принятие человека в разряд публично кающихся, затем – несение им епитимии и, наконец, его возвращение в лоно церковное. Кающийся сначала приходил к пресвитеру, который проверял искренность его обращения. Затем пресвитер вносил имя грешника в церковный список и возлагал на него руки – в знак разрешения от отлучения: до этого момента грешник мыслился пребывавшим вне Церковного Тела. В первый день Великого поста осужденный на публичное Покаяние приходил к церкви. У дверей его встречал епископ, вводил в храм, где кающийся посыпал голову пеплом, одевался в рубище и повергался на землю ниц. В это время епископ, клир и народ возносили за него молитву, после чего епископ возлагал на него руки, окроплял его водой и произносил проповедь, обличая перед всеми его грех.
По мере времени публичное покаяние в общецерковной практике стало упраздняться. В IV веке после того, как христианство приобретает статус государственной религии, отступников от Христа становится меньше. Несмотря на это, публичную Исповедь практиковали вплоть до IX века .
Тайная Исповедь, издревле существовавшая в Церкви Христовой наряду с публичной, изначально не была распространена. Но с VI столетия – на христианском Западе и затем – уже с IX века – ее стали повсеместно практиковать и на Востоке, в Византии.
В целом, тайная Исповедь в качестве целостного и разработанного чинопоследования оформляется именно в Византии в IX столетии, когда появился чин Иоанна Монаха, вошедший в состав созданной в ту же эпоху первой редакции «Номоканона».
Сегодняшний чин, который мы находим в современном русском Требнике, сформировался лишь в XVII веке. Здесь важно отметить, что в данном чине – именно вследствие времени его окончательного формирования – во многом нашли свое отражение черты латинского богословия.
В Чинопоследовании Таинства покаяния возможно выделить две части. Совершение первой части осуществляется одновременно для всех исповедников, второй – индивидуально для каждого, кто кается, принимает Таинство покаяния:
Вынос Креста и Евангелия на аналой.
Увещание священника перед Исповедью.
Возглас: «Благословен Бог наш…».
«Начало обычное».
Чтение 50-го псалма.
Тропари.
Господи, помилуй. (40 раз).
Молитва: «Боже, Спасителю наш, иже пророком Твоим Нафаном…»*.
Обращение священника: «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое…»*.
Чтение Символа веры.
Личная исповедь.
Молитва священника: «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами…»*.
(На практике пп. 5,6,7,10 иногда опускаются) .
Рассмотрим чинопоследование исповеди.